Александр ТЮМЕНЦЕВ, г. Омск
МУЗЫКА НАШЕГО ГОРОДА
Ваш журнал я покупаю каждый месяц уже 2 года, и хотя репортажи с соревнований в Омске появляются регулярно, ни разу не видел ни одной установки из нашего города в рубрике «Своя игра».
- Тип системы: аудио
- Состав: трёхполосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-P88RS
- Усилители: Ivolga BG 1004, Lanzar MXA-282
- Акустика: Hertz EV 165, Ivolga CS 2.5 MID, JBL P26T
- Сабвуферы: Kicker S12L54
Несправедливо получается, придётся мне быть первым, кто это постарается исправить. Зовут меня Александр, учусь в Омском Авиационном техникуме имени Жуковского на программиста. Уже два года (столько же, сколько читаю журнал) выступаю на соревнованиях по автозвуку и достиг неплохих результатов.
До того, как начал выступать сам, ходил на соревнования как зритель, смотрел, как друзья и другие, незнакомые мне владельцы напичкивали свои авто сабами, усилками и т.п. подобным. И я решил: как только появится возможность воплотить задуманное в жизнь своими руками, сразу же сделаю нечто подобное в своей машине. Дело было за малым — за машиной…
Но тут всё сложилось удачно: мне была подарена родителями Opel Zafira. Здесь уже ручки зачесались, без хорошей музыки такая машина обойтись не может. И самое важное — очень хотелось самому поучаствовать в соревнованиях.
Первым встал вопрос о том, что ставить, куда ставить и как всё это будет выглядеть. После долгих обдумываний и советов знающих людей определился с составом системы и её компоновкой: трёхполосный фронт, двухполосный тыл и два сабвуфера. Система получилась неплохого качества. В качестве головного устройства был выбран Pioneer P88RS. Фронтальная акустика: мидбас Hertz EV165, среднечастотник Ivolga CS 2.5 MID, пищалка JBL P26T. Всё подключено через кроссоверы, хотя в дальнейшем планирую подключение поканально. Усилитель на фронт и тыл — Ivolga BG1004. Два Kicker S12L54 качает Lanzar MXA-282.
Для начала была проведена полная шумовиброизоляция салона. Она выполнена в три слоя, чтобы избежать появления любых призвуков. Следующий важный этап — проводка. Ею занимался с особой тщательностью, руководствуясь правилами EMMA и IASCA, чтобы на соревнованиях не было претензий к этой части звуковой системы. Силовые провода проложены по левой стороне кузова, межблочные кабели — по центру салона, акустические — по правой стороне. Вся проводка уложена в гофру и прикреплена к кузову с помощью пластмассовых хомутов и монтажных площадок. После этого стал заниматься непосредственно размещением акустической системы, упор делался на то, чтобы не менять внешний вид дверей.
Штатное кассетное головное устройство Blaupunkt с чейнджером на десять дисков было убрано, его место занял новый Pioneer. Для установки мидбасов изготовил фанерные кольца толщиной 60 мм и жёстко прикрутил к металлу передних и задних дверей. Среднечастотники врезаны в обшивку двери, для них был сделан рекомендованный в тесте в «А3» обьём около 350 куб. см. Благодаря особенностям посадки водителя в этом автомобиле и конструкции двери динамик оказался расположен высоко, почти на уровне передней панели. За счёт этого достаточно высоко расположилась и сцена. Твитеры установлены на передней панели и играют с частичным отражением от лобового стекла. Каждый компонент акустики имеет свой пассивный фильтр, а усиливает сигнал фронта и тыла Ivolga BG1004.
В багажном отсеке расположилась основная часть системы: усилители, сабвуферы и буферные ёмкости. Поскольку картошку и всякое барахло в багажнике возить не планировал, места для фантазии оказалось предостаточно.
Конструкция в багажнике разборная и состоит из нескольких частей. Главная из них — два сабвуфера в общем коробе обьёмом 160 л. Корпус сабвуфера прикручен к подиуму, а под ним находится акустический усилитель. Самое большое и тяжёлое в багажнике — фальшпол, сделанный из 2-сантиметровой фанеры.
В данной инсталляции с сабвуферным корпусом не заморачивался, мне его привезли, как и усилитель Lanzar, из Америки. Усилитель, который питает сабвуфер и расположенный рядом с ним 10-фарадный конденсатор Stinger (он подлючен к Lanzar MXA-282), закрыты декоративной крышкой из оргстекла. Это было сделано для того, чтобы позместить метровую синюю светодиодную подсветку для зрелищности. На одной из задних боковых панелей нашлось место для конденсатора Prology ёмкостью 1,5 Ф, подключенного к Ivolga BG1004. Поставил систему принудительного охлаждения усилителей, так как они находятся в закрытом пространстве.
Все детали багажника перетянуты карпетом серого и чёрного цветов. На последнем этапе для большей надёжности закрепил корпус сабвуфера цепями, которые прикрутил к полу и кузову там, где должны находиться ремни безопасности. В общей сложности на все работы ушло около двух месяцев (сильно не торопился, зная, что до соревнований ещё далеко).
Первый выезд на соревнования состоялся весной. Занял 1 место в классе «БАС-2», впоследствии неоднократно повторяя успех, но потом захотелось выставить машину и на качество. Настраивал всё на слух по дискам FSQ, советовался со специалистами. На этапе ЛАС у нас в городе занял 2 место в классе. Результатом доволен, так как машина изначально была сделана под SPL. Думаю, что следующая система будет ещё интереснее, мощнее и выразительнее, работа над новым проектом уже началась…
«Зафира» в наиболее важных ракурсах: обвес, который я поставил, клуб, в который я хожу, результаты, с которыми я ухожу…
Рядом с селектором АКПП установлен дистанционный басовый регулятор
Компактные пищалки установлены в углах лобового стекла
Крыша (и не она одна) подверглась тотальной виброизоляции
Мидбасы — в штатных местах, среднечастотники — в дверных обивках над ними
Пол багажника, каким он был
Сняты карпет и всё лишнее
Панели виброизолированы
Раскрой опорной панели для сабвуфера и басового усилителя
Готовая панель
Примерка сабвуфера
Басовый усилитель и буферная ёмкость закрыты стеклом
В ночи всё это подсвечивается
Стекло можно закрыть защитной фальшпанелью
Акустический усилитель прячется за сабвуфером
… дай бог — не последние