Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
СPEДНИЙ КЛАСС БЕЗ ПРОБЛЕМ
Концентрация богатеев у нас куда выше, чем в благополучной Норвегии или Швеции. В малоимущих гражданах тоже недостатка нет. А вот посередине — узкая прослойка, которая даже и не пытается казаться классом.
- JVC KD-G847 6700 руб.
- Panasonic CQ-C7405W 7450 руб.
- Sony CDX-GT929U 7700 руб.
- Pioneer DEH-600BT 7990 руб.
- Alpine CDE-9882Ri 8220 руб.
Такая вот получается проблема среднего класса. А по нашей тематике — картина следующая. Если оставить в стороне CD-ресиверы экстремального разбора («Макинтоши», «Мониторы» и проч.), которые по справедливости не входят в орбиту групповых тестов, то выяснится, что цена на наиболее продвинутые массовые модели установится в районе 16000 рублей. С другой стороны шкалы окажутся совсем простые аппараты по 3000 или немного ниже (опять же мы не берём откровенно низкопробную продукцию без роду и племени). Средняя линия между первыми и вторыми пройдёт по отметке 9500 рублей, но если учесть относительную численность тех и других, то воображаемая «медиана» опустится как минимум на 1500 рублей. Вот и получается, что герои сегодняшнего теста как раз и образуют средний класс CD-ресиверов.
Как и в развитом обществе, средний класс — надежда и опора. Сейчас, когда я пишу эти строки, результаты тестирования мне, конечно, уже известны, и у меня достаточно материала для того, чтобы сделать некоторые обобщения. «Головы» этой категории сделаны добротно, чувствуется, что разработчики допускали гораздо меньше послаблений, нежели допускают они же при подготовке к производству более доступных CD-ресиверов. У всех участников без исключения технический уровень либо тюнера, либо CD-проигрывателя (по меньшей мере) оценивался на 9 баллов. В переводе на нормальный язык это означает, что по-крупному придраться к техническим показателям было почти не за что. Конечно, сыграл свою роль и тот фактор, что «чужие здесь не ходят» — ценовой диапазон от 6000 рублей (по-старому это было «от 250 у.е.») всё ещё практически свободен от продукции «молодых драконов». Не убеждён, что такое положение вещей сохранится навсегда, но пока фирмы второго эшелона дружно ринулись в производство DVD-ресиверов, это и круче, и менее хлопотно: поскольку такой аппарат умеет всё, требования к качеству выполнения любой отдельной задачи получаются ниже.
В общем, как сказано, вероятность обнаружить серьёзные недоработки в технике этой ценовой категории невелика (хотя, как показал опыт, всё же не исключена полностью). Идём дальше: наличие двух-трёх пар линейных выходов позволяет подключать к таким головным устройствам серьёзные системы усиления и воспроизведения звука (тут тоже встретилось одно исключение). А присутствие универсальной шины управления даёт возможность строить на основе таких CD-ресиверов достаточно развитые медиасистемы (и опять без исключения не обошлось). Что же касается линейных входов Aux, то, как было сказано в предисловии к тесту прошлого номера, их присутствие стало нормой даже для более доступных «голов». Наличие слота USB обязательным пока ещё не стало (я, кстати, не исключаю, что это произойдёт в ближайшие год-два), но и редкостью тоже не является. Понятно, что наличие в головном устройстве интерфейса Bluetooth (BT) — это для многих из нас существенный плюс. Правда, хотелось бы, чтобы появление этого плюса не влекло за собой упрощение звуковой «начинки» CD-ресивера, но, в общем-то, надо быть готовым к тому, что аппарат с BT будет оснащён по звуковой части слабее, нежели другой за ту же цену, но без интерфейса BT.
Конечно, звуковое вооружение представителей «среднего класса» не идёт ни в какое сравнение с оснащением процессорных устройств, но всё же оно мощнее, чем у аппаратов предыдущей ценовой категории. К примеру, и там встречались трёхполосные параметрические эквалайзеры (мы их называем «полупараметриками», если хотя бы в одной из полос отсутствует возможность перестройки добротности), но здесь уже параметрик частенько дополняет тембр, а не заменяет его. Кстати, чаще всего характеристики тембра повторяют одну из многочисленных характеристик эквалайзера — так уж работает процессор. А разделение регулятора на эквалайзер и тембр существует лишь на стороне пользовательского интерфейса, позволяя отделить долговременные регулировки от оперативных. Отсюда понятно, отчего одновременная и интенсивная работа эквалайзера и тембра приводит к искажениям сигнала. Чаще всего предусматривается возможность включения не только фильтров НЧ (на сабвуферном выходе), но и фильтра ВЧ (на остальных). Но, если честно, я всегда удивляюсь, откуда доблестные разработчики берут набор частот среза фильтров, скажем, 80/120/160 Гц или 90/135/180/225 Гц. Точно, что не из практики. Станет ли нормальный человек фильтровать сабвуфер на частоте 160 Гц и к тому же фильтром второго порядка (12 дБ/окт.)? А интересно, фильтр ВЧ при этом надо настроить на 135 или на 180 Гц? Правда, практикующие «аудиодоктора» научились извлекать максимальную пользу и из таких ресурсов. К примеру, если фильтр НЧ «головы» (12 дБ/окт.) настроить на 80 Гц, а фильтр НЧ усилителя (с той же крутизной) на 100 — 110 Гц, то получится характеристика, напоминающая 24 дБ/окт. с частотой среза 80 Гц (по -3 дБ). Но всё это дополнительные сложности — нам их что, мало было?
