Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
СОБЛЮДЕНИЕ УСЛОВНОСТЕЙ
Вы когда-нибудь задумывались, сколько в современной электронике условностей? Иной раз кажется, что приводимые в спецификации показатели являют собой условность в чистом виде.
Challenger CH-8036 | Panasonic CQ-DX200W5 | Sony MEX-DV1100 | Varta V-AVD55 | Mystery MMD-4000S | JVC KD-DV7407 | NRG IDV-AV459BT | Pioneer DVH-P500UB | Soundstream VIR-8004 | оценка аудио и видео
Впрочем, нет — не все. Габариты, например, поскольку эталон метра тщательно охраняется, то и с миллиметрами ничего поделать не удаётся, они, безусловно, одинаковые. Или напряжение питания — никому не приходит в голову написать, что устройство работает от 6 В, когда на самом деле от 11 — 16 В. Кстати говоря, условность — это не всегда обман, даже, как правило, не обман. Если вы покупаете фотокамеру и вам продавец сообщает, что новая модель лучше старой, поскольку у неё матрица содержит не 9, а 10 млн. пикселей, это будет чистая правда. Ну, может, за исключением слова «лучше». Дело в том, что одновременно с наращиванием «пиксельности» повышаются и требования к оптике камеры, и для того, чтобы на качестве отпечатков проявилась разница между матрицей 9 и 10 мегапикселей, класс оптики должен быть существенно выше, чем тот, который имеет смысл ставить в камеры, не предназначенные для профессионального применения. То есть, если не брать оптику, как у фоторегистратора, установленного на спутнике-шпионе, разницу между 9, 10 и тем более 12-мегапиксельной матрицей никто никогда не увидит.
В нашей отрасли всё не менее красиво. Непременным атрибутом передней панели головных устройств стала гордая надпись «4 х 50 W» — меньше как будто и не бывает. 50 Вт, действительно, можно насчитать, если мерить выходное напряжение прибором не среднеквадратичных (RMS), а пиковых значений и при уровне нелинейных искажений 10%. Но можно и не насчитать. А если мерить среднеквадратичную мощность и при искажениях 1%, получите иногда в 2,5 раза, но чаще втрое (16 Вт), а иной раз и вдесятеро (!) меньше. Впрочем, последнего результата удаётся достичь, только если разработчики перемудрили с входными цепями микросхемы усилителя, и она работает в «не совсем мостовом» режиме.
А вообще китайские изготовители не стремятся приводить сколько-нибудь информативный перечень технических характеристик. Кроме банальных ватт и габаритных миллиметров, ещё немного дюймов про диагональ дисплея (если он видео), ну, ещё диапазоны тюнера и уровень шумов дискового проигрывателя. И даже последний показатель может существенно расходиться с реальностью (в какую сторону, думаю, понятно). В спецификациях не пользуется популярностью частотный диапазон тюнера — поскольку не всегда известно, какой именно тюнерный модуль будет устанавливаться в конкретную партию. Допуск на частотную характеристику дискового проигрывателя сообщать тоже не спешат, предпочитают указывать диапазон 20 — 20000 Гц, который ни к чему не обязывает, поскольку неизвестно, с каким допуском он измерен. Чувствительность тюнера предпочитают указывать не в понятных всем (ладно, не всем, многим) микровольтах, а в dBf. Пользуясь случаем, даю подсказку: dBf — это децибелы относительно напряжения примерно 0,55 мкВ. Так что 10 dBf это наших 1,7 мкВ (0,55 х 3,16 = 1,73) — типичный показатель из спецификации тюнеров «широкого применения». Кстати, следующая условность: если тюнер работает в обеих частях ЧМ-диапазона, чувствительность всегда указывается для верхнего поддиапазона, хотя прямо об этом никто не пишет. Дело в том, что в OIRT чувствительность, как правило, хуже — думается, это связано с тем, что при снижении частоты на 25% снижается и добротность настроечного контура. Вообще качество исполнения тюнеров развивается в какую-то не ту сторону — иной раз при измерениях чувствительности приходится изрядно помучиться, чтобы тюнер ловил сигнал с антенного гнезда, а не на входные цепи через плохо экранированный корпус. Правда, описанный эффект мне ещё ни разу не встречался в продуктах грандов отрасли.
