Марк ГАСАНОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Таковы уж законы шоу-бизнеса: если принимать участие в любом мало-мальски значащем событии, тогда уж тебя точно не забудут.
Mystery MDD-7700DS | Kenwood DDX7029 | Varta V-AVM711D | JVC KW-AVX810 | Sony XAV-W1 | Phantom DVM-130G
Конечно, это получается не у всех, точнее даже — ни у кого толком не получается. Ибо человек не господь вездесущий и не может поспеть везде. Вот тут и приходят на помощь старые приёмы: например, в очередной тусовке неплохо бы показаться с новым компаньоном (компаньонкой), ну а лучше всего помогает умело дозированный скандальчик. Скажем, по поводу авторства на сценическое имя, а то, случается, ты уже во втором конкурсе Евровидения ходишь в номинантах, а большая часть населения страны даже под пыткой не припомнит ни одной твоей песенки.
Впрочем, что это я. И без нас хватает изданий, которые занимаются этими вопросами во всей их благоухающей свежести. Ну а прелесть технических публикаций как раз в том и состоит, что они остаются в стороне от человеческих отношений. Вот вам децибелы, ватты и вольты, а вот вам связи — электрические, реже — оптические, и никакие другие. Поэтому спешу исправиться и резко ухожу в родную для нас тематику.
Как вы, наверное, помните, плановый тест аудиовизуальных головных устройств «двойного» размера пришлось разбить на две части (2 DIN — два теста, всё логично). Чем отличаются «головы» из второй группы от тех, что были представлены в тесте прошлого номера? Во-первых, ценой. Точнее будет сказать так: главное отличие этих от тех состоит в расширенных интерфейсных возможностях, а различия в цене вытекают из него как следствие. Почти все участники нынешнего теста (как и прошлого, впрочем), снабжены шиной управления, но для них точно известен внушительный перечень устройств, которые к ней подключаются. Кроме традиционного, но, мягко говоря, не очень популярного в наше время чейнджера, в этот список входят ТВ-тюнер, Bluetooth (BT) адаптер и специализированный адаптер для плеера iPod. А бывает так, что для управления телевизионным тюнером (и приёма сигнала от него) аппарат снабжается отдельной шиной, плюс ещё дополнительная шина заводится для управления навигацией. А трансивер BT может быть и встроенным, как, конечно же, и навигационная система. (Кстати, вы не задумывались, что систему ориентирования по земле, а не по морю надо бы величать «террагацией», а никак не навигацией? Ну, наверное, так человек устроен — использовать он стремится привычные слова, а подразумевать под ними может всё что угодно.) Плюс ещё два, а то и три аудио/видео (AV) входа. И гнездо USB, а в ряде случаев — слот для карты формата SD. То есть современное мультимедийное головное устройство (пусть даже и не оснащённое навигационной системой) имеет бесспорные возможности для того, чтобы находиться в центре событий, происходящих в вашем авто в аудиовизуальной сфере.
И ещё. Как показали исследования одного из грандов отрасли, примерно две трети пользователей навигационных систем предпочитают, чтобы они (системы, а не пользователи) сохраняли работоспособность и вне автомобиля, то есть в автономном режиме. Вот вам одна из причин того, что в наше время не так уж много мультимедийных «голов» являются истинно мультимедийными, то есть включают в себя и навигацию. Это притом что при наличии слота для карты SD для перевода двухдинового аппарата в «старшую группу» его надо снабдить только тюнером системы GPS в комплекте с соответствующим программным обеспечением.
Если помните, среди «голов» из первой части теста не было ни одной с декодером многоканального звука. В нынешней группе таковых оказалось более половины, если точно, то ровно две трети, четыре из шести. Говоря о многоканальном звучании, мы в первую очередь имеем в виду Dolby Digital (DD), с системой DTS в нашей отрасли отношения как-то не очень складываются. В качестве бесплатного приложения к DD идёт декодер DPL II (Dolby Pro Logic II), хотя есть он или нет, это, конечно, зависит от используемого чипсета. По замыслу создателей DPL II, эта система (в режиме Music) позволяет получить объёмное звучание из обычного стереоматериала. Объёмность, похоже, действительно получается, но если вам важнее услышать музыку, как она была задумана — позаботьтесь о том, чтобы DPL при воспроизведении обычных записей была выключена. Вообще взаимоотношения между многоканальным звуком и стерео не так просты, как хотелось бы. Например, если вы желаете слушать звуковое сопровождение кинофильма (DVD) на обычной стереосистеме, лучше не включать режим Downmix, а в установках декодера обозначить, что у вас нет ни тылов, ни центрального канала. В последнем случае Downmix осуществляет та часть программы, которая написана разработчиками чипсета, а не авторами оболочки, то есть этот софт по определению «честнее».
