Студия AvtoDop. Руководители проекта Олег Жуков, Игорь Гоглов
ЗАКОН САВАНН
Малоизученный здесь закон, у нас, с укреплением рыночной экономики, в ходу больше законодательное уложение джунглей. А в джунглях зебрам делать нечего…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источники: OEM, Alpine CHA-S634
- Процессор: Alpine PXA-H650
- Усилители: Alpine PDX 4.150
- Акустика: Morel Elate 5, CDM88, MT23, Tempo 6, Helix HXS234
- Сабвуфер: Hertz HX200
рудно было не заметить, что в этом номере самым непредсказуемым образом собралось небольшое стадо зебр. Всего на две персоны, в смысле — головы, но это не делает столь редко встречающееся совпадение менее примечательным. Притом что мы это не нарочно — обе зебры прискакали по своей инициативе. Одна, о четырёх копытах, на постоянной основе пасётся в Днепропетровских саваннах, вторая забрела-таки в самый центр всероссийских каменных джунглей и уже отсюда через своего хозяина связалась с нами.
По поводу первой у нашего украинского корреспондента свой взгляд, у него было неотъемлемое право его высказать, и он им воспользовался. Теперь — моя очередь, у меня для этого есть своя зебра, отдельная и персональная.
Зная о предмете предстоящей фотосессии и обзора по присланным превьюшкам, по дороге в «АвтоДоп» я размышлял: мотоцикл, камуфлированный под зебру, это что — исключение из нормы или дань некоей закономерности? Время на размышление было: московский трафик в разгар рабочего дня это гарантирует. Ничего путного из музыки я с собой не взял (не тестовые же диски слушать?), по радио передавали смесь галиматьи из Вики Цыгановой и ставок рефинансирования, в зависимости от частоты. Пока доехал, пришёл к предварительному выводу: это — часть малоизученного закона, по которому живут… нет, не зебры, а мотоциклы этой марки и модели. «Голдвинги» на наших страницах появляются чаще, чем очень многие модели автомобилей, некоторые формально совершенно одинаковые, взять хотя бы вот эту и ту, что была два номера назад. Тот же модельный год, тот же двигатель, даже в компоновке аудиосистемы легко заметить определённую преемственность, но это уже — почерк студии, избравшей мотоциклы своей узкой специализацией. И тем не менее: двух одинаковых «Голдвингов» вы не увидите никогда, хозяева таких машин об этом позаботятся раньше, чем вы об этом подумаете. И с этой точки зрения зебра — пожалуй, квинтэссенция жизненной позиции голдвингистов. Стать окончательно непохожим ни на кого, даже на тех, кому на роду было написано выглядеть точно так же. Приехав и пообщавшись с хозяином зебры, утвердился в своём умозаключении. Вот как было дело…
Константин, так зовут хозяина, вывез будущую зебру из США. Пристрелянный взгляд товарищей по неутолимой страсти может это определить, в частности, по наличию штатной навигационной системы, по каналам официального дилерства к нам «Голды» в такой комплектации не поступают. Да и правильно, если бы поступали, это были бы выброшенные деньги: без вмешательства опытной руки штатная навигация на территории России умеет лишь потреблять небольшой ток от аккумулятора и вычислять градусы широты и долготы. Мертва, хоть и не бесплатна. Чтобы не возвращаться к этой теме, отмечу сразу: навигацию в «АвтоДопе» запустили. Я, кажется, уже когда-то упоминал об этой студии: мотоциклы — лишь одно из корпоративных увлечений её сотрудников. Другие два (или полтора, они во многом пересекаются) — спутниковая навигация и карманные компьютеры, и с тем и с другим здесь умеют творить чудеса.
Чудесники просили не рассказывать представителям фирмы Garmin про то, как они вложили евразийского ума в надёжно (казалось бы) защищённую американскую систему. Я выполняю обещание, я не им, я вам об этом рассказываю. Так вот: система теперь очень даже прекрасно знает всю Москву и окрестности, а буде понадобится (хозяин сказал: понадобится), на карточку памяти CF могут закачать карты любой европейской державы.
