Измерения: Андрей КРЫЛОВ
КРУГЛОЕ — КАТАТЬ
Там ещё про квадратное что-то было, но сейчас нам это не важно, «солобарики» в сегодняшнем тесте не участвуют. Однако и в урезанном виде популярная сентенция — редкий пример успешного руководства по работе с предметами, совершенно разными по сути.
Forsage C 02-10 | NRG WS-F1001 | Soundstream XW-10/2 | Hertz DS-250 | Earthquake DB-10 | Revolt SW-10 | Power Acoustik PW2-10M | Lightning Audio S4.10.4 | Cerwin-Vega! Vega 102
Наверное, это потому, что пресловутое изречение относится к простейшей операции, связанной, как я понимаю, с погрузочно-разгрузочными работами. Если бы мы попытались написать некое общее наставление по использованию всех круглых предметов (или же всех квадратных), то неминуемо потерпели конфузию. В смысле, фиаско.
Сабвуферы мы привыкли различать по типоразмеру (или, как мы говорим, по калибру), который, кстати, ни одному размеру в реальной головке не соответствует (посадочный размер меньше, внешний диаметр — больше). Ну, мало ли в нашей жизни условностей… На взгляд профессионала, головка данного калибра — это такая, у которой эффективный диаметр диффузора примерно совпадает с предыдущим типоразмером. К примеру, для сабвуфера 10 дюймов эффективный диаметр диффузора (напомню, он измеряется по середине подвеса) примерно 8 дюймов и т.д. Заметьте, без слова «примерно» здесь никак нельзя было обойтись, в зависимости от ширины подвеса эффективный диаметр может быть когда на 5, а когда и почти на 10 мм больше размера, подсказанного общим правилом.
Так вот, типоразмер головки, с одной стороны, определяет много, с другой — очень мало. Он даёт подсказку, а не исчерпывающую информацию о свойствах именно данного изделия. Представьте себе, что мы вздумали бы выбирать машины для теста, руководствуясь лишь объёмом двигателя. Взяв диапазон, скажем, от 1,6 до 2,0 л, мы обнаружили бы, что сюда попали и пляжные внедорожники, и «мини-родстеры», и, понятно, обычные городские автомобили самого разного исполнения. Правда, основное назначение автомобиля определить совсем нетрудно — чаще всего достаточно взглянуть на его внешность, в крайнем случае потребуется узнать тип привода, и, заметьте, больше никаких цифр вам не понадобится (про цифры, которые стоят в ценнике, я не говорю, это уж само собой).
А вот о свойствах сабвуферной головки можно узнать только из анализа совокупности цифр, в частности, параметров господ Тиля и Смолла. Правда, есть ещё один изначально полезный параметр — чувствительность. Вот только изготовители его меряют по-разному, в основном приводят к входному напряжению 2,83 В, а иной раз пользуются и сигналом 4,0 В. В первом случае для головки с импедансом 4 Ом показатель получится на 3 дБ, а во втором — даже на 6 дБ выше, чем тот же параметр, отнесённый к одному ватту мощности (дБ/Вт). И даже несмотря на любимые многими изготовителями предупреждения, что «параметр чувствительности не даёт информации о том, насколько громко играет сабвуфер», показатель всё же стараются сделать «красивше», видимо, на случай, если покупатель предупреждение не прочтёт.
Параметры Тиля — Смолла (Т — С), к счастью, корректировке не подвергаются, поскольку неизвестно, в какую сторону их корректировать. Но здесь другая беда — точность их соблюдения оставляет желать лучшего. Во-первых, механические параметры вообще выдерживать непросто, разброс плюс-минус 10% — нормальное явление, а если вам нужна более высокая точность, извольте всю партию делать с одного захода либо проводить разбраковку готовых динамиков с их последующей разборкой и повторной сборкой. Такие игры ещё проходят в головках топового уровня (которые, понятно, производятся не в КНР — у китайцев для этого достаточно людей, но нет персонала), но не в динамиках массового потребления. Есть ещё и «во-вторых» — это неистребимое стремление азиатского производителя к удешевлению продукции, приводящее к неконтролируемым заменам комплектующих «такими же с виду», но от другого поставщика.
Жизнь нам с вами осложняет и ещё одно обстоятельство. Скажем, при выборе головки для домашнего сабвуфера можно себе представить, какой набор параметров Т — С вам желателен, поскольку, как считается, излучение происходит в условиях, близких к свободному полю. На самом деле там тоже не всё так просто, но это мелочи по сравнению с тем, что происходит у нас. Практически на самой середине рабочего диапазона сабвуфера в салоне автомобиля осуществляется переход от волнового к компрессионному характеру излучения, здесь частотная характеристика передачи переживает излом, переходя от горизонтали к характеристике +12 дБ/окт. Для салонов разных авто частота, соответствующая подъёму 3 дБ, меняется примерно от 55 до 70 Гц. И тут уже нельзя заранее сказать, какой именно набор параметров вам нужен, потому что в довольно широких пределах возможен размен одного на другой. В таких условиях единственный способ подбора, дающий почти стопроцентную гарантию «попадания в настройки», заключается в следующем.
