Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
СО ВСЕЙ ПРЯМОТОЙ
Наверное, так и было задумано. А может, и нет, французы не лишены импульсивности.
Дебют до той поры чисто акустической фирмы JM lab Focal на поле усилительной техники произошёл в форме пиротехнического шоу. Одновременно с логичным и отлично выполненным семейством усилителей Focal Power свет увидел аппарат, аналогов не имевший тогда и не имеющий сегодня — Focal Power Dual Monitor. Он был у нас «на ковре», со всеми возможными подробностями («А3» №9/2006) и, как сказано в своде правил истинного денди, «Оставайтесь в свете, пока Вы не произвели впечатление; лишь только оно достигнуто, удалитесь». Достигнуто. Удалился. Кто пришёл на его место? Сторонник экстремального минимализма.
Как нам кажется (мы не французы, может быть, и к сожалению), логично было бы поступить так: вначале сделать просто усилитель, пусть и шикарный, но «просто». Потом — цифровой процессор. Совсем потом и в дополнение к уже сделанному — пиротехническое шоу в виде объединённого устройства. Ан нет. Формально-математически Focal Power Dual Direct получен путём вычитания из Dual Monitor процессорно-цифровой начинки. При этом вычитаемое куда-то подевалось, отдельного процессора Focal не анонсировал. А уменьшаемое — перед нами.
Пытаясь реконструировать ход мыслей потребителей лягушачьих лапок и нового божоле, мы тут пришли к такому заключению. Усилители этого класса — атрибут систем самого высокого разбора, там и головные устройства, и всё прочее будут соответствующие. «Чистых», беспроцессорных «голов», для работы с которыми предназначался Dual Monitor, за прошедшие два года как-то не появилось, а функционально пресыщенные головные устройства и отдельные процессоры — напротив, размножились. В этих условиях наметилась явная необходимость в «чистых» усилителях. У французов, в рамках проекта Dual Monitor, всё для этого было готово. Кроме того, как нам кажется, мощнейший и к тому же многоканальный процессор в составе двухканального усилителя — это как-то не очень понятно. В виде отдельного компонента — понятно, и если/когда «вычитаемое» появится в такой форме, наши аплодисменты будут первыми, вещь редкостная даже по сравнению с самыми продвинутыми процессорами дня сегодняшнего. Таково наше коллегиальное, но всё же — частное мнение, оно, как и другие наши утверждения, что человек смертен, например, или что лошади не отвергают ни сена, ни овса, может оказаться ошибочным. А пока — к сегодняшнему докладчику. Это — усилитель максимальной прямоты, и по имени, и по существу.
Корпус Dual Direct точно такой же, как у Dual Monitor, отличие — разве только в отсутствии цифрового разъёма, здесь-то он зачем? Диаметр зажимов питания 13 мм — это немало, даже если учесть, что рекомендованный номинал предохранителей 160 А. (Внутренних предохранителей, как и в большинстве солидных усилителей, здесь нет — всё равно любая порядочная система подразумевает наличие плавкой вставки по соседству с аккумулятором.) Остальные сильноточные зажимы принимают кабель до 6 мм калибром — по этому пункту тоже никаких вопросов не возникает. Есть пара линейных выходов — включённых, конечно же, через буфер. «Конечно же» — не только потому, что так правильнее, но и по концепции. Удаление процессора DSP вкупе с аналого-цифро-аналоговым преобразованием не подразумевает исключения каких-либо компонентов сигнальной электроники, а в усилителе FP Dual Monitor выходы были включены через буфер. Параллели с Dual Monitor будут продолжаться, это неизбежно хотя бы в силу близкородственных связей, но надо сказать, что из этих параллелей получаются интересные построения. Плавный регулятор чувствительности дополнен переключателем диапазона — тем самым удаётся сохранить относительную плавность регулировки вкупе с широким диапазоном перестройки. Я сказал «относительную» не случайно: инкрементальный потенциометр имеет повышенную надёжность и обеспечивает хороший контакт, но стопроцентной точности установки с его помощью достичь непросто. К примеру, чтобы задать чувствительность 1 В, нам пришлось установить регулятор между «кликами», а такие номера проходят только в лабораторных условиях. Впрочем, только в них и требуется такая точность. Три положения переключателя чувствительности обозначены как 0,2/0,7/1,5, и сразу возникает вопрос: а что делать, если «голова» даёт сигнал с уровнем 4 или 5 В? Ответ мы уже знаем, поэтому не будем откладывать его до технической части: маркировка переключателя соответствует максимальному усилению (или максимуму чувствительности), так что в положении переключателя, обозначенном как «1,5», удастся установить чувствительность, соответствующую уровню подавляющего большинства головных устройств.