Во всех без исключения мультимедийных «головах» предусматривается пара стереовыходов, предназначенная для выдачи сигнала на внешний монитор и определяемая как Rear Monitor, Rear Zone или просто Rear, но тогда выходы тыловых каналов декодера именуют Rear Surround. Все аппараты предусматривают так называемый двухзонный режим (у него может быть собственное фирменное обозначение), когда на выходы Rear Zone (как и на выход видео) направляется не тот сигнал, что идёт на «основные» выходы. Общее правило такое: на Rear Zone может приходить сигнал фактически от любого AV-источника, кроме тюнера и, возможно, ещё плеера USB, если это плеер чисто звуковой. Впрочем, отклонения от этого правила встречаются, как в сторону ограничения Rear Zone в правах, так и в обратном направлении.
Всё сказанное выше должно было укрепить вас в подозрении, что интерфейс современных мультимедийных «голов» непрост. В описании каждого конкретного аппарата мы всегда уделяем интерфейсу должное внимание, но при сравнении между собой возможностей разных устройств получалось очень уж сложно. Теперь мы решили формализовать, насколько это возможно, описание интерфейса, сведя его в таблицу. Тем самым мы экономим расход слов, а вам упрощаем процедуру сравнения возможностей одноклассников. Однако, как и любая формализация, переход к таблице требует некоторых предварительных договорённостей. Если в позиции «Выходы звука, аналог» указано «5.1» — это, думается, понятно без пояснений. Если написано «2 х 2» или «3 х 2» — значит, звуковые выходы представлены в обычном формате «двойного» или «тройного» стерео. То, что стоит в той же графе после знака «+» (обычно это «1 х 2») говорит о присутствии выходов задней зоны. Выходы видео и выходы звука Rear Zone мы разделили, поскольку выходов видео бывает больше одного (в таком случае они равноправны между собой). Почти все аппараты снабжены «беззвучным» входом видео (для подключения камеры заднего обзора); иногда один из AV-входов уже пользователем конфигурируется как Camera, после чего он будет автоматически подключаться при включении датчика задней передачи. И, между прочим, абсолютно все мультимедийные «головы» комплектуются датчиком стояночного тормоза, в движении блокирующим подачу видеосигнала на «свой» дисплей. И также все без исключения датчики аппаратов, эксплуатируемых в России, замыкаются навсегда на «землю», дабы не ограничивать свободы наших сограждан.
Вроде пора уже переходить к «обязательной программе», а мы до сих пор не продвинулись дальше обсуждения интерфейса мультимедийных аппаратов. А наверное, это в них и есть главное, всё остальное имеет аналоги в технике других категорий. Взять для начала звуковой тюнер — он тут ничуть не хуже и не лучше, нежели тюнер в CD-ресиверах средней руки. Тут, однако, просматриваются основания для осторожного оптимизма — шумовые характеристики тюнеров, выпущенных молодыми производителями, хуже не становятся, даже, наоборот, наметилась некоторая тенденция к сближению их по этому параметру с грандами отрасли (те, правда, тоже делают шаги навстречу). К тому же сейчас уже можно сказать, что в подавляющем большинстве ввозимых к нам аппаратов коррекция тюнеров соответствует европейским (а не азиатским и американским) нормам.
