измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
УСТРАНЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВА
Вот скажите — вы о чём-нибудь беспокоитесь? О сохранности сбережений? Как приземленно и несвоевременно… Беспокоиться надо о том, что ещё можно исправить, например, звучание музыки в вашем автомобиле.
Знаете, как возникла фирма Eton? В 1983 году собралась компания разработчиков головок динамических (попросту — динамиков), обеспокоенных тем, что головки для домашней Hi-Fi-техники удовлетворяют не все нужные требования. Решили основать фирму по производству «правильной» акустики — чтобы, значит, больше не беспокоиться. Так и была явлена миру германская компания Eton Electro Acoustic GmbH. Первые несколько лет головки делались только как OEM для других фирм — задача, в конце концов, стояла производить головки, а не торговать ими. Помнится, ещё в конце 90-х мне встречались мидбасы (под какими брэндами — сейчас и не упомню) с диффузорами из двух слоёв стеклоткани с сотовым «каркасом» между ними и непременным силиконом по внешней поверхности. Позже специалисты Eton не стали ограничивать круг своих интересов только домашним звуком. В настоящее время направление car audio, как я понимаю, для фирмы является приоритетным. Хотя для дома производятся и головки, и готовая акустика, и даже наборы «сделай сам», но усилителей для дома с маркой Eton пока что-то не видно. А усилители для car audio известны уже с 2005 года.
В линейку усилителей с немудрёным обозначением PA входят четыре модели: два двух-, один четырёх- и один шестиканальный (моноблок у них тоже имеется, но к этой серии он не относится). Двухканальные аппараты имеют обозначение PA 1502 и PA 2802, сегодня у нас в «студии» — старшая модель из этой пары.
Фотографии, как мне кажется, не дают полного представления о внешности усилителя. При сохранении максимально целесообразной формы конструкторы сделали всё, чтобы внешность изделия соответствовала его классу, о чём свидетельствуют и точно подогнанные детали корпуса, и безукоризненное качество поверхностей. Ни для кого из нас не секрет, где производится современная потребительская электроника, но, стало быть, специалисты из города Ульма умеют дистанционно контролировать качество производства. Хотя следы самодеятельности изготовителей при желании отыскать можно. В результате таковой на корпусе дистанционного регулятора появилась привлекательная надпись «Bass boost», хотя на самом деле (об этом и в наставлении сказано, простым немецким языком) регулятор управляет чувствительностью во всей полосе, а не бустом.
Кстати, об инструкции. Она написана на двух языках, причём английская версия получилась переводом с немецкого. Что, в общем-то, естественно, но в результате возникли некоторые любопытные моменты. Знаете, в любой инструкции есть такая табличка «Неисправности и их устранение»? Здесь она тоже есть и в немецкой части инструкции озаглавлена «Storungen und Storungsbehebung» («Нарушения и устранение нарушений»). На английском получилось: «Disturbance and Removal of Disturbance», что в наиболее распространённом значении можно перевести как «Беспокойство и устранение беспокойства», что и дало повод… Ладно, идём дальше.
Усилитель комплектуется внешним предохранителем. Нешуточный номинал вставки (150 А) даёт представление о величине мощностей, которые можно снимать с этого аппарата. Впрочем, никто не запрещает привести здесь заявки изготовителя: 2 х 398 Вт на 4 Ом, 2 х 560 Вт на 2 Ом и 1192 Вт на 4 Ом в мостовом включении (вопреки немецкой педантичности не указано ни напряжение питания, ни величина к.н.и., при которых эта мощность измерена). Сильноточные зажимы примут силовой кабель до 8 мм в диаметре (4-й «гейдж» будет в самый раз), выходные зажимы рассчитаны на кабель до 4,5 мм.
Оснащён усилитель богато, проще всего было бы назвать, чего у него нет — входов высокого уровня. Всё остальное имеется. Насчёт дистанционного регулятора уровня я уже говорил. Плавный фазовращатель сделан даже с диапазоном регулировки фазы не 180, а 360 градусов. Фазовращатель работает независимо от выбора фильтров, и его можно отключить. Это правильно: всепропускающий фильтр «крутит» фазу всегда, пусть и в инфразвуковой области, а это не в любой инсталляции нужно. Точнее говоря, это нужно лишь при работе с сабвуфером, а такой вариант использования для PA 2802, как я полагаю, будет не основным. Басовый регулятор — с максимальным подъёмом 12 дБ на канонической частоте 45 Гц. Он тоже работает независимо от включения фильтров, и для него тоже предусмотрен режим обхода. Правда, с линейными выходами авторы разработки особенно заморачиваться не стали и соединили их с входами напрямую. Фильтры включаются независимо, а стало быть, возможен и полосовой режим работы. Диапазон перестройки фильтра НЧ от 45 до 300 Гц, фильтра ВЧ — от 16 до 160 Гц, последний может с успехом работать и в качестве сабсоника.
Теперь привожу список дисков, которые мы слушали. Он достаточно традиционный, впервые в «сессии» участвует лишь CD под номером 1.
1. Marc Pircher, «Du bist eine sunde Wert». Koch Universal, 2007.
2. Pink Floyd. «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. Celentano. «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
4. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.
5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
В соответствии с нашей новой традицией прослушивание надо было начинать с чего-нибудь немецкого и национального. Диск нашёлся только австрийский [1], но это, думаю, не проблема — от Ульма до Инсбрука (запись сделана там) 160 км по прямой.
