Студия: Avtodop. Руководитель проекта Владислав Пономарёв
КРАСАВЕЦ И ЧУДОВИЩЕ
Если бы это была не журнальная публикация, а презентация с картинками, хорошо было бы дать заголовку и фотографии Михаила Пореченкова на «Голдвинге» повисеть на экране, пока не утихнет возмущение в зале.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источники: OEM, Alpine CHA-S634
- Усилители: Alpine PDX 4.100, PDX 1.600
- Акустика: DLS Iridium 6.3i, Iridium 5
- Сабвуфер: Alpine SWR 1222
Повод для возмущения без труда найдёт каждый, любого пола и возраста. Те, например, у кого пол прекраснее нашего с вами, а с известного времени они этот журнал тоже читают, хотя бы последнюю страницу, где «не про автозвук», возмутятся так: «Вы тут помешались на своих железках, как язык повернулся сказать такое про нашего Мишу!» А если мы, спасаясь от гнева поклонниц, начнём восстанавливать справедливость, возвысятся другие голоса, тембром пониже: «Нет, мы кино, конечно, уважаем, но зря вы так про «Голдвинг», ничего не понимаете в мотоциклах, так помалкивайте…»
В общем, по-любому мы будем виноватые, такая судьба… Возмущённая аудитория покинула зал, поди теперь объясни, что это про обоих — большого русского актёра и его очень большой мотоцикл. Один, по ходу красавец, дамы, можете вернуться на свои места, превращается в чудовище, когда того требует замысел режиссёра. Да ещё в какое, я вот видел Пореченкова в «Ликвидации», каким красавцем начинал, а потом сколько народу покрошил, как таких земля носит…
А «Голдвинг»? С лица хорош, глаз не оторвать, но каков характер: аппарат длиной и массой с «Оку» и с мотором как у «Пассата» в базовой комплектации находится у вас между штанинами, а от перехода в горизонтальное положение (если ещё никуда не едем) удерживается только вашей доброй волей и здравым смыслом. Кстати, в студии AvtoDop, где озвучивали и этот, и множество похожих на этот мотоциклов, дали справку: укладывание «Голдвинга» на бок (на месте, при нулевой скорости) стоит 800 долларов в самом бюджетном варианте. Это без работы по подъёму чудовища обратно на ноги. Когда завершён этот этап, выясняется, что туша мотоцикла своей массой с гарантией сокрушает один из боковых кофров (левый или правый — на усмотрение исполнителя номера), после чего следует заказ, две недели ожидания, окраска, установка, в общем — всё сходится. Или вот: если вам разрешат, сядьте на «Голдвинг» и посмотрите на собственные ботинки. Их разделяет дистанция ровно в один метр, я из любопытства (и по привычке) измерил. Теперь займите такую же позицию перед телевизором, для удобства можно поставить между домашними тапочками стиральную машину и, не меняя позы, посмотрите одну серию «Ликвидации», любую, без разницы. Так что и здесь от красавца и от чудовища намешано вдоволь.
