Марк ГАСАНОВ, измерения: Андрей КРЫЛОВ
МИКРОЛИТРАЖКИ
Было когда-то в ходу такое словцо. Теперь оно исчезло из обихода, хотя машины с двигателями объёмом не более литра никуда не делись. Так бывает: вещь есть, а слова — нету…
Alpine SWE-843E | Hertz ES 200 | Diamond Audio D308 D2 | JL Audio 8w1v2-4 | Audio System HX 08 SQ | Kicker S8L5
В этом, теперь почти безымянном, секторе когда-то царил Fiat, потом его для себя открыли корейцы, но вот ведь: некоторые модели, которые раньше относились к категории микролитражных, теперь комплектуются движками объёмом 1,1 — 1,2 л. Почему это происходит? Во-первых, как я понимаю, главный козырь таких машин — экономичность, а современные двигатели при чуть большем рабочем объёме по этому параметру ничуть не уступают прежним микролитражкам. Во-вторых, в условиях современного трафика от машин требуются более высокие динамические и скоростные качества. И потом, уж больно они (некоторые, по крайней мере) беспонтовые. У женщин отношение к понтам несколько иное, а мужчинам, которые ездят на таких авто, приходится трудновато. Вот сколько я видел (совсем немного) мужиков за рулём Matiz’а, на лице у них было написано: «А пошли вы все…» Ну ладно, при всех доводах за использование малых автомобилей в городских условиях существует и неперебиваемый довод против: «Ну тесно мне в нём!»
А теперь берём сабвуферы малого литража. Вам же в них не жить, даже, напротив, чем они меньше, тем больше вам самим остаётся места для жизни. И тут лишь один довод против — понтов у восьмидюймовых сабов, пожалуй, столько же, сколько у самых компактных авто. Однако, если судить по объёму наших тестов, восьмидюймовые сабвуферы исчезать как класс не собираются. То есть среди определённой категории потребителей есть устойчивый спрос на головки этого типоразмера. И для этого имеется немало оснований.
Если помните, мы ведём статистику по некоторым показателям сабвуферных головок в зависимости от их типоразмера. Обновлять её ещё рано, в нынешнем году у нас первый тест сабов, но если вы взглянете в табличку за прошлый год (№7/2007), то обнаружите, что эквивалентный объём у среднестатистической «восьмёрки» вдвое (по меньшей мере) меньше, чем у среднестатистического представителя племени десятидюймовых динамиков. А значит, и ящик для неё потребуется (при прочих равных) вдвое меньший. Теперь возьмём простейший вариант, когда с внешним усилителем работает только сабвуфер, а фронтальной акустикой (пусть даже фронтальной и тыловой) управляют усилители головного устройства. Пусть амплитуда басовых составляющих на 2 дБ выше, и пусть даже отдача сабвуфера на 2 дБ ниже, чем у акустики. Чтобы прикинуть, какую мощность надо подавать на сабвуфер, надо взять суммарную мощность всех усилителей «головы» и добавить 2 х (2 + 2) дБ (децибелы умножаем на два, поскольку имеем дело с мощностью. Итак, плюс 8 дБ относительно 60 Вт (4 х 15 = 60) будет аккурат 150 Вт — при такой мощности правильно сделанный сабвуфер с 50-миллиметровой (двухдюймовой) звуковой катушкой ещё вполне работоспособен.
Одна из двух позиций, в которых «восьмёрки» не сильны — нелинейные искажения при высоком звуковом давлении. Действительно, как было уже не раз сказано, звуковое давление пропорционально (на заданной частоте) произведению площади диффузора на его смещение. Площадь диффузора меньше — смещение больше, а все компоненты нелинейности имеют дурную привычку возрастать с увеличением хода диффузора. Впрочем, не так всё безнадёжно. У подавляющего большинства участников измеренные значения к.н.и. оказались ниже, чем в прошлом году. Это означает, что над конструкциями механической и магнитной систем сабов разработчики трудятся куда тщательнее, чем, скажем, над соответствующими узлами мидбасов. Так что одиночный восьмидюймовый сабвуфер будет вести себя вполне адекватно не только в упомянутом выше простейшем варианте инсталляции, но и при работе с фронтами, подключёнными к внешнему усилителю.
