Студия: «Престиж-авто». Руководитель проекта: Марат КУЧЕГОВ
ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ
До августа 1991-го в школьной программе про всех русских литераторов ХХ века полагалось вызубрить их отношение к октябрьскому перевороту 1917 года, который тогда назывался революцией.
- Тип системы: аудио
- Состав: сдвоенный 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine IVA-W502
- Усилители: Audio System F2>300
- Акустика: AD 600
- Сабвуферы: Kicker S10L7
Что, к слову, означает то же самое, не надо быть латинистом со степенью, чтобы сообразить. Так вот, требовалось наизусть и без запинки, что кто-то революцию «понял, но не принял», что означало: слинял на первом пароходе, но потом жалел страшно. Другой, чёрт бы его побрал, «принял, но не понял». Этого я даже помню, это Блок, который думал, что там где-то Иисус Христос замешан. А кто «понял и принял», тот точно будет на вступительном сочинении, дело верное.
Мне это пришло на ум, когда Марат, рассказывая об истории этой машины, про мастера, делавшего предыдущую инсталляцию в ней, сказал: «Он клиента не понял»… Вину в этом я тоже склонен возложить на мастера, он, похоже, самонадеянно решил, что если клиент заказывает «клубный» звук, то всё ясно. Ставим порядочный фронт и приличный тыл, чтобы, значит, вокруг, усилители поживучее и 12-дюймовый сабвуфер, что ещё надо для воспроизведения клубной акустической обстановки (думал мастер)?
Через неделю «Форестер» приехал в ту же студию для небольшой подстройки системы и устранения незначительных неисправностей. Подстройка была нужна, потому что «что-то не очень громко», а неисправностей оказалось всего две: у фронтальных мидбасов от перегрузки расклеилась подвижная система, а сабвуфер словил жёсткого клина, диффузор намертво приварился к магниту.
Это притом, заметим, что и фронт, и сабвуфер были построены на более чем адекватных компонентах. Фронт — на 6-дюймовых Audio Development, эта фирма сроду веников не вязала, а кто скажет, что вязала, пусть первым бросит в меня пассивным кроссовером. Сабвуфер — JL Audio, имя в мире басовых головок, можно сказать, патриархальное. Но вот случилось, а чтобы этого избежать, мастеру надо было доподлинно узнать про привычки заказчика в части управления аудиосистемой. Тогда бы он знал: его будущий клиент регулятор громкости считает не плавным, а ступенчатым, крайнее левое положение — «выключено», крайнее правое — «включено».
Марат эту позицию понял. Принял или нет — его личное дело, в неслужебные часы он волен слушать Губайдуллину через 15-ваттный Cary Signature, а в служебное — обязан принять к исполнению, таков закон профессии. План работ Марат обозначил выразительным жестом в виде буквы «V». «Это в смысле — победим проблему?» — предположил заказчик. «Это — само собой. Нет, это значит — сдвоенный фронт, другой не сдюжит. Сабвуфер — тоже двойной и по той же причине. И усилителей сабвуферных тебе надо два».
Вот под этим победным знаком и стала рождаться вторая, ныне действующая (без ранее отмечавшихся неисправностей) версия системы. Головное устройство всех устраивало, по звуку вопросов нет, под настроение отлично покажет сопровождающий видеоряд, процессорная начинка заказчику не требовалась. Первоначальный выбор усилителей тоже не подвергся пересмотру: итальянские «Твистеры» сочетают компактность с высокой мощностью и, что немаловажно, сами способны управлять своим температурным режимом, а когда регулятор громкости — на два положения, это важно, согласитесь.
К трём уже имевшимся усилителям добавили четвёртый, хотя был вариант: один из двухканальников заменить четырёхканальным аппаратом. Но в системе с напряжённым режимом работы чем больше независимых блоков питания — тем лучше, в данном случае он свой на каждый стереокомплект и на каждую из сабвуферных головок.
От тыла Марат предложил отказаться, мощный фронт и мощный же сабвуфер воссоздадут клубную атмосферу намного эффективнее. Так сложилась окончательная схема: два комплекта AD 600 со своими кроссоверами установлены на фронте, каждый комплект работает от своего усилителя, в багажнике — два сабвуфера, и опять каждому — свой F2>300 в мостовом включении.
Мидбасы фронта установили в дверях на наборных деревянных кольцах, прикреплённых к дверным панелям по плоскости косого среза, с разным углом скоса у передней и у задней пары. Все окна в панелях дверей были зашиты жёсткой «шумкой» StP. Отличие этой установки от типичных — не только в удвоенном числе мидбасовых излучателей, но и в способе их установки. Обивки, разумеется, переделанные под новую геометрию, в данном случае не интегрированы в общую конструкцию, когда обивка, динамик и его опорное кольцо при монтаже стягиваются воедино, здесь акустика крепится только на опорные кольца, а обивка несёт на себе только защитные сетки, в принципе, дверь может работать без обивок, это редкий случай.
