Марк ГАСАНОВ, Олег ЛИХНИК. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ЛИЦОМ К ЛИЦУ…
…не разглядеть, — так, кажется? И ведь верно: вблизи — сплошные пиксели и никакого лица.
Forsage AVH-9200 | Challenger DVA-9758 | NRG DDV-740 BT | Pioneer AVH-P4000DVD | Panasonic CQ-VW100W5
Подобный трюк приходится проделывать при проведении теста мультимедийных устройств, поскольку в их спецификации (в отличие, скажем, от спецификаций мониторов), число пикселей изготовителем указывается не всегда. На экране отыскивается объект, не большой и не маленький — к дисплею приставляется лупа, и проводится подсчёт пикселей, а потом пересчитывается на полную ширину экрана. Результат получается приблизительным, но коль скоро набор возможных численных значений очень невелик, то его после округления можно считать и точным. Кстати, попробуйте догадаться, почему набор возможных показателей «пиксельности» столь ограничен? (Например, для дисплеев 6 — 7 дюймов это в большинстве случаев 400 х 234 или 480 х 234.) Потому, что для каждого показателя размерности требуется своя программа работы видеопроцессора, а софт, как известно, продукт недешёвый.
Заметили, что сегодня мы довольно резко взяли с места? Это потому, что наступление на рынок мультимедийных двухдиновых аппаратов оказалось тоже на редкость стремительным даже по меркам нашей далеко не статичной отрасли. За фактами далеко ходить не надо, хорошей иллюстрацией может послужить объём наших тестов. Два года назад мы впервые отметили тенденцию, что по мере того, как компакт-кассета переходит в разряд антиквариата, изменяется и внутреннее содержание головных устройств размера 2DIN. В том материале («Перестройка на марше») были представлены две чисто звуковые «головы» (CD плюс кассетник) и три аудиовизуальных аппарата. Кстати, тогда мы их свободно называли мультимедийными, и за использование этого термина просить прощения не приходилось. Это теперь приходится, поскольку мультимедийными нынче положено называть лишь те «головы», в которых есть и навигационная система. Однако политкорректное словечко «аудиовизуальный» не во всяком контексте проходит (как вам понравится «аудиовизуальная голова»?) и вообще больше наводит тень на плетень, чем отражает существо вопроса. Так что я по-прежнему буду пользоваться ненормативной лексикой, и надеюсь, EISA простит и меня, и журнал.
Возвращаемся к истории. В прошлом году в тесте участвовало уже шесть подобных аппаратов. К весне нынешнего года ситуация с «двухдиновыми» сложилась такая. Новых чисто звуковых головных устройств, насколько нам известно, никто уже не предлагает, в продаже ещё можно найти «комбайны» от тех производителей, которые по традиции трепетно относятся к кассете и кассетникам. Зато все гранды отрасли считают своим долгом иметь в линейке хотя бы одну мультимедийную «голову», а у брэндов второго эшелона таких устройств частенько больше одного. В общем, можно было набрать дюжину свеженьких «голов», а если подождать месячишко, то и больше. Мы остановились на одиннадцати, а потом поняли, что тест надо разбивать на части. Почему? По ценам. Если помните, когда-то мультимедийные головные устройства (ещё не двухдиновые) были уделом лишь грандов car audio/media, выпускались они тогда в ограниченном количестве и стоили соответственно. 1400/1600/ 1900 у.е. — всё это показатели одного порядка. (Не вредно бы ещё вспомнить, сколько стоил этот «убиенный енот» году, скажем, в 2004-м.) В новейшие времена для «новых китайских» производителей в нашей отрасли почти нет запретных ниш (в других отраслях таковых тоже немного), и разброс цен, соответственно, увеличился. Мы тут уверены, что у головного устройства за 27 и за 11, тем более — за 8 тысяч рублей, покупатель будет разный. И, помещая всех в один тест, существенно затрудняем выбор кому-то из читателей. Словом, ценовые категории придуманы не зря.
