Студия: Eclectic Audio. Руководитель проекта: Александр Мирошник
СТИЛЬ КАТАНИЯ
Не удивляйтесь, что в сводной таблице тип системы уточнён. Не просто аудио, а именно беспроцессорное. Как будто мало таких…
- Тип системы: беспроцессорное аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: McIntosh MX 406
- Усилители: CDT Audio SQA 4140
- Акустика: СDT Audio HD-M6, ES-03 DRT-26
- Сабвуфер: CDT Audio ES 200 SQ
Много. Но большинство не упоминает про свои системы, что они беспроцессорные. Отправляясь с семьёй на лыжную прогулку в ближайший парк, вы что, всем объявляете, что сами, мол, катаетесь «Sk», а жена и дети малые — «Cl»? А для спортсменов это — два разных занятия, более разные, чем пить пиво и смотреть телевизор (потому что в отличие от них принципиально несовместимы).
Эта система — беспроцессорная. Потому что строил её спортсмен, и строил её для спорта. Александр, наш очень давний знакомый и герой этих страниц, умеет строить и другие. Но для своих выступлений он давно выбрал классический, а не ставший общепринятым коньковый ход, где всё (или многое) определяет цифровой процессор.
Правила класса EMMA «Беспроцессорные системы» (по международной терминологии Pure Passive) иезуитски строги. Перечень того, что нельзя, обширен, список того, что можно — краток до смехотворности. Для тех, кто не совсем в теме, сделаем необходимые пояснения, ограничившись вторым списком. Первый получается путём вычитания второго из всего научно-технического прогресса.
Можно: получить с головного устройства два (и только два) канала аналогового звука, один раз (и опять — не более того) разделить сигнал активным кроссовером на сабвуферный и фронтальный и работать с ним дальше, имея в качестве арсенала только усилители, акустику и пассивные фильтры.
К сезону 2008 года Мирошник отправил в отставку машину, принесшую ему «серебро» на европейском финале 2007 года. «Серебро» «серебром», но надо уже и на нормальном авто поездить (то, чемпионское, было ненормальным, марки ВАЗ). Нормальное приехало в служебный и личный гараж (одновременно) в виде белоснежного Mitsubishi Lancer. Десятого поколения, это когда с лица «Лансеров» наконец-то исчезла идиотская ухмылка, теперь это по-любому машина отличная. А то, что куплена не «в году», как у нас, а «к сезону» — таковы спортсмены.
Машина, и опять как это водится у спортсменов, выбиралась с минимальным числом опций, жаль, что Lancer совсем без аудио не продают, а то была бы выбрана именно такая комплектация. В этой комплектации автомобиль проходил ровно одну заправку, после чего был разгромлен до металла с целью превращения в новый чемпионский музыкальный инструмент.
С источником Мирошник определился давно, он был уже припрятан именно под новый проект. Это — самый «неконьковый» CD-ресивер, McIntosh MX 406. Из полного набора его линейных выходов взяты два (больше низзя), и сигнал «как есть» отправлен на два усилителя. Марка усилителей и акустики одна и та же, но при её выборе именно особенность акустики играла решающую роль, почему — будет видно позже. Из двух разрешённых иезуитскими правилами класса фильтров Александр использовал один — ФНЧ на сабвуферном двухканальнике. Фронт работает в полную полосу, потому что такой у него фронт. Там собралась компания из динамиков одной и той же марки CDT Audio, но принадлежащих к разным сериям, в отсутствие активных средств воздействия на характеристики тракта подбор компонентов — один из немногих разрешённых приёмов. Мидбасы — специализированные, не входящие в состав готовых компонентных систем головки HD-M6. Они установлены в дверях с минимальным доворотом вверх на составных подиумах. Одно опорное кольцо из MDF закреплено (а потом замоноличено) к металлической панели двери, второе, ответное — интегрировано в обивку двери, это, второе кольцо увенчано металлическим фланцем, к которому потом будет прикреплён динамик. При сборке кольца стягиваются в единую конструкцию. Вибро- и шумоизоляция дверных деталей была дифференцирована. На металл шёл твёрдый «Визомат МП», на пластик обивок — мягкий «Битопласт».
Расположение и ориентация осей СЧ и ВЧ-головок станут более понятны, если воспользоваться объяснениями автора системы, у спортсменов всё же очень оригинальная система ценностей. Александр объяснил: в качестве звучания его личный приоритет — тональная точность. Пространственные характеристики стоят на втором месте. Но здесь дело не только в личных предпочтениях, но и в прямом тактическом расчёте. Беспроцессорным машинам трудно (принято даже считать, что невозможно) тягаться с процессорными в части геометрии звуковой сцены. Зато возможно — в «тоналке» и в фокусировке источников звука. Александр (как и его не менее опытные коллеги) заранее просчитал: что можно позволить себе потерять из максимального числа судейских баллов, а что при этом выиграть. И навалился именно на тональную точность, там можно заработать больше, чем за «семибарабанщину». Именно поэтому в беспроцессорной системе СЧ и ВЧ-излучатели стоят «по-процессорному», работая по оси излучения с минимальными отражениями. Максимум прямого звука — таков был лозунг при строительстве этой системы.
