Елена МАРУК, партия профессионала — Алексей ГОЛЫШИН
ДУЭТ ДЛЯ ЧЕРЕПАШКИ
Этой относительно короткой истории предшествовало довольно длительное обсуждение с редакцией. Никак не могли определиться с рубрикой. И вот почему…
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion DXZ785USB
- Усилитель: E.O.S. AE-90F Limited Edition
- Акустика: Eton WA1-160, CX280V
- Сабвуфер: Morel Ultimo SW10
«Своя игра», насколько я успела изучить труды предшественников — это от лица тех, кто реально резал, клеил и паял. Это — не совсем мой жанр, потому вроде не подходит. «Системы» — это плановые, регулярные работы профессиональных студий, где всё заранее расписано: сроки, бюджет, категория, архитектура и стилистика. Здесь тоже не совсем подходит: строительство этой системы не входило в планы студии, выполнялось в свободное от основной работы время, а я встревала в работу знающих людей гораздо больше, чем позволяется нормальному заказчику. Вот и решили, что будет дуэт для женского (любительского) и мужского (профессионального) голосов.
Этот «Акцент» — машина редкая: хэтчбек, с карбюратором и без кондиционера. Последнее Эмме очень нравится
Кто-то любит спонтанные решения, и, хотя я обычно выступаю за чёткие планы, не могу не признать: иногда неожиданные поступки приводят к ещё более неожиданным результатам.
Я никогда не увлекалась автозвуком, да и просто звуком тоже (регулярные походы в Большой на оперу не в счет, в этом журнале «звуком» называют другое). Однако, повинуясь каким-то своим замыслам, судьба свела меня с потрясающими людьми — коллективом студии «Акцент-Аудио» и некоторыми ее клиентами, из числа допущенных к таинству создания аудиосистемы в автомобиле.
Это черепашка, зовут Эмма, работает талисманом. От инсталляции ей достаётся мебель, от соревнований — цветы
Началось, как всегда, с мелочи. После покупки ненового Hyundai Accent я приехала к ребятам переставить из своей старой машины старенькую же «голову» JVC, поскольку штатное корейское ГУ не умело читать mp3, да и в остальном даже меня (тогдашнюю) не могло впечатлить. Ну и заодно поставить акустику (простенькую) взамен штатной (совсем никакой), после чего стала периодически заезжать по вечерам «на огонек», посидеть и поболтать обо всем на свете (кроме звука в профессиональном понимании).
Как раз в то время в боксе студии довольно часто появлялась Elantra Антона Вольсова («АЗ» №4/2008), ставшего впоследствии чемпионом России по версии EMMA в классе «Новичок 5». Процесс постройки и доводки соревновательного автомобиля, особенно под зажигательным руководством Антона, оказался настолько интересным, что многие «привилегированные» клиенты студии загорелись поучаствовать в следующем сезоне. Желающих нашлось немало, и вот на одной из вечерних посиделок сотрудник студии Алексей Голышин, загибая пальцы, стал перечислять всех мечтателей, задумавших выставить свои системы на соревнования в сезоне 2008. И дернул черт меня спросить: «А меня можешь вывести в чемпионы?» После недолгого раздумья я получила ответ: «Не вопрос, тысяча евро и сутки времени». И я поверила…
Комментарий Алексея: Сначала я воспринял этот вопрос как шутку, да и ответил не совсем всерьёз. Но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки, и даже удвоенная шуточная доза оказалась недостаточной…
Смотрите: все трое спрятали руки, а без их рук не было бы у меня музыки…
«Акцент» — автомобиль хорошо мне известный, поэтому в голове быстро нарисовался приблизительный план системы, хотя окончательно проект сформировался далеко не через сутки. За основу были взяты проверенные, но при этом вовсе не самые дорогие компоненты. Утвердили схему подключения и класс автомобиля по классификации EMMA («Новичок 3»). В качестве «головы» был выбран только что появившийся в продаже Clarion DXZ785USB. Фронт решили делать составным, но монобрэндовым, на головках Eton. В качестве мидвуфера был использован WA1-160, который стоит скромнее топового Discovery, но при этом проигрывает ему только в самом низу диапазона. Высокочастотное звено однозначно определилось после выбора способа деления частотных полос. Решено было оставить мидбас на собственном спаде, а ВЧ подрезать первым порядком. Пищалка при этом должна была играть очень низко, но чисто, поэтому кроме CX280V вариантов не оставалось. Выбор усилителя много сил не отнял, хотя задача стояла непростая — качественно отыграть фронт в полную полосу и при этом не спасовать перед сабвуфером. AudioArt RS 200.4 идеально подходил по всем параметрам, а цена совсем не кусалась. AudioArt RW10 в «родном фирменном» ящике дополнил картину.
