Сергей САГИТДИНОВ, с. Миасское Челябинской обл.
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
Я — Сагитдинов Сергей Аскатович. Работаю инженером на заводе в городе Челябинске, а живу на селе. Село называется Миасское, это центр Красноармейского района Челябинской области.
Кроме меня, в нашем селе прописано ещё 10 тысяч человек. Не мегаполис, конечно, но и не глухая деревня, и уже второй год мне удаётся доказать, что не глухая…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Nakamichi MB-X
- Усилитель: Nakamichi PA-2004
- Акустика: DLS Nobelium 6, Nobelium 1, Audio Art R4
- Сабвуфер: JL Audio 13W6
Автозвуком я увлекся в 2005 году, это совпало с приобретением «крутого» по меркам нашего села автомобиля ВАЗ-2112. Ну и, конечно же, «крутому» автомобилю полагался «БУХ» — звук, который бы опережал машину на полкорпуса, как минимум. Первый вариант аудиосистемы был собран с постоянным соучастником всех моих проектов Павлом Меньшиковым в гараже скорой помощи за трое суток. В состав системы входили: головное устройство Alpine CDA-9835, фронтальная, тыловая акустика и сабвуфер Oris, усилитель — тоже Oris, пятиканальный из серии Charisma. Впоследствии, по ходу переделок и модификаций, число динамиков в системе (с учетом двух сабвуферов) достигало двенадцати штук, а мощность трех усилителей составила 1400 Вт.
Первый опыт выступления на соревнованиях сезона 2005 года на финале ЛАС в Екатеринбурге принес почётное девятое место. Это из десяти участников в классе. Результат меня тогда сильно удивил, я не мог понять, как с таким количеством компонентов оказался лишь девятым. Сколько же надо динамиков, чтобы стать первым? Этот первый опыт в Екатеринбурге вскоре резко изменил отношение к подбору компонентов и настройке акустической системы, от «БУХа» — к качественному звучанию. Весь 2006 год прошёл в постоянном поиске и подборе компонентов, в автомобиле менялось практически все и постоянно. К финалу 2006 года готов был уже пятый вариант системы, который выглядел так:
— головное устройство Nakamichi CD 45z;
— усилитель Oris Charisma;
— фронтальная акустика DLS;
— сабвуфер JL Audio калибра 12 дюймов.
С этим комплектом машина удачно выступала весь сезон 2007 года, и к его окончанию оказалось, что у меня в индивидуальном рейтинге ЛАС второе место. К сезону 2008 года начал готовить новый автомобиль, «Лада Калина». Этот проект воплощался в жизнь с января по май 2008 года в творческом союзе с коллективом челябинской студии «Мегазвук», с учётом опыта, накопленного в процессе доводки системы в ВАЗ-2112.
Построение системы началось с поиска оптимального расположения динамиков с учётом акустических особенностей салона. Для создания натуральной геометрии звуковой сцены в салоне штатная приборная панель была демонтирована, а на её место установлена новая, полностью симметричная, сделанная из 20-миллиметровой фанеры. В ней разместили СЧ-динамики Audio Art R4 и НЧ DLS Nobelium 6. Низкочастотники помещены в закрытые ящики объёмом 5 л, выполненные как одно целое с приборной панелью. Комбинация приборов перенесена в центр торпедо, штатные кнопки заменены одинаковыми тумблерами самолётного типа. Центральное место в новой приборной панели занимает головное устройство Nakamichi MB-X с выносным 24-битным ЦАПом.
Двери салона лишились заводских обшивок, всех внутренних тяг и ручек открывания. Вместо всего этого — электроприводы, а на гайки, приваренные к дверям, болтами крепятся обшивки из фанеры. При этом никакой акустики в дверях нет, всё это было сделано для улучшения акустических свойств салона.
Усилитель Nakamichi PA 2004 и дополнительный аккумулятор установлены в нише правого крыла багажника, максимально близко друг к другу. Сабвуфер JL Audio 13w6 работает в закрытом корпусе объёмом 32,5 л в левом крыле багажника. Как показали многочисленные «примерки», это единственный вариант компоновки багажного отсека, при котором можно извлечь запаску и положить в багажник знаменитый «мешок с картошкой».
