Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
БЫЛО и СТАЛО
Лицемерят те, кто утверждает, что с возрастом интерес к жизни притупляется. А скорее, просто ещё не знают, что жить становится всё интереснее, пока помнишь, как оно было в прежние времена.
Вот, помню, году в 82-м поступил на «Мелодию» (была такая звукозаписывающая компания, кто уже не знает или уже не помнит) первый в мире серийный профессиональный цифровой магнитофон производства американской компании 3M (более известной по всему миру своим брэндом Scotch). Знаете, какова была типичная реакция специалистов на это чудо техники? «А зачем цифровой — это же сложно?» Лет через двадцать пришло понимание, что «цифра» — это как раз просто, а вот в тонкостях «аналога» человечество до конца не разобралось, а теперь, наверное, уже и не разберётся.
Возьмём пример поближе. Когда появились первые DVD-проигрыватели, они воспринимались как вершина технического прогресса, и отношение к ним было соответствующее. (Конечно, на его формирование оказал влияние и уровень цен на первые аппараты.) А нынче иные DVD-плееры используются как подставка под цветочный горшок, и никого это не возмущает.
Такие вот метаморфозы происходят с техникой и, как следствие, с нашим сознанием. Или вот совсем по теме: усилители Pioneer. Очень узнаваемые, функционально простые и, соответственно, общедоступные. А теперь представьте себе всё то же, но в три-четыре раза дороже. Не можете? Это потому, что в вашем сознании метаморфоза ещё не произошла, а в технике уже состоялась.
Мы тут не раз писали, что хрестоматийная простота усилителей Pioneer обусловлена тем, что они рассчитываются на работу с «головами», которые несут на борту максимум вооружения — фильтров, эквалайзеров и иных средств преобразования звукового сигнала. Но оставляли в стороне вопрос: а кто сказал, что изрядно «упакованные» и, наверное, недешёвые «головы» будут подключаться к грошовым усилителям? Видимо, пару лет назад стратеги Pioneer задали себе такой вопрос, и результатом стало появление на свет божий усилителей серии PRS-A (Есть ещё PRS-D, и среди них несколько моделей усилителей, работающих в полной звуковой полосе, но о них разговор особый.)
В серии PRS-A три модели: два четырёхканальных и один двухканальный усилитель. Вначале были представлены A500 и A700, PRS-A900 появился совсем недавно и сразу же занял доминирующую позицию в серии — он и выглядит представительнее, нежели его предшественники. Но посмотреть на него мы ещё успеем, а пока обратимся к описанию.
Из него явствует, что в схеме усилителя применены высококачественные компоненты и что левый и правый каналы запитаны от разных источников. Однако эта фраза относится ко всем усилителям PRS-A, а в случае с четырёхканальниками остаётся открытым вопрос: сколько источников питания всего — два или, может, всё-таки четыре? Но уже по компоновке аппарата можно сделать предварительный вывод, что от одного источника питаются два канала L, а оба канала R — от другого. Обе торцевые стенки корпуса прикрывают съёмные крышки, своим внешним видом удачно копирующие титан. Суммарный номинал предохранителей (50 А) показывает, что авторы разработки не ставили соей целью потрясти владельцев этого устройства в буквальном, механическом смысле слова. Диаметр силовых зажимов 9 мм, выходные зажимы рассчитаны на кабель диаметром до 4,5 мм. (И куда-то исчезло традиционное меднение плюсового зажима питания — даже обидно.) Усилитель может работать как с четырьмя, так и с двумя входами, второй вариант будет полезен при подключении фронтов би-ампингом (вы можете использовать любую пару входов). И, если кто ещё не понял, никаких фильтров, бустов и прочего привычного оснащения у A900 нет.
Прежде чем перейти к описанию наших ощущений от прослушивания, приводим список тестового материала.
- Marc Rizzo. «The Ultimate Devotion». Mascot Records, 2007.
- Pink Floyd. «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
- Celentano. «Arrivano Gli Uomini», Clan, 1991.
- Silence Technology Test Disc. Audio div., Matsushita, 1990.
- «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
Начали с диска [1] и поначалу ничего не услышали. То есть имеется левая колонка, имеется правая, между ними — провал. Наверное, со стороны было забавно наблюдать наше замешательство, когда мы кинулись проверять полярность подключения кабелей. Самое удивительное, что при замене полярности одной из колонок на обратную ничего не менялось. Даже мелькнула мысль, что аппарат хоть и серийный, но лишь второй в серии — мало ли что. Прошло минут пятнадцать, перешли к следующему диску и вдруг заметили, что усилитель уже играет. Буквально разыгрывается на глазах. Дело в том, что практически все пафосные усилители, попадающие к нам, обладают уже определённым стажем демонстрационной работы — в стендах, на выставках и т.д. PRS-A900, как мы потом поняли, приехал к нам практически прямо от производителя (через европейское и московское представительства фирмы). В общем, ещё с полчаса погоняли аппарат и зашли на второй круг.