1. Измерить параметры реальной головки.
2. Провести моделирование её характеристик в возможных вариантах оформления с учётом функции звукопередачи салона реального (вашего) автомобиля.
3. В случае необходимости заменить головку.
Как я подозреваю, такой способ подходит далеко не всем: даже если у вас есть где моделировать и если вам известна функция передачи салона вашего автомобиля, сабвуферы в свободном обмене не стали ещё у нас нормой жизни. Тогда выход остаётся один: читать тесты, проводимые «АвтоЗвуком» или другими подобными изданиями (если найдёте), и делать выводы. Но не надо сбрасывать со счетов тот факт, что «АвтоЗвук» работает с осреднённой функцией передачи салона, и для вашей машины может понадобиться переосмысление результатов. Типовая характеристика звукопередачи салона «АвтоЗвука» практически без коррекции подходит к автомобилям класса C и D по европейской классификации, где частота подъёма 3 дБ в среднем составляет 63 Гц.
Теперь вернёмся на несколько абзацев вверх, к тезису «типоразмер определяет и очень много, и очень мало». Понимать его надо так. Приобретая головку калибра 10 дюймов, вы можете быть почти уверены, что для неё потребуется значительно более компактный ящик, нежели для «двенашки» (на круг — вдвое менее объёмистый). А «почти» — потому что могут быть исключения. Также можете быть почти уверены, что такой сабвуфер уступит по чувствительности своему двенадцатидюймовому родственнику 1 — 2 дБ. И опять же могут быть исключения. Наконец, эффективный диаметр такой головки соотносится с диаметром «двенашки» как 8:10 (мы же теперь знаем, как он определяется), и при заданном звуковом давлении показатель нелинейных искажений у «десятки» просто обязан быть выше. Насколько выше — это зависит от конструкции динамика, по нашей статистике получается, что примерно в 1,25 раза. Кстати, статистику мы продолжаем исправно накапливать, но соответствующую таблицу опубликуем в последнем тесте сабвуферов за год.
В общем, от типоразмера можно лишь отталкиваться, когда вы оцениваете, что готовы потерять, а что непременно желаете приобрести, останавливая свой выбор на головках данного калибра. А вообще-то все они разные, причём, я бы даже сказал — неожиданно разные. Начнём с того, что эквивалентный объём Vas у участников сегодняшнего теста различается чуть ли не в шесть раз, от 18 до 106 (!) литров, и почти во столько же различается объём нормированного ящика. Тут, наверное, можно напомнить, что ящики мы подбираем по строгим правилам, которые сами же для себя установили (и теперь волей-неволей приходится этим строгостям следовать). Закрытый ящик (ЗЯ) подбираем по критерию минимального объёма, обеспечивающего неравномерность АЧХ в «зачётной» полосе частот (обозначена жёлтой рамкой на графиках) менее 2 дБ или, если такой неравномерности достичь не удаётся, менее 4 дБ (реально — 1,8 — 1,9 дБ или же 3,8 — 3,9 дБ). Вы можете сами выбрать ЗЯ другого объёма, с его ростом растёт количество самого низкого баса и инфранизких частот. Ящик с фазоинвертором (ФИ) выбираем по достижении нормированной АЧХ с шириной полосы (по уровню -3 дБ) 4/3 октавы и максимумом, приходящимся по возможности на частоту 35 Гц. Если его объём увеличивать, растёт акустическое усиление, но уже получается полоса по низам, и, наоборот, с уменьшением объёма (и правильной настройке «фазика») частотная характеристика становится всё более ровной, одновременно продлеваясь в область самого низкого баса.
А вообще надо признать, что в ряде случаев получить стандартную АЧХ в оформлении с фазоинвертором оказалось очень непросто. Такие уж они разные, эти «десятки». Правда, любую можно катать, это уж точно.
Теперь осталось быстренько напомнить о стандартных умолчаниях, которые принимаются у нас при описании конструкции динамических головок вообще и сабвуферов размерности 250 мм в частности. Штампованный диффузородержатель и резиновый подвес, а также плоская центрирующая шайба с регулярным шагом гофров. Стандартная (одинарная) высота магнита 20 мм. Соответственно, если сказано, что магнит двойной, вы, надеюсь, догадаетесь, что это значит. Для «десяток» принимаем стандартный калибр звуковой катушки 2 дюйма, исключение на сегодня встретилось лишь единственное, в меньшую сторону.
Вот теперь покатили…
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальное количество очков (41) у троих участников: Soundstream, Hertz и Lightning Audio. В победную сумму баллов у третьего вошёл и лишний, полученный за качество исполнения. Если помните, в спорных случаях мы считаем балл за конструкцию как бы чуть более лёгким. Поэтому на первое место выходят вровень Hertz и Soundstream, они и становятся «Лидерами». LA, соответственно, «Фаворит». Ещё трое уступили победителям по одному баллу. Это NRG, Earthquake и Revolt, все трое достойны «Рекомендаций», которые тут же и получают.