СТУДИЯ «Осмос+». Руководитель проекта Александр Федотов
ЧАСТНЫЙ КЛУБ
Войти сюда можно, предъявив на входе что-нибудь, подтверждающее членство. Или, что лучше, когда узнают в лицо…
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Pioneer AVH-P6800DVD
- Усилитель: DLS A7
- Акустика: CDT HD-62, HD-52
- Сабвуферы: CDT EF-120
Частные клубы не ДОСААФ, в них миллионами не вступают. Но этот — совсем маленький даже по клубным меркам. Всего трое. Требования к каждому из членов клуба кажутся простыми, но посильны не каждому. Их всего два: быть близким другом остальных (двоих) членов клуба и иметь в своём гараже BMW Alpina. И то и другое обязательно и одновременно.
Теперь всё просто: предъявляй «Алпину» и заходи. А если пешком, двое других в лицо узнают. Можно приступать к клубной работе. Она у троих друзей организована сезонно и сосредоточена вокруг двух важных вещей. Это Казино и Бухлое. Зачем для этих занятий нужно заводить себе по «Алпине»? Вы не поняли, наверное, или я плохо объясняю. Казино не зря написано с большой буквы, к московским вертепам ни у меня, ни у членов клуба почтения нет. Это — то самое Казино, в Монте-Карло, вокруг которого проходит один из самых красивых и невероятно трудных поворотов трассы «Формулы-1». Каждый год члены микроклуба отправляются на своих «Алпинах» в самое знаменитое в мире княжество на самый знаменитый этап гонок. Как и все остальные зрители, члены клуба с нетерпением ожидают отмашки финишного флага и высыхания брызг Moёt & Chandon на подиуме. С гораздо большим, правда, нетерпением. Оказывается, есть возможность (и на ней держится клуб) после окончания гонок и до открытия трассы для обычного городского движения по согласованию с администрацией проехать по ней на своих машинах. Это не бесплатно и не для всех, но на то и существуют частные клубы.
Ради этого, короткого, в сущности, эпизода три «Алпины» каждый год пересекают весь континент. При этом в промежутке между ежегодными «звёздными часами» ездят мало, так, для разминки. Про Казино, значит, теперь понятно. Но как быть с бухлом, оно в этом контексте выглядит неуместно и вообще нехорошо. Прочтите снова: Бухлое, с большой буквы. Это не пагубная страсть, а город километрах в 60 к западу от Мюнхена. Там находится «малое предприятие» по имени ALPINA Burkard Bovensiepen GmbH + Co. KG. То самое, на котором BMW превращается в Alpina.
Клуб в полном списочном составе прибывает туда для обслуживания машин, особенно после Казино, в смысле — прохода трассы далеко не на холостых оборотах. На фабрике в Бухлое (нет, название всё-таки забавное) машины встречают как родные. Даже не потому, что видят их каждое лето, Alpina не конвейер, тамошние мастера остаются тамошними даже не годами — десятилетиями, и помнят, кто какую машину превращал из BMW пятнадцать-двадцать лет назад.
Не сразу, но в соответствии с традициями у членов клуба открылось новое совместное увлечение. Клубные «Алпины» стали по очереди оснащаться звуковыми системами. Инициатор и прямой виновник этого процесса — один из «наших». В начале этого века, с 2001-го до примерно 2004-го, ну, может, чуть дольше, на площадках автозвуковых соревнований появлялся молодой симпатичный мужчина по имени Сергей, по фамилии Жаворонков, на машине с крупной надписью «Hooliganz». И на зачётах по звуковому давлению рвал всех на клочки самым бесперебойным образом. Порой даже с особым цинизмом: порвав всех в своём классе, с двумя сабвуферами, отключал один, переходил к «младшеньким», быстро расправлялся и с ними, собирал кубки и отправлялся домой. Без сбоев, как часы.
Спортивная карьера уступила место профессиональной, и как-то один из владельцев одной из клубных «Алпин» на сервисе увидел «Хулиганца» за работой, то да сё, «Алпина» встала в очередь. Позже на одной из клубных встреч работу оценил другой владелец клубной карточки с пятилитровым мотором и… ну, вы понимаете.
Эта B12 делалась в другой студии, но источником вдохновения была первая, вышедшая из рук эспиэльного буяна. Здесь всё — в масть: «Осмос+» и конкретно глава фирмы Александр Федотов — держатели самых лютых рекордов нашей страны по децибелам, машина попала в правильные руки. Систему Федотов стал делать с учётом акцента на «давку», но далеко не для неё одной. Будем считать так: музыкальная система с повышенными басовыми возможностями.
Alpina B12, как, вероятно, и её прототип BMW 850 — машина очень странная. Если про малолитражки любят говорить, что «внутри больше, чем снаружи», то баварское купе в истинно германской традиции законов природы не то что не нарушает, а следует со всей скрупулёзностью. Внутри не то что меньше, чем снаружи, а почти что совсем нет. Странное ощущение возникает: подходишь к машине размером с автобус, садишься внутрь и обнаруживаешь себя не в салоне, а в кокпите, от любой части тела до ближайшей детали интерьера — сантиметров десять, не больше. Это предопределило не совсем стандартную компоновку системы. В качестве головного устройства был взят мультимедийный Pioneer, при этом систему мы квалифицировали как «аудио», и не случайно. Мультимедийные возможности владельца интересовали мало, даже совсем никак, что естественно для хозяина спортивного купе, да ещё используемого временами по прямому, гоночному назначению. Но двухдиновый AVH-P6800DVD, помимо мультимедийности, сулил и более востребованные возможности. Главная из них — встроенный 6-дисковый чейнджер. Плюс форматная всеядность. Плюс крупный экран, с помощью которого удобнее управляться и с обычными, музыкальными дисками.