Кроме того, никто не мешает использовать «восьмёрки» парами. Объём ящика вы получаете на круг, как для одной «десятки», суммарная площадь излучающей поверхности лишь на 20% меньше, чем у «двенашки», ну и уровень искажений при той же величине звукового давления будет тоже соответствующий. Чувствительность? Да, это вторая позиция, в которой восьмидюймовые сабвуферы традиционно не сильны, и с этим ничего не поделаешь. Хотя постойте. Если две головки установлены рядом, то они действуют на среду как один динамик, и их к.п.д. (чувствительность) поднимается на 3 дБ. По-английски этот эффект называется mutual coupling, по-русски назовём его взаимовлиянием, и это взаимовлияние проявляется таким образом, что при удвоении числа головок их совместная чувствительность увеличивается на 3 дБ. Теперь представьте себе, что в ящик от одной «двенашки» вы установили четыре восьмидюймовых саба (одну стенку, конечно, пришлось переделать), включённых последовательно-параллельно. Импеданс получился тот же, а чувствительность на 3 — 4 дБ выше. То есть то же звуковое давление вы получите при половинной мощности усилителя или, наоборот, при фиксированной мощности — на 3 — 4 дБ выше уровень громкости. Но затраты на такой проект будут выше, чем на одну «двенашку» сравнимого класса.
Впрочем, если уж ставить восьмидюймовые сабы парами (пусть даже и четвёрками, но это, согласитесь, несколько экстремальный вариант), то логично попытаться использовать для этого двери. Сознавая общественную значимость такого варианта установки, для этого калибра сабвуферов мы указываем монтажную глубину. И вообще этот размер нелишне будет иметь в виду, если головка допускает работу в ЗЯ объёмом, скажем, 10 (а бывает и 6!) литров. Компактный ящик может понадобиться, к примеру, если в вашем авто делается мобильный театр для VIP-зоны, независимый от «головной» аудиосистемы — сабвуфер в театре настраивается совсем не так, как принято «у нас», и устанавливать его желательно «в створе» источника изображения, а не за спиной, и тем более не в багажнике.
Но ещё раз вернёмся к дверному варианту. Раз уж сабвуферы установлены симметрично и спереди, есть несомненный резон перейти к так называемому «переднему басу». Один из них становится левым, второй — правым, а раз уж появилось стерео, то и частоту раздела с мидбасами можно сделать выше. Частота раздела выше — мидбасы можно взять четырёхдюймовые и установить их там, где хочется, а не там, где получается. И тут мы плавно приходим к идее трёхполосной системы, только не такой трёхполосной, которая строится на шестидюймовом вуфере, и на деле является четырёхполосной, ибо предусматривает наличие сабвуфера, а, как мы говорим, истинно трёхполосной. Достоинств у такой системы масса, минусов как-то даже и не видно, кроме разве что технологических сложностей при установке «восьмёрок» в двери. Не факт, что в такой системе приживутся купольные среднечастотники — не все «восьмёрки» уверенно работают на частотах до 1 кГц, но купольники вообще как-то теряют приверженцев, вы заметили?
Надо сказать, что для устройства истинно трёхполосной системы подходят не всякие сабвуферы — предпочтение следует отдавать головкам с лёгкой подвижной системой и мягким подвесом (высоким значением Vas). Если вспомнить наше старое разделение сабвуферов на «толстых» и «тонких», то работа в качестве переднего баса как раз для «тонких».
Я уже совсем было собрался плавно закруглять вводную часть, но взглянул в таблицу технических характеристик и понял, что только три из фигурирующих там восьми показателей могут быть понятны читателю, имеющему определённый уровень технической подготовки, но не знакомому с нашей методикой испытаний. По остальным пяти даю пояснения. Опорная чувствительность — это тот параметр, который у всех остальных головок называется просто чувствительностью и про который изготовители любят писать, что по нему (почему-то) «нельзя судить, какой из сабвуферов «громче». Проще говоря, это чувствительность головки вне области, где сказываются её резонансные свойства и акустическое усиление, вносимое свойствами автомобильного салона — примерно от 150 Гц и выше. Вот теперь можно перейти и к акустическому усилению. Мы его определяем для оформления типа «ящик с фазоинвертором» (ФИ). Почему не для закрытого ящика? Потому, что в ЗЯ усиление меньше, часто его просто нет, а иногда оно и вовсе отрицательное. (Тогда уж точно по опорной чувствительности нельзя судить о сабвуфере, который в жизни играет тише.) В ящике с ФИ усиление будет различаться в зависимости от объёма ящика. В общем случае чем больше ящик, тем больше и усиление, но одновременно увеличивается неравномерность частотной характеристики в «зачётном» диапазоне 25 — 100 Гц. Мы выбираем настройку с нормированной формой АЧХ — максимум должен приходиться на частоту 35 Гц, а ширина полосы (по уровню -3 дБ относительно максимума) должна составить 4/3 октавы, скажем, от 25 до 63 Гц, от 23,5 до 59 Гц, и т.