Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ГОСПОДА ПО ПОЛОЖЕНИЮ
«И хотя мы не господа положения, но по положению мы Господа!» Это произносит Савушкин из «Мёртвого сезона». Когда сам находится в положении крайне незавидном.
NRG DCTV-900 DVD | Mystery MMTC-1030D | Power Acoustik PMD-97CM
Вспомнилось в связи с тестом потолочных мониторов. Формально положение у них — самое господское. А с другой стороны — весьма незавидное. Сейчас разберёмся и с одним, и с другим.
Итак, положение на потолке для монитора близко к идеалу. На него не наступишь ни при каких обстоятельствах, кроме тех, когда не до кино. В сложенном виде он совершенно не занимает места. И самое главное — задним пассажирам предоставляются оптимальные условия для приобщения к волшебному миру движущихся картинок. Минусы, конечно, есть. В частности, в рабочем положении (которое есть и у господ) монитора внутрисалонное зеркало заднего вида становится малополезным. Однако же огромное количество экипажей (начиная с лимузинов и заканчивая грузовиками) обходятся только боковыми зеркалами, и ничего. А ещё говорят, что при резком торможении или наезде на препятствие задние пассажиры таранят монитор головой. Скажу только, что, если вы предпочитаете для этой цели использовать лобовое стекло, садитесь вперёд, и главное — не вздумайте пользоваться ремнями безопасности, иначе результат не гарантирован. Впрочем, обучение пользованию ремнями, поворотниками и туалетной бумагой, хотя и остаётся у нас актуальным, выходит за пределы нашей области деятельности. Вернёмся к технике.
Самое важное у потолочников всё-таки размер экрана. Я, честно говоря, не понимаю, почему в домашней индустрии развлечений и в нашей отрасли наблюдаются противоположные тенденции. Дома, с тех пор как произошёл массовый переход на ЖК и плазму, производители только наращивают размеры экранов. 42 дюйма это теперь — для бедных, для разрешения Full HD стандарт — 50 дюймов, но есть матрицы и 60 дюймов, и ещё больше. У нас те же производители (JVC или Sony, к примеру) норовят втиснуть картинку в 7-дюймовые рамки дисплея головного устройства, а потолочные мониторы, которые, как было сказано, только и обеспечивают кинотеатральное изображение, отдали на откуп китайским производителям. Из грандов потолочниками располагают, кажется, только Alpine и Clarion, хотя там о новых разработках в этой категории что-то не слышно, да ещё Kenwood — но эти потолочные мониторы к нам не везут вовсе. Говорят — нет спроса. А велик ли спрос на 50-дюймовые дисплеи для дома (про 60 я даже и не спрашиваю)? Однако их упорно раскручивают. Причём, обратите внимание, с переходом с 42 дюймов на 50 вы выигрываете по площади экрана 40 процентов и теряете денег, грубо говоря, вдвое (качество картинки я не беру в расчёт, его не всякий потребитель прочувствует). Теперь — что у нас. Переходя от
7-дюймового подголовочного монитора к «десятке» на потолке, вы платите (тоже грубо) в два с половиной раза больше, при этом выигрываете вдвое по площади экрана (выходит так на так) и получаете ещё и DVD-проигрыватель (это как бы за оставшуюся половину). Уже неплохо, но это не всё. Потолочник даёт прирост не только в качестве картинки (хотя и это тоже), но и в комфортности её просмотра: вы можете двигать головой, не теряя остатков контрастности изображения, а экран находится на более комфортном для просмотра расстоянии. Почему после этого люди не пишутся на потолочники, я не понимаю. Зато могу понять, отчего гранды не слишком нажимают на этот вид продукции. Все солидные производители car media нынче работают в двух смежных областях — OEM и aftermarket. И если мультимедийные «головы» с незначительными переделками идут и в ту, и в другую область, то потолочников в качестве OEM-продукта автопроизводители заказывают на два порядка меньше, значит, их надо разрабатывать отдельно, а это уже про деньги.
Теперь, надеюсь, понятно, почему в сегодняшнем тесте представлены лишь мониторы от «молодых» производителей. Почему их так мало? Потому, что и новинок в этой области не так много, как хотелось бы, сейчас в большинстве своём доступны те же аппараты, которые мы рассматривали в тестах №8 и №10 за прошлый год. В общем, вполне вероятно, что нынешний групповой тест потолочных мониторов — последний. (Да и этот тест назвать групповым можно, лишь располагая определённой долей здорового оптимизма.) Вероятно, возникнет ещё один вопрос: с чего это мы сразу перешли к мониторам с DVD, опустив «просто мониторы» для установки на потолок? А оттого, что эта категория устройств почти совсем исчезла с рынка. Разница в цене между «просто» мониторами и мониторами с DVD настолько незначительна, что потребитель, естественно, предпочитает взять «два в одном». И в самом деле, идея получить сразу законченное видеоустройство, независимое от аудиосистемы, представляется довольно заманчивой.
