Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
ИСКУССТВО СЕРВИРОВКИ
Полагать, что музыку мы слушаем ушами, почти то же самое, что исходить из того, будто записывает её микрофон.
Morel Tempo 2 Way | Art Sound AR 6.2 | Hertz ESK 165L | Diamond D362-07 | Audiotop ATM 16/2P | Polk Audio DB6501 | DLS R6A LE | Impact PG 65.S | Fusion NV-CM65 | E.O.S. MAS 6 | Magnat New Edge 216 | Kicx PRO 6020 | CDT EF-61CF | УГОЛОК ЛИКБЕЗА
Нет, запись — дело звукорежиссёра. А слушаем мы её головой. Потому, к примеру, органная музыка у кого-то вызывает возвышенные образы, а у кого-то — урчание в животе. В общем, любая (ну хорошо, почти любая) музыка, пусть даже и «законсервированная» в записи, это пища для ума. В соответствии с этой аналогией все те, кто эту пищу готовят — композитор, музыканты, тот же звукореж — вроде как повара, а ваша музыкальная система выполняет функции официанта, и именно от неё зависит, как будет накрыт стол. Согласитесь, одна и та же пища будет восприниматься по-разному в зависимости от того, как вам её подают. И наибольшие различия в «сервировке» музыкального материала вносит именно акустика. К нашей отрасли это относится в наибольшей мере, поскольку у нас громкоговоритель не является законченным заводским изделием, а каждый из динамиков (правильнее говорить — каждая из головок) активно взаимодействует с окружением. И «способ сервировки» зависит не только от того, как именно данный комплект головок был изготовлен, но и от того, как его инсталлировали и как настроили. А по части настройки недешёвая компонентная акустика предоставляет наибольшие возможности.
В сервировке есть незыблемые правила — типа «вилки слева, ножи — справа». В акустике тоже существует такой набор: никому, к примеру, не приходит в голову установить пищалки в области пяток пассажиров или включить их напрямую, без фильтра. Но дальше… Дальше разнообразия становится всё больше и больше. Начнём с того, что пищалки в «наших» системах делаются, как правило, более «громкими» по отношению к мидбасу, чем в системах домашних. Причин для этого несколько. Основная заключается в том, что в car audio слушатели упрямо не попадают на оси излучения динамиков (встречали мы эгоистичные установки, рассчитанные на одного слушателя, но это всё же исключение). А направленность излучения пищалок в целом сказывается сильнее, чем мидбасов. Вторая причина: предпочтения многих слушателей заключаются в том, чтобы верхов было побольше (как и басов, конечно, но сейчас речь не о них). Наконец, благодаря присутствию аттенюатора вы всегда можете согласовать уровень твитера с мидбасом по вашему усмотрению. Поэтому, кстати, всегда считаем, что отсутствие в компонентной системе даже простейшего (на два положения) аттенюатора твитера — это минус. Хотя, как мы знаем, далеко не всегда простейший аттенюатор воздерживается от вмешательства в форму частотной характеристики пищалки, и в таком случае от его использования лучше отказаться, выбрав какое-то одно положение с предпочтительным характером звучания. (Кстати, вы не задумывались, каким именно образом резистор, включенный в цепь твитера, подавляет верхние частоты?) Все одинаково или не совсем? Вот смотрите: входное напряжение делится между резистором аттенюатора и тем, что стоит после него, а если он включён перед фильтром, то импеданс его «нагрузки» падает в довольно значительной области, соответственно, в этой области будет плавно возрастать аттенюация. Если ставить аттенюатор после фильтра, то в зависимости от положения аттенюатора будет меняться и частота среза фильтра ВЧ, такое решение тоже не всем нравится. Выход известен, это так называемый L-pad, или Г-образный аттенюатор. Но там удвоенное количество резисторов, и переключатель нужно ставить на две группы контактов — это же каких денег стоит…
Правила сервировки мидбасов, казалось бы, определены достаточно жёстко. Подают их обычно в дверях, значит, полной добротности не уйти далеко от фри-эйрной. Частота резонанса при такой установке не должна сильно отличаться от 60 Гц, если, по замыслу конструкторов, не исключается работа мидбасов и без сабвуфера. Когда же мидбасы изначально ориентированы на работу с сабом, частота резонанса (в двери, а не на воздухе) может быть выше, но, на мой взгляд, нет смысла делать её больше 80 Гц — в конце концов, «шестёрки» тем и хороши, что позволяют свободно выбирать частоту сопряжения с сабвуфером. Но если бы все и всегда поступали по правилам, очень многого человечество до сих пор бы и не узнало, и вообще жить в таком мире было бы скучно. Короче говоря, многие из мидбасов, представленных в сегодняшнем тесте, смело отступают от перечисленных канонов, и здесь особое значение приобретает искусство сервировки. Только тут я уже имею в виду не то, как акустика подаёт вам музыку, а то, как вы должны эту акустику подать — самому себе, если вы же выступаете и в качестве потребителя конечного результата, либо кому-то ещё, если у вас это не хобби, а оплачиваемое занятие.
