Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПОКОЛЕНИЕ iPOD
Очень соблазнительно заявить: в оснащении CD-ресиверов средней ценовой категории не появляется ничего нового.
А заявив, припомнить, что застой в каком-то виде техники предвещает его скорое исчезновение. После чего только и остаётся: пошире раскрыть окна-двери и впустить Светлое Будущее, в котором уже не осталось 12-сантиметровых дисков.
Panasonic CQ-RX300W | Kenwood KDC-W7141UY | Alpine CDE-9872RE | Sony CDX-GT620U | Pioneer DEH-50UB | JVC KD-BT11 | Varta V-CD 6000BT
Ждать его, правда, придётся, скорее всего, не год и не два. Да, ни для кого не секрет, что объём скачиваемого из Интернета музыкального и видеоконтента растёт, и особенно быстрый прогресс наблюдается в последние год-два. Как не тайна и то, что объём продаж CD (как и DVD, кстати) имеет тенденцию к усыханию. Первый растёт почти что по экспоненте, а второй тоже по экспоненте падает. В чём разница? А в том, что экспоненциальная функция принимает нулевое значение только в бесконечности, а крутизна спада уменьшается с той же скоростью, что и сама функция. Иначе говоря, снижение продаж компактов замедляется, и, вероятнее всего, торговать ими прекратят только тогда, когда звукозаписывающие компании сочтут нерентабельным дальнейшее производство. А это произойдёт не завтра, поскольку прибыли означенных компаний (между прочим) вовсе не падают, а лишь не так быстро растут, как хотелось бы, несмотря на несомненный ущерб, наносимый Сетью и пиратством. (Я не беру крайние случаи, когда за два-три дня до выхода официального релиза рынок заполняется теми же дисками, только левыми — но такое возможно, наверное, только у нас.) Дело в том, что даже если оставить в стороне техническое качество скачиваемого из Сети материала, флэшка или же карта памяти со звуковыми файлами — лишь технический материал, тогда как компакт, помещённый в коробку с типографским вкладышем (в идеале — с буклетом) — объект культуры. Приведу простой пример. Предположим, вам надо подарить что-то приятелю, который увлекается творчеством дедушек рока, коллектива Rolling Stones. Вы можете надергать из Интернета энное количество композиций и торжественно вручить имениннику флэшку. Но «торжественно», скорее всего, не получится — ваш приятель решит, что вы просто пожадничали. А вот если вы предварительно раздобудете, скажем, тройной SACD «Rolling Stones’ singles collection: London years» — это уже будет настоящий подарок.
В общем, компакты ещё поживут. Скажем, лет шесть — точно (у нас, кстати, вообще не принято обсуждать, что будет после Олимпиады в Сочи в 2014 году). Не исключено, впрочем, что формат CD станет использоваться и позже, только его сторонники будут носить репутацию чудаковатых, хотя и вполне достойных уважения людей, вроде как сейчас — приверженцы винила. Но в любом разе CD уже не будет так широко распространён. А пока это самый массовый из звуковых форматов, техника успешно приспосабливается к требованиям переходного периода.
Об «айподомании» написано уже столько, что, возможно, и не стоило бы пытаться сказать что-то новое. Но откровенного мракобесия не переношу, а тут мне попался материал (в Сети, конечно), автор которого пытался объяснить дьявольскую популярность продукта фруктовой компании именно что дьявольским промыслом, обусловленным названием «стручка». Помилуйте, господа! Удобный пользовательский интерфейс, всемирная доступность контента вкупе с выдающимся (в умелых руках) качеством звучания — этих компонентов вполне достаточно для популярности. Для мегапопулярности надо ещё, чтобы продукт вовремя появился на рынке и чтобы он не стоял на месте, а развивался — вместе с рынком. У айподов всё это наличествует. Кстати, подобные ситуации в истории бытовой звукотехники уже случались, самый яркий пример — «шумодав» Dolby B. После него появились более качественные системы, но они не могли даже приблизиться к Dolby, потому что появились с опозданием, тогда как Dolby B — точно вовремя. А рождение следующих разработок, Dolby C и S, сенсации не произвело, но успех закрепило.
