Студия: Lika Design. Руководитель проекта: Антон Шиншин
ПРАВИЛА СЕГМЕНТА
Это раньше было: в большой машине — всё, в маленькой — ничего. В средней — так себе. Сегодня рынок сегментирован намного интереснее…
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + тыл + центр + тыловой центр + сабвуфер
- Источник/монитор: Pioneer AVH-P7900DVD
- Усилитель: DLS RA50
- Акустика: Focal 165 K2P, 165CVX, Hertz HD500, HCX130, Morel MT23
- Сабвуферы: Focal 27V1
Лучший пример, который приходит в голову — Hyundai Sonata прошлого модельного ряда. Как это у них называется… «бизнес-класс». Жутковатая внешность, хамский интерьер и бесперебойный поток покупателей, в основном из бывших совслужащих, они не могут пройти мимо этой машины без слюноотделения, уж очень на «Волгу» похожа, ласточка… Та же марка, другой сегмент — Getz. Или KIA Cee’d. В сегменте «С» действуют другие правила, здесь будущего водителя на «Волге» не объедешь. И часто удивляешься, как это совсем небольшая, объективно, машина, оказывается так хорошо сделанной и оснащённой. А здесь по-другому нельзя, таковы правила сегмента…
По этим правилам была построена и мультимедийная система в этой машине. Auris, новейшее пополнение моделей сегмента «С», сделанное «Тойотой». Стильно и снаружи, и внутри, а вот что касается аудио (а тем более — мультимедийной) системы, то здесь, наверное, будет нелегко, размеры платформы и доступные объёмы невелики. Однако взгляните: после работы над машиной в «Лике Дизайн» в ней появилась не просто аудиовидеосистема, а система с многоканальным звуком по схеме 6.1, что означает: фронт, сурраунд, центр, тыловой центр и сабвуфер. К тому же фронт — трёхполосный. По идее, всё это просто не должно было поместиться, но ведь поместилось. Как поместились по законам сегмента почти 125 лошадиных сил в 1,6 л рабочего объёма двигателя.
В стиле создателям интерьера Auris не откажешь, с непривычки может и голова закружиться
Вот как было дело. Хозяйка машины — молодая дама, неравнодушная к музыкальным и видеоновинкам. Она и поставила перед Антоном Шиншиным амбициозную задачу: сделать систему, которая будет больше автомобиля, но поместится внутри. Центральную роль в решении этой задачи Антон возложил на источник сигнала, который должен был совмещать наиболее важные функции. Собственно источник максимальной многоформатности, монитор и процессор-декодер многоканального звука. Оптимальным выбором стал Pioneer с выезжающим экраном. Аппарат этот — двухблочный, благодаря чему места в приборной панели требует не больше обычной магнитолки (оставляя там место для мелочей, непременно сопровождающих в поездках водителей сегмента «молодые дамы»), а в блоке скрытого монтажа нашлось место не только для многоканального декодера, но и для специализирвоанных усилительных каналов, предназначенных сразу для двух акустических систем центра — фронтальной и тыловой.
Фронтальная акустика в ходе подбора компонентов приобрела весьма необычный состав. Басовые головки, размещённые в дверях, — поликевларовые Focal 165 K2P. Установленные на усиленные опорные кольца, но под штатные решётки. В качестве среднечастотников были выбраны малогабаритные купольники Hertz HD500. Интересующимся, где они установлены, предложу внимательно осмотреть фотографии интерьера и найти мидрейнджи самостоятельно. Сдаётесь? Ну и правильно… Среднечастотники установлены… за сетками штатных пищалок. Естественный вопрос, как это возможно, где пищалка, а где — среднечастотный купольник, габариты несравнимы. Здесь Антон поступил так. Прежде всего среднечастотники были извлечены из штатных корпусов, именно фланец корпуса создаёт «среднечастотный» габаритный диаметр 75 мм. А поперечник собственно купольной диафрагмы — 38 мм, и большая часть её уже могла «стрелять» через сетки пищалок. А чтобы работала не часть, а весь купол, вокруг имевшегося гнезда пищалки просверлили концентрическую серию отверстий, как бы расширив апертуру сетки. Пришлось, правда, придумывать, как крепить лишившийся фланца динамик к металлу двери, но и эта задача была, как мы теперь знаем, решена.
В первом варианте системы ВЧ-излучателями были комплектные с басовыми головками металлические пищалки Focal TN-52. Однако звук показался хозяйке «Ауриса» излишне ярким, на порядочной громкости, на которой она привыкла гонять систему, это было чересчур. И пищалки заменили более мягкими, и в конструктивном смысле, и в акустическом — Morel MT23. Посадочные места были сделаны под TN, и чтобы не переделывать стойки, прежние пищалки извлекли из их корпусов, а внутрь установили новые, закрыв их акустической тканью того же цвета, что и стойка.
