СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
Как представляли себе будущее архитекторы середины прошлого века? Стекло и алюминий. И ведь что интересно: оказались правы…
Не знаю, знакомились ли специалисты фирмы Sinfoni с архитектурой «новой волны», хотя это Италия, страна синтетической культуры, так что очень возможно. По крайней мере, в дизайне усилителей Sinfoni изначально доминировал алюминий в самородном виде, «архитекторы» Sinfoni умело используют естественную фактуру металла, избегая в основном нанесения покрытий. Исключение — усилители серии Shadow, теневая сущность которых отражена в названии. Все остальные усилители Sinfoni сияют естественным блеском алюминия что твой космический аппарат. А где стекло? Будет и стекло.
«Кто стоит на месте, тот движется назад», — мудрость широко известная, но от этого не менее верная. Как бы там ни было, но все изготовители, которые, появившись на нашем небосводе, не исчезают подолгу, этому правилу следуют неукоснительно. Нам с вами хорошо известен пример одного уважаемого французского производителя акустики, который не так давно (в историческом масштабе — буквально вчера) освоил выпуск усилителей. Хотя лично я не до конца понимаю, почему акустическая фирма не может ограничиться вводом новых линеек акустики и/или расширением уже существующих. Или отчего фирма усилительная не может ограничиться разработкой новых усилителей — столь же качественных и музыкальных и при этом более доступных. Однако объяснение, как видно, простое. Притом что усилителей, как и акустики, нынче хоть пруд пруди (если экологи позволят), спрос на высококачественные продукты остаётся неудовлетворённым.
Итак, в 2006 году фирма Sinfoni, которая уже прочно закрепилась на рынке как производитель высококачественных усилителей, освоила выпуск акустики. Обратите внимание, я не сказал «линейки акустики», поскольку до настоящего времени известно только три компонента, позволяющих собрать двухполосную компонентную систему. Это 165-миллиметровый мидбас S165W, твитер S25T и кроссовер S2VX. То, что W — это вуфер, а Т — твитер, не требует для понимания быстрого разума Невтона, а VX, по всей вероятности, означает Variable Xover. В том, что он variable, мы позже убедились, хотя идеей прониклись не совсем. Не насквозь.
Материал диффузора мидбаса — стеклоткань с пропиткой. (Обещано было стекло?) Ткань двухслойная, в верхнем слое текстура крупнее, в нижнем — тоньше. Причём авторы разработки, как и положено итальянцам, умело используют визуальные свойства материала: не скажу, что диффузор прозрачный — всё же ткань, но свет через него проходит. Однако без материалов из прошлого века обойтись не удалось — центральный колпачок изготовлен из целлюлозы, хотя по его виду об этом догадаться непросто, поскольку он покрыт толстым слоем специального лака. Увеличенный до 32 мм диаметр звуковой катушки расширяет толерантность головки к перегрузкам, что при такой цене оправданно вдвойне. Магнит, судя по весу динамика, вполне солидный, но размеры его остались неизвестными. Дело в том, что магнитная система закрыта металлической чашкой, благодаря которой S165W похож на экранированные головки, которые нередко встречаются в домашней акустике. Правда, если там экран изготавливается из мю-металла, то здесь это опять же алюминий. Впрочем, в нашей отрасли кинескопные дисплеи никогда не были распространены, а теперь и вовсе исчезли, так что экранировать магниты нет нужды. Ширина резинового подвеса 10 мм. Литой диффузородержатель по форме напоминает корпуса динамиков Kicker, которые, кстати говоря, отличаются отменным подавлением резонансов, корпус мидбаса Sinfoni в этом плане тоже показал себя с наилучшей стороны. На корпусе закреплён внешний точёный обод — тоже, конечно, из алюминиевого сплава. Винтовые зажимы собственной конструкции под шестигранный ключ технологичны и хорошо фиксируют акустический кабель.
Мембрана твитера S25T согласно описанию, которое мы нашли на сайте, изготовлена из полиэстера. Но не в виде плёнки, которая служит сырьём для недорогих твитеров, а в виде ткани. Чистый купол диаметром 29 мм. Твитер помещён в точёный (алюминиевый, естественно) корпус.