Итак, в сегодняшний тест вошли пять наиболее доступных аудиовизуальных головных устройств из тех, что уже лежат в нашей редакции. Кстати, если вы предположите, что в эту группу попали исключительно представители молодых брэндов, то ошибётесь, а ознакомившись с тестом, убедитесь в своём заблуждении.
Если помните, идея занять двухдиновое пространство «головой» со встроенным монитором с самого начала показалась нам на редкость здравой и логичной. А теперь попробуем разобраться, какие мультимедийные «головы» лучше — «одинарные» или «двойные». Начнём с того, что те и другие (если брать продукты одного производителя) просто обязаны оснащаться одинаковыми тюнерами, DVD-проигрывателями и однотипным интерфейсом, поскольку они выполняют одну и ту же функцию. Разница между теми и этими фактически только в дисплее. Но это самое «только» при ближайшем рассмотрении оказывается не таким простым, как можно было бы подумать. Начнём с формата. В однодиновых головных устройствах с выдвижным дисплеем формат его либо широкий (1,77:1), либо несколько уже, как бы промежуточный между обычным (1,33:1) и широким. В двухдиновых «головах» формат продиктован размерами корпуса, и потому он или широкий, или шире широкого, скажем, 1,86:1. При этом диагональ чаще всего такая же, как и в дисплеях обычных мультимедийных аппаратов — 7 дюймов (размер в миллиметрах может слегка отличаться, не меняя сути дела), а значит, площадь экрана окажется в среднем поменьше.
Теперь, когда появилось много «широколицых» аппаратов, стало очевидным, что в конструировании их наметилось два различных подхода. Те, что с подвижным дисплеем, похожи друг на друга, поскольку фактически вся передняя панель отводится под дисплей (с минимальным количеством кнопок под ним). Если дисплей неподвижный, то диагональ его получается меньше — надо оставить место для слота диска, и при сохранении геометрии экрана автоматически высвобождается пространство сбоку — тут можно разместить ещё какие-небудь органы управления. Экран меньше — это минус, как и то, что дисплей не имеет наклонных положений. Минус, кстати говоря, и в сравнении с однодиновыми аппаратами. Плюс — в более удобных органах управления и в отсутствии подверженных отказам и износу механических деталей. Вторая особенность является достоинством и в сравнении с однодиновыми. Но даже в тех аппаратах, где дисплей поворачивается и сдвигается вниз, возможность случайного повреждения механизма существенно ниже, чем в однодиновых. В «головах», где дисплей механизирован, диапазон углов поворота вверх существенно шире, чем у однодиновых — у тех дисплей поворачивается, как правило, не больше, чем на 25 градусов, этим же доступны углы поворота 40 градусов и больше. Вообще двухдиновые аппараты при эксплуатации практически независимы от «окружения» (вроде ручек управления кондиционером) — единственное, чего они требуют, это посадочное место привычного для них размера, а их с каждым годом всё больше.
Все сегодняшние одноклассники оборудованы сенсорным дисплеем, и в этом есть своя логика, поскольку любой in dash аппарат в первую очередь рассчитывается на управление водителем. Ну а места для размещения «железных» (то есть обычных) кнопок здесь явно недостаточно, вот и приходится делать их виртуальными. Кстати, если оставить в стороне психологический аспект (сенсорный дисплей — это круто!), наверное, придётся признать, что виртуальные кнопки для водителя не так уж удобны: во-первых, их нельзя «нащупать», во-вторых, при нажатии всегда надо убеждаться, что дисплей вашу команду понял. Тем не менее отсутствие сенсорных свойств у дисплея в аппаратах данного типа надо считать минусом — для кого, спрашивается, умные лбы новые технологии выдумывали?