Но вернёмся в наше время. Если помните, ещё каких-то года три назад присутствие линейного входа было прерогативой лишь самых серьёзных головных устройств, рассчитанных на построение действительно сложных аудиосистем. Именно с победным шествием портативных плееров связано широкое распространение линейных входов в автомобильных «головах», за исключением лишь самых доступных и ни на что не претендующих. В частности, из далеко не самых дорогих аппаратов, представленных в сегодняшнем тесте, линейного входа не оказалось лишь у одного, да и у него вход можно организовать через шину управления. Кстати, практически все шинные аппараты рассчитаны на персонализированное управление именно айподами — иногда для этого требуется некий интерфейсный преобразователь, но в большинстве случаев хватает относительно простого кабельного соединителя. Нас уже не удивляют «головы» с двумя шинами — универсальной, рассчитанной на управление различным устройствами, и специализированной, предназначенной персонально для айпода. В данном ценовом секторе таких разносторонних аппаратов, впрочем, не наблюдается, но один участник оказался оснащён только специализированной шиной.
Ещё одна особенность техники переходного периода — присутствие слота USB. Ещё недавно от этого факта можно было отмахнуться, воспринимая его как попытку гибридизации звуковых и компьютерных технологий. Теперь так уже не получится — в группе из семи участников нынешнего теста четверо рассчитаны на воспроизведение звуковых файлов, записанных на флэшке USB. И вообще в наше время почти не встречается компьютеров без аудио, равно как и аудиотехника без элементов компьютера — микропроцессоров, памяти и проч. — давно перешла в разряд антиквариата. К слову, по интерфейсу USB в ряде случаев подключается и iPod. Естественно — по цифре (аналоговый сигнал для Universal Serial Bus, как для нашего чиновника идея заявительной регистрации бизнеса, вещь возможная, но глубоко чуждая и далёкая). А при таком раскладе без декодера AAC всё равно не обойтись — у эппловских плееров это любимый формат. Так и вышло, что Advanced Audio Coding, он же MPEG4 Audio (расширение m4a), который прежде принимали только Kenwood и JVC, теперь стал свободно конвертируемым.
Следующая примета времени — Bluetooth. Первые головные устройства со встроенным BT-интерфейсом обставлялись пышным пиаром, как очередная революция в технике, как победа «Зенита» и Билана под подтанцовку Плющенко. А сегодня нам встретились два таких аппарата по цене около 6000 рублей. Думаю, мы можем с изрядной долей уверенности предположить: в ближайшем будущем устройства со встроенным BT-интерфейсом станут нормой, исключением, как всегда, останутся «головы» из ассортимента серпуховского магазина «Автоприбамбас», угол Советской и Ворошилова.
Всё перечисленное даёт нам основания утверждать: нынешние, даже сравнительно недорогие, CD-ресиверы — это аппараты, которые обеспечивают куда более глубокую интеграцию в современную медиасреду, нежели гордые и самодостаточные «головы» недавнего прошлого. Кое-что на этом пути оказалось и утраченным. Не будем в очередной раз вспоминать о характеристиках тюнеров — в конце концов, какое вещание, такие и приёмники. Но, тем не менее, наличие двух пар выходов в «головах» под 200 баксов и выше недавно было стандартом. Нынче, как выяснилось, отступления от этого стандарта не так уж редки. Почему? Умные люди подсчитали, что большинство купленных «голов» сектора aftermarket используются без привлечения внешних усилителей. Максимум продаж, как всегда, приходится на самые доступные аппараты, а значит (решили умные люди), их можно делать вовсе без линейных выходов. В ближайшем (вверх) секторе, следственно, легко обойтись одной парой выходов — пользователь подключит сюда усилитель сабвуфера или (по вкусу) усилитель для тыловых «лопухов» — ему, убогому, и этого хватит. Но умные люди совсем забыли о вере в завтрашний день (не строили коммунизм, вот и не выучились), которая для иных из нас немало значит. «Ну да, на машину я потратился, а тут ещё надо скважину на даче обустроить, так что не до усилителей пока, но в будущем году…» Не так уж и важно, дойдут ли у вас руки до car audio в будущем году, но лично я вряд ли стал бы покупать «голову», к которой принципиально невозможно подключить 4 канала усиления (входы высокого уровня не в счёт). Тут, по-моему, умные люди погорячились. Короче говоря, мы будем снижать оценку за оснащённость тем CD-ресиверам, у которых лишь одна пара выходов. Правда, иные из них имеют шанс отыграться за счёт, скажем, BT-трансивера.
