ТехноМастер «МикроБ». Андрей ТРОЯНОВ, г. Тольятти, фото: Александра ДОЛЖЕНКО
ПЕСНЯ МИКРООРГАНИЗМА
Микробы как таковые меня никогда не интересовали, но, оказывается, лучше не зарекаться…
- Тип системы: аудио
- Состав: коаксиальный фронт + сабвуфер
- Источник: Kenwood KDC-4091R
- Усилитель: Xtreme XA-5001
- Акустика: Mystery MJ420
- Сабвуфер: Maxwatt ML-10HP
Со школьных времен я увлекался электроникой, преимущественно акустическими устройствами. Так продолжалось до учебы в университете (электромеханический факультет). Потом хобби отошло на второй план, появились другие интересы.
Однако несколько лет назад в нашем регионе автозвуковое движение стало развиваться особенно бурно, прилавки специализированных магазинов заполнились всевозможными автомобильными музыкальными компонентами, тогда-то и вспомнились «старые привычки». Первым приобретенным номером вашего замечательного журнала стал №4/2001. С тех пор я стараюсь покупать каждый номер «АвтоЗвука».
Личного автомобиля у меня нет, поэтому свои знания «звукотехники» я применяю в авто друзей и знакомых. Так получилось и с «МикроБом». «МикроБ» — это мини-мобиль для отдыха и развлечений, изготавливается он тольяттинской фирмой «ТехноМастер». Машинка, в которую мне представилась возможность установить музыку, принадлежит местной прокатной службе, сезонно предоставляющей такие экипажики для прогулок жителям и гостям нашего города.
Покатавшись на «МикроБе» как-то раз, я сразу понял, чего ему не хватает. Да и вы, наверное, согласитесь — звукового сопровождения. Были, конечно же, опыты установки музыки в «МикроБы», но дальше магнитолы и пары «блинов» за головами водителя и пассажира дело не шло. Такая компоновка прежде всего была обусловлена отсутствием достаточного места в мини-мобиле. Качество звучания подобной аудиосистемы оставляло желать лучшего: мало того, что музыка звучала где-то за затылком (где ни о какой звуковой сцене не может быть и речи), так её еще просто сдувало встречным потоком воздуха до уровня слаборазличимых отголосков музыкальной композиции, стоило только чуть ускориться машинке. Баса не хватало просто катастрофически, салон же — из воздуха… А ведь машинка эффектная, всегда притягивает внимание, обидно, когда всё это — молча.
В моей голове требования для музыки в «МикроБ» сформировались сразу:
1) музыка должна усилить привлекательность машинки, а значит, без сабвуфера не обойтись;
2) средние и высокие должны звучать спереди, а не сзади;
3) минимум изменений в конструкции автомобильчика;
4) ну и банальное — минимальный бюджет.
С этими мыслями я обратился к владельцу «МикроБа» Фёдору Полищенко и сразу же получил положительный ответ и проверенный временем Kenwood KDC-4091R. После непродолжительных замеров габаритов ниш и компоновки узлов и механизмов «МикроБа» я отправился в ближайший магазин автомобильной музыки. Там приобрёл низкочастотный динамик Maxwatt ML-10HP и простенькую активную антенну. Сабвуфер был куплен только ради его малых габаритов (имеется в виду монтажная глубина). Оформление сабвуфера — ЗЯ, рекомендованный производителем объём 18 — 23 л. Единственное место, куда можно поместить такой объем (в такой машине) — под сиденьем.
Для изготовления корпуса использовалась 16-миллиметровая ДСП и склеенная в два слоя 10-миллиметровая фанера. Форма ящика получалась самая неправильная с точки зрения законов и традиций изготовления акустических систем — с обширными плоскими стенками, которые непременно завибрировали бы при первой же возможности. Поэтому внутри ящика верхняя и нижняя стенки соединены распорками из фанеры. Внутренний объем получился немного больше рекомендованного производителем, 27 с небольшим литров (без учета демпфирования), что можно засчитать в плюс, учитывая открытый (точнее — отсутствующий) салон в «МикроБе». Мысль перейти на фазоинверторное оформление имеет место, но это — чуть позже, когда будет больше свободного времени.
