Студия: Custom’s Club. Руководители проекта: Сергей Мультатули, Валерий Селищев, Константин Пепеляев
ЛЕКАЛА И ПОДИУМЫ
Не занятно ли: два слова, составившие заголовок, у большинства обитателей планеты живут вместе, ибо относятся к миру моды. Чаще — высокой, что про другую-то говорить...
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + тыл + центр + сабвуфер
- Источники: Alpine DHA-S690, VPA-B222R
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Монитор: Alpine TME-M770S
- Усилители: Sinfoni Amplitude 45.2, Shadow 50.2 SPX, Shadow 100.2 SPX, Steg QM45.2x
- Акустика: Rainbow 8” Vanadium, M 100 Profi, CAL 26 Silk, CS 265 Profi, Impact NDM 3532
- Сабвуфер: Rainbow 10” Vanadium
У нас (не надо объяснять, у кого «нас»?) «подиум» — это тоже своего рода опора для моделей. Только это модели акустики, по подиумам они не ходят, а крепко к ним привинчены. А вот слово «лекало», хорошо знакомое другим моделям, с анорексией, ходящим по другим подиумам, у нас не употребляется. А, возможно, зря…
Это ведь всего лишь авторский крой. Тот, по которому потом узнают, где Гуччи, где Лагерфельд, а где Славка Зайцев. Лекала берегут от посторонних взоров и достают, когда им предстоит должное употребление. Для создания очередного произведения haute couture, не станем бояться этих слов.
Хозяин этого автомобиля, как нетрудно догадаться по мелкосерийной надписи «Lorinser» рядом с довольно-таки конвейерной мерседесовской звездой, не сторонник «готового платья» и в поисках подходящих лекал объездил немало питерских ателье. Одна из моделей, которую ему показали в Customs Club, и стала источником искомого лекала. Это был Porsche Cayenne. Тот самый Reptile, не раз открывавший показ лучших в Европе автомобильных аудиосистем и не раз закрывавший соревнование между ними. Лекало было выбрано, но с оговоркой: крой такой же, но не для дней высокой моды, а для повседневного использования.
Рабочие документы дизайнеров: два варианта отделки салона
Последнее означало ещё, что система должна быть потенциально расширяемой, аппетит приходит во время повседневной жизни, а ещё — что интерьер, сугубо индивидуальный, должен был сохранить практичность (которой не всегда требуют от супермоделей автозвуковых чемпионатов). А индивидуальность должна была стилистически интегрироваться в то, что заранее сделали в машине мастера Daimler Benz и Lorinser.
Машина большая, посадка высокая, заключение экспертов было единым: фронт — только трёхполосный. Примерка акустики к новому ML принесла подарок от производителей: двери здесь легко поглощают мидбасы калибром до 20 см. Такие и выбрали, кто же отказывается от столь щедрых подарков? Басовым звеном фронта стала пара Rainbow 8” Vanadium.
В отношении размещения ВЧ-головок возникли некоторые разногласия между акустиками и дизайнерами. С точки зрения акустиков, были два варианта размещения твитеров: стойки и уголки зеркал. С точки зрения дизайнеров салона — один, о «профессиональной деформации» стоек они и слышать не желали. А высокая мультимедийная мода — дело коллегиальное, здесь важны позиции всех сторон, но акустики на стойках особенно не настаивали: схема предусматривала применение цифрового процессора, а для таких систем подобное расположение твитера стало уже традиционным…
Концепция «сток по мерке»: на месте штатного монитора — тач-скрин Alpine
Итог дискуссии оказался мирным: компактные твитеры Rainbow CAL 26 Silk Profi вписались в треугольники зеркал. Переделка торпедо в ходе редизайна салона была неизбежной, и по ходу процесса в приборной панели приготовили посадочные места под 10-сантиметровые головки, причём почти без ограничений по глубине. Среднечастотники выбирали из наиболее музыкальных, а это нередко означает — с целлюлозным диффузором. Полное имя избранника — Rainbow M100 Profi. Кстати, раньше эта серия называлась Audiophile, как тут было не выбрать… Хотя дело не в имени: по концепции системы (разделяемой теперь многими — и Audiophile, и Profi) мидрейнджи должны были без перегрузок и спада АЧХ доигрывать до 250 Гц, чтобы не пустить голос в дверные басовики, диффузорные М100 — из тех, кто это умеет.