По сравнению с фронтом инсталляция тыловой (вернее — сурраунд) акустики было почти минутным делом, если не считать изготовления и монтажа опорных колец и здесь. Больше усилий и выдумки потребовали центральные каналы. Фронтальный центр (в большинстве систем он — единственный) вытеснил из приборной панели довольно интересный (даже немного жалко) элемент климатической установки. Там был выход кондиционера, спрофилированный таким образом, чтобы струя холодного воздуха, огибая потолок, достигала пассажиров на заднем сиденье. Реализация принципа «ноги в тепле, голову — в холоде» на основе японской технологии. Особенно много пассажиров сзади хозяйка возить не собиралась и дала добро на демонтаж этой части климата. В студии сняли сопло и подводящие трубопроводы и таким образом получили в своё распоряжение объём около 2 л, его оформили в виде стеклопластиковой оболочки и оснастили 13-сантиметровым коаксиалом Hertz серии Hi Energy, развернув ось излучения в направлении салона.
Акустика тылового центра установлена в подиуме по центру (а где же ещё?) задней полки. Объём внутри «полукупола» — около 3,5 л, вот только популярная «текстильная» технология для изготовления выпуклых форм не подходила. Сделали так: была изготовлена модель из строительной пены, по ней, обёрнутой разделительным слоем полиэтиленовой плёнки, выклеена оболочка. После отверждения болванка была вынута, а оставшаяся оболочка соединена со второй частью, её выклеили по поверхности полки. Динамик — такой же, как и в переднем центре. Чтобы заднюю полку можно было вынуть, как предусмотрено, тыловой центр соединяется с выходом своего усилителя быстроразъёмным коннектором.
Сабвуфер в машине — на базе 27-сантиметровой головки Focal 27V1. Динамик работает в закрытом объёме 17 л, образованном стеклопластиковой оболочкой и мощной верхней плитой из MDF. Если подробнее, то так: оболочку выклеивали по внутренней поверхности запасного колеса, толщина стенок при этом была доведена до 15 мм. Замеры объёма показали, что немного не хватает, недостающее набрали, сделав верхнюю плиту увеличенной толщины, в результате чего динамик оказался приподнят выше, и под ним образовался искомый дополнительный объём. Чтобы зрительно это не выглядело в багажнике инородно и громоздко, края плиты вокруг решётки динамика скошены.
Теперь — усилительная часть системы. Вот уж, наверное, где понадобилась туча усилителей. Вовсе нет. Строго говоря, внешний усилитель в системе вообще один — пятиканальный DLS RA50. Два канала обслуживают фронт, больше и не требуется, поскольку головки включены через пассивный кроссовер Hertz 3W30.3, специально заточенный под работу с купольником HD500. Ещё два канала работают на тыл, ещё один — на сабвуфер. А центры? Для них конструкторы головного устройства предусмотрели два канала усиления, встроенные в выносной блок. Так что получается — хватило.
Возможностей головного устройства хватило даже на большее: через блоки сопряжения к нему присоединены BT-адаптер и iPod, а без всякого блока сопряжения — камера заднего вида. Таковы «правила сегмента»: на машине может оказаться больше оборудования, чем в неё помещается…
RTA
Как оказалось, в многоканальном режиме излучение многочисленных головок складывается в очень регулярную картину, выше 300 Гц АЧХ вообще идёт по ниточке, отклоняясь от эталона лишь на 1 кГц, и то ненадолго и на самых верхних частотах, что, как уже отмечалось, на слуховом восприятии практически не сказывается. А мощный бас — так он и по прибору мощный, даже, может быть, чересчур. Но это, как говорится, дело вкуса.
SQ
Характер звучания системы решающим образом определяется режимом её работы. Когда на головном устройстве было выставлено Stereo, звучание не слишком впечатлило, правда потом выяснилось: в этом режиме настройка была доверена автоматической системе, встроенной в Pioneer, с помощью приложенного к нему микрофона, и оказалась далека от совершенства, не всё можно доверять бездушной автоматике. Многоканальный режим настраивался как положено, вручную, и здесь система показала свои возможности. Действительно, очень выразительный объёмный звук на DVD, на обычных CD звучание было тоже вполне достойным: прозрачные верхние частоты, без ощущения, что самый верх потерян, хорошо сформированная середина без признаков пронзительности и неожиданно мощный, густой бас. Звучание в целом интересное, но нам показалось, что оно несколько отстранённое, не хватает той самой полумифической вовлечённости…
Головное устройство одинарного формата позволило сохранить и место для мелочей, нужных некоторым водителям
Редко встретишь даже в более сложных системах так ловко устроенный центральный канал, идеально совмещённый в пространстве с экраном
На тыловую акустику смотреть нечего, её не видно, но какова новая отделка двери…
Часть полезного объёма подиума углубилась под торпедо, часть — возвышается над ним
Теперь видите, куда спрятаны купольные среднечастотники?
За кадром рассказа о мультимедийной начинке остался новый кожаный интерьер салона, с простёжкой по действующей моде
Тыловой центр — коаксиальный Hertz в объёме около 3,5 л
Остроумное решение: сабвуфер живёт в запасном колесе, высовывая голову в багажник через отверстие в фальшполе
Рельефная торцевая стенка корпуса сабвуфера позволила выкроить нужный объём
Вся электроника, кроме однодинового головного блока, сгрудилась в углу багажника: усилитель, выносной блок источника, iPod и модуль Bluetooth