измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПОЛК ПОД БРОНЁЙ
Сколько раз в наших тестах бывали многоканальные усилители — не счесть. То есть счесть, положим, можно, но вряд ли нужно, ясно, что много. Один из полезных выводов, который мы сделали в ходе работы над тестами, заключается в том, что басовый канал типичного многоканального усилителя работает на нагрузку с импедансом не ниже 2 Ом, а попадаются ещё аппараты, для которых специфицирован импеданс 4 Ом и не ниже. Для этого есть технические и экономические причины, которые мы неоднократно обсуждали в предисловии к тестам такого рода усилителей. Там же, кстати, высказывалась и мысль о том, что при ходовых мощностях басового канала экономически нецелесообразно «переводить» его в класс D. В общем, класс D и 1 Ом — это моноблок, а басовый канал многоканальника — это класс AB и 2 Ом минимум.
Но как только производителю удаётся ослабить диктат экономистов, реализуется естественное стремление разработчиков получить более качественный продукт, отвечающий веяниям сегодняшнего дня. И если конкретно, то компании Polk Audio не пришлось для этого предпринимать титанических усилий — объединив под одной «бронёй» четырёхканальный усилитель PA500.4 и моноблок D-класса PA600.1, как раз и получили PA1100.5.
Длинный корпус усилителя оформлен солидно, в американской манере. Вот только… это и не корпус вовсе. Признаюсь, я сам в течение некоторого времени пытался снять торцевые крышки, которые закрывают доступ к соединениям и настройкам, доблестно отвернул четыре винта — крышки сниматься не захотели, дёрнул сильнее — и верхняя накладка вместе с торцевыми крышками ушла вверх, как уходит обтекатель от боеголовки ракеты. То, что наш фотограф показал на общем виде «Полка», это в основном вид на тот самый обтекатель. Думаете, архитектурное излишество? Отнюдь. Смотрите: для усилителя с такими статями место найдётся только в багажнике, и тут, наверное, наиболее целесообразный вариант установки — с заглублением в фальшпол. На верхнюю крышку вы спокойно можете ставить любой багаж, кроме совсем уж лоховского, а вы такого не возите. Корпус усилителя (уже настоящий) имеет арочный профиль, и по бокам находится достаточно пространства, чтобы обеспечить движение воздуха. Аппарат снабжён выходом для питания вентилятора/вентиляторов (напряжение сюда подаётся по мере роста температуры корпуса), тока достаточно для питания пары среднестатистических вентиляторов на 12 В. Кстати, на том же разъёме предусмотрен и выход для питания светодиодных трубок (Varad LED Tubes), которые вставляются в продольные пазы корпуса и помогут создать вокруг работающего усилителя атмосферу праздника. Правда, тогда заглублённая установка аппарата уже не подойдёт, но тут уж — или «стелс», или праздник.
Бронированный Polk комплектуется дистанционным регулятором, который управляет уровнем пятого канала. У регулятора, можно сказать, типовая конструкция, разве что сам потенциометр инкрементальный. Суммарный номинал трёх предохранителей — ожидаемый для усилителя с такими данными — 120 А. Зажимы питания рассчитаны на зачищенный кабель калибром до 7,8 мм, а выходные зажимы примут «вилочку» шириной до 9 мм. Наверное, такое конструктивное решение наиболее целесообразно: выходные кабели с клеммами легче подключать/отключать, а в силовых зажимах меньше контактные потери напряжения.
Усилитель может работать с 6/4/2 входами. Когда используется 4/2 входа, то оставшаяся не у дел пара входов переквалифицируется в линейные выходы. К этим выходам удобно подключить ещё один басовый усилитель PA600.1, причём не только в параллель (на свою нагрузку), но и в мост с имеющимся «под бронёй». По моим расчётам, вы получите 1 кВт мощности на 4 Ом и примерно 1,4 кВт на 2 Ом. Во всех группах каналов независимо включается буст, к сожалению, он ступенчатый, но «щадящий»: по спецификации подъём составляет 8 дБ. Буст можно включить при любом выборе фильтров, в каналах Front и Rear работают как фильтр ВЧ, так и фильтр НЧ с диапазоном перестройки от 50 до 500 Гц. В канале Sub фильтр неотключаемый, он перестраивается от 30 до 250 Гц. Здесь же отключаемый, но нерегулируемый подтональный фильтр.
