Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ВЗГЛЯД СВЫСОКА
Именно так, сверху вниз, глядит на установленный в подголовник монитор взрослый человек. Для того есть естественные физические причины, но есть и причины иного свойства…
Bigson S-7030 | Soundstream VHR-79TS | Mystery MMH-7070 | Sony XVM-H65 | Kenwood LZ-760R | Power Acoustik HD-95GRD
Психологического. Ну не привыкли мы рассматривать подголовочные мониторы как полноценное средство отображения видеоинформации. Вот скажите, вы хотя бы изредка смотрите кино «по компьютеру»? Смотрите. А какая там диагональ у монитора? 17 — 19? А если 21, то вы, наверное, только по компу кино и глядите. А вот у вас что? Ноутбук? Но там, наверное, диагональ тоже не меньше 9 дюймов, меньше — это уже субноут, и то не всякий…
В общем, мы так привыкли: кино начинается с 10-дюймового экрана, ну, пусть с 9-дюймового, всё, что мельче, это лишь средство скоротать время в пути. Как говорил один знакомый немец (владеющий и английским), Kinder play. Собственно говоря, подголовочные мониторы от этой роли никогда и не отказывались, и если задним пассажиром оказался Kinder, то его-то как раз и надо будет занять в первую очередь. Так что не только подголовник, но и установленный в нём монитор — своего рода средства обеспечения безопасности. Понятно, что претендовать на роль серьёзного изобразительного средства у мониторов этого типа и оснований не было, пока их диагональ оставалась зажата рамками семи, а прежде и шести с половиной дюймов. Но дело не только в размере экрана. Есть мнение, что изготовители мониторов для установки в подголовники относились к этой продукции не слишком серьёзно, отсюда и не очень впечатляющие объективные показатели (по жизни, а не на бумаге), и соразмерные цифрам субъективные впечатления от их просмотра. Помнится, в одном из прежних тестов неизгладимое впечатление произвёл мониторчик Alpine, но у него и цена была не совсем типичная. Иными словами, чтобы в подголовники поставить два таких, надо или очень хорошо зарабатывать, или очень любить детей (в идеале — то и другое).
Нельзя сказать, что за пару лет ситуация кардинально изменилась, качественные вещи всё ещё дороже обыкновенных. Однако малогабаритный монитор с приличной картинкой теперь не обязательно должен стоить, как вагон московской монорельсовой дороги, а уж полезнее будет заведомо.
А вот с функциональной точки зрения мониторы этого типа почти не меняются, что объяснимо. Такой монитор не должен работать с навигационной системой, если, конечно, он действительно рассчитан на установку сзади. Для него остаются лишь три возможных источника изображения/звука: DVD-проигрыватель, игровая приставка и телевизионный тюнер. Вероятность того, что в одной машине встретятся все три, не особенно велика, так что можно обойтись двумя AV-входами. Тем более что у ТВ-эфира и видеоигр зритель, в общем-то, разный, а значит, можно вручную перекоммутировать входы, которые, стало быть, должны быть легкодоступными. Отсюда и вытекает обычная компоновка подголовочного монитора: собственно монитор и интерфейсный блок, куда подводятся все входы и выходы, а равно и питание монитора. Насчёт выходов ничего не было сказано раньше, так что поясню теперь. AV-выход придётся очень кстати, если в системе развлечений задействовано больше одного монитора, а источник у них общий. И если звуковой сигнал можно без особых проблем развести на два (и больше) приёмника, то с видео ситуация иная. Стандарты на передачу видеосигнала складывались в те времена, когда передавать его требовалось почти исключительно в студиях, а там и видеосигнал широкополосный, и расстояния не чета нашим. А единственным условием отсутствия отражений в длинной линии является совпадение выходного импеданса источника, входного импеданса приёмника и волнового сопротивления линии. В большинстве случаев все они выбираются равными 75 Ом. В отношении кабеля это правило нарушается чаще всего, но при длине соединений меньше 5 м это и не так важно. Что же касается выходного/входного сопротивления источника/приёмника, то тут правила приходится соблюдать (хотя «нарушители конвенции» всё же встречаются), ибо в противном случае неизвестно, какой станет амплитуда видеосигнала. Теперь понятно, что подключить к источнику два приёмника видеосигнала нельзя, входной импеданс уменьшится вдвое и амплитуда сигнала упадёт на 1/6 часть. То есть если в приёмнике нет выхода, то вам придётся за отдельные (хотя и не пугающие) деньги приобретать разветвитель (сплиттер), тащить к нему питание и всё такое.
Подголовочный монитор замкнут с трёх сторон внутрь подголовника, поэтому для работы со звуком у него остаются две возможности: либо динамик спереди, либо наушники. Но даже небольшой динамик спереди заметно увеличит габариты мониторного блока, что, естественно, ограничит его использование. И потом, не каждому, даже очень любящему папаше (и мамаше тоже, но тут я не до конца уверен), придётся по вкусу в течение всего пути слушать какую-нибудь «стрелялку». По счастью, умные люди давно ввели в обиход беспроводные наушники, которые принимают звуковой сигнал на модулированных инфракрасных лучах — ИК-канал лучше защищён от помех, нежели канал радио, и не будет «свистеть» на наушники детей в машине, остановившейся рядом на светофоре. Правда, звучание стандартных ИК-наушников чувствительно отличается от аудиофильского, поэтому, на наш взгляд, является несомненным достоинством, когда монитор оснащается гнездом (и усилителем, само собой) для подключения обычных, проводных «ушей» — их уж каждый сможет подобрать себе по вкусу. Мы, естественно, проверяем основные качественные показатели выхода на наушники, как и линейного выхода — здесь тоже не лишним будет знать, насколько звуковой сигнал деградирует, прежде чем доберётся к следующему монитору. Что же касается ИК-канала, то здесь мы только проверяем «дальнобойность» и «углы обстрела» передатчика — с помощью типовых наушников.
