Моего портрета на этот раз нет, но с прошлого номера я почти не постарел. Портрет — не мой, а проекта, к которому мне довелось приложить руку. Сейчас всё расскажу…
Руководители проекта: Андрей Троянов, Аркадий Загоровский.
Андрей ТРОЯНОВ, г. Тольятти, фото: Александра ДОЛЖЕНКО
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ
- Тип системы: демо/аудио.
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер.
- Источник: JVC KD-AVX 33.
- Усилители: Rockford Fosgate T400-4, T500-1bd.
- Акустика: Alpine SPE-17CS, SPE-13CS.
- Сабвуфер: Alpine SWR-1042D
Вам приходилось видеть себя и свою работу, пусть и простую, на страницах, отпечатанных типографским способом и большим тиражом? Если да, вы поймёте шок, который я пережил, когда в продаже у нас в городе появился «А3» №10, а внутри — я с «МикроБом». В приподнятых чувствах написал в редакцию и объяснил, что на самом деле «МикроБ» — это маленький и несложный (ну это было видно и так) проект, реализованный на фоне другого, более затяжного, гораздо более сложного и интересного, как мне кажется. Но, написал я, дважды подряд в журнал мне, наверное, не попасть, а жаль…
Из редакции ответили буквально следующее: «Журнальная публикация не венчание в церкви, можно и во второй раз…» Вот я и снова здесь.
Однако когда я прислал фотографии трайка и короткий рассказ о том, как на него устанавливалась звуковая система, редакция потребовала объяснений. Первое, что их насторожило: а любитель ли я или маскируюсь, а на самом деле — воротила установочного бизнеса. Не без удивления я разъяснил: моё увлечение автозвуком больше чем «любительским» никак не назвать. Я никогда не работал в организациях, связанных с установкой аудиосистем, как писал в прошлом рассказе, увлекался с детства радиоэлектроникой, потом институт, потом работа на ВАЗе обычным сварщиком. После ВАЗа один сезон удалось поработать с каскадерами из «Автородео» (тольяттинская шоу-группа у которой много клонов по России). У них я работал звукорежиссером (хотя не уверен, что подключение сценических колонок, выбор репертуара, сопровождающего трюки и своевременное включение треков во время шоу можно назвать звукорежиссурой). На данный момент я «специалист по маркетингу» в небольшой тольяттинской фирме. То есть однозначно — любитель, но сам вопрос прозвучал для меня лестно, не скрою.
Еще в процессе работы я ради интереса поездил по нашим местным установочным центрам — хотел узнать, сколько может стоить озвучивание такого объекта, но ответа мне никто не дал… Даже приблизительного. А сам я тем более не знаю — такова степень моего профессионализма…
Другой повод для подозрений дали редакции фотографии внешнего вида трайка. Откуда, мол, в распоряжении любителя профессиональный фотограф, знающий, как снимают такую технику? И вот мой ответ: фотографу, Александре Долженко, 18 лет, она — студентка Тольяттинского университета. А если её работу принимают за профессиональную — так значит, талант…
Ну вот, с профессиональным статусом разобрались. Теперь — собственно про проект.
Идея проекта принадлежит хозяину транспортного средства. Петр Мотошин — владелец небольшой сети магазинов «М5» в Тольятти. Его магазины продают автомотозапчасти и мототехнику. Как-то раз Пётр привёз из Японии скутер Suzuki Sky Wave 400, привёз для продажи в своём магазине. Но потом почему-то передумал и решил оставить себе, но только не в первоначальном, довольно невзрачном виде, а превратив его во что-нибудь яркое и необычное. Пообщавшись с местными байкерами, он узнал об Аркадии Загоровском, а Аркадий — модельщик мототюнинговой студии Nitrinos.
Аркадий — не только модельщик экстра-класса, но и мой близкий друг, и во время одной из встреч он рассказал мне о возникшем проекте переделки скутера в трайк. Не просто так рассказал, а предложил подумать, как его озвучить (Аркадий, естественно, не может не знать о моём автозвуковом увлечении). На такое предложение я не мог не согласиться! И мы втроём, я, Аркадий и Пётр, встретились и обсудили идею предстоящей работы. Само по себе интересно: трёхколёсный скутер родился в результате встречи втроём…
Трайк — нечто среднее между мотоциклом и автомобилем. Передняя его часть мотоциклетная, а задняя — автомобильная. Серийно трайки выпускают единицы производителей, все, конечно, зарубежные. У нас в России трайкостроение не ушло дальше «гаражных Кулибиных», а уж о музыкальных трайках мало кто слышал вообще. Наш же, по замыслу Петра, в основном и создавался для озвучивания каких-либо мероприятий.