Тест «обычных» аудиовизуальных головных устройств у нас проходил всего два номера тому назад, поэтому не исключаю, кто-то ещё помнит, что там было сказано о различиях между аппаратами, произведёнными фирмами со стажем и выпущенными сравнительно новыми китайскими производителями. В двухдиновом формате те же тенденции, естественно, сохраняются. В частности, большинство головных устройств, имеющих чисто китайское происхождение, снабжаются ТВ-тюнером, причём в корпусах 2DIN находится достаточно места, чтобы не выносить тюнер наружу, как это приходится делать в однодиновых аппаратах. Тот, кому доводилось смотреть аналоговое ТВ в движущейся (да хоть бы и в неподвижной) машине, думаю, согласится, что необходимость в таком дополнении неочевидна. Головные устройства, произведенные грандами отрасли, в обязательном порядке оборудуются шинным интерфейсом, что позволяет включать в единую аудиовизуальную систему внешние источники: DVD-чейнджер, Bluetooth-адаптер, плеер (мы говорим «плеер» — подразумеваем iPod), наконец, тот же ТВ-тюнер. Аппаратов с декодером многоканального звука в этой части теста нам не встретилось, и дело тут, наверное, не в том, что это дорого (декодерами снабжаются домашние DVD-проигрыватели от 1700 рублей) — просто техника этой группы не ориентирована на создание развёрнутых систем мобильного театра. Но мы всегда считали и продолжаем считать, что, раз уж формат DVD предусматривает наличие многоканального звука, негоже лишать потребителя возможности его воспроизведения. То есть если аппарат не снабжён декодером, у него должен быть цифровой выход. Тем из участников, кто «не соответствует» (а такие, кстати говоря, в большинстве), оценка за интерфейс была снижена.
Отсутствие в современных DVD-проигрывателях декодера DivX (в общем случае MPEG4) кажется уже анахронизмом: наверное, 95% всего видео представлено в сети именно в этом формате. К счастью, таких аппаратов становится всё меньше. В ходе теста мы всегда проверяем «головы» на совместимость с этим форматом, равно как с MPEG1 (видео), mp3 и WMA (аудио). Разница лишь в том, что совместимость с DivX в тексте оговариваем явно, а наличие декодера mp3/WMA уже предполагается по умолчанию, такие времена настали…
Что касается специфических особенностей «голов» с DVD-проигрывателем, мы предполагаем как само собой разумеющееся, что они допускают прямой ввод номера трека (с пульта или с помощью экранных кнопок) и что ускоренный поиск у них работает с фиксацией, то есть, чтобы выйти из этого режима, надо нажать кнопку воспроизведения. Считаем также, что аппарат не воспроизводит звук формата DTS — к сожалению, исключений из этого правила сегодня не встретилось. Раньше в тестах мы указывали, воспринимает ли система управления вводимые цифры как выбор пункта меню диска (если, конечно, в меню такие цифры есть). Теперь не указываем, поскольку воспринимают все. В режиме паузы предусматривается память на поле, а не на кадр (исключений сегодня не было), так что наклонные линии в этом режиме воспроизводятся с зубцами. Будем исходить из того, что CD-текст и тэги mp3 не читаются. Теперь перечислим самые общие умолчания, которые идут у нас в каждом тесте головных устройств — постоянные читатели могут заканчивать с закуской и переходить к горячему.
Три банка (по шесть частот) у ЧМ-тюнера и два — у тюнера АМ, работающего на средних волнах. Тут ещё можно добавить, что ручная настройка тюнера только пошаговая, чтобы не повторять эту фразу каждый раз. При работе в RDS осуществляется синхронизация часов по коду CT, поиск станций по 29 различным кодам PTY (тип программы) и режим ожидания по единственному из них — NEWS. При проигрывании CD осуществляются все три дополнительных режима воспроизведения. Плюс ещё три привычные функции, которые мы называем сервисными: включение аппарата при загрузке диска, выгрузка его без включения питания (зажигание должно быть включено, или же ключ в положении AСС) и так называемая функция «спрятать диск».
МЁД & ДЁГОТЬ
Итоги на этот раз оказались более или менее предсказуемыми. Pioneer — бесспорный «Лидер», у этого аппарата вообще практически нет недостатков. Если, конечно, посмотреть сквозь пальцы на очень ограниченные возможности плеера USB. Вторым финишировал Panasonic, что, в общем, соответствует фирменной субординации. Однако разрыв мог (и должен) быть меньше, если бы не довольно средний по своим показателям дисплей. Поэтому — «Фаворит». Рекомендаций мы в этом тесте решили не давать, не так много было участников, и победители обозначились вполне откровенно.