Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ТЕЗИСЫ БЕЗ ФИЛОСОФИИ
Изредка встречается нам такая техника, про которую в одном материале не расскажешь. Или, если, собравшись с силами, втиснуть всё в один материал, читать его потом будет непросто.
Потому, в частности, рубрика «На ковёр с докладом» появляется у нас далеко не в каждом номере — читателя жалеем, а не только себя, любимых. А в нынешнем такой один материал уже есть, поэтому про действительно выдающийся продукт компании Audison придётся рассказывать в тезисном стиле. К счастью, в прошлом номере наш главный достаточно детально изложил философию, на которой основано новое семейство усилителей Thesis, и обстоятельно поведал об основных функциях этих беспрецедентных устройств.
Впрочем, таких ли беспрецедентных? Некоторые параллели с усилителем Focal FP Dual Monitor напрашиваются совершенно определённо. Хотя, конечно, и различий у них немало, но, как кажется, эти два усилителя работают в одной лиге, точнее даже так: Dual Monitor и новые усилители Thesis, по сути, эту лигу и составляют — больше там никого нет, по крайней мере, автору о таковых ничего не известно. Однако у нас не «Ринг», а одиночный тест, так что сравнивать два этих усилителя мы не будем, какие бы параллели ни напрашивались. А особо интересующиеся имеют полное право освежить в памяти устройство этого тоже далеко не заурядного аппарата (см. №9/2006). В графе «ЧТО» личного дела мы написали «Двухканальный усилитель», хотя и ясно, что такого рода изделия — это особая категория, с названием которой мы пока не определились.
«Пошив» внешнего одеяния усилителя Thesis не вызывает никаких сомнений: перед нами устройство, вхожее в высшие сферы, а гардероб — из итальянских домов моды. Доступ к зажимам сильноточки и единственному регулятору — чувствительности — закрывают крышки из нержавейки, одновременно служащие ручками для переноски аппарата. Вопросов нет — вначале вы усилитель перемещаете, потом инсталлируете и настраиваете, а потом крышки можно и на место поставить. Между прочим, регулятор на самом деле — энкодер, чувствительность регулируется в два диапазона, а переход от одного к другому осуществляется нажатием на кнопку регулятора. Диаметр выходных зажимов — 6,5 мм, зажимы питания способны принять кабель до 10 мм в диаметре. Дополнительный зажим того же калибра предназначается для подключения буферной ёмкости. Свой предохранитель у «Тезиса» тоже есть (номинал 100 А), и в классической для этой марки манере он фирменный, по своему стандарту, и расположен идеальным с практической точки зрения — сверху под прозрачным лючком вблизи силовых входов. Есть пара линейных выходов. Усилитель может работать и в режиме моно, при этом будет усиливаться либо сигнал с входа R, либо сумма сигналов, приходящих на входы L и R.
Для работы в широкополосном режиме усилителю больше ничего не требуется, но для того, чтобы задействовать фильтры, нужно установить фильтровый модуль TH-MXR.1. Частота среза определяется резистивными вставками — в комплекте их предусмотрено 8 штук, каждая такая вставка рассчитана на четыре разных частоты (в зависимости от того, какая из сторон квадрата направлена вниз). Итого, значит, 32 частоты. Нижняя частота из доступного перечня 18 Гц, верхняя — 7,5 кГц. Одновременно можно установить две вставки, если требуется работа с полосовым фильтром, если же требуется задействовать только фильтр НЧ или фильтр ВЧ, одно из гнёзд модуля TH-MFR.1 остаётся свободным. На тот случай, если ни одна из предложенных специалистами Audison частот вас не устраивает, предусмотрена пара «пустых» вставок с цанговыми зажимами под 7 резисторов — вы можете сами поставить сюда резисторы нужного номинала. Кстати, именно в таком виде фильтровый модуль показан на фото. Режим фильтра вы назначаете переключателем на плате фильтра. Крутизна спада 12 дБ/окт., а в режиме моно для фильтра НЧ можно выбрать и 24 дБ/окт.