Весь процесс постройки проходил в гараже (что видно по фоткам. По ним же видно, что это снимал я, а не Александра.) Первым этапом превращения байка в трайк было строительство его задней, автомобильной части. Этим занимались в «ТехноМастере» (там же, где строят «МикроБы»). Там сделали раму, срастив её с рамой скутера, составляющей переднюю часть трайка, изготовили и установили все новые агрегаты по «винегретному» принципу. Так, редуктор заднего моста взят от ВАЗ-2108, от него же — приводы задних колёс. Передача от мотора к редуктору при этом — цепная, как у скутера. Задние тормоза — дисковые и тоже «винегретные»: диски от передних тормозов ВАЗ-2107, суппорта — от какого-то «Мерседеса». Глушитель необычной прямоугольной формы изготовили в «ТехноМастере» по индивидуальному проекту.
По завершении механической части в дело вступил Аркадий. Внешность трайка создавалась классическим способом: сначала лепится полноразмерная модель из пластилина, затем с неё снимаются матрицы, затем выклеиваются готовые детали, а между этапами — много времени, потраченного на подготовку поверхностей. Компоновку аудиосистемы продумывали одновременно с моделированием кузова трайка, хотелось, чтобы аудиокомпоненты не были прилеплены на подходящие места, а стали частью дизайна.
Именно на этом этапе мы с Аркадием довольно часто спорили по поводу расположения акустики и акустических объемов для динамиков. Аркадий бился за внешний вид, а я за звучание. Вот как складывалась картина с моей, специализированной точки зрения. Петр хотел видеть (а точнее, слышать) на своём трайке следующую систему: головное устройство, читающее DVD, два усилителя общей мощностью около 1000 Вт, радиомикрофон с темброблоком для общения с публикой, микшер для смешивания сигнала магнитолы и микрофона. Сабвуфер и акустика — по мере монтажных возможностей.
Посовещавшись с Аркадием по поводу внешнего вида и предполагаемых габаритов будущего трайка, я приобрел головное устройство JVC KD-AVX 33, сабвуфер Alpine SWR-1042D, один комплект 5-дюймовой компонентной акустики Alpine SPE-13CS (на фронт) и два комплекта 6-дюймовой SPE-17CS на тыл, вернее — на окружающее пространство.
Для усиления сигнала были взяты компактные, но мощные устройства: 4-канальный Rockford Fosgate T400-4 и моноблок T500-1bd. Другие компоненты — конденсатор Stinger 1,2 Ф, двухканальный микшер Kramer 102MX, темброблок из набора «Мастер Кит» и радиомикрофон SEKAKU.
Условия выбора комплектующих основывались на том, что микшер должен был питаться 12 вольтами, как, впрочем, и радиомикрофон, а низкочастотный динамик не требовал бы большого объёма. Для обеспечения амперами всей аудиосистемы необходимо было создать отдельную систему питания. Маленького стандартного «скутерного» аккумулятора и такого же хлипкого генератора (дающего максимум 300 Вт) явно бы не хватило. Решить проблему питания должен был 1400-ваттный автомобильный генератор и 12-вольтовый аккумулятор. Две системы питания уживаются на трайке совершенно независимо, не пересекаясь положительными полюсами.
Для развязки этих двух систем я использовал обычные реле. Одна релюшка управляет возбуждением дополнительного генератора, другая запитывает управляющий провод магнитолы при повороте ключа в замке зажигания. Учитывая количество устройств, я решил разгрузить управляющий провод магнитолы. Теперь при её включении включается очередная релюшка и запускает оба усилителя, микшер, темброблок, радиомикрофон, активную антенну.