Диск [1] записан таким образом, что, если усилитель не обладает достаточным разрешением, все инструменты сваливаются «в кучу», звучание становится неинтересным. С этой задачей A900 справился — инструменты были отчётливо различимы, и запись не потеряла музыкального единства. Затихающие риффы гитары во вступлении к «Money» [2] остаются чётко зафиксированы в точке между колонками. Хлопки в ладоши на первом треке диска Челентано [3] слышатся именно как хлопки в ладоши (очень многие усилители не проходят этот тест). Детали сбалансированы и проработаны, как в хороших наушниках. Бас чётко очерченный и «большой», но — до определённого уровня громкости. Существует определённый рубеж, за который лучше не заходить, иначе бас начинает терять чёткость формы. Видимо, чтобы использовать возможности этого усилителя на все сто, работу с басами лучше перепоручить кому-нибудь ещё.
Диск [4], десятый трек. Очень узнаваемый звук застёгиваемой молнии — даже не возникает сомнения, что её именно уже застёгивают, а не ещё расстёгивают. Разное эмоциональное состояние, сами ведь знаете… Так вот, это слышно со всей ясностью.
Однако воспарим от прозы и повседневности. После удара в церковный колокол зыбкий фантом ни на секунду не исчезает — он уже даже почти и не фантом. В этом, возможно, некоторая слабость усилителя в эмоциональном плане, он не оставляет недосказанностей, тщательно артикулируя каждую деталь. Кто-то, наверное, эту особенность подачи материала примет за упрощение. И наконец, четвёртый трек диска [5]. Здесь нет низкого баса, и аппарат показывает всё, на что он способен в паре с хорошей акустикой, совершенно не мешая ей «лепить» почти осязаемую звуковую сцену. Но мы использовали весьма серьёзные домашние напольники, а вот подобрать из нашей сферы акустику, которая соответствовала бы этому усилителю по уровню, будет непросто. Можно, но непросто.
- Pioneer PRS-A900, cерийный номер 000002EW
- Максимальная мощность, (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 64,1/99,4
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,012/0,015
- Входная чувствительность, В 0,48 — 8,1
- Отношение сигнал/шум, дБА 108
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 101/65
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 2,5 — 113000
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 25
- Ток холостого хода, А 1,4 — 3,2
- Габаритны, мм 310 х 257 х 62
Мощность усилителя — это единственный параметр, который тут можно назвать средним. Впрочем, мы не раз писали, что для работы с фронтами достаточно любой мощности от 60 Вт, и, видимо, авторы разработки придерживались того же мнения. Приращение мощности при переходе на нагрузку 2 Ом сравнительно невелико — возможно, будь у источников питания больше запас по току, и контроль басов сохранялся бы при любом уровне громкости. Максимальная чувствительность 0,48 В, и этого вполне достаточно, для меня вообще загадка, зачем у большинства усилителей максимум чувствительности, как правило, ниже 0,2 В.
Уровень шумов — один из самых низких за историю наших тестов. Теперь обратите внимание на показатели переходного затухания: разделение каналов из одной группы намного выше, чем затухание между двумя левыми (или двумя правыми) каналами из разных групп. То есть здесь, действительно, два источника питания, от одного работают два левых канала, от другого — два правых. Такая конфигурация оптимальна как раз для би-ампинга акустики фронта. Скорость нарастания по меркам нашей отрасли высокая, частотный диапазон широкий даже по любым другим меркам. Ток потребления варьируется в зависимости от теплового режима, хорошо прогретый усилитель потребляет больше, то есть ток покоя транзисторов возрастает, и область работы в классе A как бы расширяется. На нагрузку емкостного характера Pioneer реагирует так: ток потребления возрастает на 12%, на выходе появляются быстрозатухающие колебания частотой 530 кГц и стартовой амплитудой 16%.
- ЧТО
- Четырёхканальный усилитель
- КТО
- Pioneer PRS-A900
- ПОЧЕМ
- 24000 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Безукоризненно выполняет прямые
- обязанности
- ЭТО — МИНУС
- Не выполняет никаких других
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Оптимально при «умной голове»