Умелое использование многочисленных условностей и недоговорённостей помогает сложить мнение, что DVD-ресивер — это CD-ресивер с «бонусом» воспроизведения видео, что, собственно, и создаёт расширенный спрос на AV головные устройства. Но мы-то с вами должны понимать, что тут всё далеко не так просто. За 280 старых денежных единиц (пока что это 7400 рублей) вы можете подобрать солидный CD-ресивер с хорошим набором фильтров и мощными звуковыми регулировками. И главное, большинство из них будут качественно проигрывать CD. А за 400 тех же единиц (больше 10000 рублей, тоже по курсу на сегодня вечером) вы сможете приобрести процессорный аппарат, с которым не зазорно будет выйти и на спортивный помост. DVD-ресивер за те же деньги может располагать видеоэкраном, но возможности звуковых регулировок у него, скорее всего, останутся на зачаточном уровне. И даже шины управления внешними устройствами у него очень запросто может не оказаться. Что же касается звука на CD, то он вряд ли повергнет аудиофила в состояние бурного экстаза (хорошо, если без стресса обойдётся). Правда, встречаются за эти деньги и аппараты без видеодисплеев — у этих, как правило, и шины есть, и регулировки мощнее, и характер звучания более привлекательный. Кстати, из пяти DVD-ресиверов, выпущенных грандами отрасли и вошедших в тесты нынешнего и предыдущего номера, не встретилось ни одного с видеодисплеем. И даже компания JVC, которая является родоначальником моды на головные устройства «1 DIN с ЖК-экраном», представила аппарат без этого дополнения. Возможно, взрослые фирмы хотят обособиться от «подростков», а скорее всего, они тоже считают, что от миниатюрных видеодисплеев в головном устройстве меньше пользы, чем вреда.
Пожалуйста, не надо понимать заголовок в том смысле, что мы декларировали отход от всех и всяческих условностей. Обычно бывает так, что, освобождаясь от условностей чужих, каждый добавляет условности собственные. Мы в этом плане не исключение. К примеру, мы добросовестно измеряем разрешающую способность по видеовыходу DVD-проигрывателя (фактически — ширину полосы сигнала) и стабильно получаем от 460 до 475 твл. Начнём с того, что оценка по таблице подразумевает присутствие субъективного фактора, ошибиться на 5 линий проще простого. А на реальной картинке разницу даже и в 10 твл почувствовать непросто. Фактически хорошо ощущается разница между трактами с полосой 460 и 475 твл, тракты, у которых показатели находятся между этими значениями, дают очень близкое качество картинки.
В оценках функциональности тюнера мы привыкли считать, что наличие обоих ЧМ-поддиапазонов это плюс. Хотя, если тюнер из меню переключается либо в один, либо в другой диапазон, то вам, скорее всего, придётся остановить свой выбор лишь на одном из них (и я даже знаю, на каком именно). Оказывается, и это тоже условность.
Интересно, что в сдвоенный тест 11 — 12 номеров не попал ни один аппарат с декодером многоканального звука (их и вообще у нас мало, тогда как в домашней отрасли DVD-проигрыватель без декодера — большая редкость). Естественно, DVD-источник, от которого принципиально невозможно получить многоканальный звук (который, заметьте, на диске присутствует) — это как-то несолидно. Поэтому мы и считаем отсутствие цифрового выхода звука минусом, хотя, мягко говоря, далеко не каждый потребитель запланирует в своей системе установку внешнего декодера. Можете считать, что это тоже условность, но мы всегда исходили и исходим из того, что «мелочей» нет, и каждый потенциальный потребитель вправе знать, что он получит за свои деньги, а чего — нет.
Но самая главная и принципиальная условность заключается в том, что оценка за интерфейс головного устройства зависит от выбранного ценового диапазона. К примеру, три пары линейных выходов (и больше ничего) для грошового CD-ресивера — это 9 баллов, и без базара, а те же три пары и без универсальной шины для аппарата ценой за 7000 рэ, — 8 баллов в лучшем случае, а при отсутствии линейных входов — даже 7. Или взять DVD-ресиверы. Если в группе прошлого номера не было ни одного шинного аппарата, да и цифровые выходы звука были зафиксированы всего у двоих, то в сегодняшней группе шинных аппаратов две трети от общего количества, а цифровые выходы встречаются почти у половины участников. Но здесь требования повыше, и аппараты с одинаковым интерфейсом из теста прошлого и нынешнего номера сегодня получают более низкие оценки по этому показателю и, как возможное следствие, по сумме баллов тоже.
