Измерения: Андрей КРЫЛОВ
РАССУДКУ НЕ ВОПРЕКИ
С течением времени многие вещи начинают видеться в ином свете и под другим углом. Помнится, в годы советской власти призывали всячески бороться с «вещизмом». И, понятно, в борьбе этой не преуспели.
Hyundai H-SA605 | E.O.S. AE-4.1 | Soundstream LW5.1000 | Audiotop AX 450.5 | DLS RA50 | Impact LK 705 | Genesis Profile 5
Потому, что мы уже тогда потребляли не вещи, а символы. Мебельная стенка из ГДР или пресловутый сервиз «Мадонны» как предметы обихода многим на фиг нужны не были, а приобретались они как символ финансового и социального состояния. Точно так же в наше время Jaeger-LeCoultre или Patek Philippe — это не часы вовсе, а символы. Часы могут стоить в тысячу раз меньше, но быть ничуть не менее удобными, а показывать время даже точнее. Та же история и с дорогими автомобилями — все же понимают, что человек ездит на «Брабусе» или «Бентли» не потому, что это авто ему больше всего нравится, а потому, что это символ принадлежности его хозяина к определённому кругу.
Те же тенденции проявляются и в аудиотехнике, но снаружи они не очень бросаются в глаза. Может, потому, что Platine Verdier (это вроде как Patek Philippe среди виниловых проигрывателей) никто с собой не носит и по улицам на нём не ездит. А в нашей отрасли «символизма», кажется, почти совсем нет. Да, есть у нас акустика и усилители, приобрести которые сможет далеко не каждый, но по большей части это действительно уникального качества изделия. И потом, цены на нашу технику всё же сравнительно демократичны, а потому она и не становится символом.
В потребительской электронике есть ещё одна любопытная тенденция — вводить в технику энное количество дополнительных функций, порой даже вопреки здравому смыслу. Получаются устройства, которые делают всё, но ничего — хорошо. Например, ЖК-экран в составе музыкального центра (с DVD-проигрывателем) позволяет при необходимости превращать его в «домашний кинотеатр». Неважно, что DVD-панель в общем случае проигрывает звуковые компакты менее интересно, нежели CD-плеер. И что в домашнем театре (уже без кавычек) должен быть экран, да и звук тоже, совсем иного масштаба. Эта тенденция и нашу отрасль не миновала, свидетельством тому небывалый уровень рождаемости DVD-ресиверов с ЖК-дисплеем 4 — 6 — 8 см. При работе со звуком такие дисплеи не очень-то информативны, а кино на них смотреть — как подглядывать в замочную скважину. Впрочем, эта тенденция касается сложных устройств, вроде музыкальных центров или «коробочных кинотеатров», или головных устройств в нашей отрасли. Усилители как были, так и остаются относительно простыми и понятными игрушками для взрослых.
Ясно, что наименее простыми среди всего множества усилителей для car audio являются многоканальные. Как мы с вами хорошо знаем, они призваны в одиночку решить проблему звукоусиления в отдельно взятом автомобиле. Поэтому в таких усилителях особенно заметны изменения, связанные с постепенной трансформацией подхода к озвучиванию авто. Помните, конечно, как строятся наиболее традиционные автомобильные аудиосистемы? «Первая древнейшая» система была известна ещё в досабвуферную эпоху, она состояла из пары динамиков фронта и пары тылов. В такой системе многоканальный усилитель и ни к чему, здесь и четырёхканального хватит, что называется, за глаза. Мы начнём со «второй древнейшей» системы, в которую, кроме фронта и тыла, входит и сабвуфер. Тут уже многоканальный усилитель будет в самый раз. Требования к фильтрам усилителя, работающего в такой системе, самые простые: в канале сабвуфера фильтр НЧ, в каналах фронта и тыла — фильтры ВЧ, диапазон перестройки частот среза примерно от 70 до 120 Гц или, с учётом возможных сюрпризов со стороны салона и акустики — от 55 до 160 Гц.
