Студия: AvtoDop. Руководитель проекта Владимир Шорохов
ВТРОЙНЕ
Байкеры — особенные люди, это настолько общеизвестно, что и говорить не стоило бы. Но среди них есть те, кто особенны вдвойне. Или даже втройне…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источники: OEM, Alpine CHA-S634
- Усилители: Alpine PDX 4.100, PDX 1.600
- Акустика: Morel Hybrid Ovation 6, Hybrid 5, CDM54, MT23
- Сабвуфер: Alpine SWR 12
Это те, кто ездит на «Голдвингах». Дело даже не в том, что мотоциклы у них — как три обычных, по массе и даже, как может показаться с перепугу — по габаритам. У них и за пределами массогабаритных банальностей подход к жизни формируется особенный, где всего помногу.
Помногу в аудиосистеме на мотоцикле, да будь он трижды «Голдвинг» — это непросто. Но именно таков был заказ, размещённый в студии, мотоциклетная специализация которой стала общеизвестной. Задание было таково: поставить систему с мощным трёхполосным фронтом, тылом и сабвуфером. Калибр сабвуфера — 12 дюймов, меньше не предлагать.
Здесь надо отметить особую роль тыловой акустики в мотоциклетных системах, слава богу, у нас была возможность это и заметить, и проанализировать. Мотоциклетная система работает в условиях открытого пространства, единственная отражающая поверхность в поле зрения акустики — лобовой обтекатель (это то, что в автомобилях называется стеклом). В таких условиях тыл работает не как подзвучка для фронтальной, а как полновесный и, заметим, важный участник формирования звукового поля. Нам доводилось слушать (а вам про это читать, если помните), как отключённая тыловая акустика приводила буквально к схлопыванию фронтального звука до такого, какой производит переносный музыкальный центр, а по мере увеличения уровня сигнала, подаваемого на тыл, звук перед единственным слушателем на глазах (ну, пусть ушах) расцветал и рос по всем направлениям. Было такое, слышали, знаем…
Здесь хозяин двухколёсного лимузина подчёркивал: для него очень важна басовая, а едва ли не больше — мидбасовая составляющая звука. Исходя из этого, систему и стали проектировать. На роль фронтальных басовиков взяли 6-дюймовые Morel Hybrid Ovation. Головки — очень непростые в установке, немало народу о них обломало зубы. В машине, в двери объёмом за 30 л, заставить динамик с добротностью меньше 0,4 дотянуть хотя бы до 100 Гц нереально, «Гибридная овация» просится в закрытый объём, а в машине его городить не так много охотников. У мотоцикла дверей нет (даже у «Голдвинга», не поверите), излишние объёмы здесь вообще никому и нигде не грозят. Зато в передних боковых обтекателях как раз можно выгородить объёмы, оптимальные для этих головок. Наши тесты в своё время показали: наилучшим образом Hybrid Ovation 6 себя ведут в ЗЯ объёмом 4 — 6 л. Баттервортовская добротность и нижняя граничная частота где-то между 85 и 90 Гц. Такая схема и была реализована в стеклопластике, частота раздела «фронт — сабвуфер» получилась сама собой.
СЧ и ВЧ-излучатели фронта — купольные CDM 54 и пищалки MT23 — встали на место штатных недомерков, каким комплектуется мотоцикл по месту изготовления. Подключили их через «родной» морелевский трёхполосный кроссовер MX3, оставив при этом незадействованной НЧ-часть, басовики и СЧ/ВЧ-блоки висят на раздельных каналах усилителя. «Так, — скажет опытный читатель, — четыре канала уже пристроили, куда всё это будут девать?» Подождите, то ли ещё будет, здесь ведь всего — втрое…
Тыл — самое необычное звено этой системы. Уж как ни пробовали, получить требуемый (заказчиком) характер воспроизведения мидбасового «панча» не получалось. И тогда тыл сделали как будто двухполосным, но состоящим… из двух пар мидбасовых головок, работающих в частично перекрывающихся полосах. Одна пара — это ещё два Hybrid Ovation 6, только помещённых в меньшие объёмы, литра по два с половиной на брата, и пара Hybrid 5, в объёмах ещё скромнее. «Пятёрки» работают как среднечастотники, подрезанные снизу на 300 Гц, «шестёрки» играют от 150 Гц. И тот и другой фильтр — на усилителе, от которого питается тыл. То есть ещё один четырёхканальник, а мы ведь ещё до сабвуфера не добрались.