Система построена по беспроцессорному принципу, единственный активный кроссовер (на усилителе) делит полосу частот между фронтом и сабвуфером. Для частотной фильтрации излучателей фронта использован пассивный кроссовер, разработанный одним из ключевых участников проекта Константином Заболотневым специально для применённых в системе динамиков с учётом их взаимного расположения и акустических особенностей салона. Расчёт и настройка фильтров производились по технологиям, применяемым в «Мегазвуке» при построении домашних High End систем на компонентах аудиофильского качества. Окончательная настройка фильтров делалась после установки их на автомобиле. Другие компоненты, использованные в системе: материалы для шумовиброизоляции — СТП (сплэн, битопласт), силовые и акустические провода — «Чернов» и DLS, межблочники — DAXX.
Система беспроцессорная, поэтому настройка звуковой сцены проводилась путем поиска оптимального взаимного расположения излучателей. Мы пробовали все возможные варианты расположения ВЧ-излучателей, но лишь в одном удалось без временных задержек получить симметричную звуковую сцену с любого места в машине. Итоговая конфигурация: ВЧ смонтированы на центральном зеркале заднего вида и играют полностью на отражении от лобового стекла.
Вот, собственно, и всё. Получился практичный автомобиль с качественным звуком и «тихим» салоном для повседневной езды по нашим дорогам. А то, что он весь сезон 2008 года занимает первые места на соревнованиях ЛАС — так это мы очень старались…
Послесловие Дмитрия Свободы — главного судьи ЛАС
Мы уже подзабыли, какие страсти кипели на заре появления индустрии car audio в нашей стране. Основной тезис, выдвигавшийся противниками автомобильного звука — зачем тратить столько усилий, эмоций и денег? Получить звук уровня среднего домашнего Hi-Fi, может быть, и удастся, но выше — никогда. Защитники отвечали на это все более продвинутыми конструкциями аудиосистем, единицы добивались действительно первоклассных результатов. Однако достигалось это тогда (да и сейчас) ценой невероятных усилий и средств, что позволяло скептикам, усмехаясь, относить это лишь к исключению из общего правила. А правило это, созревшее на руинах неудавшихся конструкций, сурово: настоящий автомобильный High End в три-пять раз дороже самого автомобиля. И никак иначе.
Оказалось, что иначе всё же бывает. Пример тому — «Калина» Сергея Сагитдинова, сумевшего со своим соратником Павлом Меньшиковым получить в вазике потрясающее звучание. За этой, где-то даже спартанской простотой кроется неуемный талант и очень тщательная работа создателей этого бестселлера. Шутка ли — четыре абсолютные победы в сезоне ЛАС 2008! Сейчас, после соревнований, посмотреть и послушать эту победоносную машину уже выстраиваются очереди из самых опытных коллег и соперников.
А ведь это — ещё не предел совершенства. Есть моменты, которые можно было бы еще улучшить. Но уже сейчас можно сказать, что это тот самый «народный High End», о невозможности создания которого мы в свое время столько наслушались.
Остов двери видродемпфирован, по периферии приварены крепёжные гайки
Законченная дверь: никакой акустики и твёрдая, как скала
Работа над новой панелью приборов началась с ликвидации старой
Новое торпедо примеряется на место
НЧ и СЧ-излучатели. То, что между ними — не пищалка, а выход системы вентиляции. Пищалки — в другом месте
Два испытанных варианта расположения твитеров: вместо зеркала и на нём
Готовый салон: источник — наверху, комбинация приборов — под ним, справа на «бороде» — выносной ЦАП
Кроссоверы выполнены по канонам домашней акустики и размещены под сиденьем
Соучастники проекта из команды «Мегазвук»: Александр Соколов, Павел Меньшиков, Константин Заболотнев и Сергей Уфимцев
Рождение багажника: сабвуфер и подиум с усилителем размещены симметрично