Усилитель мощности для СЧ и ВЧ-динамиков — общий, двухканальный Sinfoni Amplitude 45.2. Головки включены через пассивный кроссовер Rainbow.
Для басовиков был приготовлен другой усилитель из «клана» Sinfoni — Shadow 50.2 SPX. Выбранные головки — двухкатушечные, сопротивление каждой секции — 3,5 Ом. Shadow, как показали опыты, легко работает на нагрузку меньше 2 Ом на канал, так что секции соединили в параллель по каждому борту.
Калибр сабвуфера стал некоторой уступкой в пользу практических расчётов, место, отведенное в нише левого крыла, позволяло набрать объёма только под этот калибр, конкретно — под Rainbow 10” Vanadium, для которого скромные 18 л «брутто» оказались оптимальными. Усилитель, выбранный для сабвуфера — тоже Sinfoni, тоже серии Shadow, но теперь 100.2 SPX. Мастера Customs Club ценят эту модель за динамику в низкочастотном регистре.
Система замышлялась как мультимедийная «без скидок», а значит — и с центральным каналом. Он выполнен на одной головке — Impact NDM 3532, это диффузорный динамик диаметром 8 см (бумага, разумеется), вполне самостоятельно и очень реалистично отрабатывающий и весь среднечастотный диапазон, и полагающуюся для «диалогового» канала часть верхнечастотного. Усилитель на ЦК почти такой же маленький, как и сам динамик — Steg QM45.2x, включенный в мостовом режиме. Тыловые каналы образованы двумя комплектами акустики Rainbow CS 265 Profi, установленными в задние двери, и усилителем (таким же, как и на центр) Steg QM45.2x. Несмотря на кажущуюся сложность, усилительная часть оказалась (в сумме) довольно компактной, и её удалось распластать по полу багажника, правда в два этажа — на багажник, помимо усилителей, нашлись и другие претенденты.
На вход усилителей надо что-то подавать и должным образом поданный сигнал коммутировать. Главная роль в этом процессе отведена центру коммутации Alpine Vehicle Hub Pro VPA-B222R. Собственно источником, поставляющим для Vehicle Hub сигнал, стал DVD-чейнджер Alpine DHA-S690, подключенный по оптическому кабелю к процессору Alpine PHA-Н701 и помещенный под водительским креслом. Для дальнейшего расширения системы в смысле дополнительных носителей аудио-видео был использован блок Alpine KCA 620M.
Такая архитектура системы позволила совершенно не затронуть приборную панель, единственный орган управления — джойстик Alpine Orb под правой рукой водителя. Только вот с монитором надо было решить вопрос. Внешне на месте остался штатный экран, но его содержание изменилось радикально. За штатной рамкой прячется Alpine TME — 770S с сенсорным экраном, с которого, кстати, тоже можно управлять системой.
Мастера особенно гордятся оформлением дверей двумя видами кожи и деревом
Теперь пора заняться эстетикой интерьера, господам акустикам и мультимедийщикам просьба отправиться на заслуженный перекур. Хотя справедливости ради надо сказать: дизайнеры начали работать над проектом едва ли не раньше инсталляторов. Заказчик четко определил эмоциональную составляющую будущего интерьера, исходя из этого дизайнеры подготовили эскизное предложение в двух вариантах цвето-фактурного решения. В одном предполагалось использовать алькантару не только в деталях потолка, но и в сиденьях, декорированных отделкой «британский ромб». Этот вариант заказчик признал несколько тяжеловесным. Второй ему понравился совершенно определенно. В итоге «обоюдного непротивления сторон» в автомобиле оказалась изменена практически вся отделка интерьера. Серый потолок обтянут алькантарой морковного цвета. Штатные пластмассовые детали потолка перекрашены в чёрный. На кнопках управления, расположенных в районе зеркала заднего вида, сделана гравировка в стиле оригинального дизайна.
Заказчик пожелал видеть в интерьере автомобиля не только кожу, но и дерево. Специально для этого проекта мы изготовили несколько образцов, из которых он выбрал колерованный корень клена с матовой отделкой.