Диммер — вещь довольно полезная в дальних путешествиях, когда условия освещённости меняются, а вы всё едете и едете. Максимальная яркость экрана (и то не всякая) будет восприниматься нормально при высокой освещённости, а в темноте у вас появится полное драматизма ощущение направленного в лицо фонаря. Чтобы избавиться от мизансцены застенков гестапо, требуется одновременно уменьшить яркость (то есть засветку чёрных полей) и контрастность (то есть светимость светлых участков). По счастью, означенного эффекта можно добиться простым ограничением тока лампы тыловой подсветки экрана, вот тут диммер, реализующий именно эту операцию, будет незаменим. В нормальных условиях просмотра перепад яркостей свечения экрана (его называют контрастностью) должен быть достаточно высоким, иначе картинка покажется блёклой. Мы считаем, что контрастность свыше 100:1 — это нормально, хотя увеличение этого соотношения бурно приветствуется. В отношении максимальной яркости мы привыкли считать, что от 200 кд/м2 — это приемлемо, от 250 кд/м2 — хорошо. Впрочем, эти нормативы известны с прошлого века, когда ТВ смотрели только дома. В условиях повышенной внешней освещённости может быть полезна и более высокая яркость, хотя лично я не представляю, для чего нужна яркость выше 350 кд/м2, тем более что применительно к ЖК-дисплеям за такое достижение приходится расплачиваться повышенной светимостью чёрных участков (темновой яркостью), и экран становится некомфортно смотреть в темноте (даже при убранной контрастности).
Такие технические показатели, как яркость и контрастность, равно как и разрешение по горизонтали, нетрудно измерить, привести соответствующие значения в таблице и на их основании оценить качество изображения. Ещё один параметр — относительный уровень шумов — на изображении померить куда сложнее, но если оценку ограничить тремя категориями: «низкий», «средний», «высокий», то достаточно будет и визуальной оценки. На комфортность просмотра и естественность картинки влияет ещё ряд параметров, некоторые из них оценить проще, иные — сложнее. Просто определить углы обзора дисплея — для этого датчик измерителя яркости перемещают по транспортиру. Сложнее с так называемой характеристикой яркости дисплея, то есть зависимостью силы свечения от размаха видеосигнала. Есть соответствующие таблицы с 5-процентным шагом прироста амплитуды, но выводить соответствующие графики — это не тема для популярного (надеюсь) издания без острой специализации на видеотехнике. Характеристика яркости имеет не прямолинейный характер, она напоминает одну ветвь петли гистерезиса, с загибом сверху и снизу. Бывает так, что прямолинейного участка у такой ветви почти нет, а бывает, что кривая ломается не дважды, а трижды. Частично характер этой зависимости можно определить по числу воспроизводимых градаций светло-серого (почти белого) и тёмно-серого (почти чёрного). Между тем комфортность восприятия картинки, по моему мнению, зависит в наибольшей мере от равномерности характеристики яркости и правильности передаваемых цветов. Чтобы объективно оценить возможности дисплея по цветопередаче, надо строить так называемый цветовой локус, правда есть подозрение, что у подавляющего большинства «наших» дисплеев эта характеристика будет выглядеть не очень убедительно. Мы стараемся субъективно оценить правильность цветопередачи по оттенкам лиц девушек на тестовых дисках (в PAL — блондинка, что понятно, а вот на американском диске в NTSC почему-то рыженькая — наверное, ирландского происхождения). Ну, и ситуацию, когда ЖК-дисплей правильно передаёт красный цвет, можно рассматривать как праздник в доме.
Тем не менее снисходительное отношение к «подголовочникам», очень похоже, придётся изживать. Такое ощущение сложилось после первого появления в наших тестах относительно нового вида техники — мониторов, которые продаются уже установленными в подголовники и, естественно, вместе с ними. Размер экрана у них оказался точно таким же, как в наиболее компактных «нотиках» — 8,9 дюйма, да и комфортность картинки вышла на уровень, нетипичный для подавляющего большинства «обычных» мониторов для подголовников. Так что прекращаем смотреть на подголовочные мониторы свысока, и переходим к близкому знакомству.
МЁД & ДЁГОТЬ
Наивысшей суммарной оценки достоинств добился единственный представитель «новой волны» в технике подголовочных мониторов. Скажете, «нечестно»? Да нет, всё честно, он занимает ту же «экологическую нишу», что и остальные участники, кроме, быть может, Kenwood, который к установке в подголовник изначально не приспособлен. И, кстати, победителю, весьма вероятно, пришлось бы потесниться, если бы не продуманная реализация органов управления пульта и самого монитора. Итак, решено, звание «Лидера» сегодня получает Power Acoustik. Ровно один балл уступил победителю монитор Mystery, как раз из-за оценки за удобство управления. Хорошо оснащённый аппарат и, наверное, единственный из участников, который мог бы поспорить с победителем по качеству картинки. Кто-то, может, и удивится, однако марка Mystery давно обживает сектор аудиовизуальной техники, и сейчас, похоже, настала пора перехода количества в качество. Словом, «Фаворит», что там говорить…
Не стану злорадствовать по поводу того, что два представителя грандов отрасли выступили не так убедительно, как могли бы, просто не вижу смысла генерировать негативные эмоции. Впрочем, Kenwood всё же оказался впереди большинства участников теста. Вообще, это самый универсальный аппарат в группе, способный работать и с навигационной системой, и с тюнером. Потому мы уверенно даём монитору Kenwood «Рекомендацию».