Как я уже говорила, автозвуком я не увлекалась, и даже очень переживая за Антона, внимательно следя за его рейтингом в течение сезона и всяко его подбадривая на финале 2007 года, ни разу не послушала внимательно систему в его автомобиле, а оказавшись пассажиром в машине Алексея, даже просила его сделать потише, когда особенно пронзительно играли «дудки». (Комментарий Алексея: Помню-помню, это была Keiko Matsui, трек «Into the Night».) И этот человек стал чемпионом России, скажете вы… Ну не совсем этот, я же времени даром не теряла! Первым шагом явился семинар для участников соревнований ЕММА, проведенный Генеральным директором ЕММА Россия Дмитрием Матвеевым и Главным судьей международной категории Александром Милявским. На этом семинаре я поняла главное: залог победы — полное соответствие системы правилам ЕММА. После этого задача упростилась: вот правила, вот автомобиль, одно должно отвечать другому. Всего-то…
Комментарий Алексея: Задача была «проста» как пять копеек (одной бумажкой) — построить соревновательный автомобиль за 12 рабочих часов. Инсталляция получилась максимально простая, но полностью соответствующая букве правил. В первую очередь была сделана необходимая шумовиброизоляция. Усилитель занял место под пассажирским передним сиденьем, этим мы убили сразу двух зайцев — более короткий тракт и меньшие расходы на кабельную продукцию. Под водительским сиденьем расположился конденсатор, был использован самый простой (без электроники, с одним вольтметром) фарадник, но серьезного производителя — Stinger SC201. От него же, помимо усилителя, запитано и головное устройство. Для мидвуфера изготовили фанерный туннель, соединяющий внутренний лист металла двери с обшивкой, на обшивке сделали небольшой и симпатичный декоративный подиум. ВЧ расположились в стойках лобового стекла, для них изготовили подиумы с разворотом на противоположного пассажира. «Родной» сабвуферный ящик был доработан и установлен в багажник. Вся силовая и акустическая проводка проложена, заделана и защищена в полном соответствии с правилами EMMA.
Очень хорошо помню, как лезла под руку мастерам Андрею Косинову и Владимиру Челнокову с гениальными вопросами типа «а где здесь все места соединения?», потому что по правилам ЕММА требуются определенные фотографии, а я даже не представляла, что нужно снимать, и щелкала всё подряд. Это сейчас, даже если разбудить меня глубокой ночью, без запинки расскажу про сечения всех силовых кабелей в системе, про номиналы предохранителей и про их соответствие друг другу, а тогда, в далеком уже (как кажется теперь) марте 2008 года даже о назначении предохранителей я могла только догадываться. Однако, основываясь исключительно на правилах и сведениях, которые мне удалось кое-как выжать из ребят, я подготовила вместо альбома с фотографиями, необходимого в категории «Новичок», почти настоящую презентацию со снимками и пояснениями, за что удостоилась трех восклицательных знаков в судейском протоколе на открытии сезона ЕММА 2008 в Москве. Три восклицательных знака — это, знаете ли, не каждому новичку дают…
Что касается звука, то тут отдельная история. На протяжении как минимум полутора лет (до этого просто не задумывалась) я искренне считала, что установка аудиосистемы в автомобиле — это такая мужская блажь, желание потратить деньги на похвастаться перед друзьями, не более, а построение моей системы воспринимала как некую механическую последовательность действий, регламентированных правилами ЕММА. Революция в моем сознании произошла, когда, присев посмотреть на синенькие огоньки усилителя, я неожиданно услышала, КАК играет новый мидбас… Несколько минут просто сидела на корточках около двери, боясь пошевелиться и не веря своим ушам, а потом натурально расплакалась! Говорят, женским слезам верить нельзя, но своим я поверила и от раздела правил «Качество инсталляции» перешла к серьезному изучению раздела «Качество звука». Мир вокруг меня уже перевернулся…
Комментарий Алексея: Открытие сезона было серьезным испытанием «черепашки» на прочность. Елена еще довольно поверхностно представляла, что у нее за машина, поэтому думали, что придётся поддерживать её на судействе инсталляции. Но оказалось, что она и сама справилась на «отлично». В плане качества звука тоже возникли вопросы, система была ещё очень сырой, большинство компонентов не сыграли и пары часов. Автомобиль я постарался настроить на максимально ровный тональный баланс, чтобы при всех огрехах сырых компонентов в целом система звучала максимально комфортно и правильно. Это сработало, «черепашка» на 12 баллов опередила ближайшего преследователя. В Питер машина поехала с теми же настройками, но уже немного размятая.
Победа на первом этапе ЕММА окрылила, ко второму (С.-Пб) ничего переделывать не стали, однако я внимательнейшим образом слушала замечания судьи Валерия Селищева относительно отставания сабвуфера и вариантов устранения этого недостатка. Снова заняв первое место (на этот раз в нелегкой борьбе с самой собой), решила всё-таки что-то усовершенствовать (все переделывают системы между этапами, а я чем хуже?) и по совету Алексея сменила усилитель и зашумила багажник, так как это теоретически должно было помочь несчастному сабвуферу. Но этого оказалось недостаточно, и в Нижнем Новгороде я заняла второе место, а так как после двух первых кубков цель «просто покататься с друзьями по стране» окончательно сменилась на «стать чемпионом этой страны», к следующему этапу (Тверь) поменяла и сабвуфер, что позволило сократить разрыв с первым местом, но не занять его. О том, что от этапа к этапу разыгрывались компоненты и каждый раз производилась подстройка, думаю, говорить не нужно.
