Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
НЕПОСЛУШНЫЕ ДЕТИ
Любой педиатр скажет вам, что, когда дети не во всём слушают взрослых, это нормально. И, наоборот, если они всегда смирны, то, когда вырастут, будут не способны принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки.
KIA-597 DVD | Soundmax SM-CMD3010 | Ivolga VL-4050 DV | Sony MEX-DV90EE | Soundstream VDVD-310R | Hyundai H-CMD4003 | NRG IDV-AV312
DVD-ресиверы, как класс головных устройств, появились сравнительно недавно, поэтому с некоторой долей условности считать их детьми можно. Вернее, так: DVD-ресиверы науке о car audio/video известны уже довольно давно, но лишь в последние четыре года они перестали быть эксклюзивными грудничками. Кстати говоря, по времени с означенным явлением совпало повсеместное сокращение ассортимента кассетных головных устройств (магнитол), что наводит на размышления о прозорливости Михайлы Васильевича Ломоносова, истинно: где что убудет…
Дети растут быстро, и класс DVD-ресиверов резво прибавляет в численности. Почему это происходит, понятно. Во-первых, повышается спрос. Тем из нас, у кого в машине часто возятся (в смысле — перевозятся. Но и возятся, разумеется, тоже) дети, особенно когда на расстояния оперативно-тактической дальности, несомненно, покажется привлекательной идея завести головное устройство с видео, если, конечно, при этом ничего не теряется в части аудио. Насколько реальна возможность ничего не потерять, мы ещё обсудим, но позже.
Вторая причина заключается в том, что DVD-приводы нынче обходятся дешевле, чем приводы CD, ввиду массовости первых. Мало того, летом этого года прогрессивное человечество (которое, как известно, не пользуется «пиратками» или дисками с «упрощённой лицензией») преодолело знаменательный рубеж: цены на CD стали выше, чем на DVD. Мы с вами люди взрослые (хотя и в разной степени), и мысль о том, что DVD-проигрыватель справляется со звуковыми компактами хуже, чем специализированный звуковой проигрыватель CD, для нас не в новинку. А вот те, кто помоложе, об этом могут и не знать, в Интернете об этом не в каждом окне можно прочесть. Понятно, что такой потребитель с высокой долей вероятности выберет DVD-ресивер, тем более что цены на них постоянно снижаются. Вот, к примеру, наш нынешний тест открывает аппарат, который дешевле подавляющего большинства CD-ресиверов от производителей «первого эшелона». Правда, как нетрудно догадаться, сам этот аппарат не несёт на себе горделивую марку одного из грандов car audio/media.
Собственно говоря, в этом и состоит ещё одно объяснение растущей численности класса DVD-ресиверов: за их выпуск с завидной энергией (она у них всегда завидная) взялись самостоятельные китайские производители. К примеру, в сегодняшнем тесте недорогих DVD-ресиверов (по-старому это значит «дешевле 300 у.е.») лишь один представитель «старой школы», все остальные — из «молодых драконов». Кстати, в ходе работы над достаточно представительным материалом кажется очень соблазнительным вывести всех на чистую воду, определив, какие из продуктов, относящихся к разным брэндам, рождены на одном производстве. Так вот, сразу признаюсь, что сделать это оказалось затруднительным. Во-первых, китайцы научились хорошо персонализировать продукцию, в частности, ни к одному из участников не подходит пульт от другого. (Технически это не проблема, к примеру, при 10-разрядной кодировке доступно в общей сложности 1024 команды, и можно разбить их как минимум на 16 наборов.) Во-вторых, как я понимаю, принцип Lego работает вовсю: у каждого участника индивидуальна форма радиатора (сзади) и конструкция замка передней панели. А что у многих пользовательский интерфейс меню однотипный, это означает лишь, что чипсет используется один и тот же (кстати, скриншот такого типового интерфейса меню мы поместили в начале). Впрочем, с изрядной долей уверенности можно сказать: два последних участника состоят в родстве, на что указывают некоторые авторские особенности управления.