Однако, к истокам. Мотоцикл прибыл из-за океана прямо к воротам студии, и был он тогда не зеброй. Был он максимум белой лошадью. Редкого, правда, оттенка масти: белый металлик. Штатная масть вскоре составила половину новой колористики. Оставшуюся часть, трансформировавшую лошадь в зебру, нанёс на тело животного художник-фрилэнсер Александр Галло. Он, правда, ограничился только мускулами — твёрдыми и гладкими деталями оперения мотоцикла. «Мягкие ткани, — сказал живописец, — не мой профиль», собрал кисти и убыл. И верно: мягкие ткани — это по специальности Олега Жукова — штатного шорника студии (здесь настаивают на этом термине, ведь кожаные детали транспортного средства — это аналог седла и упряжи, а не одежды и мебели). Обширное седло «Голдвинга» в итоге его трудов оказалось в безукоризненной гармонии со всеми остальными деталями.
Однако и Олегу пришлось подвинуться, уступив место следующему специалисту, на этот раз — Игорю Гоглову, в его ведении находится электроакустическое оснащение преобразившегося копытного. Схема установки, как уже замечалось, относится к числу отработанных для этих мотоциклов, хотя двух одинаковых систем вы на таких машинах не встретите (таков закон саванн). Источник — штатное «радио», от которого требуется взаимодействие со штатными кнопками управления на одном конце и действительно источником, CD-чейнджером — на другом. Перевод с языка Goldwing на язык Ai-Net, который только и понимает 6-дисковый Alpine CHA-S634, поручен интерфейсному блоку разработки ERTA (а больше и некому такое поручить). А для наиболее полного управления характеристиками сигнального тракта в этой работе применили процессор Alpine PXA-H650.
При выборе усилительно-акустической части системы в первую очередь пришлось принять во внимание планируемое использование мотоцикла: в повестке дня были длительные путешествия, а потому в минимум возимого имущества были вписаны шлем, дождевик (для водителя), чехол (для мотоцикла), инструмент… ну и хотя бы уголок для личных вещей участника вояжа. В общем, один кофр из трёх — на всё… Это предопределило многое. В системе оказалось мало усилителей, но много акустики. Логично: усилители занимают багажное пространство, а акустика — прочие полости, которые никак по-другому не используешь.
Усилители — два наиболее энергонасыщенных импульсных Alpine серии PDX. Эти аппараты для «мотозвука» оказались истинным спасением. Обычные усилители требуемой мощности либо занимают слишком много места, либо высасывают всю кровь из бортовой сети, чаще всего — и то и другое. Наилучшим решением долгое время были итальянские Audio System: бортовую сеть они, правда, не щадили, но хоть места не занимали. Alpine PDX гуманны во всех отношениях: при невероятной для своих мощностей компактности они ещё и энергии берут не намного больше, чем отдают в нагрузку.
Здесь, надо отметить, оба усилителя работают в напряжённом режиме (а то: на два усилительных блока приходится в общей сложности одиннадцать динамиков разного калибра). Поэтому в ходе доводки системы пришлось-таки установить вентилятор охлаждения на передней стенке «приборного» кофра. Поскольку, как известно (даже автору известно), когда едешь на «Голдвинге», ветер дует не в лицо, а в спину, такое расположение кулера наиболее аэродинамически оправдано.
Типовое (для этих мотоциклов) решение с сабвуфером здесь не прокатывало: типовое — это корпус во весь объём одного из боковых кофров, с басовой головкой, «стреляющей» горизонтально на заднее колесо. Пришлось искать другой путь к цели, им стала установка 8-дюймовой головки Hertz в компактный, около 14 л, корпус довольно причудливой формы с динамиком, который тоже глядит на заднее колесо, но не сбоку, а сверху.