Пока всё понятно, а по меркам Audison — даже простовато. Ну потерпите, будет и посложнее. Точно посередине той торцевой стенки, где сосредоточен весь интерфейс аппарата, можно увидеть гнездо оптического входа TOSLINK (в усилителе предусмотрен ЦАП аудиофильского разбора). Так что сюда можно без лишних хлопот подключить цифровой выход CD или DVD-источника. (Я написал «источника», поскольку это может быть и «голова» со своим регулятором громкости, и чейнджер, такой функции лишённый.) То, что вы видите слева от гнезда TOSLINK — разъёмы AD Link для передачи звука по «цифре» к (или от) следующего усилителя Audison TH. Один разъём входной, другой выходной. По другую сторону — два гнезда AC Link. Они тоже используются в инсталляциях, где задействовано больше одного усилителя, но служат для передачи сигналов управления и контроля параметров. Сюда же включается и дистанционное управление или, при настройке системы, переходник для подключения компьютера по шине USB. (Переходник наш фотограф отобразил очень старательно, с той и другой стороны, уважает он цифровую технику.) Из наставления явствует, что сюда же подключается звуковой процессор (DSP). Правда, процессор Audison Bit 1 пока в завершающей стадии разработки, но теперь уж деваться некуда, придётся её рано или поздно завершить. Судя по общей концепции, итальянцы постараются не допустить, чтобы по части процессоров кто-то оставался впереди. Наличие рядом с гнёздами AD Link выходов питания ±15 В недвусмысленно сигнализирует о том, что планируется работа усилителя в связке с некими слаботочными электронными устройствами. Совсем рядом с гнездом TOSLINK (он у нас сегодня исполняет роль отправного пункта) находится цифровой триммер, который задаёт порядковый номер данного усилителя в иерархии сложных систем. Естественно, прежде чем программа настройки системы по шине AC Link (AC Net Setup) сможет приноровиться к усилителю, должен быть определён его адрес. При начальной настройке системы эта программа позволяет выбрать для каждого участника связки тип входа (цифровой/аналоговый), чувствительность и режим работы усилителя, а также управлять громкостью, балансом и фейдером по всей системе (для этого, конечно, надо установить, какой из усилителей у вас работает на фронте, а какой обеспечивает тыл).
Всё оперативное управление берёт на себя пульт, он, кстати, тоже умеет адресоваться к любому из усилителей в связке. В сущности, единственное, чего нельзя делать без компьютера, это менять имена собственные — владельца системы и автора инсталляции. А если не требуется управлять громкостью и балансом (то есть когда усилитель подключён не по «цифре», а по обычному аналоговому входу), то можно обойтись даже и без выносного пульта DRC — хватит кнопок управления меню, расположенных рядом со встроенным ЖК-дисплеем. Ими, в частности, выполняется и самая драматичная из доступных регулировок — выбор режима (то есть класса) работы выходных каскадов. Выбор таков: Energy Saving, Hi Current, Hi AB Class и заветный A Class. В чистом виде, как утверждают разработчики, а не «почти класс А», как любят вставлять в рекламные проспекты маркетологи.
Теперь уже можно переходить к результатам прослушивания — вряд ли кому-то будет интересно читать в подробностях, как мы усилитель подключали и собирали систему. Акустика та же, что и всегда — Monitor Audio, модель Gold 20. На этот раз и источник мы взяли домашний, поскольку регулятор громкости у нас уже есть. Ну, и попутно мы рассчитывали задействовать оптический вход цифрового звука. Почётную обязанность источника выполнял DVD/CD-проигрыватель Denon DVD-2930.
Сразу признаемся, что включить усилитель в работу с оптическим входом нам не удалось. Возможно, есть какие-то хитрости, которые нужно знать, выбирая тот или иной тип входа, а нас об этом не проинформировали. Так что включаемся по «аналогу».
Характер звучания в режиме A Class, пожалуй, самый примечательный. Глубина сцены, возможно, чуть сокращена, но это делает идеально чёткими «отпечатки» музыкальных инструментов от фронта до задника. У баса редкий чуть бархатистый «окрас». Рывки гитарных струн лишены лишнего нажима и воспринимаются очень легко. Звучание имеет, я бы сказал, старинный характер (как старинное серебро) — плавное и не напрягающее. Басовая «бочка» похожа на большой японский барабан, а бас-гитара чуть рыхлая. Но, между прочим, характер подачи баса совершенно не зависит от громкости — вероятно, так и должно быть в усилителе класса A.
В режиме Energy Saving бас более определённый, но немного «квадратный», что ли (другого определения я не нашёл — искренне надеюсь, что вы поймёте, что я хотел сказать). Фронты в ударах хай-хэта звонче и прозрачнее, чем в первом режиме, а вот музыкальнее ли — большой вопрос. При повышенной громкости бас теряет определённость и становится немного расплывчатым, причём переход ощущается довольно чётко. Кстати, такой характер звучания нам более привычен по предыдущим прослушиваниям. Но, в сущности, переводить Thesis в этот режим имеет смысл именно тогда, когда размер энергопотребления играет главенствующую роль, согласно инструкции, этот режим почти исключительно предназначается для продолжительной работы аудиосистемы при заглушенном двигателе без последствий.
Режим Hi Current. Контроль баса сохраняется на любой разумной мощности. Бас чёткий, но не «квадратный», скорее даже немного скруглённый. Разрывы фейерверка передаются с пугающей остротой. Однако удары хай-хэта под напором мощного баса в какой-то мере теряют определённость. Наверное, именно этот режим я бы предпочёл, если бы мне пришлось привлечь Thesis TH к работе с сабвуфером.
