Студия: Zvuk-Master. Руководители проекта Дмитрий Скорняков, Игорь Шишкин
СЕМЕЙНОЕ ПРЕДАНИЕ
Глава этой семьи уже был на наших страницах. Впрочем, кажется, тогда семьи ещё не было. Семьи не было, а глава был, так бывает…
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-P88R
- Усилители: Audison VRx 4.300.2, JL Audio 1000/1
- Акустика: Focal 6K2P, TN-51
- Сабвуфер: Focal 27KX
Кто в семье главный, мы напрямую не спрашивали, но едва ли спровоцируем широкую дискуссию по этому вопросу, если самовольно предположим: в семье Катруков главный — Евгений. Именно он-то у нас и был, в 2006 году, с машиной Ford Focus первого поколения, материал («Золотая рыбка») вышел по итогам сезона соревнований 2005 года, которые оставили в неводе хозяина изрядное количество призовых кубков. Сезон этот был первым, последующие вновь приносили улов, а однажды в невод угодила совсем золотая рыбка, по имени Татьяна. Через некоторое время (в прошлом году было дело) она согласилась взять ту же фамилию, что с рождения носил Евгений, но не только…
Как оказалось, Татьяна взялась разделить со своим суженым и увлечение автозвуком. А куда ей было деваться, ведь весь сезон напролёт Татьяна проводила вместе с мужем на соревнованиях и по дороге с этапа на этап. Тут либо сойдёшь с ума, либо… в общем, тоже, но в хорошем смысле.
Наверняка в семействе Катруков уже сложились свои предания, которые через положенное время они будут рассказывать внукам: «Помнится, в самом начале века бабушка с дедушкой решили поменять мидбасы, ты слушай, внучек, не шали…» Одно предание мы уже знаем, оно отличается от сказочных тем, что стало вполне материально-техническим. Татьяну решено было пересадить из семейного в личный автомобиль (жизнь в трудолюбивой семье стала лучше и веселее), им стал основательно изученный и всесторонне протестированный за эти годы Ford Focus, но уже подоспевшего второго поколения.
Предание (вернее — передача) началось с переустановки в машину ключевых компонентов из «Золотой рыбки» Евгения. В Focus I на место снятого поставили компоненты из ранней редакции системы, дальновидно оставшиеся на хранении в семейном архиве, и проводили судьбоносный автомобиль к новому владельцу, оставшемуся очень довольным призовым приданым машины. Снятое начали было ставить на Focus II, однако при всём внешнем сходстве «первого» и «второго» «Фокусов» в смысле звука машины эти совсем разные. Так утверждают Дмитрий и Игорь (а новая установка создавалась по семейной традиции в том же «Звук-мастере»), съевшие целую стаю собак на этих машинах. И главное различие, по их мнению, таково: из-за принципиально иной геометрии дверей во «втором» «Фокусе» с пассивным делением полос делать нечего. Только поканалка, иначе — каюк. Таково мнение специалистов, приводим как есть.
Это привело к постепенной, а в итоге — почти полной замене компонентов под новую схему. Первым ушло головное устройство, при несомненных достоинствах Alpine 9830 не мог обеспечить требуемой гибкости фильтров. А «восемьдесят восьмой» Pioneer — мог. Потом наступил черёд усилителей, акустики и сабвуфера. На сегодня от «предания» в системе остались только пищалки TN-51 и провода Tchernov Cuprum Classic. Вчера (почти буквально вчера) были ещё мидбасы из той же системы Focal Utopia 165W, но они уступили место формально более низкорасположенным в модельном ряду кевларовым 6K2P. Они хоть и не считаются флагманом линейки акустики Focal, но, как одна из новых разработок фирмы, обещали лучшие характеристики при установке в Focus II благодаря намного более эффективному, чем у 6W2, алюминиевому фазовыравнивающему телу.
Сформировавшийся таким образом фронт решили запитать от так же основательно испытанного 4-канального Audison VRx, включённого в режим direct, без использования встроенных кроссоверов — за них работает Pioneer. Сабвуферную часть семья (наверное, глава семьи, а остальная семья с ним согласилась) решили устроить на компонентах JL Audio. В качестве усилителя взяли богатый во всех отношениях моноблок 1000/1, головки разметили было 10W7, но что-то не связалось, и решено было установить хорошо знакомые Focal 27KX.
Фронт устроен так: пищалки стоят в стойках с ориентацией осей, неоднократно испытанной в студии, именно с этими пищалками (с их своеобразной диаграммой направленности, обусловленной вогнутым куполом) и даже с этой машиной. Особенность установки пищалок, бросающаяся в глаза: левая работает практически по оси, а правая — с отклонением от неё. Потом, при прослушивании, мы постарались об этом не забыть и заметили любопытные особенности и в звучании. Но это — потом, у нас система ещё не построена. Мидбасы стоят в дверях там, где им положено, но не так, как им было положено. Опора мидбасовых головок — многоэтажные наборные (из MDF) кольца, расширяющиеся в направлении от фланца к двери, чем снижается «туннельный эффект» при такой установке. На металлической основе двери сделана мощная и тщательно задемпфированная опора, за которой на дверную панель наклеен звуковой рассеиватель Focal Plain Chant. Новому декору (кожа, алькантара) подверглись только заново установленные детали, остальной салон — как с завода.
