КРУПНЫЕ МАЗКИ И МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ
Всякий репортаж сродни картине. Не из-за иллюстраций, хотя без них было бы скучно. Бывают репортажи, похожие на репинское полотно «Заседание Государственного Совета»….
Это когда все-все-все, непременно в парадных мундирах и не дай господь кого-нибудь забыть, холст и масло, считай, насмарку. Мало кто в своё время избежал подобного соблазна, готовя донесение о профильной выставке, из которых для нас ежегодный Зинцхайм — номер один. Кладётся на стол список участников, и про каждого в порядке живой очереди: «четыре новых модели двухканальных усилителей и два новых четырёхканальных». Все шесть, разумеется, снабжены регуляторами чувствительности, возрадуемся, братья. Кто там следующий по списку?
Мне ближе манера крупного мазка, так виднее, про что это. Хотя и некоторые мелкие детали мы тоже обсудим.
Вот и они: неодим, суперцеллюлоза диффузоров, поликарбонатные центральные колпаки и одновременно — классический «многоволновый» гофр диффузора. Всё лучшее из старого и нового
Кризис одного Института
То, что сейчас происходит, я бы, с точностью до крупного мазка, назвал «кризисом формата DIN». Именно этот институт, Deutsches Institut fur Normung, в нашей отрасли поминается чаще, чем в какой-либо другой. Почти бессознательно. Спросите у юного продавца car audio (хотя нет, при таком галстуке — «менеджера по работе с розничными клиентами»), что такое DIN. Он пальцами в воздухе покажет: это вот так. А 2DIN — побольше и с экраном, тёмный пошёл нынче покупатель. А ведь идея была хорошая — взять да и договориться: вот дырка 178 на 50, одни её проделывают в автомобилях, другие не выходят за эти пределы, создавая для этих автомобилей головное устройство (тогда ещё — радиоприёмник, максимум — магнитолу). Ну или 178 на 100, сначала это было для чуда техники — CD и кассета в одном флаконе, теперь — как и говорил юный менеджер: экран и DVD. Святые и чистые времена, обещавшие всем благоденствие и гармонию отношений. Теперь повнимательнее взгляните на свою ласточку с ещё невыплаченным кредитом. Вместо лаконичной до аскетизма прямоугольной ниши в центральной консоли вы увидите буйство промышленного дизайна. И это только видимая сторона дела. Там, внутри, происходит буйство иного рода: шины, протоколы, мультиплекс и оптика исполняют жёсткий танец «Не лезь сюда со своим железом». В кулуарах выставки представитель одной очень прогрессивной компании всерьёз говорил о преимуществах, которые сулит IP-адресация компонентов автомобильной аудиосистемы. Зачем IP в машине? Да затем, что технология разработана, действует как часики, прописал адреса, и пошли сигналы да команды куда надо.
Тем, кто сейчас усматривает в моих словах элементы декаданса и/или кликушества, с достоинством отвечу: отнюдь и ни боже мой. Я же сказал «кризис», а не «крах». А кризис (не мной сказано) — это новые возможности для тех, кто оказался хорошо подготовлен. Кто это — можно сказать, только когда кризис ясно обозначился. Кризис налицо, и наиболее он заметен в деятельности тех фирм, которые постулировали бессмертие магического прямоугольника и десятилетиями заполняли его своими великолепными изделиями. А ведь именно от них мы были вправе ожидать прорыва создавшегося окружения. Спасение… ну хорошо, если вас это смущает — «направление на новую цель» пришло, скажем прямо, не совсем оттуда, откуда его ждали.
«Стандартпласт»: единственная в этом году российская компания на выставке
По римскому счёту
Скажите (вопрос обращён к наиболее опытным из читателей): итальянские мастера car audio когда-либо были замечены в пристрастии к цифровым технологиям? Напротив, они, как казалось, намеренно отворачивались от них, предпочитая вечные ценности. Про вечные они не забыли, и я тоже, если не забуду, к ним вернусь. Однако две наиболее многообещающие новинки, сплошь, до основания, цифровые, приехали в Зинцхайм, перевалив через Альпы строго с юга. Одна из них — устройство, названное своим создателем Kamaleon. Именно так, я сейчас нарочно с проспекта перерисовывал. Это — детище Тициано Джакомони, инициалы которого открывают название фирмы GT-Trading, хотя трудовому народу больше известны имена Steg и Audio System.
