Здравствуйте, товарищи профессионалы!
Очень нравится Ваш журнал, т.к. в нем много понятно изложенной и интересующей меня информации. Больше всего меня интересует рубрика «Понятия». Не один раз перечитал все статьи, но, к сожалению, осталось несколько вопросов. Заранее прошу извинить за вопросы, которые Вам могут показаться глупыми.
1. Начнем с вопроса, который возник в связи с тем, что, когда я выбирал сабвуфер (мне нужен был недорогой с катушкой на 4 Ом) в магазине (вроде хорошая автостудия, т.е. люди, знающие свое дело), мне предложили динамик с двумя катушками по 4 Ом. Т.к. мне нужно было 4 Ом, они посоветовали подключить только одну катушку, но ведь в этом случае добротность динамика увеличится вдвое по сравнению с подключением обеих катушек. Так вот вопрос: можно ли для сохранения полной добротности одну катушку двухкатушечного сабвуфера подключить к усилителю, а вторую закоротить? (По-моему, нельзя т.к. в моменты импульса сигнала закороченная катушка будет тормозить подвижную систему, тем самым снижая чувствительность. Так ли это?)
2. До сих пор толком не могу понять, зависит ли чувствительность сабвуфера от гибкости его подвеса. У Вас в статьях написано, что НЕ зависит, а в книге Анатолия Шихатова «Концертный зал на колесах» (замечательная книга — очень понравилась, побольше бы таких книжек) сказано: «Благодаря большому ходу диффузора и МАЛОЙ ЖЕСТКОСТИ ПОДВЕСА сабвуфер имеет рекордную чувствительность — 106 дБ/Вт/м» (издание 4, с. 123). Речь шла о Pioneer WX10LP(A) с аэродинамическим уплотнением. Так где же истина?
С уважением, Алексей, Вологда
Алексей, извинения не принимаются, поскольку оба вопроса — отличные и намного умнее большинства тех, что нам обычно задают. Итак, начинаем по порядку. Да, действительно, при подключении только одной катушки двухобмоточной головки электрическая добротность возрастёт вдвое, полная — почти вдвое, это факт известный. Нам известен (теперь будет более) другой факт: если закоротить вторую катушку, добротность не восстановится, а звуковое давление очень существенно упадёт.
Дело в том, что, когда секция звуковой катушки подключена к усилителю, она работает и мотором, и электрическим тормозом. Мотор создаёт звуковое давление, тормоз — демпфирование на частоте резонанса и, вообще-то, звуковое давление вблизи этой частоты уменьшает. Закороченная катушка мотором не работает, а тормозом — изо всех сил. Но что интересно: в этом режиме её вклад в общее демпфирование (то есть полную добротность) идёт по линии механической добротности, катушка, в которую не поступает ток от усилителя, из электрического превращается в механический тормоз. Вот что показал опыт, который мы провели, когда Ваше письмо «позвало в дорогу». Посмотрите на картинку.
Когда мы отключили одну из секций звуковой катушки сабвуфера, взятого для этого опыта, характер импедансной кривой сильно не изменился, всё уехало вверх, но не в равной степени: верхушка меньше, чем «подножие» импедансного горба. В цифрах результаты такие. Было: Qms = 6,26; Qes = 0,64; Qts = 0,58. Стало после отключения одной секции: Qes = 1,23, Qts = 1,02, механическая добротность не изменилась, чувствительность упала на 3 дБ, поскольку в «мощности мотора» BL один из сомножителей, длина провода в зазоре, уменьшился вдвое.
Когда мы закоротили одну из катушек, характер импедансной кривой изменился самым решительным образом, и неудивительно: механическая добротность упала с 6 с лишним до 1,6, а полная приняла промежуточное значение между прошлыми двумя измерениями, около 0,7. Но это не те «0,7», которые нам нужны, поскольку данное значение обусловлено тупым механическим торможением закороченной катушки, динамические характеристики головки в таком включении будут ни к чёрту. Кстати, и чувствительность при этом упала до почти неприличного значения. Так что если Вам нужна «штатная» добротность и 4-омный импеданс, предложенный Вами способ не годится.
Второй вопрос тоже хороший, но далеко не такой простой. Чувствительность, а вернее — к.п.д. головки, может быть вычислена, если известны силовой фактор BL (это понятно), омическое сопротивление катушки, масса подвижной системы и сразу две величины, куда входит и гибкость подвеса: резонансная частота и эквивалентный объём Vas. Это и может ввести в заблуждение. В ходе преобразований гибкость подвеса в формуле сокращается, остаются лишь площадь излучающей поверхности и масса подвижной системы. Так что вопрос следует переадресовать уважаемому Анатолию Ивановичу, что-то его в этом месте бес попутал.
В статье «Социалистический плюрализм» из «А3» №10/2007 для динамика Sony XS-L104P5B указаны следующие параметры (заявка/факт):
Fs, Гц 37,7 35,2
Vas, л 19,3 17,8
Qts 0,57 0,541
Меня смущает, что на сайте Sony параметры совсем другие, причём я в «Сони» уточнял, они меня уверили в верности параметров на сайте. Не могли бы вы сказать, откуда получены параметры «заявка»? Очень не хочется, купив динамик, выяснить, что его параметры ТС такие, как указывает «Сони».
Дмитрий
Sony вот такие указывают, да?
Fs, Гц = 26,6
Vas, л = 52,5
Qts = 0,41
Ну что ж, имеют право. Видели, наверное, обычно печатаемое мелким шрифтом: «Характеристики могут изменяться…» и так далее? Нечасто этим пользуются, но здесь как раз такой случай: под совершенно одним и тем же именем до августа 2007 и после этого момента выпускались разные динамики, внешне они различаются тем, что у старого (который был у нас в тесте) диффузор гладкий, а у нового (который на сайте Sony) — рифлёный, и фланец выглядит несколько иначе. Параметры, как выяснилось, кардинально разные. Те, что были приведены в тесте, взяты из бумажки, приложенной к сабвуферу. К «новому» будет, надо думать, приложена другая. Судя по тому, что со «старым» расхождения были минимальными, с «новым» можно ожидать того же, параметры, вероятно, будут как на сайте. Хотите со «старыми» — ищите динамик с гладким диффузором.