Измерения: Андрей КРЫЛОВ
ЗА ПОКУПКОЙ С КАЛЬКУЛЯТОРОМ
Помнится, в европейских супермаркетах встречались мне граждане с калькуляторами наперевес. А у нас почему-то пользоваться вычислительными средствами при покупках не принято. Притом что нынче калькулятор имеется в самом захудалом мобильнике.
Rainbow Hummer 10 | Hertz ES 250 | Sony XS-L10S | Fusion PP-SW10E | Cerwin-Vega! VMX-10.2 | JL Audio 10W1v2.4 | Art Sound Vulcan 10 | Kicker CVR102 | Earthquake DBXI-10D | Audiotop WN 10.4 | Zapco i-10D | Audio System X-ION 10 Plus | Soundstream T5-10 | Pioneer TS-W2501D4
Говорят, менталитет у нас такой: положено всем своим видом показывать, что бабло у вас протекает по трубе рядом с диваном, и чего ради его в таком разе считать? А вы не думали, что оно, родимое, на такое отношение обижается, отсюда и бешеная инфляция?
Впрочем, я не настаиваю на том, что в супермаркете обязательно заниматься нудными подсчётами, всё равно действующие цены на товары «знают» только кассовые процессоры. Но при первой попытке с толком выбрать сабвуфер начинаешь понимать, что без калькулятора тут не обойтись. Надо только разобраться, что калькулировать.
Сегодняшний тест можно не без оснований считать продолжением теста прошлого номера: его персонажи наиболее очевидно отличаются от участников того теста ценой. По крайней мере в первом приближении. По этой причине мы можем обойтись без «аналитики» и не разбирать, чем 10-дюймовые сабвуферы лучше и чем хуже «восьмёрок» и «двенашек». А действительно, как выбирать сабвуфер? Ну, читателям «АвтоЗвука» доступен эксклюзивный способ — выбрать головку по материалам теста, благо мы сообщаем всю необходимую информацию и даже кое-что сверх неё. И, наверное, не следует непременно ориентироваться на тех участников, которые набрали максимальное количество баллов. Дело в том, что при подведении итогов мы вынуждены предъявлять к головкам универсальные требования (а как иначе?), а они между собой зачастую конфликтуют. В частности, требования высокого акустического усиления (в оформлении с фазоинвертором) и ровной АЧХ (в закрытом ящике) являются противоречивыми, равно как противоречат друг другу требования компактности оформления и высокой опорной чувствительности. У вас могут и должны быть свои предпочтения, к примеру, если размер ящика для вас не критичен (бывают такие машины, мне говорили), вы можете из состава участников теста подобрать кого-то, кто уступил лидерам по компактности оформления, по остальным показателям проявив себя наилучшим образом.
Тут я ненадолго отвлекусь, коль скоро уж зашла речь о компактности. Есть ощущение, что в стремлении к сокращению объёма оформления производители начали заступать за черту разумного. Если 10-дюймовый сабвуфер нормально работает в ЗЯ объёмом 4 л, это, конечно, круто, но не очень ясно, как его туда поместить. С 6 — 7-литровым «фазиком» задача тоже нетривиальная, трубу однозначно придётся выносить наружу или переходить на пассивный радиатор (в килограмм весом — при таком-то объёме). Да, конечно, объём реального ящика будет включать ещё объём воздуха, вытесняемого головкой, но это и плюс, и минус. Во-первых, этот самый displacement изготовителем не всегда задаётся, во-вторых, когда задаётся, неизвестно, с какой точностью. А в объёме 5 — 6 л промашка на стакан (это 0,2 л, если кто пьёт из другой посуды) уже заметно меняет форму АЧХ. Вот и думай теперь, такая компактность — это благо или вред? Тут, наверное, уместно в очередной раз напомнить, что оценка за компактность имеет хождение лишь в пределах данной группы и не распространяется даже на аналогичный тест прошлого номера. К примеру, ни один из участников нынешнего теста при установке в ящик с ФИ не требует объёма больше кубофута, и если для них пользоваться теми же критериями, что и в прошлом месяце, то все они получили бы за компактность 9 баллов и не меньше. А сегодня, как и всегда, встречаются и «восьмёрки», и «семёрки». Соответственно, если мы указываем в минусах «увеличенный объём оформления», то надо понимать, что он увеличен в сравнении с некоторыми другими участниками.