Фронтальная акустика — трёхполосная, её задача — взять максимум от отведенных для неё двух каналов одного из усилителей. Басовики фронта — 5-дюймовые Morel Elate. Пробовали с большим калибром, но в имеющемся в передних обтекателях объёме (литров семь, точнее не измерить) «шестёркам» было тесно. Середина — купольники Morel нового поколения, CDM88, пищалки — кругом себя оправдавшие MT23. То, что осталось от первого четырёхканальника, пущено мостом на сабвуфер.
Однако для правильного формирования звукового поля на мотоцикле с причудливой акустикой его «виртуального» салона фронта в большинстве случаев оказывается недостаточно. В помощь фронтальной акустике работает тыловая, в неё входят 6-дюймовые Morel Tempo и 4-дюймовые Helix. И та и другая пара динамиков работает главным образом на отражение от лобового стекла (для нас — стекла, для байкеров — обтекателя) в области средних частот. «Шестёрки» работают от 150 Гц, поэтому им хватает объёма 4 л внутри накладных стеклопластиковых подиумов, «четвёрки» довольствуются объёмом с пивную банку на каждого в штатных «ушах» и не жалуются, поскольку работают лишь выше 200 Гц. ВЧ-излучатели в тыловом блоке намеренно не используются, они бы оттянули сцену назад. А дополнительный среднечастотный «подпор» в помощь фронтальной акустике на мотоцикле в движении оказывается совершенно необходим.
На «тыл фронтального назначения» отведен свой четырёхканальный усилитель, поскольку уровень сигнала в этом режиме на динамиках оказывается отнюдь не символический. Сами посудите, каково им «добивать» своим излучением до лобового стекла оттуда, где они оказываются на мотоцикле длиной с приличный семейный автомобиль. Не случайно сейчас на повестке дня встаёт вопрос об установке на этот мотоцикл… камеры заднего обзора. Константин говорит, что при движении задним ходом (а задняя передача, пусть с электроприводом, здесь, разумеется, есть) обзор куда хуже, чем из автомобиля. Сейчас ищут место для камеры. Где-то в районе хвоста…
RTA
Нечастый случай, когда на АЧХ можно чётко выделить вклад отдельных компонентов. Смотрите: низкочастотная часть характеристики — ровно такая, какой должна быть в отсутствие компрессионного эффекта салона — ниже 60 Гц сабвуфер в закрытом ящике уже ничего сделать не может. Здесь, отметим в порядке доброго совета, очень уместна была бы мысль о фазоинверторе. В салоне машины он, как известно, всегда (практически всегда) формирует горб выше частоты собственной настройки, а тут как раз помог бы продлить горизонтальную ветвь АЧХ ниже по шкале частот. Выше сабвуферной зоны АЧХ пошла бы ровно, но тут вмешивается среднечастотный тыл, формируя поверх готовой АЧХ мощный навес от 150 — 200 и до примерно 800 Гц. Дальше всё довольно ровно и хорошо, но вот непривычный рисунок обертонов во многом наверняка связан с ходом частотной характеристики на верхних частотах: максимум приходится на 10 — 12 кГц.
SQ
Закон саванн продолжает работать (а у законов вообще нет выходных). Звук этого мотоцикла не похож на ранее слышанные, несмотря на сходство схемы, компоновки и даже компонентов системы. На треке, открывающем нашу традиционную программу прослушивания (Magic Pump, дорожка 1 «АудиоДоктора») вырисовывается сцена: она довольно линейно простирается от одного бокового зеркала до другого, голос формирует почти видимое облако над экраном приборной панели. Тембрально голос окрашен непривычно, звучание более горловое, чем обычно, интересно звучат обертоны. Но всё это складывается в звучание довольно комфортное, лишённое неоправданной резкости. Трек 11 (соло на ударных) привлекает внимание непривычно «пустыми» барабанами, атака не выпячена, но преобладает над басовым фундаментом. Здесь начинает ощущаться недостача нижнего баса. Заметно это (даже ещё сильнее) и на блюзовой дорожке 12, но здесь проявился другой эффект, довольно необычный: в отличие от женского вокала мужской не парит облаком над приборкой, а решительно наступает на слушателя, оставляя инструменты позади себя.