Проигрыватель DVD — вещь уже настолько привычная, что его функции нет смысла и обсуждать. А вы, кстати, заметили, что в тестах головных устройств с DVD из технических характеристик исчезла графа «Вибростойкость»? Поскольку во всех таких аппаратах данные с диска считываются в достаточно объёмистую буферную память, то при испытании 10-секундной серией сотрясений потери сигнала не происходит, независимо от интенсивности сотрясений. Мы решили убрать эту графу, поскольку в ней стабильно стоит один и тот же показатель: «>230 мм». Я уже, кажется, писал, что в присутствии обязательного буфера, возможно, и заключается причина того, что DVD-проигрыватели, как правило, не способны обеспечить ту прозрачность звучания, которая по силам «правильным» CD-проигрывателям. Хотя причин, скорее всего, больше, просто тут не время (и особенно не место) их обсуждать. С эксплуатационной точки зрения у «головы» с DVD-проигрывателем при работе с CD отличий, кажется, всего два. Они, как правило, позволяют напрямую (с пульта) вводить номер трека. И, как правило, у них фиксированный режим быстрого поиска: чтобы из него выйти, недостаточно отпустить соответствующую кнопку, надо нажать Play. Что же касается качества показа видео, то при наличии только композитного выхода выявить разницу между одним и другим DVD-плеером бывает непросто. В основном она прослеживается по шумам (яркостным и цветовым) и по разрешающей способности по цвету, иначе говоря, по чёткости цветовых переходов на испытательной таблице. Естественность цветопередачи мы тоже учитываем, но всё же это показатель подчинённый, в видеопроекторе, к примеру, где имеются развитые возможности управления цветом, сигнал от любого (ну, почти любого) источника можно сделать естественным.
Долгое время наиболее слабым звеном в цепи компонентов мультимедийных головных устройств оставался дисплей. Так что даже сложился определённый стереотип: «мультимедия» — это такая «голова», которая средненько звучит и посредственно показывает, зато всё остальное делает очень хорошо. Наверное, первый удар по этому стереотипу был нанесён аппаратом Alpine с дисплеем, имевшим физическое разрешение 800 х 234. Но с тех пор прошло уже немало времени, а остальные «коллеги» даже и не пытались повторить достижения этого устройства. Знаменательно, на наш взгляд, что в этом году дисплей со столь же высокими возможностями применён в аппарате другого крупнейшего производителем отрасли, имеющем по традиции и вполне гуманную цену. В сегодняшней группе нам встретится и ещё одна «голова» с дисплеем выдающегося качества. Правда, физическое разрешение у неё, можно сказать, стандартное, но обработка картинки, как видно, чётко согласована с параметрами дисплея, и результат не замедлил сказаться. Вернее — показаться.
По законам жанра сейчас положено начать нудно перечислять, какие характеристики мультимедийных аппаратов мы принимаем по умолчанию. Но поскольку у нас сейчас продолжение теста прошлого номера, я воспользуюсь своим правом отослать за полным перечнем к тому материалу. Здесь лишь очень коротко напомню, что по умолчанию мы считаем, что: а) аппарат не декодирует CD-текст; б) не читает тэги; в) названия файлов/папок по-русски тоже прочесть не может и г) не декодирует звук в системе DTS, зато е) без проблем справляется с «интернет-видео» в формате MPEG4 и, в частности, DivX.
И вообще, раз уж участники нынешнего теста находятся в центре событий, пора нам тоже в них поучаствовать. Начинаем…
МЁД & ДЁГОТЬ
Сначала всё было гладко и предсказуемо. Ожидаемым образом в сфере мультимедиа сильно выступил Kenwood, и долгое время даже казалось, что он и выйдет победителем нашего теста. Но новая «голова» от Sony сумела его переиграть, точнее — «перепоказать», если иметь в виду качество картинки, продемонстрированное дисплеем. Впрочем, по формальным признакам Kenwood проиграл лишь вследствие чрезмерной сложности управления, но если у этого аппарата просто дисплей выдающегося качества, то инженеры Sony явили миру новый стандарт для нашей отрасли. В общем, Sony — «Лидер», Kenwood — «Фаворит». Если эти двое заметно опередили «коллег», то остальные участники финишировали довольно плотной группой. Немного обогнал прочих JVC — он и получает «Рекомендацию». Её он, на наш взгляд, вполне заслужил, хотя бы как самый музыкальный из участников. Теперь уже надо делать оговорку — самый музыкальный на CD. Формат SACD в этом плане вне конкуренции, и именно потому мы звучание в этом формате пока не оцениваем — иначе вне конкуренции окажутся аппараты Sony, а зачем нам покушаться на антимонопольное законодательство?