Поэтому 3-дюймовые среднечастотники CDT Audio ES-03 оказались установлены в подиумы в уголках зеркал (слава богу, они у «Лансера» электрические даже в базе), а пищалки — по касательной к поверхности стоек. Пищалки, кстати, любопытные, они задуманы и сделаны модульными: при инсталляции в стойку (или куда ещё) устанавливается «чашка» с контактной группой, а собственно пищалка, когда придёт пора, просто вставляется туда и оказывается соединена с подводящими проводами. Это могло бы быть излишеством, если бы не одна подробность: CDT Audio в этой серии выпускает взаимозаменяемые пищалки с шёлковым, алюминиевым и титановым куполом, так что переход с шёлка на титан, если вдруг захотелось, требует ровно двадцати секунд. По десять на канал.
Кроме перечисленного, в системе по определению могут быть только сабвуфер, усилители и пассивные кроссоверы. Они все собрались в багажнике и установлены по самым высоким стандартам надёжности и безопасности. Усилители смонтированы на рамах их алюминиевых профилей, закреплённых на полу багажника и на отбортовке задних крыльев. Сабвуфер — 12-дюймовая головка в очень небольшом для такого калибра закрытом ящике объёмом 22 л — в центре передней стенки багажника для прохода баса в салон напротив подлокотника пришлось вырезать окно: люка-«лыжницы» в этой комплектации не было. На сабвуфер как бы надета рама, фиксирующая его на положенном месте, она тоже из алюминиевых профилей, тоже крепится на болтах к полу и полке под задним стеклом, но здесь боковые «крылья» рамы зашиты перфорированными листами, на которых установлены кроссоверы фронтальной акустики. Почему так серьёзно, велика, мол, беда, кроссы приткнуть? Это смотря какие. Установленные в этой системе кроссоверы HEX-5000 изготовитель даже именует по-другому: System Coordinator. Это — сложнейшие, хоть и состоящие из одних массивных компонентов устройства, позволяющие проводить недоступные обычным фильтрам настройки системы. Итоговая конфигурация «координаторов» фронта оказалась такая: мидбасы и середина делятся на частоте 350 Гц эллиптическими фильтрами 5-го порядка, середина и верх — на 3,5 кГц фильтрами 4-го порядка. Внимательный читатель заметит над фильтрами ещё по два потенциометра на канал, это, как несколько невнятно объяснил конструктор, «так, ещё одна регулировочка»…
А потом машина отправилась в Тверь. «На кожу». Помните, в «А3» №7/2008 была машина одного тверича, которому звук ставили в «Эклектике», а кожу шили в студии «Эксклюзив» в Твери? Работа тверских «кожников» так понравилась Мирошнику, что им он доверил не только исполнение работы, но и выработку её основной идеи. И не пожалел об этом. Вот посмотрите: кожаной отделки со строчкой ромбиком — сколько угодно. Эмблему Mitsubishi Motors тоже видели все и по тыще раз. Но именно тверичам удалось совместить две давно известные вещи в одну, ранее никем не виденную. Как на тверском будет «респект», никто не знает?
По иронии судьбы (или есть какой-то неизвестный закон спортивной жизни) именно на этапе соревнований в Твери Lancer Мирошника занял… пятое место из пяти в классе. Немногословный (это мягко сказано) спортсмен пояснил: «Перемудрил с кроссоверами». На других этапах мудрил, видимо, ровно столько, сколько было нужно: урожай сезона — четыре «золота», два «серебра» и одна «бронза». «Бронза» из Питера, а ехать туда — через Тверь…
RTA
Ну вот, смотрите, поучительно. При всей компактности (для 12-дюймового калибра) сабвуфер без малейшего напряжения играет «в линейку» на самых низких частотах, именно это вызывает ощущение мощи и убедительности баса не в ущерб его точности. А от 160 Гц и выше вся АЧХ укладывается в довольно строгую «трубку» допуска ±4 дБ. Начиная с полутора килогерц — даже в ещё более тесную, здесь угомонились салонные стояки, а поглощение отражения стало более интенсивным. Интересно ведут себя пищалки (для этой системы взяты в шёлковом варианте): спад АЧХ начинается на 10 кГц, но идёт не просто плавно, а «по чуть-чуть» до самой границы звукового диапазона.
SQ
Почерк беспроцессорной системы, а вернее — почерк её создателя, твёрдого в своих предпочтениях, очень явно слышен в звучании системы. Почти всё становится ясно уже по первому треку нашей обязательной программы: Magic Pump с «АудиоДоктора». Солистка стоит не в центре торпедо, а перед водителем, но тембр звучания её голоса настолько завораживает… Солистка, кто видел, вообще девушка симпатичная, а здесь появляется ощущение какой-то божественности, честное слово. Бас мощный, но совершенно ненавязчивый, не сразу замечаешь, что каждый (именно каждый) удар в басовую «бочку» приходится в центр груди, а не по ушам, а проходы по грифу бас-гитары словно бы не слышны, а видны. Семь барабанов, разумеется, не на своих местах, четвёртый — прямо перед водителем, но все семь — абсолютно тонально идентичны и кажутся строго одного размера. Ударные инструменты на дорожке 11 расставлены в каком-то непривычном порядке, но как выдержан баланс между атакой, наполнением, основой звука и мелкими призвуками барабанной арматуры — это чудо. Экстремальный барабан — турецкий с «бонус-трека», как я ожидал, должен был грохнуть со всей дури, но вместо этого он сыграл внятно и аккуратно, соблюдая тональность ударов.