У аудиосистемы, построенной по такому варианту, лишь один плюс — достаточно равномерное звуковое поле по салону, поэтому, если музыку слушают и те, кто спереди, и те, кто сзади, слышно будет всем. Но о построении звуковой сцены лучше забыть. Даже если взять крайне нетипичный случай, когда акустика фронта и тыла имеет близкие характеристики, ушные раковины слушателей всё равно не пропустят верха от тыловых динамиков. Вы можете себя почувствовать внутри оркестровой ямы, но при этом обнаружите, что медные ударные, всякие там треугольники и проч. всё время уходят куда-то вперёд. И, как бы там ни было, стереофонические фонограммы готовят в расчёте на то, что акустика будет помещаться перед слушателем, а не с четырёх сторон.
По части звуковой корректности система «фронт + сабвуфер» вне конкуренции, однако долгое время подавляющее большинство производителей усилительной техники считали, что многоканальникам в такой системе делать нечего. Надо взять моноблок для сабвуфера, а для фронта двухканальный усилитель или… четырёхканальный, если фронты подключать би-ампингом. (В нашей отрасли в ходу обозначение «поканальное подключение», но если подразумевается, что на динамик работают два канала усилителя, термин «би-ампинг» даёт более точное определение способа подключения.) И тут опять очень кстати будет многоканальный усилитель. Вот только требования к фильтрам заметно усложняются, по крайней мере в тех каналах, которые по старинке обозначают как Front и Rear. В одной паре каналов должен быть расширен диапазон перестройки фильтра ВЧ, в другой — фильтра НЧ, там и там примерно до 5 кГц. В той паре, где предусмотрен фильтр НЧ, очень желательна возможность его включения вместе с фильтром ВЧ (полосовой режим). Диапазон перестройки последнего может быть таким же, как в усилителе, рассчитанном на традиционную схему подключения акустики.
Если фронтальная акустика трёхполосная, то подключать би-ампингом её имеет смысл так, чтобы от одной пары каналов работали басовые динамики, а другая пара управляла работой комбинации СЧ и ВЧ-головок. (Разделение полос среднечастотника и пищалки в такой системе осуществляется внешним пассивным фильтром.) Область раздела между полосами в такой системе попадает в диапазон от 300 до 1000 кГц, поэтому пределы перестройки фильтров должны этот диапазон перекрывать.
В общем-то, ничего сложного тут нет, надо только схему фильтров выбирать с умом. Пока фронты с би-ампингом оставались эксклюзивом, большинство изготовителей полагали (и, наверное, справедливо), что для такой системы потенциальный потребитель предпочтёт комплект из двух-трёх отдельных усилителей. Но один усилитель по-любому в монтаже удобнее, и как только системы с поканальным подключением пошли «в массы», изготовители усилительной техники отреагировали единственно правильным и логичным образом, и многоканальники с расширенными возможностями фильтров перестали быть редкостью.
Возможно, вы заметили, что до сих пор я всячески избегал упоминания о числе каналов таких усилителей, называя их исключительно родовым обозначением «многоканальные». Сделано это было умышленно, поскольку всё сказанное выше относится в равной степени как к пяти-, так и к шестиканальным усилительным агрегатам. Вот только численность популяции шестиканальных усилителей в последнее время стала сокращаться, так что в сегодняшнюю группу не попал ни один шестиканальник. Это несмотря на то, что трое из нынешних одноклассников содержат шесть каналов усиления, просто два из них включены мостом (внутри и намертво), образуя один звуковой канал. По этому поводу можно выразить лишь сожаление, поскольку шестиканальные усилители «умеют» всё то же, что и пятиканальные, но им под силу кое-что такое, что пятиканальным аппаратам не по плечу. В частности — истинно поканальное подключение трёхполосной акустики (то есть три-ампинг) или же работа с парой сабвуферов в режиме стерео. Наверное, изготовители считают такое построение системы эксклюзивом, но, думается, со временем и здесь многое встанет на свои места.
