Странное название пришлось дать этому диску — для нас более привычным было бы слово «тестовый», но оно-то как раз здесь совершенно ни при чём.
МАРТИНИ ПОД МУЗЫКУ
Даже, наверное, более правильно было бы «учебно-экзаменационный», но это уж совсем… А авторы проекта в одном месте сопроводительной документации вообще назвали его «игрой». Как быть? Впрочем, есть выход: я всё расскажу, а вы сами решите, как называть самый, пожалуй, необычный информационный продукт, появившийся в нашем распоряжении в последние годы.
Авторов проекта два. Один — хорошо знакомый нашим читателям (а ещё лучше — ветеранам автозвукового спорта) Ги Бонневиль, ведущий специалист фирмы JMlab Focal. Второй — известный в куда более узких кругах специалистов французский звукорежиссёр Фредерик Фанан (пишется, конечно, Finand, французы, что возьмешь…). На обложке диска на двух (к счастью) языках сообщается, чей пар, а чья машина. Идея принадлежит Ги, её реализация — Фредерику. Однако двойственность диска не ограничивается списком авторов, она прослеживается во всём, как мы вскоре увидим. Начнём, однако, с пара, то есть — идеи.
Идея мсье Бонневиля (как это не раз со мной случалось, мне посчастливилось впервые с ней познакомиться ещё в виде карандашных набросков на салфетке) была такова: сделать диск, который, будучи воспроизведен на компьютере, давал бы возможность всякому желающему, от совсем тёмных (типа покупателя-дебютанта в отделе аудио) до довольно продвинутых граждан, научиться оценивать качество звучания, вернее — детектировать наиболее распространённые огрехи этого качества. А научившись — проверить, научились ли. И если нет — то вернуться к учебным примерам, а если да — перейти к более трудному испытанию, и так — до полной победы.
Задача автора идеи была максимально расширить диапазон слуховых способностей, в пределах которого диск может оказаться полезен. Это, как мы можем сейчас заключить, удалось вполне. Если первый подход к учебным дорожкам «Focal Teach» способен вызвать усмешку — «и только-то?», то, как оказывается потом, безукоризненный проход через тест второго уровня даётся далеко не всем, считающим себя специалистами.
Для того чтобы написать в наши дни насчёт «любить глазами или ушами», надо либо совсем потерять к себе уважение, либо быть выпускником журфака последних лет, это их просят не беспокоиться в объявлениях о вакансиях, для заполнения которых надо хоть слегка знать грамоту. Так что этой аналогии, утерявшей от затрёпанности всякий смысл, буду избегать, тем не менее отмечу: в области аудиоэкспертизы соотношение между зрительными и слуховыми образами остаётся темой актуальной, истинные аудиопуристы даже считают западло визуализировать слышимое, полагая, что наиболее правильно возвести в голове непроницаемую стену: это вижу — это слышу. И когда их идейные противники говорят о «замутнённой середине» или «мягких пастельных тонах» звуковой картины, их корчит, как от матерщины в греческом зале.
Ги не из таких. Он смело, даже иногда в лоб, использует зрительные образы для иллюстрации тех или иных дефектов звучания, концепция нам показалась остроумной, и потому здесь приводятся картинки, которыми Ги Бонневиль сопровождает звуковой ряд с теми или иными дефектами воспроизведения.
В какой последовательности происходит работа с диском? Прежде всего — заправляем его в компьютер. Здесь многие могут возмутиться: мы тут про качество звучания, а нам предлагают его оценивать через пустяшные компьютерные колоночки? Давайте не будем спешить: во-первых, по нынешнему времени компьютерные колоночки далеко не всегда пустяшные, вон даже соревнования среди компьютерных систем по методике FSQ MM проводятся. Во-вторых, немало есть людей, у которых компьютер уверенно влился в домашнюю аудиосистему в качестве полноправного источника, когда музыка — на хард-диске, звуковая карта — внешняя, а есть такие, что дадут очков вперёд многим встроенным ЦАПАм, да и некоторым отдельным тоже. А дальше — усилитель — акустика — шнуры — конуса, короче — хай-энд.