Корпус кроссовера — из проката коробчатого сечения (материал угадайте сами, подсказка: не стекло). Внутри можно увидеть две солидные воздушные катушки и три конденсатора. В цепи твитера стоит полиэфирный конденсатор, один из конденсаторов фильтра НЧ по типу такой же, но изготовлен фирмой Vishay — у них допуски строже. Этот конденсатор можно отключить, и в фильтре останется второй конденсатор, электролитический. В привычном нам виде формула кроссовера запишется как II(Zobel) + II. Можно выбрать уровень твитера из ряда +3/0/-3 дБ. Аттенюацией твитера и выбором структуры фильтра управляют три перемычки, в качестве которых используются предохранители на номинал 30 А. С технической точки зрения такое решение весьма удачно, хотя видеть предохранители (да ещё такого номинала) на теле кроссовера непривычно. Что касается входных/выходных зажимов, то их качество ни малейших сомнений не вызывает.
Кстати, каждый из компонентов акустических Sinfoni можно приобрести отдельно, в частности, при использовании активных фильтров — сэкономить на кроссоверах, и немало: около 11 тысяч нашими крепнущими. Признайтесь, что именно сейчас заглянули в графу «Почём», чтобы узнать, сколько же всё вместе стоит. Было? Узнали? А что вы хотели, Sinfoni за три копейки? Будет вам, давайте лучше вернёмся к технике и музыке.
Чтобы разобраться с тональным балансом, прослушивание начинаем с соло на ударных. Сразу же отмечаем очень реалистичные послезвучия пластика том-баса, так что возникает ощущение, что играет не акустика, а живая ударная установка, только через микрофон. Динамическое взаимодействие между разными компонентами установки редкостное, в том смысле, что взаимодействия нет вовсе, каждый барабан — сам по себе. Даже в верхнем положении аттенюатора тарелок не то чтобы мало, но громкости их хватает только-только. Так что трогать первые две перемычки мы и не стали. Звучание бубна честное и чистое. Если постараться, можно найти у него некоторый дефицит музыкальности, но стараться надо всерьёз и настроение иметь для этого случая мрачное.
Рояль комфортен, динамичен, но определённая недоговорённость на средних нотах ощущается. А вот если удалить третью перемычку, то она исчезает, правда на некоторых верхних нотах появляется лишняя звонкость. Но второй вариант, на наш взгляд, предпочтительнее — мысленно отфильтровать лишнюю информацию легче, нежели додумывать недостающую. (Впрочем, коллега из дружественного «домашнего» журнала высказался в противоположном смысле.) Лишний звон можно обнаружить и в рывке струны акустической гитары, а в мужском вокале временами явственно проступает согласная «с». Но артикуляция настолько аккуратная, что мы впервые обнаружили, как, оказывается, чётко выговаривает каждый звук диктор с диска «Chesky Ultimate Test Disc». Вообще, эта акустика отличается повышенным вниманием к деталям, звуки плавно и естественно затухают, а не обрываются внезапно. Бас здесь как будто не слишком низкий, но контрабас предстал перед нами неожиданно объёмистым и солидным.
Да, чуть не забыл. По имеющимся данным, в ближайшее время должен увидеть свет среднечастотник Sinfoni. Пока про него известно только то, что он будет диффузорным, так в современной архитектуре принято строить третий этаж компонентной акустики.
- Максимальная RMS-мощность
- (по данным изготовителя)*, Вт 80
- Диапазон воспроизводимых
- частот, Гц (-3 дБ) 86 — 19500
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 – 15000 Гц) 88,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений
- (90 дБ (1 м), 160 – 4000 Гц), % 0,582
- Коэффициент нелинейных искажений
- (90 дБ (1 м), 80 – 125 Гц), % 1,19
- * Для мидбаса (см. текст).
- Параметры Тиля – Смолла
- Fs, Гц Vas, л Qts
- Мидбас 66,4 8,69 0,511
- Твитер 970 — —
Выходную мощность в таблице мы привели по данным для мидбаса. Дело в том, что на ту часть спектра, с которой имеет дело твитер, приходится лишь от 4 до 5,5 процента мощности (для частоты раздела 5 или 4 кГц соответственно). Можно было бы добавить 4 Вт к показателю для мидбаса, но допустимую мощность всё равно никто не определяет с такой точностью. Поэтому значение для мидбаса мы и указываем как мощность всей системы.