По нашим представлениям, в пятиканальном усилителе вовсе не обязательно иметь полный комплект фильтров во всех каналах. В сабвуферном канале нужен лишь фильтр НЧ, и он даже может быть неотключаемым — если вам не нужен сабвуфер, вам ни к чему и пятиканальный аппарат. В одной паре маломощных каналов вполне достаточно фильтра ВЧ, но во втором должен быть полный их комплект — это позволит использовать усилитель в системе с двумя сабвуферами и фронтом.
Те из вас, кто «в теме», наверное, наслышаны про победное шествие импульсных усилителей (класса D) в категории моноблоков. Казалось бы, нечто подобное должно произойти и с многоканальными аппаратами: широкополосные каналы могут (или должны?) оставаться выполненными по традиционной схеме (класс AB), а басовым каналам есть резон «перейти в класс D». Так, казалось бы, но этого не происходит. Думается, разгадку, как обычно, надо искать в деньгах. Наверное, при мощностях 200 — 300 Вт обычные усилители обходятся дешевле, тем более когда, как в случае с многоканальниками, блок питания уже есть. Возможно, впрочем, что тут имеют значение и чисто технические соображения: наводки с частотой генератора ШИМ-последовательности (порядка 50 кГц) могут привести широкополосный усилитель в состояние «изумления». Короче говоря, в сегодняшней группе участников мы не обнаружили ни одного аппарата с басовым усилителем, работающим в классе D. А в таблице технических характеристик приводим и показатель отношения сигнал/шум для сабвуферного канала, который у всех участников находится на уровне, практически недостижимом (пока) для класса D.
Вообще говоря, по результатам теста сложилось впечатление, что современные многоканальники строятся в полном соответствии с соображениями рассудка и здравого смысла. «Сателлитные» каналы (извините за «домашнюю» терминологию) чаще всего не обладают значительным запасом мощности, но он им и не нужен, на работу с сабвуфером они, по сути, не рассчитываются. Басовые каналы (на нагрузку 2 Ом) чаще всего соответствуют критерию «мощность фронтального канала х4», позволяющему удовлетворить даже серьёзные запросы по басу. Основные характеристики чаще всего находятся на достаточно высоком уровне. Исключения, конечно, встречаются — по части переходного затухания и, как ни странно, по чувствительности, как будто разработчики не в курсе, что нынче «головы» с четырёхвольтовым выходом стали обычным явлением. Ну, и фильтры. Примечательно, что нормальную оценку «8» за фильтровое вооружение не получил ни один из участников: либо фильтры выполнены «на все сто», а за это — премиальный балл, либо — по принципу «я его слепила из того, что было», а за это — штраф. Самое удивительное, что между розничной ценой усилителя и качественными характеристиками фильтров прямой корреляции нет (за исключением, быть может, первого участника), так что ссылки на дешевизну разработки в данном случае «не катят».
Вот на этой сердитой ноте разрешите перейти к конкретным продуктам здравого смысла и не замутнённого гламуром рассудка.
МЁД & ДЁГОТЬ
Собственно, здесь ровно два усилителя заслуживают по-настоящему серьёзного разговора. DLS. Аппарат почти без недостатков, если не считать определённых неудобств инсталляции, обусловленных тем, что некоторые переключатели не поместились на корпусе там, где их привыкли видеть. Закономерно, что DLS набрал наибольшее число баллов в группе и, что тоже закономерно, получает звание «Лидера».
Genesis. У него по большому счёту один недостаток — сравнительно невысокая мощность. Этот получает звание «Фаворита». Но если без оглушительной громкости вы можете обойтись, а к компактности инсталляции у вас, напротив, повышенные требования, то очень вероятно, что персональным лидером для вас станет именно Genesis.
Дальше идёт плотная группа участников: E.O.S., Soundstream и Audiotop. Аппараты все разные по духу, но близкие по качеству. «Рекомендацию» надо давать либо всем троим, либо никому. Мы выбрали второй вариант, а вы — смотрите сами…