От условностей плавно переходим к договорённостям: сейчас будем договариваться о тех функциональных особенностях техники, которые в ходе описания перечисляться не будут, а будут подразумеваться как разумеющиеся. С тюнером всё как всегда: три банка по шесть пресетов для ЧМ-тюнера, два банка для тюнера АМ, работающего (если не сказано иного) в диапазоне средних волн. В RDS функция CT (синхронизация часов), поиск по 29 типам программ без ожидания. Ручной поиск станций только пошаговый (надоело уже повторять эту фразу в описании «голов» китайской разработки). Три сервисные функции дискового проигрывателя: включение при загрузке диска, выгрузка его без включения аппарата и функция «спрятять диск». Три дополнительных режима воспроизведения: повтор и сканирование трека/файла, воспроизведение в случайной последовательности. И не ждите от них CD-текста или тэгов, если в тексте прямо не сказано, что есть. Кажется, у всех DVD-ресиверов предусматривается возможность прямого ввода с пульта номера трека (или файла в пределах папки) — значит, эту функцию мы тоже включаем в перечень. Mp3 и WMA стали де-факто стандартными форматами, так что о том, что аппарат их читает, и упоминать не будем. Мы до сих пор проверяем, работает ли аппарат с дисками старенького формата VCD, кажется, лишь один за всю историю тестов «ушёл в отказ», так что мы об этом тоже говорить не будем, за исключением тех случаев, когда плеер накладывает какие-то ограничения на опцию PBC. (Функция Playback Control была введена для VCD 2.0, чтобы эмулировать какое-то подобие меню DVD. Как правило, её можно отключить, тогда плеер должен «запускать» VCD обычным порядком, как CD аудио.) Функция Resume в наиболее распространённом варианте позволяет продолжить воспроизведение диска после однократного нажатия на кнопку Stop либо даже после отключения аппарата, но выгрузкой диска память позиции обнуляется. Считаем, что она реализована именно так. По перечню доступных способов адресного поиска мы на этот раз обойдёмся без умолчаний. Зато будем по умолчанию считать, что выход в режим настроек DVD-плеера (Setup) возможен при условии, что воспроизводится диск (любого формата) или читается флэшка USB (конечно, если работа предусмотрена и с ней). И последнее «общее правило». Принимаем, как и в прошлый раз, что в режиме паузы задействуется память на поле, отчего некоторые точки теряют регулярность, а на наклонных линиях появляются «ступеньки». Формат встроенного дисплея не переключается, он всегда широкий, и если на вход поступает картинка обычного формата (с диска, USB или ТВ-эфира), она неизбежно будет растянута по горизонтали. Кстати, как я понял, благодаря многочисленным мониторам, установленным в местах массового «тусования», уже сформировалось представление, что когда герои спортивных ристалищ поголовно превращаются в персонажей фэт-шоу, это типа круто. Вот и борись после этого с условностями…
МЁД & ДЁГОТЬ
Как вы могли заметить, в сегодняшнем тесте были представлены продукты от четырёх производителей, которые считаются у нас «грандами». Сейчас уже ясно, что на награды смогут претендовать только эти четверо. Это, впрочем, закономерно: даже если оставить вопрос о сравнительном качестве картинки, по удобству пользования и по техническим характеристикам (как правило, и по качеству звука) аппараты молодых производителей уступают грандам без боя. Наибольшее количество баллов набрал DVD-ресивер Pioneer. Грамотно сделанный аппарат, который может служить основой для серьёзной аудиовидеосистемы. Разве только в устройстве такого уровня надо было предусмотреть двухканальное воспроизведение DTS. Итак, Pioneer — «Лидер». Очень понравился Panasonic, будь у него цифровой выход, он вполне мог бы претендовать и на победу. А так — второе место и звание «Фаворита». JVC — аппарат с высочайшим уровнем оснащения. Он тоже вполне мог бы вмешаться в распределение первых двух мест. Но, как нам показалось, по качеству картинки он слегка уступает упомянутым «коллегам». Поэтому ресивер JVC получает сегодня нашу «Рекомендацию». Представленный в нынешней группе аппарат от Sony оказался одним из самых простых среди одноклассников, поэтому и не смог претендовать на звание победителя. Кстати, если бы на его месте оказался DV2100, распределение мест среди победителей могло бы измениться. Но почему-то дали другой. A этому с лёгким сердцем даём «Рекомендацию», которая дорогого стоит, учитывая, что сам аппарат стоит вовсе не дорогого…