Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ДЕЖУРНЫЙ ИНВЕНТАРЬ
У одного моего знакомого дома два предусилителя. Один — собственной разработки — включён постоянно. Но когда ему приходит в голову что-то там улучшить, из запасников на время извлекается далеко не дешёвый пред американского происхождения. В качестве дежурного инвентаря.
Hyundai HSK-121 | Magnat Edition B30 | Clarion SW2512B | Ivolga Drive 12F | Mystery MBP-303 | Audiotop SW-12M | Kicx AL-12 | Alpine SBE-1243BP | Hertz DBX250 | Sony XS-LB12S | Polk Audio DB1212 | Kicker 07DC104
А в ту пору, когда родился на свет божий упомянутый американский пред, финансовые манипуляции за океаном ещё не приобрели статус священнодействия, а вот изготовление качественных вещей считалось весьма почтенным занятием. Словом, ничего плохого не скажу про упомянутого «американца», но, естественно, тот предусилитель, который мой знакомый произвёл самолично, больше ему подходил по набору функций и габаритам. Да и по цвету, кстати.
Тесты готовых сабвуферов в нашем журнале происходят в шесть раз реже, нежели тесты сабвуферных головок (это не считая рубрики «На ковёр!»), отсюда неминуемо возникает подозрение, что и количество отпускаемого им «респекта» примерно пропорционально. И да, и нет, но скорее всё-таки да, чем нет. И, конечно, на это есть причины. Во-первых, большинству наших читателей, как я полагаю, интереснее построить сабвуфер самому, нежели покупать готовый. Во-вторых — обратите внимание — готовые сабы делаются, как правило, на головках относительно доступных серий, поскольку рассчитаны на не слишком требовательного покупателя. Ну-ка попробуйте сделать сабвуфер «общего назначения» на головке вроде Jack Hummer от MTX или, наоборот, на Audison Thesis Basso. И не просто сделать, а потом ещё и продать его кому-то, кто случайно ехал мимо. Отсюда понятно, что ассортимент сабвуферов в оформлении и не может быть таким же широким, как ассортимент головок. Из этого правила есть исключения (упомянутая фирма из трёх букв в их числе), но касаются они главным образом американского рынка. А в-третьих, готовые сабвуферы (как и готовое платье), «шьются» на некий средний вкус: бас в меру глубокий и в меру ровный, часто — не без привкуса «колбасы», но тоже в меру.
Но совсем отказываться от готовой одежды станет только тот, кто сам занят в пошиве подобных предметов — ему попросту положение не позволяет. Та же, в принципе, ситуация и с сабами pret-a-porter. Конечно, вы не станете приобретать готовый сабвуфер, если работаете в установочной студии. А если вы не заняты в этом бизнесе, но хоть однажды сделали удачный сабвуфер самостоятельно (для себя), то тоже, скорее всего, готовый саб не для вас. Но тут уже возможны варианты. Чтобы что-то сделать, притом сделать так, чтобы понравилось самому, нужно время, которое не у всех в избытке. (В этом плане может оказать содействие кризис ликвидности, но это решение проблемы свободного времени не представляется безукоризненным.) А музыку хочется слушать сегодня и сейчас. Вот тут как раз придётся кстати готовый сабвуфер — в качестве «дежурного инвентаря». Тем более что некоторые из них нынче можно приобрести по довольно забавным ценам. Правда, должен предупредить: при таком подходе существует риск перейти в другую категорию…
…В категорию тех, кто пользуется сабвуфером заводского изготовления и не испытывает при этом ни малейших неудобств. И для этого есть определённые основания: басовые громкоговорители, выполненные по чертежам изготовителя самих головок и из его же комплектующих, как правило, свободны от серьёзных просчётов, а их звучание «умеет нравиться». То есть если вы не предъявляете к сабвуферу экстремальных требований по музыкальности или, наоборот, по «колбасности», или «просто» по звуковому давлению, не сбрасывайте со счетов корпусные.
Думаю, ни для кого не новость, что акустическое оформление сабвуферов можно подразделить на три категории: закрытый ящик (ЗЯ), ящик с фазоинвертором (ФИ) и оформление полосно-пропускающего типа (он же «бандпасс», в нашем обозначении ПП). Эта классификация предельно общая, в частности, фазоинвертор реализуется и на пассивном излучателе (ПИ), который можно выделить в особую категорию, а ПП-оформление может быть разным — 4-го порядка (как все участники нынешнего теста) или 6-го (когда оба объёма ящика оснащены портами). А бандбассы с ПИ могут иметь ещё более хитрое устройство. Но всё это экзотика, из готовых продуктов с ПИ мне припоминаются только сабвуферы Boston, а ПП-оформление 6-го порядка тоже встречается нечасто — рассчитывать и делать их сложнее, а продавать ничуть не проще. А в car audio (и вообще в audio, да и не только) нынче в почёте простота устройства и, соответственно, дешевизна производства. Помнится, в прежние времена мне казалось вполне логичным, что численность готовых сабвуферов в ЗЯ неуклонно сокращается: «фазик» играет громче, а в серийном продукте вполне можно достичь желаемой формы частотной характеристики. Но, подозреваю, нынче изготовитель учитывает и стоимость (невеликую, мягко говоря) трубы фазоинвертора, и сабы в ЗЯ снова пошли в ротацию. Привожу ставшую уже традиционной таблицу статистики корпусных сабвуферов по типам, теперь уже за 6 лет. Как можете заметить, мы возобновили прерванную было традицию тестировать сабвуферы в оформлении дюжинами.
