Студия Eclectic Audio. Руководитель проекта Виталий Карев
РЯДОВАЯ ЭКЛЕКТИКА
Эта машина, в отличие от двух «сезонных» кабриолетов, соседствующих с ней в рубрике — самая обычная. По крайней мере — в наших широтах.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источники: Pioneer AVH-P 7800 DVD, XDV-P9 II
- Усилители: Diamond Audio D6 400.4, D3 400.2
- Акустика: CDT Audio HD62, HD-2
- Сабвуфер: Diamond Audio D612D2
И система в ней установлена (в отличие от украинской родственницы) на первый взгляд довольно стандартная. Ни тебе звёздного неба с переменным разрешением, ни кальяна в салоне на болтах (нет, это раньше было, в апрельском номере, но это неважно). Уж не двинулась ли студия с таким многозначительным именем по натоптанной дорожке? Сами понимаете, конечно, нет, иначе не заводил бы я этого разговора.
Виталий Карев (знаем, знаем: легенда и кругом чемпион), если бы не стал маcтером мобильного аудио, стал бы, наверное, врачом-исследователем. И двигал бы вперёд науку о здоровье, ставя опыты то на себе (как Пирогов), то на других (как все остальные). Но только в отличие от предшественников его опыты всегда заканчиваются благополучно, а подопытный, даже первый, чувствует себя гораздо лучше, чем до эксперимента.
В «Эклектике» в последние годы много экспериментируют с беспроцессорными (или «малопроцессорными») системами, и сам Карев, и Нестеров, и Мирошник (имена сплошь из наградных списков Еврофиналов) раньше многих поняли: костыли цифровой коррекции необходимы лишь тогда, когда на больную ногу никак нельзя наступить, а пока можно — надо ходить самостоятельно, иначе — атрофия мышц, в нашем случае — деградация звучания.
Заказ у хозяина этого «Круизера» был, в общем-то, довольно привычный. Система с мультимедийным потенциалом, но ориентированная главным образом на классическое стерео. Типовой подход был бы такой: раз мультимедиа, значит, по-любому в системе окажется куча цифровой требухи, под шумок можно накидать туда же усилителей каналов на двенадцать, чтобы уважали, а всё, что касается звуковой сцены (да и АЧХ), вытянуть процессором.
Виталий в самом начале работы над проектом честно предложил заказчику принять участие в эксперименте. Систему предлагалось сделать с минимумом цифрового вмешательства, всё вытягивать акустическими средствами, а для этого у Карева было припрятано ещё малоизученное средство, которое он (давайте уж честно) и хотел испытать на добровольцах. Речь идёт о редком, на грани уникальности, широкополосном излучателе CDT Audio, потенциально обещающем соединить достоинства двух- и трёхполосной акустики, не привнося в систему проблем, связанных ни с одной, ни с другой.
То, что именно в этой студии решили попробовать построить акустику, представляющую собой смесь двух- и трёхполосной, по-своему знаково. Соединение разнородного знаете как называется? Эклектика…
Речь идёт о СЧ/ВЧ-головке HD-2. Это — примерно 50-миллиметрового калибра головка с диффузором хитрой формы, в центре — очень крупный для такого калибра и необычной формы колпак, выше определённой частоты выполняющий функции излучающего купола. По данным фирмы-разработчика, такая головка способна в одиночку перекрывать диапазон частот от 400 до 18000 Гц. В одиночку — вот в чём пафос ситуации. При такой полосе частот весь женский голос, со всеми чарующими обертонами, и почти весь мужской, с обертонами мужественными и убедительными, будет излучаться одной головкой и практически из точки. Полоса оказывается шире, чем у сочетания купольного мидрейнджа с пищалкой, купольники от 400 Гц реально не работают, в этом многие убедились, но зато — без раздела частот где-то в середине очень информативного и деликатного диапазона, без последствий причудливого фазовой «ругани» полосных излучателей друг на друга в полосе совместной работы, наконец — без разделения излучателей в пространстве. Последнее не идёт на пользу их общему делу в акустическом смысле, но не только: оптимально установить в салоне одну 50-миллиметровую головку или узел из пищалки и купольника с диаметром корпуса ну никак не меньше 70 — 80 мм. Чувствуем разницу? Тогда за работу.
