Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
САМЫЙ ЛЁГКИЙ СПОСОБ
Трудно представить ситуацию, при которой головные устройства этой ценовой категории будут устанавливаться вместо уже установленных. А значит, тут мы имеем самый лёгкий способ…
Sony CDX-GT23 | Panasonic CQ-RX102W | Hyundai H-CDM8038 | NRG NCD-6400 | Mystery MCD-664MPU | JVC KD-G347BEE | Ivolga VL-7750 | Kenwood KDC-W3044AY
…Приобщения к миру car audio. Хотя, если пофантазировать, то такие ситуации измыслить можно. Скажем, вы уехали в отпуск, а там из вашей машины головное устройство вдруг исчезло. (Непостижимым образом и бесследно, как деньги из госбюджета.) В курортном городишке, понятно, ничего путного не купить, а вам непременно надо что-то слушать в долгом пути домой. Или другой вариант: в связи с тем, что теперь велено называть «временной напряжённостью», вы решили продать свой F#1 Status и пока поставить что-нибудь попроще, в ожидании разрядки.
Ну а если серьёзно, то по-любому понятно, что «головы» начальной ценовой категории в девяти случаях из десяти предназначаются для того, чтобы занять пустующую нишу в салоне авто. А из того факта, что она пустовала, можно сделать вывод, что и машина была не из дорогих. Хотя и без логических построений нетрудно догадаться, что у покупателя таких CD-ресиверов финансовые возможности существенно ниже, чем у начальника Чукотки в ненапряжённую эпоху. Но, по моему субъективному мнению, этот фактор должен быть дополнен ещё одним. В конце концов, если человек ездит на авто, наверное, он живёт не на пособие по потере трудоспособности. Но в любом случае потенциальный покупатель наиболее простых головных устройств почти наверняка не станет предъявлять к качеству звука в авто повышенных требований.
Конечно, эти соображения не в новинку и производителям car audio. И, понятно, этими (или почти этими) соображениями они и руководствуются при составлении модельного ряда головных устройств. Хотя выводы делают несколько разные. Как правило, разные выводы делают «старые» (мы их называем «грандами») и «молодые драконы» (самостоятельные, а чаще — полусамостоятельные китайские производители). Первые стремятся снизить себестоимость конечного продукта за счёт его максимального упрощения. Так, в частности, появляются на свет «головы» без линейных выходов. Теперь у всех «грандов» в линейке головных устройств есть по несколько «безвыходных» моделей, можно даже исходить из того, что все аппараты с индексами, начинающимися с «двойки», будут лишены этой бесполезной опции.
Я сказал «бесполезной»? Возможно, для кого-то из пользователей это так и есть. Но вы же так не считаете? Представим себе такую (довольно типичную, кстати), ситуацию. Некто, никогда не считавший себя любителем музыки, поставил себе в машину доступную «голову» с CD и… подсел. Полазил по Сети, посоветовался со знающими людьми и понял, что нормальная аудиосистема в машине — это вовсе не «магнитолка» с двумя парами «колонок». И тут бы ему и зелёная улица, да вот беда — выясняется, что для работы с внешними усилителями его «голова» малопригодна, поскольку лишена линейных выходов. Кто-то, конечно, купит новый CD-ресивер «в связи с изменившимися обстоятельствами дела», а кто-то оставит всё как есть, отложив апгрейд системы на потом. Вот поэтому я считал и считаю, что полное отсутствие линейных выходов — это зло, с которым надо бороться. Тем более что, если уж честно, экономия на линейных выходах это не столько экономия, сколько результат стремления сделать более представительным low end (нижний край) модельного ряда. Дело в том, что на плате линейные выходы почти всегда присутствуют, а сколько можно реально сэкономить на отсутствии пары гнёзд RCA при массовом производстве в КНР, можно лишь догадываться — ясно лишь, что немного.
Головные устройства от самостийных китайских производителей без линейных выходов не бывают почти никогда. То есть на «тёмно-сером» рынке, наверное, найдутся и такие, но под известными и официально зарегистрированными марками попадаются только «головы», оснащённые линейными выходами хотя бы по минимуму. А встречаются аппараты с бонусом в виде одиночного сабвуферного выхода. И, что совсем уже удивительно, некоторые из предельно доступных головных устройств оказываются оборудованными гнёздами USB и/или слотами SD/MMC. Но вот насчёт того, возникнет ли у потребителя желание дополнить систему с такой «головой» усилителями, сабвуфером и всем прочим, я уже не уверен. Потому что «подсесть» на такой звук ему, боюсь, не удастся. Не стану утверждать, что все «головы» не самых громких брэндов звучат отвратительно, но в массе своей по честности они заметно уступают аналогичным продуктам от грандов car audio. И если раньше я исходил из того, что пройдёт ещё совсем немного времени и китайцы научатся, то сейчас в этом уже не так уверен. Что, надо иметь глубокие познания в электронике, чтобы не допустить спада на низком басе (20 Гц) на величину 5 — 8 дБ? Нет — надо просто номинал разделительного конденсатора выбрать в три-четыре раза больше. Есть такое ощущение, что производитель сознательно держит планку качества звука «ниже плинтуса», а массовому потребителю предлагается под эту планку «поднырнуть». Ну, может, этим дело и кончится, как только «новые китайцы» вытеснят из сектора low end «старых японцев». А потом, глядишь, настанет очередь и среднего ценового сектора…