Kamaleon — устройство, позволяющее победить автомобили, бортовая информационная сеть которых (включая и аудиосистему) построена на базе оптической шины MOST (Media Oriented System Transport). До сих пор для того чтобы внедриться в такие машины (как правило, дорогие) с целью улучшить аудиосистему (как правило, без исключений нуждающуюся в этом), можно было идти только по пути компромисса. Забрать сигнал с аналогового выхода штатной системы и дальше делать с ним что нужно. Зная, что он уже был цифровым, потом был преобразован (неизвестно чем) в аналог, потом, для создания, скажем, временных задержек, его надо будет снова упаковать в цифру, потом… Ну не вам объяснять, что какие бы потом ни поставить усилители и акустику, результат будет посредственный.
Свой доклад на семинаре, посвящённом разработке, Тициано назвал (амбициозно, конечно, но при иной жизненной позиции за такой проект не стоило бы и приниматься) «Спасение car audio». Нарисовав апокалиптическую картину (отдельные, наиболее крупные мазки из которой я уже нанёс и на своё полотно), он спустился на выжженную землю и подробно рассказал, как средство спасения работает. Вот как.
Вечные ценности, на которых специализируется m-Dimension, включают и очень интересную акустику, которая до нас пока не доехала
Под кожей «Камалеона»
Устройство устанавливается в разрыв оптической шины MOST, которая во всех машинах, куда она установлена, закольцована. Скажем, вместо одного из демонтируемых компонентов, усилителя, к примеру. Оказавшись в составе «братства кольца», блок опознаётся системой как «свой» с прописанными по протоколу MOST функциями: что ему можно, что нельзя, какие данные на него передавать. В число последних входит цифровой аудиопоток и команды на изменение аудиорегулировок. Их Kamaleon станет делать уже сам, внутри — цифровой звуковой процессор. И лишь когда всё будет готово, он преобразует сигнал в аналоговую форму. А дальше… А дальше не нам учить итальянцев, как поступают с аналоговым сигналом.
Впрочем, Тициано оказался ещё хитрее, чем можно заключить по его внешности. В корпусе устройства, помимо того, что в компьютерах называется «материнской платой», предусмотрены слоты для функциональных модулей. Главный из них — выходной ЦАП, и его можно поставить разного класса. Обычный, хай-файный, и совсем бескомпромиссно хай-эндный. За разные деньги, разумеется. Причём в отличие от всех известных систем выбрать требуемый можно на живой системе, дело минутное: выдернули одну плату, воткнули другую, поставили тот же диск и крепко задумались…
Если крепкая дума придёт к обладателю уже укомплектованной и находившейся в эксплуатации системы (типа апгрейд), то здесь предложенная синьором GT схема показывает ещё одно, беспрецедентное в нашей отрасли свойство: плата, побывавшая в слоте устройства — это не динамик, вынутый из двери, и не усилитель, исцарапанный до неузнаваемости. Её Тициано готов принять на склад по схеме trade in, сократив расходы обладателя «проапгрейженного» прибора, одновременно заработав на этом сам. Ну а как вы думали? Аналогично устроены и модули, отвечающие за другие функции, в частности — звукового процессора.
Промежуточный итог (пока краска сохнет): есть решение, позволяющее вырвать звук из лап штатной системы там, где его эта система ещё не испортила. И решение, отличающееся изяществом и даже прозорливостью. Давно знаю синьора Джакомони и готов был ожидать от него подвигов на ниве усилителей, которые и прежде выходили, мягко говоря, неплохие. Но вот это стало полной неожиданностью. Rispetto, signore, а также — уважуха, что тут скажешь.