Ну и наконец, всё зависит от требуемого результата. Если хочется проверить собственную способность слышать наиболее грубые дефекты звука и, главное, различать их между собой по происхождению, годится и BBK за 500 р. в розницу, если требуется более тонкий анализ — и оборудование нужно соответствующе, однако даже с BBK результат будет ненулевым, проверено.
Итак: диск загрузили, колонки (или наушники, или крутой домашний хай-энд) подключили, двигаемся дальше. Входное меню диска… Погодите, прежде чем диск вас на него пустит, предстоит вступительный экзамен, он несложный, но если его провалить, диск с вами попрощается в довольно жёстком тоне. Со страницы «вступительного испытания» можно запустить два музыкальных фрагмента и потом пометить тот, который вы считаете записанным с высоким качеством. Прослушивать их по очереди можно сколько угодно, надо только потом правильно выбрать. Если выбор ошибочен, вам сообщат: «Извините, либо ваша система, либо ваши уши недостаточно хорошего качества. Продолжать бесполезно». Сурово, конечно, но сдать вступительный экзамен на самом деле крайне просто: один из фрагментов записан с явно ограниченной полосой и «прибитой» динамикой. Вот теперь — на стартовое меню.
Оно сопровождено чем-то вроде программного заявления авторов проекта. Там сказано, в частности (приводится, поскольку понравилось, тема хорошо выбрана и отлично раскрыта): «Чтобы наслаждаться хорошим вином, не обязательно становиться сомелье, но чтобы выбирать вино, сравнивать и описывать его, минимальные знания и специализированная терминология могут очень пригодиться».
Собственно в меню три главные позиции: обучение и два теста — номер один и номер два. Выбираем обучение, мы же не на Ближнем Востоке живём, чтобы книжки читать сзаду наперёд… Упражнений предусмотрено десять.
Первое — ширина полосы. Надо выбрать один из фрагментов, помеченных как Full band и Radio alarm type. Второе для французов, видимо, служит общепонятным примером аудиосистемы с ограниченной полосой, и сверху, и снизу. Выбрав фрагмент, слушаем его сколько угодно раз, переходим к другому, возвращаемся к первому, никто не торопит. Всякий раз выбранный фрагмент будет сопровождаться портретом барышни с бокалом для мартини (вроде говорили про вино, хотя кто знает, что она туда налила). Полноценная запись сопровождается нормальной фотографией, «урезанная» — соответствующей. Зрительная аналогия (и здесь, и дальше) не так бесполезна, как можно подумать сперва: для самого начального этапа обучения она создаёт устойчивые ассоциации и может помочь в работе, скажем, того же установщика, объясняющего конкретному (в современном смысле слова) заказчику, что он теряет и что может приобрести при правильном выборе компонентов. Упражнение, как нетрудно догадаться, простое до неприличия.
Задачка номер 2: воспроизведение нижних частот. Здесь три фонограммы: с глубоким басом, с задавленным басом и с басом в противофазе. Отсутствие глубокого баса изображается более бледными тенями на картинке, в комментарии (на экране) говорится, что звук воспринимается как бы «подвешенным», это действительно так и есть. Третья запись служит для иллюстрации того, что должно произойти при подключении акустики в противофазе: басов как не бывало, а на картине (и звуковой, и зрительной) — мутная полоса в центре.
Упражнение №3 называется «Clarity», имеется в виду, в общем-то, прозрачность. В записи преобладают перкуссионные инструменты, второй фрагмент записан с частично подавленными гармониками, отчего он звучит (как и написано на экране во время его звучания) скучно, со смягчённой атакой.