Надо признать, что современный DVD-ресивер, пусть даже совсем недорогой, со своей основной задачей (кино показывать) справляется неплохо. При подключении монитора по композитному выходу (а другого способа в наших источниках, как и в мониторах, как правило, не предусматривается) требования к качеству картинки не запредельные, и большинство аппаратов этим требованиям почти отвечает. «Почти» — потому что выходные цепи видеотракта собираются с некоторой долей фантазии, вследствие чего появляются лишние искажения, но при тех размерах дисплея, которые в ходу в нашей отрасли, это не очень заметно. Со звуком несколько сложнее, в мультимедийном головном устройстве соседствует несколько источников (тюнер, CD, линейный вход, USB), и их надо сопрячь между собою. А тут ещё регулятор тембров/балансов и, самое главное, некий выходной тракт, который, как Lego, не приобретается, его надо делать самим. Тут тоже проявляется неутомимая фантазия разработчиков, так что на этот раз нам даже пришлось проверять АЧХ тракта по линейному входу (Aux), чтобы понять, откуда берутся сюрпризы.
В прежние времена аппараты от молодых производителей путались в форматах, и диски, записанные в Full Screen (не широком) прочитать могли по-разному. Теперь, кажется, такие «нежданчики» остались позади. Правда, не все аппараты избавлены от проблем с дисковым меню. По стандарту должны быть две кнопки Menu (просто) и Title (меню частей). Не знаю, может, сложные меню в китайских DVD не встречаются (кстати, такие меню готовят и многие DVD-рекордеры), но не так уж редки аппараты с одной кнопкой на пульте. Так что если вам попадётся диск со сложным меню, с перемещением по нему могут быть проблемы.
Впервые видеодисплеи в DVD-ресиверах формата 1DIN стала применять JVC. Почин был подхвачен «молодыми драконами», и теперь присутствие собственных мини-дисплеев в аппаратах, цена которых поднимается хотя бы немного выше стартового уровня, становится чуть ли не нормой. Лично я к этому нововведению отношусь без особого энтузиазма: когда аппарат работает с аудиоформатами, информация о треках или станциях выводится на экран шрифтом меньше спичечной головки. А смотреть видео на экране размером три (пусть три с половиной) дюйма, если этот экран не лежит перед вами на коленях или, что лучше, на столе, явно не с руки. Впрочем, тут придётся признать, что на экране диагональю от 100 мм кое-что разглядеть уже можно, если, конечно, DVD-ресивер удалось поместить в верхней части приборной панели. Для аппаратов, снабжённых видеодисплеями, мы приводим их физические характеристики, а также (для ориентира) измеренный показатель разрешающей способности.
Как было уже неоднократно писано, молодые производители головных устройств делают ставку на многофункциональность продуктов. В частности, присутствие интерфейса USB и даже слотов под карты SD/MMC в таких аппаратах (и особенно в «головах» с DVD) перестало быть редкостью. Правда, с программным обеспечением у них не всё гладко. Если устройство читает диски старенького формата VCD, а также DVD и MPEG4, естественно предположить, что с USB оно без запинки прочтёт файлы, кодированные по стандартам MPEG1, MPEG2 и MPEG4 (с расширением avi). А если читает MPEG4, то должен, по идее, декодировать и аудиофайлы, записанные в формате AAC (он же MPEG4 Audio). Однако тут наши «детишки» порой отказываются выполнять команды старших. Иначе говоря, по части читаемых/нечитаемых форматов с разных источников возможны различные сочетания. Дело в том, что за работу с разными источниками отвечают разные части программы, а дизассемблировать прошивку и привести её к общему знаменателю, как я полагаю, попросту некому. И вообще, наличие на передней панели гордой надписи «MPEG4» не является, к сожалению, гарантией, что аппарат должным образом справляется с этим форматом.