Подвижная система мидбасовой головки (14,8 г) сравнительно тяжёлая — сказывается и двухслойный диффузор, и увеличенная катушка. Однако силовой фактор по-любому достаточный (5,8 Тл м), так что с чувствительностью мидбаса (и системы в целом) проблем не предвидится. Нелинейные искажения — очень низкие, даже если смотреть на них с позиции непримиримого аудиофила. Добротность мидбаса ниже классической баттервортовской, это тоже правильно, если поставить во главу угла не глубину баса, а красоту рельефа. Низкая частота резонанса твитера означает, во-первых, что конструктор фильтров (или инсталлятор, если он решил использовать активный фильтр) получает изрядную свободу в выборе частоты среза — по правилам она должна быть не ниже удвоенной частоты резонанса. Но есть ещё во-вторых: купольные излучатели редко перекрывают диапазон больше четырёх октав от резонансной частоты, что может вызвать определённые проблемы с крайне высокими частотами.
Смотрим, как работает кроссовер. Интересно работает, надо сказать. Взгляните: в положении с удалённой перемычкой F3 (это когда частота среза выше) крутизна спада фильтра НЧ около 12 дБ/окт., но с ростом частоты снижается. Здесь применён так называемый «странный фильтр» (strange filter, по терминологии Смолла), такой нередко используют в домашней акустике и почти никогда — у нас. При установленной на место перемычке в работу включается вторая ёмкость, ФНЧ остаётся фильтром 2-го порядка, только добротность сильно возрастает. На графике это тоже видно, добротность на глазок 1,5, за счёт чего и крутизна спада на начальном участке достигает 14 дБ/окт. Вне всякого сомнения, это сделано специально, дабы сгладить некоторые нерегулярности на АЧХ мидбаса, но, правда, ценой сужения его рабочей полосы. С характеристиками фильтра ВЧ всё просто: это типичная характеристика фильтра 2-го порядка с горбиком на частоте резонанса (при подавлении 20 дБ этот горбик никого не должен волновать).
На графике АЧХ мидбаса по звуковому давлению хорошо виден пик с центром на частоте 4 кГц и предшествующий ему провал на 2 — 3 кГц. Виден — когда фильтр НЧ включён на более высокую частоту среза (F3 OFF, то есть перемычка удалена). Фильтр на более низкую частоту эти нерегулярности подавляет, правда добавляет свой пик с центром на 1,5 кГц ровно там, собственно, где находится выброс на АЧХ фильтра по напряжению, никаких чудес и мистики. А частота среза по звуковому давлению, как и предвиделось, смещается с 5 до 2,2 кГц. Частота среза фильтра ВЧ при этом 5,5 кГц. Такое впечатление, что индуктивность катушки фильтра НЧ должна была быть раза в полтора выше, но почему-то не сложилось.
На частотной характеристике системы видно, как всё складывается. У твитера слегка ограничен диапазон поверху, но, как мы уже не раз убеждались, такая АЧХ, с плавным спадом к заветной отметке 20 кГц, часто на слух даёт результат, изрядно радующий слух. Дисперсия излучения пищалки не слишком широкая, так что монтировать её лучше «в лоб». При отключённом втором конденсаторе АЧХ во всём диапазоне без проблем укладывается в допуск ±3 дБ, хотя пик на частоте 4 кГц всё же довольно заметен. В этой связи представляется не лишённым смысла вариант с активной фильтрацией и аккуратным, «по мерке», подбором частот среза. Тем более что в практике работы с высококлассными системами это норма.
- ЧТО
- Двухполосная акустика
- КТО
- Sinfoni S165W/S25T/S2VX
- ПОЧЕМ
- 38400 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Великолепная конструкция и исполнение
- Низкие нелинейные искажения
- Твитер и мидбас хорошо согласованы
- ЭТО — МИНУС
- Кроссовер явно уступает динамикам
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Образец современной архитектуры
- РЕЙТИНГ
- Конструкция 9
- Частотная характеристика 9
- Чувствительность 8
- Басовый потенциал 7
- Звук 9
- Итог 41