Иное дело — багажник. Здесь два сабвуферных короба встали по сторонам, конструкция их — комбинированная: все плоские фрагменты, выходящие в багажник — из MDF и фанеры, а фрагмент задней стенки, заходящий в крыло, выклеен из «стекла». Объём ящиков взяли из рекомендаций изготовителя посередине рекомендованного диапазона, с тем, чтобы его можно было при настройке и уменьшить акустическим балластом, и виртуально увеличить звукопоглотителем. Сейчас, кстати, в планах есть попробовать немного уменьшить, обычная практика поднастройки между этапами, уж этому глава семьи, наверное, научил…
Между сабвуферными коробами, на полу, смонтирована приборная рама. Она двухэтажная: собственно рама с усилителями, буферными конденсаторами и проводкой и верхняя крышка, открывающая ко всему этому доступ. Рама же откидывается для доступа к запаске, которую, правда, Татьяна предпочитает не возить: крутить домкраты — не женское дело, для этого есть и баллончики, и техпомощь на дорогах. При кажущейся простоте форм механика в багажнике вышла довольно сложной: здесь и замки для раздельного открывания «слоёв» конструкции, и газовые пружины для разгрузки подвижных частей, и толкатели, облегчающие первый этап открывания (заимствованы из мебельной номенклатуры).
При настройке системы частоты раздела были выбраны довольно низкими (каждая из двух — по-своему). Сабвуфер работает только ниже 50 Гц, выше его деятельность останавливает ФНЧ с крутизной 18 дБ/окт., от этой частоты, но с ФВЧ 12 дБ/окт. начинает действовать фронтальный мидбас. Раздел «мидбас — пищалка» — результат совместной работы ФНЧ на 2,5 кГц и ФВЧ на 3,1 кГц, оба — 12 дБ/окт.
Семейное предание требовало и самостоятельного выступления на соревнованиях. Дебют Татьяны состоялся на открытии сезона EMMA в апреле, причём минуя категорию «Новичок», сразу в «Любитель 5 каналов». Итог — «серебро». Второе «серебро» — в ESPL, но там первое место было у Андрей Зубкова. Его машина тоже в этом номере, посмотрите, что там у него, и станет ясно: это «серебро» сильно отливает золотом. Так что масть выловленной рыбки — согласно семейному преданию…
RTA
Над областью разделения полос «фронт — сабвуфер», видимо, ещё надо поработать: именно там, на 50 Гц, происходит ступенчатое изменение уровня звукового давления, если лучше согласовать отдачу, АЧХ приобретёт очень интеллигентный вид, с плавным и совсем небольшим спадом к 20 Гц. Верхние частоты воспроизводятся с характеристикой, более ожидаемой от пищалок с мягкими шёлковыми куполами: без каких-либо резких нерегулярностей, плавно спадая к самым верхним частотам, отсюда (а откуда ещё?) и мягкое, естественное воспроизведение и голосовых обертонов, и гармоник ударных. Здесь, неподалёку от частоты раздела «мидбас — пищалка», тоже просматривается ступенька, возможно, чтобы привести АЧХ системы к эталонному виду, требуется всего лишь увеличить усиление в каналах мидбасов, подобрав их к уровню сабвуфера и пищалки. Возможно. А вообще — дело семейное, без нас разберутся…
SQ
Сразу обращает на себя внимание отличная локализация звуковых образов, это относится не только к голосам и инструментам, но и к басовым тонам, они отчётливо исходят из «передней полусферы», а рельеф прорабатывается не просто хорошо, а как-то старательно и с душой. Очень привлекательно звучат голосовые обертоны, они открытые, но без резкости. Семь барабанов, как и положено в процессорной системе, разложены идеально, при этом, что забавно: переходя слева направо, звук ударов как бы «светлеет», в нём прибавляется воздуха и убавляется гулкости. Это притом что именно правая пищалка работает вне оси, всё же обращённые купола — вещь особенная. На соло ударных впечатляет атака, она не выпячена более необходимого, но звучит исключительно вкусно. Отдельные тарелки по сцене при этом расставлены с зазором, никакие две не перекрывают друг друга. На блюзовом треке 12 очень хорошо проявилась способность системы к построению эшелонированной сцены: вначале вокалист звучит настолько издалека, что кажется, будто он ещё не пришёл на сцену. А там так и есть, он начинает подавать голос, ещё не дойдя до микрофона…