Прежде чем перейти к методике самостоятельного выбора сабвуфера, возьмём промежуточный вариант. Скажем, в тесте подробно рассматривается 4-омная головка, а вам попался динамик из той же серии (это обязательно), но 2-омный или, наоборот, 8-омный. Или взглянем на ту же проблему, но в ином ракурсе. Скажем, 4-омные секции двухсекционной катушки мы включали параллельно, а ваш усилитель не может работать на 2 Ом, и вам проще проиграть в мощности, включив катушки на 8 Ом, чем менять усилитель. Что тут делать? А ничего. Вернее, наоборот, можете делать что угодно. Теория гласит, что если объём меди в зазоре не меняется, то не меняется и электрическая добротность, а поскольку мы говорим о динамиках из одной серии (или вообще об одной и той же головке), то не меняется и механическая добротность, а значит, и полная добротность остаётся той же самой. Короче говоря, если головки одинаковые, то вы можете спокойно пользоваться рекомендациями теста независимо от импеданса катушки.
А вот теперь самое интересное. Пусть в вашем городе (или в том магазине, где у вас скидки) нет тех сабвуферов, про которые мы писали или, скажем так — о которых мы тепло отзывались. Выход один — попробовать разобраться самому. Первый совет (пусть меня извинят работники розничной торговли, они-то как раз не виноваты): не приобретать сабвуферы, параметры Тиля — Смолла для которых не указываются. Это не телевизор, который показывает себя сам, и даже не акустика, которую, пусть с известными ограничениями, можно послушать на стенде. Функциональные возможности сабвуферной головки определяются этими параметрами, и даже если про головку сказано, что она «предназначена для установки на открытом воздухе» (то есть в акустическом экране), это не значит, что параметры T — С изготовитель должен держать в тайне. Впрочем, некоторые ориентиры вы можете для себя составить и без них. В частности, допустимая тепловая мощность на 80% определяется диаметром звуковой катушки, и лишь на оставшиеся 20% — выбором материалов и организацией циркуляции воздуха. Диаметры звуковых катушек — так сложилось исторически — выражаются в дюймах. В сабвуферных головках они бывают калибра 1, 5, 2, 2,5, 3 и 4 дюйма. 4-дюймовые катушки, как правило — прерогатива эспиэльных монстров, и если вы охотитесь на этот вид, то, скорее всего, точно знаете, какой именно «зверь» вам нужен. 3-дюймовые катушки совсем не встречаются в «восьмёрках» и очень редко ставятся в «десятки». Наоборот, 1,5-дюймовые катушки вовсе не идут в «двенашки», а в «пятнашках» почти не бывает и 2-дюймовых катушек. Полезно научиться на глаз определять размер катушки по диаметру стыка диффузора с центрирующей шайбой. Он, как правило, на 5 — 8 мм больше диаметра катушки, в миллиметрах это получится в среднем 45, 58, 70 и 83. Некоторой подсказкой может служить размер осевого отверстия в керне и шайбе магнитной системы: диаметр 19 — 21 мм чаще всего указывает на 2-дюймовую катушку; признаком 1,5-дюймовой часто (но не всегда) является отсутствие осевого отверстия; характерный диаметр отверстия для 3-дюймовой катушки 26 — 28 мм, а у трёхдюймовок там вообще всё красиво.
Дальше вы можете оценить величину эквивалентного объёма Vas. Головки с малым эквивалентным объёмом работают в компактных ящиках, но у них чаще всего низкая чувствительность. Тут вы должны решить для себя, готовы ли предоставить сабвуферу с низкой чувствительностью требующиеся ему нешуточные ватты, или имеет смысл остановить свой выбор на одном из его «коллег», который потребует больше «жизненного пространства», но меньше энергии при той же громкости. Остаётся только выяснить, что такое «малый эквивалентный объём». Численное выражение этого понятия в нашей отрасли постоянно дрейфует в сторону уменьшения. На сегодня для калибра 10 дюймов я бы определил его как «меньше 30 л», для 8-дюймовых головок это «меньше 15 л», для «двенашек» будет «меньше 60 л», а для «пятнашек» — «меньше 120 л».
А вот теперь всё-таки придётся сделать одно из двух. Либо достать мобильник (если он убран), либо перестать наконец по нему болтать и использовать аппарат по назначению. То есть как калькулятор. От вас требуется взять указанную изготовителем частоту резонанса головки на воздухе Fs и разделить её на показатель электрической добротности Qes, чтобы получить показатель EBP (Energy Bandwidth Product). Правда, величину Qes производитель указывает не всегда, но это не беда: проделайте ту же операцию с полной добротностью Qts, а результат умножьте на 0,9. В подавляющем большинстве случаев ошибка не превысит единиц процентов, и лишь для фри-эйрных головок она может немного зашкалить за 10%, что тоже не трагедия, ведь параметр EBP вы будете использовать для приблизительного прогноза поведения динамика. Теперь смотрим, что у вас получилось и что из этого будет следовать.