Прослушивание итальянских усилителей мы начинаем с Челентано — это логично. Здесь надо было найти что-то стопроцентно американское, чтобы Polk сразу почувствовал себя как дома… Ага! Creedence Clearwater Revival [5]. С самого начала на первом треке тамошний ударник стучит по какому-то специфическому для кантри предмету (едва ли барабан, больше похоже на кастрюлю). Не знаю, как он там держал палочку, но чётные и нечётные удары у него получались по-разному, в наушниках это хорошо слышно, а «в колонках» прочувствовать бывает трудно, чаще всего усилитель не доводит такие тонкости до акустики. Этот — доводит. Пятый трек с того же диска: щелчок рабочего барабана во вступлении резкий и очень… деревенский, что ли (кантри же), в городе он идёт не так хорошо. Разрывы фейерверка [4] — резкие, хлёсткие, потом нам сказали: динамические качества у этого усилителя достойные и по приборам. Ставим трек «Money» с диска [2], начинаем наращивать громкость. Структура баса держится как выгравированная на стекле. Правда, на большой громкости, кажется, появляется некоторая неразбериха по тылам. То есть не то чтобы неразбериха, а недоговорённость. Всё-таки ставим Челентано, куда без него… Первый трек там записан с редкостной глубиной звуковой сцены. Так вот, по мере вступления новых инструментов и на хорошей громкости начинает создаваться ощущение, что тылы вдруг исчезают, а потом появляются вновь, как будто усилитель жертвует целостностью задника ради поддержания стабильно высокой динамики по фронтам. Ну что же, усилитель хорошего качества должен иметь свой характер, и у «Полка» он есть.
- Максимальная мощность, сабвуферный
канал (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 308/- - Коэффициент нелинейных искажений
(40 Гц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,065/0,189 - Входная чувствительность, В 0,135 — 4,1
- Отношение сигнал/шум, дБА 91
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 4,6 — 178
- Максимальная мощность, прочие каналы
(14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 120/198 - Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 0,1 P max, 4 Ом/2 Ом), % 0,019/0,033 - Входная чувствительность, В 0,28 — 8,9
- Отношение сигнал/шум, дБА 74
- Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 47/47
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 3,2 — 83000
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 15
- Ток холостого хода, А 2,5
- Габариты, мм 603 х 260 х 52
Для порядка приводим список дисков, которые мы слушали.
- The Ultimate Demonstration Disc. Chesky Records, 1999.
- Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
- Celentano, «Arrivano Gli Uomini», Clan, 1991.
- Silence Technology Test Disc. Audio div., Matsushita, 1990.
- Willy and the Poorboys. SACD, Analogue Productions, 2002.
Думаю, вы догадались: прочерк после дроби в первой строке таблицы технических характеристик означает, что это измерение оказалось за пределами возможностей блока питания, обеспечивающего регулярные тесты, а городить эксклюзив для многоканальника — ну на фиг. Думаю, можно ориентироваться на показатель 500 (+20/-10) Вт. Нелинейные искажения измерили больше из любопытства и обнаружили, что на 2-омной нагрузке они заметно возрастают, что, в общем, для D-класса нехарактерно. Но вряд ли кто скажет, что искажения становятся высокими. Входная чувствительность (при условии, что работают оба входа) вдвое выше, чем в остальных каналах, если сигнал подавать на один из входов, чувствительность станет примерно такой же. Меандр с частотой 20 Гц басовый усилитель воспроизводит уверенно, спад горизонтальной полки примерно 30%.
Мощности каналов Front и Rear хватит для любой акустики, и с хорошим запасом. Уровень шумов довольно высокий — главная составляющая (-43 дБ по линейной шкале) имеет частоту 130 кГц — почти наверняка это частота ШИМ-генератора басового усилителя. Переходное затухание очень невысокое, причём от частоты показатели почти не зависят (46 дБ на 10 кГц). А если переходные помехи не подчиняются закону электромагнитной индукции, значит, они распространяются «по радио» — надо думать, как раз на той же несущей 130 кГц. У усилителя исключительно широкий частотный диапазон (в обе стороны) и хорошая скорость нарастания. На нагрузку емкостного характера «быстрый» усилитель и реагирует соответственно: правда, ток потребления возрастает лишь на четверть, но стартовая амплитуда высокочастотных колебаний (180 кГц) достигает 55%.
Буст во всех каналах усилителя выполнен на редкость точно, подъём составляет 8,1 дБ на частоте 40,0 Гц. К характеристикам фильтров тоже придраться сложно. В каналах Front (Rear) фильтр НЧ перестраивается в диапазоне 54,8 — 490 Гц, для фильтра ВЧ измеренный диапазон от 61 до 551 Гц. Крутизна спада обычная, то есть 12 дБ/окт. или немного меньше. Подтональный фильтр сабвуферного канала имеет частоту среза 22,5 Гц, а крутизна спада стремится к 24 дБ/окт. Диапазон фильтра НЧ в басовом канале от 27 до 512 Гц. Как и положено D-классу, здесь есть ещё «системный» фильтр НЧ (та часть АЧХ, где сказывается его влияние, находится ниже поля графика). Это высокодобротный фильтр 3-го порядка с частотой среза 3,2 кГц, суммарная крутизна спада составляет 30 дБ/окт.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Пятиканальный усилитель
- КТО
- Polk Audio PA1100.5
- ПОЧЕМ
- 22260 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Продуманная механическая конструкция
- Можно подключить второй усилитель в мост
- Дистанционный регулятор уровня баса
- Впечатляющая мощность
- ЭТО — МИНУС
- Нерегулируемый буст
- Заметные помехи от ШИМ-канала
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Броня крепка, и усилитель быстрый
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 7
- Оснащённость 8
- Фильтры 8
- Удобство установки 8
- Итог 40