Комментарий Алексея: После Кубка Балтии, пока проходили далекие от Москвы этапы, у автомобиля было достаточно времени для того, чтобы привести компоненты в оптимальную кондицию. Но к звучанию все равно оставались претензии, было понятно, что триумф двух первых этапов в таком состоянии повторить будет уже очень непросто. Необходимо было увеличить общее разрешение системы и улучшить контроль сабвуфера, который с самого начала вызывал нарекания у судей. Для этих целей, после придирчивого тестирования, хорошо подошел E.O.S. AE-90F в версии Limited Edition. Система с ним сразу же показала, что может более уверенно разгребать сырой, «аудиофильский» материал соревновательного диска. Но нарекания к низкочастотному звену все равно остались. Основная проблема была в том, что при наличии у головного устройства только трёхполосного параметрика «лишних» полос для коррекции сабвуфера уже не было, поэтому требовался динамик, максимально ровно играющий во «флэте». Только потом, после завершения сезона, я путем экспериментов добился от него пристойного звучания, в несколько другом объеме, чем рекомендовал производитель, но тогда времени на эксперименты не было. Так в системе появился новейший динамик от Morel — Ultimo SW10, а акустическое оформление оставили прежним.
В качестве эксперимента к последнему региональному этапу (Воронеж) вместо Clarion решили поставить Ural Concert CDD, но то ли он не сошелся характером с остальными компонентами, то ли не успели настроить как следует, как бы там ни было, во время судейства звука («Новичкам» позволяется находиться в автомобиле вместе с судьей) я была готова провалиться сквозь землю — так мне было стыдно за звук, а точнее, за полное отсутствие эмоций в вокальных партиях и ужасную пустоту в инструментальных. Единственное за этот сезон решение, принятое мной под влиянием эмоций и вопреки мнению Алексея — вернуть Clarion на его законное место. Видя, что меня не сбить с этого пути, Алексей вздохнул и начал паять кроссовер по своему личному проекту и в своё личное время…
Комментарий Алексея: Основные нарекания к звучанию автомобиля относились к среднечастотной области, где звучание головок пересекалось. Серьезную коррекцию решили отложить до двух предфинальных недель, а на воронежском этапе захотелось эксперимента. Рейтинговых баллов было вполне достаточно для попадания в финал, поэтому мы решили попробовать Ural Concert и его 30-полосный графический эквалайзер для более точной коррекции. К сожалению, не удалось выделить на «черепашку» достаточно времени до начала этапа, настройка «с нуля» длилась всего около полутора часов. Результатом эксперимента стало третье место и понимание того, что одним эквалайзером тут делу не помочь. В ход пошли пассивные методы — цепь распущенного до этого в полную полосу мидбаса обрела катушку, намотанную медной фольгой, как у кроссовера Discovery. Фильтр твитера получил переделанный L-pad для более точного согласования по уровню. Два вечера я перебирал резисторы, а окончательная настройка производилась уже с «головы».
Перед финалом все волнуются, и я волновалась… Миллион раз просила «переподнастроить» систему: то мне казалось, что сцена «поехала», то вдруг неожиданно появился какой-то новый инструмент, то другой инструмент, напротив, пропал, то после прослушивания более сложных систем мне стало казаться, что в моей машине вообще невозможно находиться. Тем более приятной стала оценка моей системы на финале ЕММА — первое место в классе «Новичок 3» и путевка на Еврофинал! Алексей всё-таки сделал из меня чемпиона, хотя на это и ушло несколько больше денег и времени, чем было сгоряча обещано. Подумываю о следующем сезоне ЕММА, теперь уже в категории «Любитель». Число каналов усиления никак выбрать не могу, а с составом дуэта уже определилась…
Отформованную из «волосянки» рамку головного устройства сначала отделали чёрным глянцем, в стиле «Клариона», потом — переотделали в стиле салона
Усилитель под сиденьем увидеть трудно. До установки сидений было проще, правда усилитель на снимке пока другой
Работа с дверями: опорные кольца, их крепление к панели двери, заделка окон «шумкой», надругательство над обивкой и наконец — результат
Шумоизоляция багажника и его окончательный вид, с поляной для Эммочки
ФНЧ мидбасов — всего две катушки, зато самые лучшие, с разделанными выводами закреплены рядом с усилителем, потом защищены текстильными чехлами от повреждений. ФВЧ пищалок — два «Мундорфа» по 6,8 мкФ, закреплённые «липучкой» внутри стоек
У CX280V нет традиционной «чашки», поэтому подиумы для них пришлось делать «по живому», защитив пищалки малярным скотчем. В пластике обивки насверлили отверстий для более прочного сцепления шпатлёвки. А потом — всё в коже, в лучшем виде