Две детали, на десерт: предел (кажется) моторизации сабвуфера и пример бескомпромиссного подхода к аудиопроводке
На другом берегу
GT-Trading и Elettromedia находятся на разных берегах Апеннинского сапога, крой у него довольно узкий, приходилось доезжать из одного герцогства car audio в другое за два часа с небольшим, правда — на Alfa Romeo и с итальянцем за рулём. Там тоже не дремали и тоже выступили неожиданно, но несколько по-иному, эдаким широком фронтом. Elettromedia (которая сразу и Hertz, и Audison) новинки сосредоточила в секторе своего дорогого брэнда. Новинки в равной мере относятся и к авангарду цифрового прогресса, и к вечным ценностям. В авангарде — цифровой процессор Audison (каково? Звучит как «вертолёт «Бентли») по имени Bit One.
Bit One призван укорениться в машине с тем, чтобы собрать на себя все аудиосигналы, которые могут понадобиться: начиная со штатной аудиосистемы и заканчивая принесённым в машину ноутбуком. При этом Bit One с каждым из партнёров готов говорить на его языке. Штатное «радио», которое в продвинутых машинах выдаёт аудиосигнал, уже нарезанный на частотные полосы? Пожалуйста, примет на баланс и соберёт в один, мы уж дальше поделим как надо. Многоканальный звук мультимедийного афтермаркета? Не вопрос. Не вопрос и то, что придёт в цифровой форме, включая и оптику. Программировать процессор на требуемые режимы работы и звуковые настройки надо с ноутбука (вот зачем его принесли!), а оперативные регулировки — выбор источника, пресета настроек, включая восьмиканальный блок временных задержек, а также жизненно важные регулировки — громкость, баланс, фейдер — идут с выносного пульта.
Здесь на первый взгляд происходит то, о чём говорилось в предыдущей главе: встречные преобразования «цифра — аналог». Да, если этого нельзя избежать. Зато когда можно, скажем, от цифрового источника по оптике, эту цифру в аналог при определённых условиях Bit One преобразовывать не станет. Он, обработав её как надо процессором, погонит цифровой сигнал дальше. На усилители. До 8 каналов по витым парам 5-й категории. Это потому что новые усилители Thesis серии TH это сделают сами, они рассчитаны на работу с цифрового входа, а ЦАП у них свой. При этом Bit One будет ещё и следить за состоянием усилителей, одновременно с шиной для аудиопотока работает и шина данных мониторинга. Но это если усилители — эксклюзивные Thesis. Если другие — у Bit One есть свой ЦАП, и сигнал на выход он даст аналоговый, тоже до 8 каналов.
Понимая стратегическую важность этого продукта, его вывели за рамки теперь уже довольно густонаселённого эксклюзивного суббрэнда Audison Thesis. Усилители TH не единственные его обитатели. Помните, говорилось про вечные ценности?
Вот как это делается: на подготовленный холст наносятся крупные мазки, потом — несколько мелких деталей, и становится ясно, про что картина…
История с бородой
Главный разработчик усилительной техники Audison Эмидио Ваньони отметил вступление своего брэнда в цифровую область неслыханной выходкой. Сбрил бороду. Это для мужчины поступок, который так просто, как дамы меняют масть, не делают. Главные акустики Elettromedia Рикардо Аббателли и Джулиано Николетти остались при свойственной им форме растительности. Хотя повод для выходки был и у них: в Зинцхайме состоялась европейская премьера акустики Audison Thesis. История у неё довольно длинная (типа — с бородой), эскизы новой акустики я видел в 2005 году, но молчал, поскольку просили раньше времени не того…
Вот теперь время: акустика Thesis явилась во всём великолепии. У головок, составляющих комплект — собственные имена, ходить с номерами таким изделиям неприлично. Пищалка — с куполом из смеси шёлка с «Тетолоном», добавленным для стабильности в тяжёлых условиях автомобильной эксплуатации, называется Violin, среднечастотник с 80-миллиметровым диффузором — Voce (голос), 6,5-дюймовый мидбас — Sax (это переводить не надо?). У всех головок неодимовые, но не обращённые магнитные системы, материал для диффузоров применён самый новаторский — целлюлозная отливка на слой армирующего волокна, для наиболее эффективного охлаждения в устройстве магнитной системы использована схема, позаимствованная у Hertz V-Cone, хотя сами диффузоры — не V, у них центральные колпаки из поликарбоната. Четвёртый член команды — Thesis Basso, это 10-дюймовый сабвуфер, для аудиофильской системы такой калибр Аббателли (и не он один) считает безусловно оптимальным. В первой половине июня нам обещали подогнать такой комплект на тестирование, подозреваю, что это будет сильное впечатление.