Сабвуфер в оформлении ФИ должен был максимально использовать пространство внутри пластикового кузова трайка, поэтому он имеет сложную форму и внешний фазоинвертор. Изготовлен сабвуфер из фанеры и стеклопластика, толщина в самых тонких местах равна 12 мм (углы корпуса), а в самых толстых достигает 25 мм (стенка, на которой крепится динамик). Сам фазоинвертор представляет собой пластиковую сантехническую трубу диаметром 100 мм и длиной (с учетом изгиба) 60 см. Внутренний объем корпуса составил 33 — 35 л без учета демпфирования. Крепится сабвуфер к раме с помощью металлических уголков и болтов М8, а труба фазоинвертора к корпусу сабвуфера — специальным прижимным кольцом на три болта, вклеенные в корпус. Единственным методом оценки звучания сабвуфера послужило прослушивание диска «АудиоДоктор-2», прилагавшегося к одному из номеров вашего журнала. Субъективно я слышал подъем на 30 — 35 герцах.
Боковые подиумы представляют собой закрытые корпуса, выклеенные из стеклопластика с вживленными в него перемычками из фанеры. Корпуса изнутри проклеены виброизоляцией и поролоновым звукопоглотителем. Объем, измеренный водяным способом, составил 14 л без учета демпфирования. В таком объеме поселились два мидбасовых динамика, включенные параллельно от одного кроссовера. Пищалка только внешне кажется внутри корпуса, на самом же деле она изолирована и подключена к тому же кроссоверу. Передняя пара мидбасов прикрывается с задней стороны несколькими слоями поролоновой шумоизоляции.
Изготовление декоративных решеток для динамиков началось с проектирования заготовок на компьютере в программе Solid Works. Из компьютера файл был загружен в специальный лазерный станок, в котором из листового металла были выжжены заготовки. Сваренные между собой элементы решеток после полировки были покрыты слоем меди, а затем слоем хрома гальваническим методом.
Компоновка получилась следующая. В передней части располагаются: головное устройство, сразу под ним микшер, левее — темброблок, внутри, за темброблоком, в бывшем отсеке для аккумулятора лежат два кроссовера и стабилизатор питания микшера. В задней части трайка, в багажнике, закреплены на шпильках два усилителя, между ними конденсатор, справа расположен радиомикрофон, слева — аккумулятор и блок предохранителей над ним. Стенку за усилителями подсвечивают красные светодиоды. Не смог я найти в магазинах неоновые лампы с настоящим красным свечением, все какой-то непонятный оранжевый, а хотелось именно красного.
В результате получился красивый и громкий трайк, вот еще бы придумать ему подходящее имя, а то, кроме рабочего «Марк2», больше идей не возникало. Может, посоветуете какое-нибудь имя? Или я опять слишком многого хочу?..
Послесловие редакции
Лучшее имя, которое мы можем предложить — имя собственного журнала. Смотрите, как много скрытого смысла в простой аббревиатуре А3: «А» — первая буква алфавита (любого из серийно выпускаемых), а быть первым — почётно и интересно, уж мы-то знаем. «3» — это как взглянуть: если как на цифру — что может быть логичнее для трайка? Если как на букву (в сочетании с «А») — то это, как и прежде, означает «Автозвук». Не как название журнала, а как главную особенность, отличающую этот трайк от других. Подумайте. Если надумаете, можете и логотип наш взять, нам не жалко. Считайте это послесловие разрешением.
Здесь, впереди, всё выглядит, как будто в скутер поставили магнитолку с динамиками…
Этапы изготовления грилей акустики и готовый продукт
Всё начинается с пластилинового макета 1:1
Примерка стеклопластика боковых подиумов при установленном сабвуфере
Подиумы после окраски
Это — площадки для ног. Но не сидящих на трайке, а стоящих на нём. Потому и грили стальные…
У скутера теперь появился багажник, которому позавидуют и некоторые автомобили
При виде сзади особый шик трайку придают светодиодные фонари AKS для Peugeot 206
Оснащение усилительной части разместилось легко благодаря компактности усилителей Rockford Fosgate
Не пренебрегайте наборами для умелых рук: из такого вот был построен темброблок
Сабвуфер — центральная часть системы: корпус из фанеры и стеклопластика, болты крепления внешнего тоннеля, установленный сабвуфер и примерка на него блока сидений
Боевое крещение трайка на автовыставке в Тольятти