В том, что возможности звуковых регулировок CD-ресиверов среднего класса ограничены даже в сравнении с аппаратами «предпоследней» ценовой категории (беспроцессорными), их слабость. Но в этом же и их сила. Скажете, парадокс? Ничуть не бывало. Все процессорные системы вносят определённую окраску в звучание, поэтому при настройках «всё в ноль» процессорные аппараты можно сравнивать только между собой — сравнение с беспроцессорными они, скорее всего, проиграют. Но тогда, по крайней мере, беспроцессорные «головы», построенные на одной базе, должны звучать одинаково. Не тут-то было. Так вышло, что два месяца назад (№7/2008) мы отслушали старший аппарат из линейки Alpine, в прошлом месяце познакомились с его ближайшим «родственником», но уже без процессора (процессор был внешний, но сейчас речь не о нём). А в тесте нынешнего номера представлен достаточно близкий родич того, что был месяц назад. Так все они звучали по-разному, и звучание последнего из них нам показалось более аккуратным и детальным, хотя различия в «вооружении» моделей 9886 из прошлого теста и 9882 из этого не так уж и велики. Остаётся предположить, что введение дополнительных звуковых регулировок вносит слышимые изменения в звуковой почерк головного устройства. Вот и получается, что в некоторой ограниченности возможностей звукового «вооружения» CD-ресиверов средней ценовой категории состоит не только их слабость, но и сила. Это вам не «чистые» источники, в которых, кроме тембра «на палке», никаких звуковых регулировок нет — всё необходимое здесь имеется. Но при этом «прозрачность» звукового тракта сохранена настолько, насколько это возможно. Я, конечно, не стану утверждать, что CD-ресиверы «среднего класса» — оптимальный выбор на все случаи жизни, но при определённых условиях это именно так.
Теперь самое время набросать портрет типичного представителя сегодняшней группы. Линейный вход Aux, универсальная шина управления — это само собой. Будем считать, что двух пар линейных выходов достаточно, хотя большинство участников снабжено тремя парами выходов, и, стало быть, это большинство имеет право рассчитывать на повышенную оценку в графе «Оснащённость». Ну а дальше совсем всё просто (и почти скучно). АМ-тюнер с единственным банком памяти и средневолновым диапазоном. ЧМ-тюнер с декодером RDS, позволяющим организовать поиск по 29 типам программ (PTY) и режим ожидания по одному из них — News, а также синхронизацию часов по коду CT. (Кстати, мы упорно проверяем, как в аппаратах работают эти функции, и всё чаще убеждаемся, что наши лихие вещатели до сих пор не потрудились перейти на летнее время, ждут, что в Думе отменят?) Дисковый проигрыватель воспроизводит, кроме CD, mp3/WMA и читает CD-текст и тэги. Если про сервисные функции ничего не сказано, значит, ресивер честно отрабатывает их все (включение при загрузке диска, выгрузка его без включения аппарата и, наконец, функция «спрятать диск»). Применительно к CD-ресиверам набор дополнительных режимов воспроизведения остаётся всё тем же: повтор треков и их сканирование, проигрывание в случайной последовательности, правда сканирование реализуется далеко не во всех головных устройствах (если бы все диски были с текстом, эта функция вообще стала бы лишней). При воспроизведении дисков с «компрессией» возможен повтор либо файла, либо папки, случайное проигрывание тоже может быть либо в пределах папки, либо по всему диску. Впрочем, всё это было и два, и три года назад. Кажется, тут время застыло… Но нет: буквально в последние два года в чисто звуковых аппаратах «вошла в ротацию» функция прокрутки списка, которая раньше встречалась лишь в AV-устройствах повышенного разбора. Но поскольку возможности дисплеев CD-ресиверов несравнимы с таковыми у мультимедийных аппаратов, то здесь на экран выводится лишь от одной до трёх строк из списка треков.
Так значит, у среднего класса нет проблем? Вот сейчас и проверим.
МЁД & ДЁГОТЬ
Наибольшая сумма баллов — у Alpine. Аппарат на редкость честно выполнен, по технике и придраться оказалось не к чему. Звучание у него аккуратное и подробное, по субъективным ощущениям он понравился нам даже больше, чем старшая модель 9886. Единственный минус — отсутствие универсальной шины управления. Но если для вас это очень важно, имеет смысл присмотреться к ближайшему «родственнику» — модели 9884. В остальном — «Лидер», и этим всё сказано. В ресивере Panasonic и шина на месте, и звучание вполне достойное. Жаль, что басы аппарат отрабатывает (по измерениям) несколько сдержанно, а то бы с ним вообще тягаться было трудно. «Фаворит».