Первый прототип Steg Kamaleon. Ещё не серия, но уже работает
Ещё о вечном
Алекс Клетт, глава EMMA — мужчина крайне разговорчивый, что далеко не всегда означает информативность, большая часть из сказанного им забывается к следующей сигарете. Но однажды он в середине длинной речи, посвящённой достоинствам гражданина Германии по имени Алекс Клетт, сказал нечто, что запомнилось, поскольку было абсолютно верно. Алекс сказал: в ближайшие годы самая важная роль в мире car audio перейдёт от тех, кто делает головные устройства, к тем, кто делает акустику. Потому что (это я уже объясняю такой прогноз) головные устройства меняются быстро и не всегда в нужную сторону, и не всегда производители успевают за изменениями на рынке, как вот сейчас, в рамках «кризиса DIN». А акустика мало изменилась с довоенных лет, это как револьвер: «Фарманом» времён Первой мировой воевать нельзя, а наганом — можно.
Отрадно (кто там говорил про пессимизм и кликушество?) отметить: акустические (и усилительные, эти компоненты в цепи стоят рядом) фирмы не тратят времени зря, вот, например, ещё мазок, иллюстрированный фотографией. Кто мог ожидать, что Focal будет делать пищалки из чего-либо, кроме металла? Вот смотрите: новые ВЧ-головки с кевларовыми куполами. Или m-Dimension, мы их знаем по усилителям. А в Зинцхайме было до дури акустики этой марки, причём в ряде случаев — очень интересной конструкции. Таких примеров немало, отдельные мазки складываются в весьма оптимистическую картину, надо только смотреть под правильным углом.
А в заключение — небольшая, в принципе, деталь, которая на самом деле придаёт картине жизнерадостный настрой. В одном из павильонов выставки взгляд приковал к себе логотип, который намного привычнее видеть на родине, а не в федеральной земле Баден-Вюргемберг. Единственной российской маркой, принимавшей участие в выставке, стала хорошо всем известная «Стандартпласт». И даже стильно выступили: безусловным фаворитом выставки — автомобилем, всеми сразу взятым в качестве платформы для демо-машин, в этом году был новый Fiat Cinquecento. А на стенде StP был тоже «500», но тот, настоящий. Как вечная ценность…
Это как раз про мелкие детали. Демо-автомобиль Rainbow в стиле якудза. То, что в кружочке на левом снимке, изображено в увеличенном виде на правом. Мастер-класс для специалистов по аэрографии
Конструктивная особенность: жизненно важные части схемы оформлены в виде модулей, как карты расширения в PC
Из доклада «синьора GT»: Kamaleon забирает сигнал из OEM-системы там, где он ещё чист и невинен
Сами модули: двухканальный ЦАП с RCA-хвостами и модуль процессора с компьютерным интерфейсом
«Давайте спасать car audio. Я знаю как…»
На каждой выставке Car + Sound есть автомобиль-фаворит, который выбирают все и сразу. В этом году это — реинкарнация культового Fiat Cinquecento
Смена декораций. Уходит борода Эмидио Ваньони, приходит первый цифровой процессор Audison
Audison Thesis теперь — имя семейства усилителей топ-класса с цифровыми входами и микропроцессорным управлением
Дама на крыше аудисоновского Fiat 500 демонстрирует не только неожиданный кульбит компании. Шест — из того же материала, что и центральные колпаки динамиков Audison Thesis
Пищалка Focal без металлического купола. Даже странно…