Впрочем, достаточно на сегодня апокалиптических картин. Давайте разбираться с тем, что есть сейчас. В начальном ценовом секторе засветились, наверное, все имеющиеся на сегодня брэнды, включая и совсем уж левые. Ну, об этих мы, как обычно, и разговор не ведём, хотя бы потому, что нет смысла тестировать устройства, про которые и продавцу-то ничего не известно, кроме цены по закупке. К счастью, сектор пока что не покинули и гранды отрасли, поскольку объём продаж техники этой ценовой категории позволяет свести маржу к минимуму. Кроме уже рассмотренных «стратегических» отличий, техника «старых» и «новых» производителей различается ещё по одному показателю — эргономике. Понятно, что у «новых» одни и те же люди занимаются и дизайном, и эргономикой (если этот вопрос вообще ставится). У «старых», возможно, та же система, но у разработчиков наверняка имеется определённая подготовка именно по эргономической части. К тому же некоторые (проверенные) дизайнерские решения с минимальными изменениями переходят со старого модельного ряда на новый, и это тоже немаловажно. У «новых», наоборот, приходится готовить дизайн для нескольких брэндов (может, до десятка, а может, и больше), перетасовывая расположение и форму кнопок — тут уж не до удобств. И вот ещё что удивительно: понятно, что дисплеи для аппаратов «старых» производителей делаются там же, где и аналогичные детали «новых», и по тем же технологиям. И вместе с тем у «грандов» дисплеи либо неплохие, либо просто замечательные (хотя и реже), а у остальных — либо приемлемые, либо (но тоже реже) не совсем. Диммера у большинства аппаратов начального уровня нет. Но здесь примерно такая же ситуация, как с линейными выходами — грошовую опцию нещадно эксплуатируют (как её наличие, так и отсутствие) для позиционирования аппаратов по «высоте» в пределах модельного ряда. В общем, мы будем отсутствие диммера нещадно заносить в минус всем, у кого его нет. То есть в пределах нынешнего теста — почти всем.
Начиная с нынешнего теста, мы кооптировали в перечень измеряемых параметров частотный диапазон звукового тракта по входу Aux. Как выяснилось, этот параметр содержит немало полезной информации, к примеру, верхняя частотная граница у разных аппаратов колеблется от 10 до примерно 260 (!) кГц по уровню -1 дБ. Для недорогих аппаратов мы фиксируем время начального считывания дисков (фактически таблицы содержания тома — TOC). Параметры дисков такие: CD — 92 трека, mp3 — 27 файлов в трёх уровнях, WMA — 24 трека тоже в трёх уровнях. Время начального считывания характеризует не только удобство пользования аппаратом, но и скорость процессора, которая, как мы знаем, лишней никогда не бывает. Но уже сейчас можно констатировать, что «осмысление» прочитанного происходит быстрее, и аппаратов, которые задумываются над диском на 20 с и больше, почти не осталось.
А групповой портрет CD-ресивера начального ценового уровня видится нам так. Одна пара линейных выходов (маркированных как Rear) и линейный вход, он же вход Aux. Кстати, непременное наличие входа Aux в «головах» эпохи айпода привело к появлению аппаратов с комплектом вооружения, который раньше казался невозможным (поскольку линейный вход был атрибутом весьма продвинутых) — с линейным входом, но без линейных выходов. Звуковые регулировки минимальны: баланс/фейдер и два тембра. Тюнер с тремя банками (по шесть пресетов, конечно) под станции ЧМ и двумя банками под станции АМ (конкретно — под средние волны). Декодер RDS — с поиском по всем 29 стандартным типам программ (PTY), но без ожидания и с синхронизацией часов по коду CT. (Кстати, некоторые из наших доблестных ЧМ-вещателей по меньшей мере до 7 ноября жили по летнему времени — часы на «головах» упорно ставились на час вперёд.) CD-проигрыватели с отработкой трёх дополнительных режимов воспроизведения и тремя сервисными функциями. Поскольку у нас сегодня головные устройства начального уровня, даю пояснение для начинающих. Де-факто три дополнительных режима стали стандартными: это повтор, воспроизведение в случайной последовательности и сканирование треков, правда последний из них признают далеко не все производители. То же можно сказать и про три «сервисные» функции: включение при загрузке диска, выгрузка его без включения аппарата и повторная загрузка, если диск не был в течение отведённого времени (скажем, 15 с) удалён из слота. Как обычно, считаем, что декодируются файлы компрессированных форматов mp3 и WMA и не декодируются все прочие. CD-текст и тэги по умолчанию не читаются. Кстати, если аппарат читает CD-текст, то он обязательно читает и тэги. Обратное утверждение (как говорят математики) в общем случае несправедливо. Но, наверное, хватит уже заниматься общим случаем, входим в частности. Притом самым лёгким способом.
МЁД & ДЁГОТЬ
Наибольшее число баллов набрал Panasonic. Построен этот CD-ресивер по канонам своей ценовой категории, тем не менее в нём есть всё, что должно быть у современной «головы», за исключением разве диммера (ну так принято) и декодера RDS. Да и звучит он по любым меркам неплохо. «Лидер». Лишь полбалла уступил ему Kenwood — это единственный из участников, оснащённость которого мы решили оценить по высшему разряду из-за конфигурируемого линейного выхода и солидного перечня звуковых регулировок. По звучанию CD он если и уступил победителю, то совсем немного, а по работе с mp3 он точно не уступит никому, даже из более солидной ценовой категории. Так что если вы прочно сидите на крючке компрессированных форматов, то Kenwood — ваш наиболее рациональный выбор. А по общему рейтингу теста — «Фаворит». Следующим финишировал ещё один участник из «знатных». У Sony с самого начала были очень небольшие шансы на победу вследствие его минималистского уровня оснащённости. Тем не менее аппарат сделан на традиционно достойном уровне, и мы с удовольствием рекомендуем Sony для тех систем, где требуется получить пристойное качество по минимальной цене.