Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Начнём с того, что этот усилитель мы в редакции почти потеряли. Как это получилось? Ну не ожидали мы, что он такой большой.
ПОТЕРИ И НАХОДКИ
С журналом «Салон AV» у нас общий склад. «Наши» вещи, ну, кроме корпусных сабвуферов, как правило, лежат на полках. А те, которые передвигают по полу — это домашние, в общем — не «наши». Вот так он и потерялся… Я его даже двигал пару раз туда-сюда, думая, что, мол, салоновцы совсем распоясались со своими сундуками.
Без упаковки Roadster имеет более привычные габариты, хотя тоже… Подарочный чемодан напоминает кофр для переноски тромбона. Правда, у тех они менее шикарные, видимо, тромбонов за 1000 евро мне просто не попадалось. Внутренний матерчатый чехол на молнии увеличивает сходство с упаковкой концертных духовых инструментов. Хотя в отличие от них Roadster занимает чемодан почти полностью, воздуха там фактически нет, разве что немного поролона.
Какие у него габариты — можете хоть сейчас поглядеть в таблице. Кстати, их мы всегда приводим по корпусу — считаем, что эти замеры дают более полное представление о размерах изделия. А изготовители указывают габариты по выступающим разъёмам, держателям предохранителей и т.п. (недавно даже пришлось одному из читателей давать разъяснения по поводу размеров
m-Dimension). В данном случае с учётом плоских крепёжных «лап» второй размер будет 329 мм. Так вот, что касается длины. Видимо, авторы разработки решили, что нормальный усилитель должен аккуратно лечь поперёк багажника (как вариант — к дальней стенке) и не оставлять соблазна втиснуть рядом ещё что-то. Ну, кроме одной-двух буферных емкостей. И опять же в таком варианте сохраняется правильный весовой баланс — для родстера это немаловажно.
Вообще-то, к пяти- и шестиканальным усилителям у нас отношение немного снисходительное. Знаем мы, что основной их покупатель — человек занятой, которому недосуг серьёзно заниматься звуком в машине. И при случае напоминаем, что комплект из четырёхканальника и сабвуферного моноблока, вероятнее всего, даст лучший результат, правда ценой некоторого роста затрат. Ну, насчёт роста затрат здесь мы пропускаем, на «Родстере» вам вряд ли удастся сэкономить.
Теперь насчёт того, чтобы взять два усилителя вместо одного. Разработчики «Родстера» так, собственно, и сделали. Четырёхканальный усилитель (класс A/B) и басовый одноканальник (класс D) соприкасаются лишь в двух точках — на входных зажимах питания. Можно, наверное, было бы и зажимы сделать раздельные, но, согласитесь, мало кто из инсталляторов станет тянуть к ним от аккумулятора раздельные кабели, в девяти случаях из десяти просто соединят зажимы между собой. А в таком разе пусть уж это соединение будет выполнено изнутри и пайкой. Между прочим, два усилителя (точнее, их блоки питания) разнесены между собой на расстояние 110 мм — так что проблемой сокращения размеров корпуса разработчики определённо озабочены не были. Кстати, дорога №66 (Route 66), от которой Roadster унаследовал название — символ американской свободы передвижения вообще и автомобилизации в особенности. А правильный американский автомобиль должен быть большим, и двигатель у него должен быть большим, и в эту компанию впишется только соответствующих габаритов усилитель. Два усилителя практически одинаковы по размерам — так что внутренний паритет тоже соблюдён. Между прочим, у четырёхканального усилителя два трансформатора питания, по моему предположению — для каналов Rear и Front по отдельности. В фирменном описании содержится информация насчёт Triple Darlington. Кто дружен с канифолью и осциллографом — в курсе: это интегрированные в одном корпусе составные транзисторы с очень большим усилением по току, что оптимизирует условия работы как выходного, так и предвыходного каскадов. При этом в каждом из четырёх каналов лишь одна пара выходных транзисторов. (Это, кстати, и правильно, чем больше транзисторов параллелится на выходе, тем больше страдает прозрачность звучания усилителя.) Аппараты полностью выполнены на дискретных элементах (включая и D-класс), и только в блоках питания трудятся проверенные временем TL494CN. И, конечно, в цепях фильтра и буста задействованы операционники. И никакого поверхностного монтажа, все детали выводные, классика в чистом виде.