Методика испытаний у нас осталась, в общем, прежняя. Только частота среза фильтра, используемого при изменениях АЧХ в салоне автомобиля, теперь 160 Гц с крутизной спада 24 дБ/окт. Да, конечно, в реальной системе частота среза будет ниже, может, и на октаву, но у нас стояла задача определить, на что способен сабвуфер сам по себе, а фильтр с такой настройкой даёт затухание на частоте 100 Гц всего 0,3 дБ. Чувствительность в салоне определяется при подаче на вход сабвуфера сигнала розового шума, пропущенного через упомянутый фильтр и имеющего среднеквадратичное (RMS) значение, соответствующее мощности 1 Вт. Затем, уже в лабораторных условиях, на вход испытуемого сабвуфера подаётся синусоидальный сигнал, амплитуда которого повышается до тех пор, пока значение коэффициента нелинейных искажений не достигнет 10%. Соответствующее звуковое давление в автомобиле (то есть пересчитанное через чувствительность в салоне) и принимается за максимальное звуковое давление. Вот только частоту измерительного сигнала мы выбрали на этот раз не 63, а 45 Гц, и на это были две причины. Во-первых, 45 Гц — это наиболее употребительная частота контура подъёма басов буста, и существует вероятность того, что максимум спектра придётся именно на эту частоту. Во-вторых, у нас возникло обоснованное подозрение, что в современных длинноходных (но не эспиэльных) головках тепловое разрушение катушки может произойти раньше, чем будет достигнут требуемый уровень нелинейных искажений (10%), поэтому надо было выбрать сигнал меньшей частоты (требующий большего хода диффузора). Даже на этой частоте пару раз нам потребовалось (или потребовалось бы) подать на динамик мощность более 1 кВт (RMS, конечно, о других мощностях мы не говорим), к немалому удовольствию не успевших покинуть помещение редакции к началу измерительного цикла. Конечно, не проблема вычислить (по имеющимся децибелам) величину мощности, которая подводилась к головке сабвуфера на тот момент, когда было зафиксировано максимальное звуковое давление. Но мы решили сами проделать эту нехитрую работу и привести полученное значение в той же графе в скобках — больно уж поучительные цифры.
Компактность оформления мы оцениваем по внешнему объёму ящика, а акустический объём приводим главным образом для тех читателей, кому интересно знать, как соотносятся между собой внешний и внутренний объёмы. Для себя мы уяснили, что доля воздушного объёма в объёме ящика колеблется вокруг отметки 62% (от 55 до 70%). Для малогабаритных оформлений и для «фазиков» эта доля меньше, нежели для крупных и закрытых ящиков. В оформлении ПП-типа на относительный объём воздуха влияют две противоборствующие тенденции: во-первых, у них есть «лишняя» (внутренняя) стенка, а во-вторых, прозрачные стенки из оргстекла имеют меньшую толщину (5 — 10 мм вместо 15 — 22 мм). Для бандпассов мы приводим оба акустических объёма и первым указываем закрытый. Конечно, точность определения объёма «нетто» не запредельная, поскольку объём вытесняемого головкой воздуха приходится брать среднестатистический: 2,5 л для «двенашки» и 1,5 л для «десятки». Но снайперской точности тут и не требуется. Кстати, пользуясь случаем, напомню, что при расчётах оформления для сабвуферных головок мы берём объём воздуха, исключающий объём головки, трубы фазоинвертора, внутренних стяжек и т.д. и т.п. Это чтобы не задавали подобных весёлых вопросов в Интернете.
В подавляющем большинстве конструкций стенки делаются либо из фанеры, либо из MDF. Панели из ДСП, столь популярные в производстве мебели, для сабов почти не используются, несмотря на выигрышные звукопоглощающие свойства: прочности не хватает, да и вес ящика становится таким, что не натаскаешься. Под «обивкой» точно различить, где фанера, а где MDF, затруднительно (да и надо ли?), но по моему опыту под карпет обычно идёт фанера, а MDF закрывают прочной пластиковой плёнкой. По умолчанию будем принимать толщину стенок равной 19 — 20 мм. Типичный сабвуферный корпус представляет собой в сечении трапецию, у которой один из углов при основании прямой. Предполагается, что наклонной стенкой ящик будет примыкать к спинке сиденья (если кузов двухобъёмный), динамиком назад. Впрочем, что я объясняю — уж это-то давно всем известно. Давайте лучше осмотрим дежурный инвентарь…
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
---|---|---|---|---|---|---|
ЗЯ | 8 | 4 | 6 | 4 | 0 | 4 |
ФИ | 3 | 2 | 2 | 3 | 5 | 5 |
ПП | 1 | 6 | 4 | 2 | 4 | 3 |
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальное количество баллов у сабвуфера самой неожиданной внешности, хотя прямой связи мы тут не усматриваем. Имя победителя — Ivolga. У него неплохая частотная характеристика, а высокая чувствительность парадоксальным образом сочетается с компактностью. А что форма корпуса на любителя, так на то и существуют любители. С минимальным отставанием от победителя финишировали ещё четверо: Hyundai, Clarion, Mystery и Polk Audio. Из этой компании лишь у одного есть шансы оказаться не только громким и красивым, но и музыкальным. Это сабвуфер Mystery, который и получает звание «Фаворита». Остальным — наша «Рекомендация», показали они себя неплохо, у каждого обнаружились и сильные, и слабые стороны, сильных оказалось больше.