Результаты измерений настойчиво указывают на ещё одну тенденцию, которая никак не связана с растущими коммуникационными способностями современных головных устройств. Согласно этой тенденции выходная мощность интегральных усилителей в нынешнем году немного подросла. Немного — это примерно на 5%, и теперь выходная мощность свыше 20 Вт встречается не только у «голов» Sony. Конечно, 5, пусть даже 6% приращения мощности дадут выигрыш всего 0,3 дБ по звуковому давлению, который вряд ли удастся так сразу почувствовать. Интересно другое: прогресс в технологиях распространяется не только на «цифру», но и на такую стопроцентно аналоговую область, как схемотехника усилителей класса B.
Собственно, на этом заканчивается то, что мне хотелось сказать по сегодняшнему «классу» вообще. К частностям мы перейдём вот прямо сейчас, но прежде надо, как и всегда, перечислить «групповые» особенности участников теста, которые будут подразумеваться неявно. Две пары линейных выходов (RCA, конечно), а также линейный вход, оформленный гнездом типа Mini-jack — это на сегодня норма. АМ-тюнер типичного головного устройства, предназначенного для консервативной Европы, работает в диапазонах длинных и средних волн. На оба диапазона хватает одного банка памяти. Впрочем, по той и другой позиции отступления не так уж редки. У типичного ЧМ-тюнера три банка памяти — здесь исключения встречаются не в пример реже. Декодер RDS позволяет осуществить синхронизацию часов по коду CT, организовать поиск станций по 29 разновидностям кода PTY и, как правило, отложенный поиск (ожидание) одного из типов программ — News. Обычные вспомогательные функции (мы их называем сервисными) для дисковых головных устройств нашей отрасли — включение диском, выгрузка диска без включения аппарата и повторная загрузка выгруженного диска, если он не был удалён в течение, скажем, 15 с («спрятать диск»). Один из трёх дополнительных режимов воспроизведения (а именно сканирование) у современных «голов» с CD-текстом встречается всё реже, так что сегодня считаем, что этих режимов два — повтор и воспроизведение треков в случайном порядке. Присутствие декодера CD-текста (и тэгов в компрессированных форматах) сегодня тоже принимаем самим собой разумеющимся, соответственно, отсутствие какого-то из них будем числить по статье минусов. Стандартными компрессированными форматами по-прежнему считаем mp3 и WMA, а AAC рассматриваем (пока) как бонус и, соответственно, заносим в графу плюсов.
МЁД & ДЁГОТЬ
Победитель, получается, Kenwood. У этого аппарата есть всё, чего можно ожидать от «головы» за такие деньги, плюс кое-какие бонусы. Но дело даже не в бонусах, Kenwood (в компании с ещё одним участником) по качеству звучания понравился нам чуть больше остальных. «Фаворитом» теста становится Sony. Аппарат для своего класса почти эксклюзивно оснащён (три пары выходов в данной категории — это поступок), правда в части звуковых регулировок его возможности несколько ограничены. Но при всём этом Sony довольно удобен в управлении, что и позволило ему занять вторую ступеньку пьедестала.
Что касается возможностей управления звуком, Pioneer опережает любого из «коллег», представленных в сегодняшней группе. Но отсутствие шины управления вкупе с единственной парой выходов не позволило ему претендовать на победу в общем зачёте. Для тех же, для кого возможности расширения системы пока не актуальны, а самодостаточность головного устройства, напротив, важна — ответственно рекомендуем.