Мощности заявлены солидные, но не чрезвычайные: по 75/135 Вт для каналов Front и Rear и 400/650 Вт для канала LFE. (Вообще-то, пятый канал без излишних затей обозначен как Sub. Но мне хотелось хоть разок применить кинотеатральную терминологию, там сабвуферный канал обозначается именно так, Low Frequency Effect.) Пятый канал не специфицирован для работы на 1 Ом, что для моноблока, каковым он, в сущности, является, странно. На каждый усилитель приходится по паре предохранителей 40 А. Диаметр зажимов питания 12,5 мм. Выходные зажимы имеют 6 мм в диаметре. Сабвуферный канал снабжён двумя парами зажимов — к ним удобно подключить, например, 4-омные секции сабвуфера с двойной звуковой катушкой.
Во всех каналах предусмотрены басовые регуляторы с максимальным подъёмом 18 дБ на частоте 45 Гц, в четырёхканальном усилителе они работают независимо от выбора фильтров. В канале Sub перестраиваемый подтональный фильтр от 5 (!) до 55 Гц. Фильтр НЧ, понятно, неотключаемый, диапазон перестройки 30 — 300 Гц. В каналах Front и Rear можно включить не только фильтр ВЧ, но и фильтр НЧ — этим Roadster отличается от многих 5-канальных усилителей. Фильтры перестраиваются от 40 до 400 Гц. Согласно спецификации все фильтры имеют крутизну спада 18 дБ/окт. В четырёхканальном усилителе предусмотрена пара линейных выходов, сюда поступает сумма сигналов Front и Rear, и тем самым формируется нефейдерный сигнал, который можно подать на входы Sub. А вот работа с двумя входами не предусмотрена, так что при включении фронтальной акустики методом би-ампинга придётся использовать кабельные разветвители. И, конечно же, будь полоса фильтров шире, для би-ампинга тоже было бы удобнее. В басовом канале также есть пара линейных выходов, но эти соединены с входами напрямую.
Прослушивание проводилось на традиционном для нас материале. Список дисков на всякий случай привожу, но здесь ничего нового не появилось.
1. The Ultimate Demonstration Disc. Chesky Records, 1999.
2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini», Clan, 1991.
4. Silence Technology Test Disc. Audio div., Matsushita, 1990.
5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S.
Со схемой включения многоканальных усилителей всегда приходится повозиться. Так было и на этот раз. Сабвуфер, подключенный на хорошей громкости, будет маскировать особенности звучания фронтов. Тем более что все «наши» сабвуферы в условиях комнаты прослушивания звучат странновато, а домашние без своего усилителя — большая редкость. Не нагружать сабвуферный канал вообще значит поставить усилитель Front/Rear в заведомо льготные условия. Поступили как обычно, нагрузив басовый усилитель на эквивалент нагрузки, использовав линейные выходы четырёхканального усилителя.
В знак уважения к фирме решено было начать с чего-нибудь американского. На 29-м треке диска [1] записано соло на ударных с нарастающей громкостью. Задача усилителя (и акустики) сыграть так, чтобы напор рабочего барабана с ростом громкости не притуплялся и не обострялся (бывает и так). Испытание Roadster выдержал с честью. Но это музыка. Взяли более трудный случай — те же самые разрывы фейерверка с диска [4], трек 13. И удивились — эффект разрывов был настолько впечатляющим, что, как показалось, лимит устанавливала уже акустика (а это, между прочим, Monitor Audio Gold Reference 12, очень даже честная и работящая акустика). Вот только басы, которые здесь записаны вплоть до инфразвука, порой выводили усилитель из равновесия. Берём «лакмусовую бумажку» — композицию «Money» с диска [2]. Звук пересыпающихся монеток ясный, возможно, ему слегка недостаёт резкости. Контроль баса в основном удерживается, хотя пару раз возникало ощущение, что запаса по току не хватает. То же ощущение усилилось при воспроизведении последнего трека с диска [3] — «бочка» здесь записана со вкусом и некоторой долей максимализма. Так что если предполагается брать от этих усилителей всю мощность, которую они могут дать, лучше включить фильтр ВЧ.