Видите теперь: этим двоим суждено было найти друг друга. Причём очень давно и с высочайшего благословения. Михаил рассказывал, что его, совсем ещё мелкого, крестить в церковь вёз дядя на… бензобаке «Урала», так что в храме аромат ладана был не без нотки А-76. Но и до, и после этого в семье Пореченковых мотоциклы были в почёте. Отец Михаила в современной терминологии должен был бы считаться завзятым байкером, в зоне доступности были тогда, правда, совсем не те изделия, которые называются мотоциклами сегодня, но заветную стопку забугорных журналов в отцовской комнате юный Михаил тоже не обходил вниманием. Пришёл день, как мы знаем, когда Пореченков-младший, уже, правда, не такой уж младший, получил возможность ездить не на таких мотоциклах, какие дают, а на таких, на каких хочет. И, увидев однажды «живьём» «Хонду Голдвинг», сразу понял: вот этот, во что бы то ни стало. Так те, кому суждено было найти друг друга, нашли…
Теперь несколько наблюдений, в форме теорем, если есть охота их доказывать. Первое наблюдение, из жизни техники: на Goldwing принято ставить музыку. Эти аппараты, как нетрудно заметить, появляются на наших страницах с регулярностью, которую, собственно, и можно считать доказательством. Наблюдение второе, из жизни актёров театра и кино: Михаил Пореченков ставит звук на мотоциклы, на которых ездит, а ездит он главным образом именно на двухколёсном транспорте. В частности, на встречу, связанную с подготовкой этой публикации, Михаил приехал на скутере Suzuki Burgman без госномера, но с сабвуфером-фазоинвертором на 8-дюймовой головке перед водительским местом. Номера нет, потому что процедура его получения плохо вписывается в график актёра, режиссёра и телеведущего в одном лице. К тому же не очень надо: достаточно снять шлем и показать (одно) лицо, чтобы подпись под протоколом уступила место выдаче автографа. Захотелось, наверное, быть известным актёром, признайтесь…
Так вот, без номера можно, а без сабвуфера, уверен Михаил — нельзя. Даже на «Бургмане», что уж говорить про «Голдвинг». Между прочим, Михаил считает: именно на «Голдвинг» музыка служит ещё и средством активной безопасности. Мелкие мотоциклетки места на дороге занимают всего ничего, шума при этом производят более чем достаточно, чтобы не остаться незамеченными. А «Голдвинг» с почти двухлитровым двигателем в движении создаёт не больше шума, чем автомобиль с таким же силовым агрегатом, то есть — почти никакого. А с музыкой — уже не «почти никакого», так спокойнее и безопаснее. Но это, разумеется, не главная причина, в среде «голдвингистов» музыкальное оснащение ценится наравне с тюнингом и правильными аксессуарами. Так положено…
О том, что положено, Михаил узнал на одной из первых встреч «на балконе», это — смотровая площадка на Воробьёвых горах. Узнал, послушал и покатился в AvtoDop, студию номер один по озвучиванию мотоциклов (это у нас будет последняя теорема, в доказательстве мало нуждающаяся). Сначала загнал в озвучку «Голдвинг», потом по очереди — оба «Бургмана» (400 и 650), потом — снова «Голду», но уже — в полную переделку. Результаты которой вы сейчас и видите.
Внешне мотоцикл испытал на себе полную перекраску, стиль которой Михаил определил как «бешеный апельсин». Для достижения этого эффекта были взяты материалы американской фирмы Alsa серии Crystal FX и Retro Glow. Первые после нанесения всех слоёв дают очень необычный эффект, как бы апельсиновой кожуры, только апельсин какой-то… действительно, бешеный. Вторая группа покрытий предназначена для создания просвечивающего через основную краску флюоресцирующего подслоя, фотографии, даже самые качественные, этот эффект воспроизвести не в состоянии, действительно, всё как-то светится изнутри, даже непонятно, как и почему.
Хром (присутствующий на этом мотоцикле в изобилии) трансформировали в золото, но не путём нанесения реально «рыжего металла», а с помощью специально подобранного лака. Мастера студии это комментировали: «Пиши, что продукт конверсионных технологий, рецепт всё равно не откроем». Это я понимаю так: нашли что-то совершенно нецелевое и неожиданное, с помощью чего был достигнут нужный эффект. В тон апельсиновой коже была подобрана и кожа натуральная, пошедшая на сиденья и отдельные элементы оформления акустики. Под кожу сидений загнали систему подогрева.
Схема аудиосистемы, надо отметить, довольно типовая для этой студии и этой модели мотоцикла. По автомобильным канонам она выглядит необычно, но для «Голды» с её крайне нетрадиционной акустической обстановкой оказалась оптимальной. Фронт образован трёхполосным комплектом DLS Iridium: 6-дюймовые мидбасы работают в боковых обтекателях, купольные среднечастотники встали в штатные места. Здесь, правда, есть вариация по сравнению, скажем, с «зеброй» из прошлого номера. В машинах этого поколения (2003 год выпуска) пищалки не удаётся разместить там же, где и среднечастотники. Потому их поставили отдельно, в подиумах, оформленных в том же апельсиновом стиле. Включение фронтальной акустики — 2,5-полосное, штатные кроссоверы переведены в режим би-ампинга, мидбасы работают через штатный ФНЧ от своих каналов 4-канального усилителя, СЧ и ВЧ-головки через кроссовер — от своих.