д. Потом определяем среднее усиление в диапазоне 25 — 100 Гц и получаем параметр, который у нас фигурирует как «нормированное акустическое усиление». Складываем эту величину с опорной чувствительностью и получаем показатель, который назван «нормированной чувствительностью» и по которому выносится оценка в графе «Чувствительность». Тут уже однозначно: кто громче…
Параметр EBP, который приводится в другой таблице вместе с наиболее важными параметрами Тиля — Смолла (частное от деления частоты резонанса головки Fs на механическую добротность Qms), позволяет с достаточной достоверностью прогнозировать величину акустического усиления в ящике с ФИ: чем он меньше, тем больше нормированное усиление, правда и объём ящика тоже будет больше. И ещё. В сегодняшней группе нам встретилось одно из чрезвычайно редких отступлений от этой закономерности, головка, которая это отступление продемонстрировала, фактически не приспособлена для работы в ящике с ФИ, и нормированная АЧХ (формально отвечающая установленным требованиям) вряд ли пригодна для практики. Можно ли по EBP судить об акустическом усилении в ЗЯ? Можно, но только качественно, поскольку нормированной частотной характеристики для этого типа оформления не установлено (а как его установишь?). Зато именно в ЗЯ можно получить наиболее ровную АЧХ. Совсем прямой линии достичь удаётся не с каждой головкой, но мы считаем, что, если неравномерность меньше 2 дБ, этого более чем достаточно. Объём «зачётного» ЗЯ выбираем для расчётной неравномерности 1,8 — 1,9 дБ, причём со спадом в сторону самого низкого баса. Если вам непременно надо получить «линейку» (или даже усиление на самых низах) — надо увеличить ящик. В тех (нечастых, надо сказать) случаях, когда АЧХ с неравномерностью меньше 2 дБ не реализуется, мы подбираем ящик такой, чтобы неравномерность была меньше 4 дБ, конкретно — 3,8 — 3,9 дБ, если уж сабвуфер недополучит балл за форму АЧХ, надо дать ему возможность отыграться за счёт компактности. Наконец, среднее геометрическое из объёмов двух оформлений — нормированного «фазика» и «зачётного» ЗЯ — у нас носит название условного рабочего объёма, и по его значению выставляется оценка в графе «Компактность.
Теперь, как я надеюсь, вам проще будет понимать результаты теста. Постоянные читатели могут уже переворачивать страницу. А я по необходимости займусь перечислением тех особенностей конструкции сабвуферов, которые будут при их описании подразумеваться. Диффузородержатель штампованный с проточенной шайбой магнитной системы. Подвес резиновый, ширина его у сегодняшних одноклассников варьируется сильно, так что мы её будем указывать в каждом конкретном случае. Центрирующая шайба плоская и с регулярной формой гофров, никакой высокой моды. Контактные зажимы винтового типа.
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальное число баллов набрали два участника, и оба они, как ни удивительно, попали в самое начало теста, понимаете, что это означает в смысле предстоящих расходов, да? Ну, было говорено не раз, что достигнутый результат в акустике не всегда эквивалентен сумме затрат: кроме кропотливой работы желательно бы иметь ещё толику везения. Итак, сабвуферы, которым (или же их разработчикам) повезло: Alpine и Hertz. Численно их оценка одинакова, но всё же, какой из них лучше? Оба могут в ЗЯ обеспечить идеальную форму АЧХ, у того и другого низкие искажения. У первого немного выше чувствительность (особенно в ЗЯ), зато второй может работать в оформлении исчезающе малых размеров. В конце концов, первый — это типичный «тонкий» сабвуфер, который с успехом (и даже не без некоторого блеска) может выступать в роли переднего баса. Второй — довольно мощный сабвуфер, который будет незаменим в компактных инсталляциях. В общем, оба хороши в своей области, потому оба и получают звание «Лидер». По два очка им уступили двое: Audio System и Kicker. Первый — сабвуфер, надо признать, с характером, но после того, как его поймёшь, окажется, что головка очень даже интересная. «Солобарик» довольно привычным образом оказался на высоте, и хотя он и замыкает ценовой ряд сегодняшних участников, ясно, за что платим. Решение: Audio System и Kicker — в «Фаворитах». «Рекомендации» сегодня давать не будем, они в той или иной степени применимы ко всем остальным участникам.