Номер 4: «Coloring», иначе — тональный баланс. Исключительно в области средних частот: подчёркнута либо нижняя, либо верхняя середина, что придаёт звучанию либо оттенок «гнусавости», либо жёсткость, слышно это очень хорошо, я бы вместо девушки в красных тонах нарисовал бы её же с сильно поюзанным носовым платком, но на такой авангард благородный француз не решился. Кстати, мы посмотрели на спектр этих дорожек: не такая уж дикая разница, а на слух — мама дорогая…
Упражнение №5 — самое неприятное, здесь помимо референсной записи приводятся её версии с нелинейными искажениями различного происхождения: от перегрузки в тракте, от дефектного громкоговорителя, в котором звуковая катушка задевает за детали магнитной системы, и искажения, возникающие в цифровой части тракта.
Шестое упражнение посвящено эффекту компрессии. За эталон взята качественная запись на CD, две других — пример компрессии, возникающей при записи на магнитную ленту, где сильнее поджимается динамика на верхних частотах, и компрессия, вносимая перед передачей сигнала в эфир на FM, где применяются многополосные компрессоры, и динамика в разных частях спектра изменяется по-разному. Если есть план потом сдать экзамен, это надо послушать несколько раз и понять разницу. Область применимости пустяшных колоночек заканчивается до этого упражнения.
Упражнение №7: компрессированные форматы записи. Здесь всё ясно, но очень удобно, когда всё в одном флаконе, от исходной «сидюшной» записи до mp3 на 64 кбит/с. И звук, и фото девушки со снижением битрейта мутнеют, как будто она не себе, а вам наливает…
Восьмая задача — на стереокартину. Одна запись — с нормальной панорамой, вторая — с нечётким разделением источников, здесь налицо дефекты и локализации, и фокусировки одновременно, а изображение девушки с бокалом таково, что от вас, очевидно, ей уже никакой пользы. Третья — вообще с нулевым разделением, моно, иначе. Составители обращают внимание, как в случае «схлопывания» звуковой сцены изменяется восприятие тембра инструментов. И правильно делают: про это часто забывают, а ведь разделение кажущихся источников звука в пространстве — одно из условий естественного воспроизведения их тембральной окраски.
Девятое упражнение — на глубину (эшелонирование) звуковой сцены. Как этого добился господин Фанан — ему и ведомо, но эффект на нормальной акустике слышен очень явно и поучительно.
Последний, десятый экзерсис несколько выпадает из общей последовательности «от простого к сложному». Здесь приведены примеры записи с различным балансом каналов, причём именно с учётом автомобильной специфики. Исходная запись — саксофон в центре, две гитары — по краям. Это дома так. В машине сакс оказывается беспробудно слева. Вторая и третья версии той же записи отрежиссированы при сведении так, что гитары остаются на месте, а саксофон уезжает к правому краю сцены. Почувствуйте разницу, что называется, но едва ли можно воспользоваться такой технологией, имея готовую запись. Зато последняя, четвёртая запись сделана из первой путём введения временной задержки в левый канал, именно такой, чтобы в машине всё встало на свои места. Очень увлекательное упражнение.
Теперь (и в этом вновь проявляется вездесущее «двойное назначение» этого диска) проверим себя. Здесь есть два теста: нижнего уровня и высшего. Первый устроен так: даются две записи, их можно слушать (как на вступительном экзамене) попеременно сколько угодно, а потом сказать, какая из них лучше. По какому признаку лучше — подсказывается: разделы те же, что и в учебной программе — ширина полосы, низкие частоты и так далее. Опущено только упражнение на прозрачность, почему — непонятно. Если в учебной задаче было больше двух опций, на экзамен выносятся лишь две. В конце теста система делает своё заключение о том, чего выстоите и что вам делать дальше: остаться ли на второй год в учебном разделе или переходить ко второму тесту. Он устроен иначе, и пройти его несколько труднее. Здесь звучит одна запись, выбранная системой, а экзаменуемый должен выбрать из полного набора опций: что это, например, перегрузка аналогового тракта, цифрового, дефект головки или вообще всё тип-топ? Или: это 320 кбит/с или 128? Успешное прохождение этого теста будет вознаграждено вердиктом: «Вы теперь способны на детальный анализ того, что слышите». Из уст, вернее — с клавиатуры специалистов мирового класса, такое дорогого стоит.