Свои предельные возможности усилитель демонстрирует в режиме Hi Class AB. Чётко очерченный, но не угловатый бас, причём характер его подачи от громкости не меняется. Более чем уверенная атака медных ударных. Хлопки фейерверка такие же динамичные, как и в предыдущем режиме, но у них появилась многоплановость, слышны отзвуки, на которые мы до сих пор не обращали внимания. Сразу слышно, как звуковая сцена незаурядным образом эшелонировалась в глубину. Звучание никак не назвать скучным или даже спокойным, оно полно нескрываемого драматизма. Вот тут TH due начинает походить на своего заслуженного предшественника, которого зовут «просто» HV venti.
- Максимальная мощность (режимы Hi Current и Hi AB Class) (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 320/-
- Максимальная мощность (режимы A Class и Energy Saving) (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом), Вт 59,3
- Коэффициент нелинейных искажений
- (режим Hi Current)
- (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,032/0,064
- Коэффициент нелинейных искажений (режим A Class) (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом), % 0,007
- Входная чувствительность, В 0,30 — 4,50
- Отношение сигнал/шум, дБА 95,5
- Переходное затухание, дБ 84
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 3,4 — 34600
- Скорость нарастания сигнала на выходе
- (A Class/Hi AB Class), В/мкс 8,8/17, 0
- Ток холостого хода, А 2,2/3,5/4,0/6,7
- Габариты, мм 510 х 257 х 64
По поводу значений измеренных показателей комментарий будет примитивный: претензий нет. Правда, измеренный уровень шумов немного выше, чем было заявлено, но не скажу, что он высокий. Кстати, в зависимости от токового режима меняется напряжение шумов (поскольку меняется и усиление на 5 дБ), но их относительный уровень остаётся постоянным. Это естественно: выходные каскады усилителя практически не шумят в сравнении со всем прочим. Чувствительность, как было сказано, регулируется в два диапазона. Причём по показаниям дисплея между диапазонами высокой (Hi) и низкой (Low) чувствительности есть небольшой зазор: первый заканчивается с индикацией 1.15 V, второй начинается, когда на дисплее высвечивается 1.19 V. На самом деле и там и там в крайнем положении чувствительность одинаковая — 1,15 В. Выходная мощность в режиме A Class оказалась на 25% ниже, чем по спецификации (80 W). Зато тут искажения ниже, поскольку в классе A по определению отсутствуют искажения при переходе сигнала через ноль. Измерить в режиме High Current мощность на 2-омной нагрузке нам не удалось из-за токовых ограничений лабораторного источника питания. (Мы же знаем — измерительный блок питания в компании Audison является предметом гордости инженерного подразделения, редакция такой «поднять» не может — в том и другом смысле.)
Графики зависимости к.н.и. от выходной мощности дают очень наглядную информацию о том, как и что работает. В режиме Energy Saving максимальная мощность невысокая — такая же, в сущности, как в A Class. Искажений, правда, больше всего — в диапазоне от 0,1 до 2 Вт значение к.н.и. вплотную подходит к 0,1%, ток покоя при этом минимален: 2 А на всё. Наименьшие искажения в режиме A Class, при этом потребляемый усилителем ток остаётся неизменным от состояния покоя до начала ограничения сигнала, что, собственно, и служит определением класса А. В режимах Hi AB и High Current максимальная мощность тоже одинаковая (в пределах погрешности измерений), но во втором случае нелинейность несколько выше, а ток покоя ниже.
На нагрузку емкостного характера Thesis TH реагирует увеличением тока на 5%, а на выходе появляется аддитивная помеха с частотой 200 кГц и относительной амплитудой 18%
Характеристики фильтров снимались с максимально низкой и максимально высокой частотой среза из числа тех, которые может обеспечить штатный комплект резистивных вставок (18 Гц и 7,5 кГц). У нас получилось 16,9 Гц/6,55 кГц для фильтра НЧ и 18,2 Гц/7,00 кГц для фильтра ВЧ. Резисторы, знаете ли, тоже имеют определённую погрешность исполнения, но кого такая точность не устроит — я уж не знаю. Полосовой режим работы фильтров был задействован со вставками на 150 и 1500 Гц. Получили 148 и 1400 Гц, а когда фильтр НЧ был переключен в режим «24 dB», частота среза почти не изменилась, составив 1430 Гц. Кстати, при любой крутизне спада частоты среза устанавливаются по уровню -3 дБ — это идёт вразрез с формальными канонами, но, на наш взгляд, более верно по сути.
Да, регулятор громкости имеет шаг 0,5 дБ во всём диапазоне, максимальное затухание 59,5 дБ (дальше включается мутирование).
- ЧТО
- Двухканальный усилитель
- КТО
- Audison Thesis TH due
- ПОЧЕМ
- До сих пор уточняется. Но, как обещали, не запредельно
- ЭТО — ПЛЮС
- Уникальная гибкость настройки
- аналоговой части
- Ещё не изведанные до конца
- возможности цифрового блока
- ЭТО — МИНУС
- Требует диплома о высшем образовании
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Новый тезис об «окончательном»
- усилителе
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 9
- Оснащённость 8
- Фильтры 9
- Удобство установки 9
- Итог 44