На штатное место Pioneer даже не примеряли. Вернее, начали примерять, но тут же оставили эту затею, внутри центральная консоль набита штатным оснащением так плотно, что туда новая «голова» смогла бы погрузиться максимум на четверть глубины. Решили построить для источника новый дом, где и ему будет уютно, и водителю удобнее. Дом выстроен на торпедо как продолжение козырька над приборами, в таком виде даже если придёт желание воспользоваться экраном для видеоприложений, смотреть будет комфортнее.
Акустика фронта — двухполосная, какие, казалось бы, могут возникнуть проблемы? Однако в Мюнхене (даже не в Бухлое) их создать сумели. Кресла в 850 поставлены низко и широко, даже удивительно, как в машине такой ширины можно сидеть, почти касаясь боком двери. При расположении внизу мидбасы отказывались звучать наотрез, весь звук уходил в ноги водителя и штурмана. Пытались выйти из положения с помощью разворота осей мидбасов — ничего не получилось, торчащий в салон край наклонно смонтированного динамика занимал больше места, чем предусмотренный зазор между телом водителя и дверью.
Выходом стало высокое расположение НЧ-головок. При этом решалась и другая проблема, с посадочной глубиной. Даже в этом, показанном на снимках варианте расстояние от магнита мидбаса до ближайшей конструктивно важной (и, следовательно, неприкосновенной) детали двери составляет меньше 20 мм, глубже динамики уходить не желали. А так они почти полностью прикрыты подлокотником и помехи не создают. Почти…
По уже поставленным (пока без отделки) мидбасам подбирали позицию для пищалок, выбранная оказалась необычной, только при сильном довороте вперёд, на стекло, удалось избавиться от привязки звука к динамикам. Тыловая акустика далась легче: 5-дюймовые компонентники заняли места в задней полке.
Сабвуфер в этой системе уже на этапе техзадания был затребован серьёзный. Его Федотов построил на двух 12-дюймовых головках, каждая — в своём закрытом корпусе объёмом 35 л. При этом головки смонтированы на скошенных стенках ящиков, так что обе смотрят в общее окно между задними сиденьями. То, что те тоже раздвинуты широко, на этот раз оказалось на руку. Задняя, сплошная стенка сабвуфера стала опорной плоскостью для усилителя, большого, но единственного в системе, 5-канального DLS A7. Точнее, собственно опорная плоскость — откидная, так обеспечивается наиболее удобный доступ к соединителям и регулировкам усилителя.
Несмотря на лаконизм усилительного хозяйства машины, её басовые возможности оказались не рядовыми, на пробных замерах (заслуженный чемпион по SPL Александр Федотов не мог их не сделать, это было выше его сил) Alpina «выдула» 134 дБ по твердотельному датчику TermLab. При замере микрофоном результат был бы ещё как минимум на пару децибел выше. Замер был «для себя», SPL-гонки в уставе клуба ещё не прописаны. Но ведь и звук раньше не был прописан, кто знает…
RTA
Отмеченная при прослушивании точность воспроизведения басов нашла убедительное инструментальное подтверждение: ниже 50 Гц АЧХ может служить аудиометрическим эталоном. В районе 80 — 100 Гц на АЧХ наблюдается провал, возможно, в этом варианте настройки не совсем точно подогнаны частоты ФНЧ сабвуферного канала и ФВЧ фронтальных («плановая» частота раздела — 80 Гц). Самая же интересная особенность АЧХ — то, что вблизи 1,2 кГц она целиком уходит вниз примерно на 8 дБ, после чего вновь становится аудиофильски ровной. Вероятно, непривычный характер воспроизведения голосовых партий и некоторых инструментов обусловлен и этой особенностью. Неколебимый ход АЧХ сохраняется вплоть до 15 — 16 кГц, без малейших намёков на «болтанку», часто возникающую на верхних частотах, особенно когда сильно отражение от лобового стекла. Выше 16 кГц АЧХ падает быстрее обычного, такова плата за очень неосевой режим работы ВЧ-излучателей.
SQ
В системе нет временной коррекции, это ясно сразу: солистка Magic Pump стоит точно перед водителем, по глубине — у нижнего края лобового стекла. При этом сцена не стянута в комок у левого края, а воспринимается хорошо и даже довольно равномерно наполненной источниками звука. Семь барабанов, как положено, сдвинуты влево, но воспринимаются раздельно. Тембральная окраска, к сожалению, не остаётся неизменной, левые барабаны звучат глуше правых. Соло на ударных показывает дисбаланс в сторону барабанов: они звучат гуще привычного, а тарелки, напротив, как будто истончились. На блюзовом треке (12 на «АудиоДокторе») системы раскрыла свои возможности в части музыкального баса, партия бас-гитары исполняется просто волшебно, без намёка на гулкость или монотонность. Голоса на этом фоне звучат несколько приглаженно, рояль вышел из плоскости сцены и встал ближе привычного, но в целом всё очень выразительно, пусть и не академически точно.
Александр Федотов, он не член клуба, а его покровитель