Попробуем ответить на самый традиционный вопрос: чем акустика категории «подороже» отличается от таких же компонентных систем, но более доступных? Наверное, первое, что бросается в глаза — увеличенная масса магнитов, но это, впрочем, естественно, поскольку разработчики не ограничены жёсткими ценовыми рамками. Если одновременно увеличен и диаметр звуковой катушки, значит, мидбас (и система в целом) располагает более значительным резервом мощности, и это, понятно, плюс. Теперь предположим, что катушка осталась обычной или увеличение её калибра незначительно по сравнению с «привесом» магнита. Конструкторы могут идти по одному из двух путей. Первый: увеличить массу подвижной системы, оставив неизменной чувствительность головки, а чтобы сохранить исходное значение частоты резонанса, увеличить жёсткость подвеса. Головка будет способна работать в более компактном ящике — хотя для мидбаса это не столь явный плюс, как для сабвуфера. Путь второй: массу подвижной системы не трогать, но тогда упадёт электрическая (см. подвёрстку в самом конце теста) и полная добротность головки. Может оказаться, что установка в ящик с объёмом двери для неё станет уже неоптимальной — и тут опять искусство сервировки выходит на первый план, в состав сервиза включается и закрытый ящик…
Твитеры в «продвинутых» компонентных системах по своим характеристикам как будто не очень отличаются от тех пищалок, что входят в состав более доступных комплектов. Я даже не решусь утверждать, что герои этого теста более успешно действуют вблизи верхней границы звукового диапазона частот, нежели их «коллеги» из теста предыдущего номера. Объяснение этому я вижу такое. Вклад пищалок в общую стоимость набора акустики средней руки не столь уж велик, а потому если изготовитель располагает твитерами более высокого качества, то он их ставит и в доступные, и в «продвинутые» серии, ну а если не располагает — тоже… Однако если брать некое осреднённое качество изготовления для группы предыдущего номера и нынешнего, то разницу (в пользу «нынешних», конечно) увидеть будет можно. Мы, если помните, не торопимся присуждать участникам повышенный балл за качество изготовления, кроме тех случаев, когда это бросается в глаза. А сейчас его получили трое участников — это как раз те случаи. Качество исполнения в первую очередь сказывается на мидбасах, во вторую — на кроссоверах, среди них попадаются весьма импозантные. С точки зрения схемы «эти» от «тех», правда, ничем особенным не отличаются, как всегда, «в ходу» реализация из двух фильтров второго порядка (II + II в нашем обозначении) с майларовыми (полиэфирными) конденсаторами в цепи твитера и электролитами в фильтре НЧ.
По-прежнему наиболее употребительная высота магнита для данного типоразмера 15 мм, так что если в описании конструкции мидбаса указан только внешний диаметр магнита, то высота его именно такая. Подвес по умолчанию резиновый шириной 10 — 11 мм, однако сегодня встретилось немало отступлений от среднего размера — как в ту, так и в другую сторону. Диффузородержатель считаем штампованным со всеми вытекающими последствиями — в частности, резонансы корпуса (звонкость) в «шестёрках» отличаются большей живучестью, нежели в головках меньшего размера. Кольцо с передней стороны корпуса (вокруг подвеса) мы по-прежнему называем «уплотнительным», хотя таковым оно является лишь при монтаже по штатным местам салона, когда там предусмотрена установка «снизу». Рамка решётки, входящая в состав комплекта, как правило, дополнительной защиты от акустического короткого замыкания не обеспечивает — такая ситуация и будет предполагаться сама собой. Хотя, вообще-то, у «шестёрок» посадочный обод и без того широкий, и промахнуться с резкой посадочных отверстий настолько можно лишь в двух случаях: либо вы инструмент взяли в руки впервые, либо работали в праздник, одновременно сильно отдыхая. Диаметр звуковой катушки, как обычно, подразумеваем равным 25 мм. Исходим также из того, что подводящие контакты рассчитаны на привычные и обычные клеммы-«лопаточки». У твитеров купольные мембраны, головки иного типа в составе компонентной акустики встречаются всё реже, сегодня таковых и не было. Когда мы говорим, что мембрана мягкая — значит, она изготовлена из тканого материала; если сказано «шёлк», следовательно, именно так его и определяет изготовитель, хотя понятно, даже на родине шёлка (там — в особенности) для таких целей чаще используется синтетический, а не природный материал. Не знаю уж почему, вероятно, из маркетинговых соображений, стремительно вышел из моды майлар — в отличие от тканых материалов майларовая плёнка не так интенсивно демпфирует высокочастотные колебания, что и обеспечивало пищалкам с майларом достаточно широкий частотный диапазон. Правда, в последнее время в ротацию входят специальные синтетические ткани с патентованными названиями, обеспечивающие (ввиду увеличенной жёсткости) широкий диапазон поверху. При описании кроссовера имеют силу недавно введённые договорённости. Если ничего не сказано про сердечник катушки или же материал диэлектрика конденсатора, то катушка «воздушная», а конденсатор оксидный (электролитический).
Всё. Пора заниматься сервировкой. В том смысле, как нам её предлагает изготовитель акустики, и в том — как нам «накрывать на стол» у себя в машине.
МЁД & ДЁГОТЬ
Два участника, известные по инициалам, набрали максимальное число баллов. Полностью их имена звучали бы как Dawid, Leif & Stefan и Emotion Of Sound. Но нам привычнее инициалы: DLS и E.O.S. Оба оказались достойны самых высоких оценок. Однако звучание первого из них нам понравилось чуть больше. Разница была пусть и меньше, чем на балл, но для натруженного уха ощутимая. Так что DLS — «Лидер», E.O.S. — «Фаворит». Вообще из сегодняшней группы больше других понравилось звучание четверых, в порядке выступления это Morel, DLS, Impact, E.O.S. Звучание первого из них несколько академично, последнего — напротив, красочно. DLS и Impact можно слушать долго, но звуковой почерк у Impact более музыкален, нежели точен. Magnat звучит хорошо, хотя, как показалось, на строгих жанрах уступает лидерам, зато у него исключительный басовый потенциал, для многих это важно, и уж мы-то их осуждать не будем. Так что «Рекомендации» получают Morel, Impact и Magnat.