1. Высокое значение EBP (выше 70). В ЗЯ такие головки работают с отрицательным усилением, которое тем больше (по абсолютной величине), чем выше этот показатель и чем компактнее вы берёте ящик. Усиление в среднем от -0,5 до -2 дБ. В ЗЯ от таких головок удаётся получить идеально ровную АЧХ с отклонением менее 1 дБ в диапазоне от 25 до 100 Гц. С учётом акустики салона в большом автомобиле ящик надо будет взять немного больше, в маленьком — и ящик будет компактнее, что, по-моему, справедливо. В ящике с ФИ усиление тоже невысокое — для типовой АЧХ «АвтоЗвука» (ширина диапазона 4/3 октавы, максимум на 35 Гц) его значение меняется в диапазоне 2,5 — 4,5 дБ. При сокращении объёма ящика и в этом оформлении удаётся получить исключительно ровную АЧХ с неравномерностью менее 2 дБ во всём диапазоне 25 — 100 Гц. Правда, усиление при этом станет совсем низким, типичные значения от +1 до +1,5 дБ.
2. Низкое значение EBP (50 — 60). В ЗЯ такие сабвуферы работают с небольшим положительным усилением (1 — 1,5 дБ) и обеспечивают достойную форму АЧХ с неравномерностью меньше 2 дБ. Правда, совсем прямолинейную характеристику от них получить не удаётся, но это и не обязательно. В просторном салоне неравномерность несколько выше, чем в тесном (вот, оказывается, что значит поговорка: «в тесноте, да не в обиде»). Типовая АЧХ для ФИ получается с усилением 5 — 6,5 дБ, более высокое усиление, как обычно, достигается при увеличении объёма ящика одновременно с увеличением неравномерности в «зачётном» диапазоне 25 — 100 Гц. Добиться ровной АЧХ в этом оформлении не удаётся, с уменьшением объёма ящика характеристика приобретает двугорбую форму.
3. Ультранизкое значение EBP (меньше 50). Такие головки могут успешно работать в акустическом экране, но не всегда, поскольку в этом оформлении частота собственного резонанса сабвуфера должна быть не ниже 40 Гц. В ЗЯ неравномерность АЧХ более 2 дБ, чем ниже EBP и больше размеры салона, тем неравномерность выше, требуется выбирать более низкую частоту сопряжения сабвуфера с фронтами, соответственно, возрастают требования к басовитости последних. В ящике с ФИ такие головки дают усиление 7 дБ и выше — и это при той же «стандартной» ширине полосы. Больше ящик — выше усиление — уже полоса. Головки с такими характеристиками очень подходят для участия в ристалищах SPL. Естественно, совсем ровную АЧХ от них получить не удастся, попытка снизить усиление неминуемо ведёт к искривлению её формы.
Из режима калькулятора можете выйти, только не надо звонить в редакцию, чтобы узнать, что будет, если параметр EBP вдруг попадёт между перечисленными диапазонами. Я как раз собрался объяснить. В этом случае на поведение головки влияет конкретная величина эквивалентного объёма, динамик может демонстрировать поведение по типу соседей из одной или другой подгруппы. Но в принципе он должен выбирать компромиссную линию поведения.
Все лимиты на введение к тесту я, как выяснилось, уже давно превысил, хочется надеяться, что не зря. Но раз уж так вышло, технические особенности, которые будут при описании конструкции приниматься по умолчанию, перечислю буквально в две строки. Корзина штампованная, подвес резиновый, центрирующая шайба плоская и с регулярной формой гофров. Контактные зажимы пружинного типа. Стандартная высота магнита 20 мм, если сказано «магнит двойной», значит, 40 мм. Калибр звуковой катушки 2 дюйма, то есть 51 мм. Всё, убирайте мобильник, доставайте очки…
МЁД & ДЁГОТЬ
Ровно идут сегодня. Ровно и высоко, точно не к дождю. Шесть (!) участников набрали почти одинаковое количество баллов. Однако всё же «почти», а не совсем — на один балл обошёл остальных отличников Audiotop. Нас этот факт особенно не удивил, мы помним, как обошёлся с конкурентами его старший, 12-дюймовый родственник. В общем, Audiotop получает звание «Лидера».
А дальше следует плотная группа набравших одинаковое число баллов (42). Вот их имена: Rainbow, Hertz, Earthquake, Audio System и Soundstream. Все они достойны наград. Но у двух участников в победную сумму очков вошёл и один «лишний» балл за качество изготовления. Вне всякого сомнения, когда вещь приятно взять в руки, это плюс. Но в сложных случаях (вроде нынешнего) мы считаем, что баллы за качество исполнения имеют меньший вес на фоне оценок функциональных показателей, а ведь если в этой графе прибыло, значит, в какой-то другой — убыло. Поэтому Rainbow, Hertz и Earthquake получают звание «Фаворитов», а сабвуферам Audio System и Soundstream мы с удовольствием даём нашу «Рекомендацию».