Мощные тыловые мидбасы, как мы не раз уже убеждались (а в «Автодопе» убедились окончательно) — непременное условие создания требуемого звукового поля в движущейся «Голде». В данном случае тыловой мидбасовый подпор создают сразу четыре 5-дюймовых головки DLS Iridium, помещённых каждая в свой объём.
Электрическое оснащение мотоцикла состоит почти исключительно из усилителей. Кроме них — только источник сигнала, а это — штатная «голова» с управлением с руля, сопряжённая c CD-чейнджером через блок интерфейса ERTA, он переводит с «голдового» на «алпайновский». А вот усилители тут «мелкие, но много». Много — потому что так требуется по законам жанра, система работает в условиях открытого пространства, здесь мощности надо немало. Мелкие же — благодаря технологиям Alpine, воплощённым в серии импульсных усилителей PDX. Таких здесь три, два 4-канальных для фронта и тыла и один моноблок сами знаете для чего. Все три усилителя установлены в левом кофре вместе с CD-чейнджером Alpine, оказавшимся (уже не впервые, надо же) практически точно такого же размера. Правый кофр в рамках той же типовой схемы отдан сабвуферу. Там при правильном подходе набирается около 25 л объёма. Правильный подход — это когда используется весь объём кофра, а доступ к задним фонарям для замены лампочек происходит через сабвуфер, для этого на нём предусмотрен герметичный лючок. Дует сабвуфер на заднее колесо, а чтобы колесо не дуло на сабвуфер подобранной с дороги пылью и грязью, диффузор защищён многослойной сеткой-фильтром, заменять который надо, как и фильтры в двигателе, раз в год или по пробегу.
Не первый раз Пореченков приезжает в AvtoDop со своими мотоциклами. И не по одному разу с каждым, здесь дело не в том, что что-то остаётся недоделанным — как оказалось, у «голдвингистов» неформальные соревнования по звуку на своих мотоциклах — часть обязательной программы сходок и тусовок. И если вдруг у кого-то из коллег по клубу заиграло лучше или громче (а у членов клуба «громче» ценится наравне или выше, чем «лучше»), неизбежен заезд в студию. «Ребята, сделайте что-нибудь, у меня должно быть лучше всех». Это можно было предвидеть. Артист, который не хочет быть лучше всех — и не артист вовсе…
RTA
Традиционно — снизу вверх. Глубоких басов у такой установки не может быть по определению, нет салона — нет и басового усиления, однако смотрите: до 50 Гц сабвуфер отрабатывает, как хорошая домашняя акустика. Выше 150 Гц начинается тот самый мидбасовый подпор, ради которого ставят ограниченный по полосе тыл, это, как оказалось, необходимо для нормального звучания системы на довольно ненормальном транспортном средстве. И вполне себе грамотно система, не отягощённая никакой частотной коррекцией, играет средние и верхние частоты, до 16 кГц, выше которых начинается ожидаемый спад АЧХ мягких куполов.
SQ
В этой реализации типовой схемы «Голдзвука» пищалки стоят иначе, чем обычно, и довольно близко друг к другу. Однако работа излучателей вблизи мощного звукового отражателя — переднего обтекателя — делает преждевременные выводы рискованными. Семь барабанов расположились так, что 3-й и 5-й попадают точно на пищалки, а вот первый и последний — на внешние края зеркал. Эта геометрия сохраняется и на других фонограммах, женский голос звучит со стекла спидометра, мужской повисает в воздухе перед стеклом. На всех записях ощущаются мощные толчки тактильного баса, при этом турецкий барабан (а там, напомним, присутствуют очень низкие частоты) воспроизводится с шероховатостью, но артикулированно, без явной монотонности. Очень интересно прозвучала фонограмма-«автопортрет» — запись мотоцикла с «Focal Tools». Звук растянулся вдоль оси мотоцикла (настоящего), так что атака отсечки выхлопа звучала спереди, а басовый рокот — сзади, где и у настоящего выхлопная труба.