Собственно, сколько можно смотреть на усилитель, пора бы уже его и послушать. Пока он там работает в режиме прогрева, напомню, в каких условиях мы проводим «прослушку». Акустика домашняя, Monitor Audio Gold 20. Источник — не домашний. Называть изготовителя не буду, скажу только, что первая буква «A», номер модели 9886. Акустический кабель — очень недешёвый Nordost Blue Heaven — ленточного типа, с предельно «убитой» индуктивностью. Межблочный кабель — метровая пара экстремального качества из посеребрённой бескислородной меди; на «скамейке запасных» — двое однофамильцев, но из меди без серебра и из серебра без меди. Это на случай, если понадобится тонкая «доводка» по звуку. Музыкальный тестовый материал всё тот же. Но список привожу, поскольку придётся на него ссылаться.
1. The Ultimate Demonstration Disc. Chesky Records, 1999.
2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini», Clan, 1991.
4. Silence Technology Test Disc. Audio div., Matsushita, 1990.
5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
Глубина звуковой сцены по меньшей мере незаурядная. Да и локализация источников звука очень аккуратная. У Челентано есть такой момент, когда он делает шаг к микрофону, и одновременно вовсю «включается» бочка ([3], трек 10). Многие усилители в присутствии мощной «колотушки» таких тонкостей передать просто не успевают — тут бы с токами нагрузки справиться. Этот — успевает. Трек 4 на диске [5] только подтвердил наши впечатления от способностей испытуемого к организации звуковой сцены. Церковный колокол ([4], трек 12) даже пугает своей непосредственностью, не вписывающейся в рамки привычного, «причёсанного» звучания. Разряды фейерверка свободны от каких-либо искусственных дополнений. И лишь в финале трека 13, где они совсем «быстрые», в звучании появляется какая-то напряжённость. Звон монеток в композиции «Money» [2] — чуть ли не самый реалистичный за всю историю «слушаний» усилителей. Аппарат сохраняет безусловный контроль баса — это было замечено и раньше, а теперь подтвердилось. Однако, когда рабочий барабан идёт одновременно с хай-хэтом, последний кажется резковатым, как будто усилитель немного переигрывает, пытаясь добиться наибольшего эффекта. Берём межблочник «помягче». Драматических изменений не произошло — усилители высокого разбора чаще всего не очень критичны к типу межблочного кабеля (если, конечно, не совать им откровенный хлам — но таких мы не держим). Так что монетки остались осязаемо чёткими. А вот фронт удара теперь более целостно вписывается в ритмический контекст бас-гитары.
- Максимальная мощность, (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 277/484
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,014/0,030
- Входная чувствительность, В 0,23 — 4,2
- Отношение сигнал/шум, дБА 89
- Переходное затухание, дБ 83
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 5,3 — 51300
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 17
- Ток холостого хода, А 1,8
- Габариты, мм 540 х 280 х 50
С мощностью у Dual Direct, мягко говоря, полный порядок, хватит на подключение пары хороших сабвуферов — по одному на канал. Тут, впрочем, возможны варианты, поскольку усилитель специфицирован и для работы на 2 Ом мостом (1200 Вт при питании 13,8 В). Хотя использовать аппарат с таким частотным диапазоном для работы с сабами я бы, наверное, не стал. Если у вас есть возможность сравнить характеристики этого усилителя с теми, что мы получили в своё время у Dual Monitor, непременно ею воспользуйтесь, а нет — так я помогу. Частотный диапазон здесь, грубо говоря, вдвое шире — присутствие цифрового DSP в «Мониторе» накладывает свои ограничения. Ток потребления здесь на 0,8 А меньше — ЦАП/АЦП у процессорного аппарата обладают здоровым аппетитом. Короче, все чисто усилительные параметры здесь лучше, что делает Dual Direct вообще другим усилителем, а не урезанным вариантом Dual Monitor. Правда, шумов всё же больше, чем хотелось бы (как и в прошлый раз — за счёт ультразвуковой составляющей). А с чувствительностью ситуация такая. Когда переключатель установлен на «1,5», а регулятор выведен на минимум, коэффициент передачи усилителя становится равным примерно 1,5. Но это не значит, что он будет работать с 20-вольтовым входом — сигнал магнитуды больше 4,2 В начинает ограничиваться входными цепями. Так что есть небольшой процент головных устройств (с уровнем выхода 5 В и выше), с которыми усилитель Dual Direct совместим лишь ограниченно.
На емкостную нагрузку усилитель реагирует сдержанно: ток потребления возрастает на 10%, и на выходе появляется помеха с частотой 200 кГц и относительной амплитудой тоже 10%. Меандр с частотой 20 Гц воспроизводится «надёжно»: спад горизонтальной полки меньше 50%.
Порядок есть порядок: приводим АЧХ усилителя во всех возможных положениях регуляторов фильтров. Поскольку положения (как и регуляторы) отсутствуют, АЧХ имеет вид неколебимой прямой с едва заметными спадами на краях полосы. 0,1 дБ на 10 Гц и 0,25 дБ — на 22 кГц.
- ЧТО
- Двухканальный усилитель
- КТО
- Focal FP Dual Direct
- ПОЧЕМ
- 43800 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Высокая мощность
- Высокие технические показатели
- Достойное звучание
- ЭТО — МИНУС
- Повышенный уровень ультразвуковых
- помех
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Прямее не бывает
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 8
- Оснащённость 7
- Звук 9
- Удобство установки 9
- Итог 42