Вот только переоценивать их способности именно в качестве AV-источников не стоит. С чего начнём? С аудио? С форматом CD работают все без исключения (ещё бы не хватало…), но вот рассчитывать на отображение CD-текста не советую. Кстати, и качество звука у иных из DVD-панелей таково, что слушать на них музыку захочется далеко не каждому. Mp3 читают все, в отношении WMA этого сказать уже нельзя. Записи, кодированные в Dolby Digital (DD), тоже воспроизводятся без проблем, а вот формат DTS для DVD-панелей является непреодолимым препятствием. Почему так? Думаю, что китайцы разрабатывают такие системы прежде всего для себя и сопредельных держав и рассчитывают в первую очередь на форматы, популярные в Поднебесной, а DTS в их число не входит. Зато все они дружно читают диски VCD (которых у нас ещё поискать) и SVCD (которые можно даже и не искать). Ну а то, что они в таком виде экспортируются в Россию — одно из русских чудес, не привыкли ещё, что ли?
Хотел закруглить, что, мол, встроенные в мониторы DVD-панели не заслуживают серьёзного отношения, но остановился. Это всё же не так. В той части, которая касается звука — да, не шедевры. Однако современные видео-ЦАПы воспроизводят визуальную информацию очень неплохо, и даже не самый породистый интерфейс не в силах кардинально повлиять на результат. Уровень шума может быть немного повышен (тогда как по части звука о «немного» и речи нет), но картинка чёткая и довольно честная. 470 линий по чёрно-белому изображению и 250, а то и до 330 линий по цвету на композитном выходе — это вполне достойные показатели. И сами дисплеи показывают неплохо. Даже очень неплохо, если сравнивать их с подголовочными мониторами. Не у всех, правда, яркости в достатке — по непонятным причинам изготовитель экономит на токе ламп тыловой подсветки. С видео в формате DivX (в общем случае — в MPEG4) большинство аппаратов тоже не ладит. (А если ладит, то об этом не известно составителям наставления, а возможно, и владельцу торговой марки, у них есть дела поважнее.) Видимо, сети с высокой скоростью передачи там у них не очень распространены, и фильмы из Интернета они не качают. Но у нас (в столицах хотя бы) это весьма распространённая процедура, так что неподготовленность аппарата к чтению этого формата я буду относить к минусам.
В разработке пользовательского интерфейса производители «новой волны» идут по наиболее простому пути. А проще всего — оставить без изменений интерфейс, уже включённый в прошивку чипсета. Поэтому в меню Setup настройки DVD-плеера остаётся немалое количество лишних пунктов, которые были бы нужны в более полной комплектации — с декодером и/или цифровым выходом звука. Или забавная настройка, позволяющая подать на оба выхода только левый, или только правый, или сумму L + R. Лао Цзы по этому поводу говорил: «Когда настроечное меню аппаратов разных брэндов не отличается ничем, это не прибавляет уважения брэндам». А если не говорил, то должен был бы сказать…
Та же картина наблюдается и с софтом дисплея. (У него свой видеопроцессор и, соответственно, своё программное обеспечение.) Я ничего не имею против дисплеев с нестандартным разрешением 1,67:1 (или 1,66:1). Широкая картинка на них сплющивается по горизонтали на 6,5%, которые нетрудно измерить на тестовых таблицах, но которые на реальном изображении почти не мешают. Если же картинку Normal растянуть на весь экран, то она будет вытянута не на 33%, как на стандартном экране 1,78:1, а на 25%, что чуть более приемлемо. И всё-таки определённые сюжеты хорошо бы видеть в естественной геометрии, и именно для этого служит режим Normal, который предусматривается во всех без исключения широких дисплеях (одно исключение нам как-то попалось, но это уже совсем). Однако, ежели прошивку для стандартно широкого дисплея перетащить без изменения в нестандартно широкий, для сюжетов, передаваемых в формате 1,33:1, вы никогда не получите неискажённую геометрию. По-моему, это не дело.
Теперь вкратце о дополнительных функциях сегодняшних одноклассников. Как вы, наверное, знаете все потолочные мониторы снабжаются плафоном подсветки салона, чтобы при инсталляции можно было без сожалений расстаться с «родным» светильником. В качестве источника света используются белые светодиоды, которые потребляют несколько десятков миллиампер. Поэтому мы теперь избавлены от необходимости измерять ток потребления монитора со светильником. Кстати, в таблице мы указываем типичный ток потребления: когда работают дисплей и DVD-драйв, но лазерная головка стоит на месте — при кратковременной работе позиционера ток может быть на 0,3 — 0,4 А больше. Все потолочные мониторы комплектуются ИК-модулятором для передачи звука на стандартные ИК-наушники. Также почти все потолочники (сегодня исключений не было) снабжаются ЧМ-модулятором, позволяющим принимать звуковое сопровождение на тюнер головного устройства. Качество канала звука и в том, и в другом случае не чемпионское, но и качетсво исходного выходного сигнала DVD-панелей, как правило, не потрясает, так что всё сходится.
Если принимать во внимание, что сегодня последний групповой тест потолочных мониторов, это получается как бы последний сеанс. И у нас на него три билета. Гасим свет…
МЁД & ДЁГОТЬ
Наибольшая сумма достоинств нами была обнаружена у участника по имени Mystery. У него есть свои минусы (а кто идеален?) — в частности, не самая высокая яркость дисплея и не запредельная чёткость по цвету при работе с внешним монитором. Но и плюсов тоже немало: довольно развитый интерфейс и умение работать с файлами DivX и WMA. И уж если откровенно, в сегодняшней мини-группе это единственный аппарат, который можно рассматривать как музыкальный источник. Это у нас, получается, «Лидер», он же — единственный призёр теста.