Сабвуфер, согласно техзаданию, — «двенашка», закономерно потребовал усилителя отдельного и нешуточного. Басового моноблока, как у четырёхколёсных (и то не всех). Так в системе появился уже девятый по счёту канал усиления. На круг — втрое больше, чем потребовалось бы для реализации минималистской схемы: два канала на фронт, один — на саб, логика системы пока не нарушена…
Где разместить такое хозяйство и, что немаловажно, как его прокормить? Обе задачи оказались решены одним и тем же средством, средство это — новые полнополосные импульсные усилители Alpine серии PDX. Их в «Автодопе» распробовали основательно и убедились: лучшего средства для мотоциклов нет. Здесь и минимальные габариты, и минимально возможное (для заданной мощности) энергопотребление, и почти отсутствующий нагрев.
Сразу три (ну, что мы говорили?) идентичных по размерам блока встали этажеркой в левом багажном кофре. Насчёт кофров с владельцем договорились: два занимаем, один — в полном распоряжении водителя. Пентхаусом над усилителями стал почти таких же размеров чейнджер Alpine. Он и служит главным источником сигнала в системе. Неглавный — штатный радиоприёмник. Чтобы со штатного «радио» управлять чейнджером, воспользовались услугами известной московской конторы ERTA, где берутся «поженить» любые компоненты, в данном случае там сваяли конвертор, преобразующий коды «Хонды» в сигналы шины Ai-Net и обратно, что обеспечило не только управление штатными кнопками, но и вывод информации на штатный же дисплей.
Правый кофр весь, до последнего кубического сантиметра, отошёл в ведение сабвуфера. Иное было бы удивительно, 12-дюймовые головки, даже самые скромные из них, объёма требуют, не могут иначе. Здесь использована головка Alpine SWR 12, две звуковые катушки которой соединены в параллель, на 2 Ом, что составляет привычную нагрузку для сабвуферного моноблока PDX 1.600. Стеклопластиковый корпус сабвуфера, с целью выжать максимальный объём, формовали непосредственно по внутренности кофра. Удалось, как потом установили, выжать 23 л, с виду даже не скажешь. Диффузором сабвуфер смотрит на заднее колесо, от непрошеных посторонних предметов и веществ его с этой стороны защищает влагостойкая ткань на стальной сетке, подлежащая, тем не менее, замене по окончании сезона.
С сабвуфером возникла одна заковыка: через кофр происходит доступ к задним огням, если при строительстве корпуса сабвуфера отступить от задней стенки кофра, пришлось бы попрощаться минимум с третью сабвуферного объёма. Решили поступить иначе. Задний фонарь справа оказался интегрирован в конструкцию сабвуфера таким образом, что лампочки надо менять изнутри стеклопластикового бокса, в его внешней стенке для этого сделан герметически закрывающийся лючок. Смело. Смело и нешаблонно.
Не надеясь на штатный генератор, в подпор к питанию усилителей поставили 5-фарадную гибридную ёмкость Stinger, она поместилась в том же кофре, где усилители и чейнджер. Опасения были напрасны, на звук электричества вполне хватает, единственный момент, когда электрика мотоцикла постанывает — запуск ксенонового света, его здесь три комплекта. Разумеется…
RTA
Действительно, в спектре звучания этой системы мидбас преобладает над всем остальным. Самая низкочастотная часть АЧХ — готовая иллюстрация к главе учебника «Передаточная функция салона, и как она работает». Вот так и работает. Вернее, здесь — не работает в силу отсутствия салона. АЧХ начинает свой спад именно там, где в машине (четырёхколёсной, с крышей и дверями) начался бы компрессионный подъём. Что касается того, что лежит выше зоны мидбасового шабаша, надо заметить: за исключением единственного огреха на 3 кГц, система, не отягощённая принудительной частотной коррекцией, ведёт себя самым воспитанным образом.
SQ
Чтобы понять, как звучит система, пришлось брать у владельца ускоренный курс правильной посадки на этом мотоцикле. Дело в том, что не только восприятие звуковой сцены, но и тембр звучания очень сильно зависят здесь от посадки. Если сидеть неграмотно и некрасиво, сгорбившись и согнув руки (как мы по очереди попробовали), голос блюзового вокалиста (дорожка 12 «АудиоДоктора») теряет телесность, скукоживаясь где-то в районе дисплея на приборной панели. Стоит гордо откинуться назад (как положено, когда Goldwing — собственный), голос оживает, отрывается от пластика и приобретает привычное звучание. Вот почему в школе запрещали горбиться: знали, что лучшие из учеников когда-нибудь сядут на «Голдвинги» с музыкой. Мидбасовая доминанта в системе явно присутствует, собственно, для того, чтобы она присутствовала, было сделано всё. При исполнении соло на ударных (трек 11), например, система явно показывает, что тарелки она не любит, а барабаны — просто обожает. Другой барабан, турецкий (трек 14) воспринимается телом сильнее, чем слухом, но уж телом (вернее — его избранными частями) воспринимается самым несомненным образом. Сцена на этом мотоцикле получилась неширокой (нам попадались шире), она очень равномерно распределена между боковыми зеркалами, при этом привязки к акустике (при правильной, повторим, посадке) совершенно не ощущается.