На последнем треке этого диска играет мощная духовая группа, а потом уже вступает Marc Pircher со своей штирской гармоникой. Паре «усилитель + акустика» реалистично передать звучание тубы очень непросто, поскольку там не только низкий бас, но и движение воздуха, вернее, звуковые оттенки, которые этому движению сопутствуют. Домашние колонки Monitor Audio в басовой области (и не только) чувствуют себя очень уверенно, и в паре с ними частенько слабым звеном выступает именно усилитель. И здесь был тот редкий случай, когда при прослушивании удалось «увидеть» тубу почти как живую — в глубине сцены, немного справа. Одновременно показалось, что тирольский акцент Марка стал немного гротескным, возможно, по части высоких голосовых формант усилитель немного переигрывает.
Переходим к традиционному материалу. Последний трек с диска [3]. Рывок струн акустической гитары динамичный, но не резкий, здесь баланс соблюдается точно. Глубина звуковой сцены ([5], трек 4) не то чтобы ограничена, но, как кажется, некоторые усилители давали и более глубокое эшелонирование. Скорее всего, аппарат педантично выдерживает ту динамику, которая была записана, ничего не пытаясь приукрасить. Диск [4]… Вон оно, оказывается, как звучат разрывы фейерверка — даже возникло желание закрыть окно. Тут Eton определённо в своей стихии. Наконец, прослушивание бессмертной композиции «Money» [2] лишь подтвердило то, что уже было ясно: контроль структуры баса усилитель не теряет ни при какой (реальной) громкости.
И всё же нас не покинуло ощущение, что инструментальный (и в меньшей мере — голосовой) верх усилитель передаёт несколько непривычно. Не скажу, что он жёсткий, но какой-то слишком прямолинейный, что ли. Попробовали взять межблочный кабель «помягче», но желаемого результата не достигли. Вероятно, имеет смысл поэкспериментировать с акустическим кабелем, но у нас «мягкого» акустического кабеля не нашлось, какие есть — все «ультрапрозрачные».
По своим мощностным запросам этот усилитель оказался не по зубам нашему стандартному блоку питания, поэтому измерения мощности проводили по методике для моноблоков — с питанием от аккумулятора. При пересчёте на обычное напряжение 14,4 В получим, соответственно, 420/775 Вт. Солидно, что уж там — для любой, даже эксклюзивной акустики, и с хорошим запасом. По перечню технических характеристик можно лишь пробежаться глазами, а придраться не к чему, хоть увольняйся. Что же касается скорости нарастания сигнала, то тут комментариев не избежать — наивысший показатель за всю историю наших тестов, когда-то давно у нас проходило значение 42 В/мкс, но большинство наших усилителей гораздо «медленнее». Теперь смотрим, нет ли у этой «медали» обратной стороны.
На осциллограмме воспроизведения меандра 20 кГц можно при желании разглядеть высокочастотный дребезг по переднему фронту. Частота — не меньше мегагерца. При подключении емкостной нагрузки на выходе появляются колебания частотой 200 кГц и стартовой амплитудой 33%, а ток потребления возрастает по меньшей мере вдвое.
По понятным причинам решили проверить, как всё же работает дистанционный регулятор. Да, действительно, работает он как управляемый аттенюатор, аттенюация меняется от 2 до 10 дБ (1 кГц). При этом обнаружилось, что в зависимости от положения регулятора несколько меняется форма АЧХ: в положении Max появляется подъём на верхах (1,7 дБ на частоте 20 кГц), в положении Min — спад (1,1 дБ на той же частоте). Для наглядности кривые приведены к одному уровню.
На том же графике и характеристики работы фазовращателя. На частоте 100 Гц фаза изменяется от -143 (положение регулятора «0») до +148 градусов («360»). Диапазон перестройки 290 градусов. В центральном положении регулятора фаза почти такая же, как и в нулевой позиции: -112 градусов. Как мы знаем, фазовращатель — это сочетание двух параллельно включённых фильтров (ВЧ и НЧ) с перекрывающимися полосами. В данном случае полосы перекрываются не сильно, и при включённом регуляторе фазы на АЧХ появляется провал глубиной 1,8 дБ, центр которого перемещается (от 10 до 700 Гц) в зависимости от положения регулятора. Так что я бы советовал по возможности отдавать предпочтение крайним позициям регулятора.
Дальше всё просто. Басовый регулятор даёт максимальный подъём 12,5 дБ на частоте 46 Гц. Диапазон перестройки фильтра ВЧ от 16,0 до 179 Гц, что несколько перекрывает заявку изготовителя. Диапазон фильтра НЧ несколько уже, чем ожидалось, его можно перестроить от 40 до 260 Гц.
- Максимальная мощность, (12,0 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 292/539
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,047/0,056
- Входная чувствительность, В 0,21 — 5,1
- Отношение сигнал/шум, дБА 104
- Переходное затухание, дБ 76
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 10 — 62000
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 43
- Ток холостого хода, А 2,0
- Габариты, мм 495 х 242 х 58
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Двухканальный усилитель
- КТО
- Eton PA 2802
- ПОЧЕМ
- 18770 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Дистанционный регулятор уровня
- Незаурядная мощность
- Достойные технические характеристики
- Рекордная «скорострельность»
- ЭТО — МИНУС
- Низкая устойчивость при работе на емкостную нагрузку
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- …и ни о чём больше не беспокойтесь
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 9
- Оснащённость 9
- Фильтры 8
- Удобство установки 8
- Итог 43