Теперь: как всё это проделать не на компьютере, а в машине? Есть как минимум два способа. Если требуется полная функциональность учебного и экзаменационного блоков диска, ничего нет зазорного в том, чтобы притащить в машину верный ноутбук, подключиться по линейному входу — и вперёд, по программе. Не говорите только, что система в машине круче некуда, а ноута в доме нет. Так не бывает. Но есть и другой способ: диск, как я уже говорил, дуалистичен во всём. В том числе и в формате. Если вместо компьютера его загрузить в обычный CD-транспорт, хоть домашний, хоть наш родной, автомобильный, он станет играть как обычный компакт, естественно — без интерактивности и интриги, а идентификация характера и степени ущербности фонограмм — по CD-тексту, причём (снова к счастью, и даже большему, чем в прошлый раз) — на английском или по списку дорожек на обложке диска. А уж если хочется и здесь устроить ЕГЭ по звуку, берётся верный друг, загораживается (чтобы всё по чесноку) дисплей, и опять вперёд. То есть это, как его… allez!
Время испытаний. Пока — по упрощённой схеме: при неограниченном времени выбрать лучший из двух фрагментов, дисциплина (в данном случае — динамика) заранее известна
Впрочем, и здесь можно сесть в лужу: при откровенно сливном результате система советует изменить условия прослушивания и вернуться к обучению
Вот это другое дело: вас поздравляют и приглашают ко второй ступени теста
Тест второй ступени устроен сложнее: вам предлагается определить, что не так (или подтвердить, что всё — так) в единственном представленном фрагменте
Посредственный результат (его, кстати, добиться тоже не совсем элементарно): вам едко сообщают, что вы, вероятно, переоценили либо свою систему, либо свои способности. Но от дальнейшей работы не отказываются
Это уже лучше, скромная похвала («вы на верном пути») и предложение позаниматься ещё
Главное меню интерактивного обучения. Внизу в центре — перечень упражнений, справа — разделы диска, вверху написано, что проходим, и барышня с мартини, объясняющая, что сейчас не так. Впрочем, на пути к главному меню надо сдать вступительный экзамен…
Если уже на вступительном вы скажете ерунду, игра прекращается с жёсткой отповедью неудачнику
Вступительный экзамен прост: выбрать звук, который вы считаете Hi-Fi
Вот теперь — к мартини. Это — иллюстрации к эффекту ограничения полосы сверху и снизу одновременно
Бас: глубокий, не очень и с перепутанной фазой
Тембральное окрашивание: выпертая нижняя (в красных тонах) или верхняя (в зелёных) середина. По приборам, кстати, не так уж сильно они выперты…
Демонстрация ограничений динамики, возникающей при записи на магнитную ленту или при подготовке к передаче на FM
Это называется Clarity, физически — эффект подавленных гармоник: звучание теряет чёткость и прозрачность, фронты размываются
Вот это уже любопытно: в одно упражнение собраны нелинейные искажения разной природы возникновения. Запоминайте, потом зачёт сдавать…
Компрессия данных, от никакой (верхняя картинка) до позорных 64 кбит/с
Стерео с чёткой локализацией, с нечёткой и вообще моно. В последнем случае, действительно, заметно меняется тембр звучания. А во втором эксперты отметили: фокусировка ушла, а глубина появилась
Баланс и его приключения: перемещение КИЗ при сведении и временная задержка, специально для нас, автозвуковиков
Эффект глубины сцены. Как Фредерик это устроил — не берусь судить, но слышно очень явно, как на картинке…