Фактор практичности в наиболее наглядной форме
Все детали, расположенные ниже подоконной линии, перешиты «наппой» двух цветов, один из которых идеально сочетается с цветом алькантары потолка. Передние сиденья декорированы вышивкой Lorinser, характерной двойной отстрочкой прошиты многие элементы интерьера. Центральные вставки всех сидений украшены специальными втяжками. Отдельно надо отметить удачу в оформлении акустических грилей на торпедо и дверных обшивках, эти детали оказались идеально вписаны в общий стайлинг машины, акцентировав внимание на визуальной связи в отделке штатных и вновь появившихся элементов. То есть сшито по мерке, но видно, что по лекалам дорогого кутюрье…
SQ
Как самый выдающийся мастер-звуковик города Питера, Валерий Селищев в этом проекте отвечал за акустическую часть. Он же, как судья международной категории по автозвуку, должен был дать заключение о том, чем увенчались его труды. Приводим заключение мастера и судьи, ничего в нём не меняя:
«Владелец авто нарочно не оставил ни одного диска из своей коллекции, доверившись моему выбору. Его воля, мой выбор неоднозначен, но мне служит давно и верно. Вот что туда входит: Jean-Michelle Jarre, «Oxygen», Dreyfus, 1993 г. Запись, богатая стереоэффектами в любом частотном диапазоне. Легко определить ширину, глубину, высоту сцены. Плюс масса отчетливых динамических контрастов. Sarah Vaughan, «Sings the Mancini Songbook Jazz», Verve. Сильный вокал темнокожей женщины. Аккомпанемент на втором плане, на первом — голос. Удивительно правильно собранный, четко оформленный, вплоть до ощущения, где именно стоял микрофон. Yello, «Baby», Mercury, 1990 г. Для многих это — разновидность «колбасы» с ватным, хоть и мясистым, басом. На самом деле это не так. На треке «Rubberbandman» слышен хорошо артикулированный стереобас, практически трехмерный. Плюс мужской вокал, чуть грубоватый, но оставляющий ощущение драйва.
И наконец, Sarah Brightman, «Surrender», Polygram, 1990 г. — женский оперный вокал с очень разной манерой исполнения в пределах одного диска. Ну, хватит.
Ставим первый диск «Oxygen», отмечаем сразу — сцена достаточно глубокая, перед «мосей» ничего не маячит. Центральный канал свое дело сделал — заполнение сцены хоть куда. А вот к ширине сцены есть замечания — хотелось бы шире, но при этом наверняка мы потеряли бы в других измерениях. Да, вот еще, чуть не забыл — на этом диске масса трехмерных эффектов: разные там трассеры, шелесты и прочие интересные звуки. Что характерно: все эффекты реалистично «читаются» ухом, при полном отсутствии надсадного звона в ВЧ-диапазоне. Шёлковые пищалки, инструментально доказано, что у них у всех (почти) спад на крайнем верху, а вот субъективно это звучит совсем не так. Есть вопросы к сабвуферу. Бас, в принципе, нравится: есть фактура, есть «мясо», но хотелось бы большего, выходящего, увы, за рамки, обозначенные владельцем.
На композициях Yello очевидно, что самая сильная сторона этой системы — мощный, подвижный и структурный мидбас с правильной стыковкой с СЧ-диапазоном, без намёка на гудение.
Что у нас получилось с вокалом? Sarah Brightman поёт, а не просто издаёт звуки под музыку, это очевидно. И поет она не на капоте, что теперь принято высоко ценить. Есть фокусы с временными задержками процессора, которые позволяют сформировать образ «на капоте» но при этом звучание сделают безжизненным. Нужен разумный компромисс между «правильностью» звуковой сцены и натуральностью звучания. В этой машине слышно, на что способна оперная дива. На разных записях чувствуется, как меняется ее тембр голоса и манера пения. Голос Питера Бланка из Yello захватывает своим энтузиазмом и энергетикой. Понятно, что ему самому нравится это делать. Одним словом, вокал в этой машине полный, не купированный. И все тут. Не зря СЧ-динамик был взят непростой, с неприятными габаритами.
В методике оценки звучания по правилам ЕММА есть пункт «Удовольствие от прослушивания». Так вот по мне — если удовольствия нет, все остальные аспекты звучания можно не оценивать. Здесь нельзя не оценивать. Потому что удовольствие от прослушивания — несомненное».
Компоненты удалось пристроить под пол багажника, но не в один этаж
Пищалки — в уголках, по моде процессорных систем
Мидбасы тыловой акустики
Пульт центрального коммутатора системы Vehicle Hub — единственная явно нештатная деталь в интерьере
Довольно крупные, «неудобные» мидрейнджи интегрированы в торпедо
Потолок стал поддерживать новую цветовую гамму салона
Басовики трёхполосного фронта по существу — компактные сабвуферы