В качестве источника взяли «раскладной» Pioneer AVH-P 7800 DVD. Благодаря трудам широко известной в узких кругах фирмы Erta источник связали со штатными рулевыми кнопками. В пару с ним включили установленный в багажнике DVD-чейнджер XDV-P9 обновлённой модификации, это было сделано главным образом для возможности организации двухзонного режима аудио. В этом случае пассажиры на заднем сиденье имеют возможность слушать музыку с чейнджера, а обитатели переднего — пользоваться головным устройством по полной схеме. Мультимедийный режим заказчику, как и говорилось, нужен был в лимитированных масштабах: при случае кино посмотреть. Поэтому от центрального канала отказались сразу, а тыл в системе — это и не тыл даже, а именно киношный сурраунд, в основном, стереорежиме, он вообще молчит. Работает фронт, в котором и главная изюмина системы. Фронт составлен из мидбаса, исходно принадлежавшего компонентной двухполосной HD-62, кроссовера ES-300CC, предназначенного для трёхполоски топовой серии EuroSport и средне-верхнечастотного излучателя HD-2, вообще ни в какую систему от природы не входящего. Полное смешение жанров, по-другому — эклектика…
В кроссовер, разумеется, пришлось вмешаться хирургическими методами. Из него вывели вырезанный эллиптическим фильтром ВЧ-сигнал на СЧ/ВЧ-излучатель, при этом сохранив работоспособность традиционно мощных средств подстройки пассивных фильтров, у CDT Audio это фирменное блюдо.
Поиски оптимального расположения излучателей привели к результату, который можно при желании считать тривиальным. Мидбасы изначально размечались в штатные места, которые лишь были усилены по обязательной для таких случаев программе — установкой опорных колец. А оптимальным местом для СЧ/ВЧ-головок оказались те, которые были бы оптимальными для излучателей просто ВЧ (без СЧ), а именно — уголки дверных зеркал. Только в отличие от типовой установки пищалок здесь пришлось предусмотреть небольшой (даже совсем небольшой, всего 180 кубиков) объём, необходимый для нормальной работы диффузорного по большей части динамика. Тыловую акустику установили в задние двери, сюда пошёл готовый комплект HD-62, без разносолов и эклектики.
Усилительная часть системы — два аппарата Diamond Audio. На фронт работает четырёхканальный усилитель «шестой» серии, на сабвуфер — двухканальник более простой третьей. Подключение фронтального усилителя самоочевидно, поскольку и фронт, и тыл (ну, сурраунд) сидят на своих пассивных кроссоверах, сабвуферный D3 включён мостом на 12-дюймовую головку D612D2, секции звуковой катушки которого (двухомные) включены последовательно, не доставляя хлопот усилителю. Место прописки усилителей и сабвуфера — трапецевидного сечения ящик, установленный вдоль левого борта в багажном отсеке. Хотя столь простые обводы у корпуса агрегата лишь снаружи, под декоративным кожухом прячется 30-литровый бокс более причудливых очертаний, связанных с необходимостью приютить DVD-чейнджер и «бутерброд» их двух усилителей. Из-за этого сабвуфер, кажущийся простым и прямолинейным, пришлось делать смешанной конструкции: плоское — из MDF, рельефное — из стеклопластика. Впрочем, в этой студии умеют смешивать и разнородные материалы…
RTA
Претензии к басам оказались не умозрительны: на АЧХ виден значительный горб на 40 — 50 Гц, а то, что бас всё же звучал немонотонно и внушительно, связано с хорошей проработкой самого низкочастотного регистра, от 40 Гц и ниже, за пределы измерительного поля. Что же касается частотного потенциала «эклектического» СЧ/ВЧ-излучателя, то здесь изготовители даже поскромничали: далеко не всякая пищалка привычного типа так отработает на верхнем пределе диапазона слышимых частот. И вообще, вся зона ответственности экспериментальных головок (от 500 Гц и до конца) обслуживается ими с исключительной ровностью частотной характеристики.
SQ
Звуковая сцена в этой системе производит непривычное впечатление, как будто смотришь на неё через увеличительное стекло. В первую очередь отмечаешь ширину — она удалась без всякого сомнения. Потом замечаешь: привычные по знакомым фонограммам небольшие перемещения источников звука здесь превращаются в крупные, размашистые шаги. Кажущееся расстояние до звуковой сцены различно для левой и правой её оконечности: слева она подходит ближе, справа — уходит далеко за габариты машины в сторону и на полметра перед лобовым стеклом. Страдает ли от такой масштабной сцены фокусировка? Показалось, что немного да, центральные образы прорисованы не очень чётко, но это находится в пропорции с общими размерами звуковой картины, здесь идёт естественный размен размеров на фокусировку. Не очень понравился почерк системы на самых низких частотах: баса много, он выразительный, «большой», но не без рыхлости и местами проявляющегося гудения. Однако общее впечатление надо признать весьма благоприятным: звук естественный, не натужный, и постоянно сохраняется ощущение звукового пространства, даже, пожалуй, простора. Так что эксперимент следует считать успешным.