Звуковая сцена ([5], трек 4) цельная и глубокая, даже непривычно глубокая: кажется, что круг воспроизводится как эллипс, вытянутый в направлении взгляда слушателя. Но это определённо лучше, чем когда сцена становится плоской. Более «мягким» межблочником, в котором, скажем, используется бескислородная медь (OFC), эшелонирование удаётся привести к «стандарту». Мы пробовали несколько вариантов, что самое интересное, замена межблочников не мешает усилителю строить цельный музыкальный образ, а это редкое свойство.
- Максимальная мощность, сабвуферный канал (12,5 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 277/406
- Коэффициент нелинейных искажений (63 Гц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,079/0,093
- Входная чувствительность, В 0,22 — 9,8
- Отношение сигнал/шум, дБА 94
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 6,6 — 135
- Максимальная мощность, прочие каналы (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 89,3/153
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,005/0,007
- Входная чувствительность, В 0,208 — 10,1
- Отношение сигнал/шум, дБА 99
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 63,5/83
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 12 — 37600
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 7
- Ток холостого хода, А 2,7
- Габариты, мм 806 х 265 х 82
Измеренная в басовом канале выходная мощность оказалась заметно ниже, нежели заявлено производителем. Но мы измеряли при напряжении на зажимах питания 12,5 В, тогда как изготовитель, надо полагать, подавал на усилитель 14,4 В. По нашим прогнозам, при таком питании (на зажимах!) получится ровно столько, сколько обещано, правда без избыточности. Нелинейных искажений для D-класса совсем немного, да и шумы тоже под контролем. Кстати, в шумах на равных правах присутствуют две составляющие — 40 и 80 кГц, вероятно, это связано с тем, что микросхема TL494 управляет двумя трансформаторами. Чувствительность измеряли при одновременной работе двух входов, если подать сигнал на один (любой) вход, чувствительность снизится ровно вдвое, сумматор работает ожидаемым образом. Технические характеристики четырёхканального усилителя вопросов не вызывают, а уровень нелинейности показывает, что разработчики не зря связывались с дискретной схемой. Значения переходного затухания между каналами Front и Rear оказались особенно высокими, что и заставило нас сделать предположение о «раздельном питании». При подключении нагрузки емкостного характера ток потребления возрастает примерно на одну десятую, на выходе появляется составляющая частотой 165 кГц и относительной амплитудой 12%.
Фильтр НЧ басового канала перестраивается от 32 до 278 Гц, обратите внимание на ровную АЧХ, что у импульсных усилителей получается, мягко говоря, не всегда (вследствие отсутствия общей обратной связи). Крутизна меняется от 18 до 21,5 дБ/окт., но много не мало. Подтональный фильтр перестраивается от 4,9 до 54,5 Гц — на нижнем пределе частота среза вышла за пределы графика, поэтому придётся вам поверить мне на слово. Максимальный подъём баса 17,9 дБ на частоте 45,0 Гц — такая точность реализации встречается нам чуть ли не впервые. В каналах Front фильтр ВЧ перестраивается от 49,9 до 399 Гц, фильтр НЧ — от 45,4 до 399 Гц, так что с точностью здесь тоже неплохо. Измеренная крутизна 17,2/17,8 дБ/окт. Максимальный подъём баса 17,8 дБ на частоте 44,4 Гц.
Графики зависимости искажений от выходной мощности для сабвуферного канала дают, необходимо отметить, консервативные оценки предельной выходной мощности: цикл измерений длительный, и в конце его источник питания начинает заметно кряхтеть и сбрасывать напряжение на клеммах. На коротких (реально присутствующих в музыкальном сигнале) басовых пиках усилитель даст коксу ещё сильнее. Что же касается малых сигналов — обратите внимание на любопытное поведение кривых с ростом мощности: D-класс — дело тонкое…
- ЧТО
- Пятиканальный усилитель
- КТО
- Phoenix Gold Roadster 66
- ПОЧЕМ
- 37414 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Возможно подключение дистанционного регулятора
- ЭТО — МИНУС
- Нет режима с двумя входами
- Канал Sub не рассчитан на нагрузку 1 Ом
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Родстер — это когда уже без крыши, так ведь?
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 9
- Оснащённость 9
- Фильтры 8
- Удобство установки 9
- Итог 44