Звуковой интерфейс у недорогих DVD-«голов» либо простой, либо очень простой. Конечно, о многоканальных выходах формата 5.1 в этом ценовом диапазоне лучше и не вспоминать. Но и цифровыми выходами звука такие аппараты чаще всего не оснащаются. Я, конечно, понимаю, что потенциальный покупатель недорогой «магнитолы с DVD» вряд ли озаботится поисками внешнего декодера многоканального звука (которые, кстати, дешёвыми не бывают), и всё же отсутствие такого выхода мы привыкли считать минусом и менять привычки не видим смысла. Однако и привычный стереовыход в большинстве таких аппаратов представлен в единственном числе, что, в общем, тоже плюсом не является. Присутствие одиночного выхода Sub вовсе не означает, что в «кино» аппарат будет давать частично декодированный звук формата 2.1, сабвуферный выход формируется обычным путём, с помощью фильтра НЧ. Кстати, и частота среза обычно выбирается высокая, как в недорогом домашнем театре, где проблемы с локализацией сабвуфера не стоят так остро, как у нас, а трудности воспроизведения среднего баса миниатюрными колоночками — наоборот, острее.
При описании аппарата мы будем, как это у нас водится, ряд функциональных особенностей принимать по умолчанию. Как обычно, считаем, что тюнер снабжён декодером RDS и осуществляет поиск по 29 типам программ (PTY) с ожиданием типа News и синхронизацией часов по коду CT. В пределах нынешнего теста договоримся, что АМ-тюнер работает только на средних волнах и что у него два банка пресетов. Также принимаем как само собой разумеющееся, что аппарат не читает CD-текст и тэги mp3. По части тэгов не всё безнадёжно, многие «головы» с ними справляются, но об этом будет сообщено дополнительно. Как обычно, предполагаем, что в головном устройстве реализованы все три сервисные функции (вроде включения при загрузке диска) и он честно отрабатывает три дополнительных режима воспроизведения. Ускоренный режим считаем фиксированным (то есть, чтобы выйти из него, надо нажать на Play). Подавляющее большинство сегодняшних одноклассников не хочет иметь ничего общего с форматом DTS, и этот факт я замалчивать не могу, так что отсутствие соответствующего декодера будем считать минусом. Из всех звуковых регулировок аппараты снабжены только парой тембров (кроме баланса-фейдера, конечно), и к констатации этого факта мы больше возвращаться не будем.
Теперь о тех функциях, которые касаются только DVD. На сегодня будем полагать, что меню Setup построено в 2,5 уровня — вы выходите в меню, открываете нужную страницу, и по мере перемещения по записям внутри страницы открываются варианты настройки для данного пункта. Полагаем также, что функция Resume работает после однократного нажатия на кнопку Stop или после выключения аппарата, но сбрасывается при вторичном нажатии на Stop или при выгрузке диска. Отклонения от этого алгоритма есть, но их немного, и они заслуживают отдельного упоминания. Считаем также, что адресный поиск осуществляется по частям, главкам и полному времени в пределах части — на сегодняшний день такой набор стал стандартом. Будем также считать, что в режиме паузы работает память на поле, а потому некоторые точки на экране вытягиваются на две строки, а наклонные линии приобретают «зазубрины». Наконец, что сегодняшние одноклассники кодом региона на DVD не интересуются, иначе говоря, почти все они — мультизонные.
Пришла пора вернуться к нашим «деткам» и посмотреть, кто из них там слушает старших, а кто не очень.
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальное число баллов набрал единственный в нынешней группе представитель «старой школы» — DVD-ресивер Sony, он и получает звание «Лидера». Это, в общем, неудивительно — пока в наших тестах мы учитываем удобство управления и (в особенности) технические характеристики, у «молодых драконов» шансов на победу немного. Пока немного. Уже появляются. Завершивший сегодняшний тест аппарат NRG, безусловно, обладает самым развитым интерфейсом в группе, фактически только на нём можно строить аудиовидеосистему со звуком по привычной схеме Фронт/Тыл/Сабвуфер. При этом аппарат обеспечивает неплохое качество картинки и звука. «Фаворит», без вопросов. Надо отметить: по набору технических характеристик победителю ничуть не уступил (а в чём-то и обошёл) DVD-ресивер Soundstream. В чём-то обошёл, в чём-то уступил, в любом случае, приобретая этот аппарат, вы знаете, за что платите. Поэтому он и получает нашу «Рекомендацию». Вторую «Рекомендацию» — DVD-ресиверу Hyundai. Он даёт небезукоризненную картинку на внешний дисплей, но в сегодняшней группе это фактически единственный аппарат, который без внешнего монитора может обойтись.