В результате получился сабвуфер, играющий в «дно» сиденья практически «в упор», с расстояния 3 — 4 см, в каком-то смысле сиденье при этом служит фронтальной нагрузкой диффузору. Сиденье в этой машине — лист 10-миллиметровой фанеры и поролоновая подушка толщиной примерно 70 мм) — не сдерживает вибрации диффузора сабвуфера, и поэтому лёгкого массажа избранных частей тела не избежать, правда пока никто не жаловался… Жаль только, что мигающий логотип в центре диффузора сабвуфера видно только при отодвинутом сиденье.
Посадочная глубина сабвуферного динамика — 14 см, а расстояние между полом и сиденьем — 17 см, было ясно, что придется поднимать сиденье выше. Но чтобы поднимать по минимуму, в нижней стенке корпуса, склеенной из 10-миллиметровой фанеры и 16-миллиметровой ДСП, было сделано углубление для магнита динамика, чем удалось выиграть сантиметр габаритной высоты. Крепление динамика винтами под ключ-шестигранник, с помощью закладных гаек и прослойки силикона.
К звуковой катушке сабвуфера подключены выходы одноканального усилителя Xtreme XA-5001, входы которого принимают сигнал с единственной пары линейных выходов KDC-4091R. Фильтр усилителя отрезает весь сигнал выше примерно 80 Гц, ниже фильтровать было нельзя, т.к. играть остальной диапазон предстояло паре 4-дюймовых коаксиалов Mystery MJ420. Отдельные корпуса для коаксиалов я изготавливать не стал, а просто заклеил пространство за динамиком 10-миллиметровой шумоизоляцией. Так же поступил с моторным отсеком, с целью поглощения децибел, издаваемых мотором, правда мотор Subaru их не так много производит… Усилитель и коаксиалы были куплены задолго до рождения идеи установки музыки в «МикроБ» и ждали своего часа в коробках на дальних полках гаража.
Для того чтобы закрепить в пластиковом «капоте» «МикроБа» магнитолу, пришлось изготовить металлический кожух с кронштейнами для крепления самой магнитолы и самого кожуха к раме (на некоторых фото виден желтый язычок кронштейна, прикрученный винтом к трубе рамы с помощью заклёпочной гайки).
В результате получилась система, довольно интересно отыгрывающая современные танцевальные ритмы. С другими музыкальными направлениями сложнее, основная причина — провал в районе сопряжения сабвуфера и пары 4-дюймовок. Хотя я и являюсь приверженцем инструментальной музыки, не отказываю себе в удовольствии послушать заводные танцевальные вещи, особенно находясь в таком поднимающем настроение автомобильчике.
Впрочем, не стоит останавливаться на достигнутом, эволюция затронет не только сабвуфер (я уже упоминал ФИ), но и коаксиалы. Точнее сказать, коаксиалы вскоре вообще покинут систему, а на их место встанет пара 5-дюймовых компонентов с раздельными кроссоверами, например Alpine, с тем, чтобы можно было использовать все четыре канала встроенного усилителя Kenwood, а площадки, отформованные на креплениях зеркал, специально предусмотрены для пищалок. Ну а там и до второго усилителя недалеко, благо в «МикроБе» солидная для таких размеров электрическая система: в машинке изначально установлен стандартный 12-вольтовый аккумулятор и 1000-ваттный генератор (такие же ставят в вазовские автомобили).
Каждый выезд «МикроБа» на улицы — это гарантированное обильное внимание прохожих и водителей. Ни одна поездка не обходилась без настойчивых расспросов о машинке, а теперь добавилась ещё одна тема для разговора…
Приборная панель «МикроБа» — торжество симметрии. И никаких отражений, обратите внимание…
Площадки, отформованные на опорах зеркал, намекают: надо переходить на компонентный фронт
Закреплённый в пластиковой «кожуре», CD-ресивер опирается металлическим «хвостиком» на трубу силового каркаса микроавтомобиля
Басовый моноблок на задней стенке кабины
«Чистовая» разводка кабелей к усилителю
Не у всякой машины можно заснять компоновку аппаратуры так наглядно
Нутро корпуса сабвуфера: видны распорки между верхней и нижней стенками и углубление под магнит
Головка крепится болтами к закладным гайкам
Корпус сабвуфера на выходе из «покрасочного цеха»
В нормальном положении диффузор сабвуфера акустически нагружен на днище сиденья (и отчасти — пассажира)
Если сиденье сдвинуть вперёд, диффузор покажет себя во всей мигающей красе