Пищалки в первой версии были установлены в штатные места на треугольниках зеркал, в новом понимании системы рассматривали различные варианты: переделать треугольники на сдвоенные подиумы, вытащить первую пару пищалок и поставить их рядком да ладком на стойки и так далее. «И так далее» было реализовано не умозрительно, а реально, путём перетаскивания ВЧ-головок из одного места в другое, по одиночке и попарно, и всё это — при непосредственном участии заказчика — последней инстанции в оценке системы. Выяснилось, что для нужной звуковой атмосферы оптимальным положением оказалось комбинированное: одна пара осталась где была, вторая забралась на стойки и расположилась там подобно мидбасовым излучателям, под своим индивидуальным углом, нацелившись довольно высоко вверх.
Теперь стало можно заняться багажником. Forester — автомобиль не для понтов, для этого созданы другие марки и модели. Forester — для нормальной, практической жизни. И даже если душа требует «клубиться», это не основание для того, чтобы лишить машину багажного пространства. Поэтому оснащение багажника должно было следовать формуле героя Анатолия Папанова: «сильно, но аккуратно».
Для монтажа четырёх усилителей была сварена стальная рама такой высоты над полом багажника, которая позволяла бы усилителям висеть над отсеком запасного колеса. Сами усилители, в силу идентичности габаритов образовавшие аккуратное каре, установлены в другой раме, откидывающейся вперёд. От каких-либо технических средств, облегчающих подъём рамы с усилителями, заказчик отказался, заявив, что когда приходится лезть за запаской, не время изображать изнеженность.
На откидной приборной раме установлена опорная панель для собственно усилителей (внизу) и фальшпол (наверху). Фальшпол только кажется сплошным, под слоем неплотного карпета он «просветлён» в достаточной мере для того, чтобы штатные вентиляторы четырёх «Твистеров» могли гонять охлаждающий воздух через корпуса усилителей.
Корпуса новых сабвуферов рассчитывались под головки, от которых требовалась максимальная надёжность при высоких нагрузках (а то тут кое-кто не осилил), большая площадь диффузора и размеры, позволяющие смонтировать их между уровнем поднявшегося пола и линией окон багажного отделения. Два последних требования являются противоречивыми для всех головок, кроме Kicker Solobaric, по той простой причине, что они — квадратные. Сторона квадрата — как у «десятки» и вписывается (и то — почти) в габаритные ограничения, а площадь диффузора каждого — как у погибшего 12-дюймового земляка.
Все стенки сабвуферных корпусов, выходящие в багажник — плоские, изготовлены из фанеры толщиной 22 мм, передняя стенка — из двух слоёв. При этом незанятое в багажнике пространство не только просторное по площади, но и форму имеет удобную, чистый прямоугольник, без ненужных закутков. А тыловые поверхности — выклеенные из стеклопластика по форме ниш кузова, с целью оптимального использования пространства. Результат: весьма компактно расположившиеся в багажном отделении сабвуферы несут по 22 л объёма каждый.
В таком виде заказчик систему принял. В наше время так: если один понял, другой — принял…
Двухдиновый источник идеально вписывается в консоль «Форестера», даже подстаканник на месте (а как без него?)
Дверь выглядит в салоне очень органично, несмотря на то, что мидбасов два, они крупные, да ещё стоят под индивидуальными углами
Редко применяемая конструкция: обивка не связана с узлами крепления мидбасов, дверь может играть и так
В итоге поисков определилось такое положение двойного комплекта пищалок: одна пара в треугольниках, вторая — на стойках
Багажное отделение осталось не только просторным, но и удобным по форме
Приборный отсек поднимается на шарнирах, открывая доступ к запасному колесу
Рабочие материалы: конструкция рамы, этапы строительства сабвуферных корпусов и, кстати, единственная возможность увидеть компоновку усилителей
SQ
Мало ли что на уме у хозяина машины, для сопоставимости результатов тестовый материал должен быть стандартным. Женский голос прозвучал несколько отчуждённо, привычной камерной интимности в нём не было. Искусственной центровки сцены в системе нет (как и средств для неё), и сцена построена «на одного», её центр — точно перед водителем. Поэтому и на семи барабанах четвёртый пришёлся на комбинацию приборов, несколько выше её, надо не забыть отметить. Тон ударных при перемещении слева направо практически не меняется, а их образы прорисованы довольно интересно: даже небольшие барабаны (и на «семибарабанщине, и на сольно-ударном треке 11) кажутся раздутыми сверх своих натуральных размеров, при этом звучат они не грубо, а призвуки пластика оформлены довольно естественно и чётко. Неплохо рисуются и тарелки, вполне музыкально, без хамской настырности, но преобладают в партии ударных всё же барабаны, не столько по уровню, сколько по подчёркнутой энергии каждого удара. Мужской вокал, как до этого женский, оказался выдвинут вперёд, но голос звучал более мягко. При существенно нелинейной, сжатой слева сцене, тем не менее неплохо читается положение инструментов, а мощное, доминирующее звучание бас-гитары не забивает свойственные блюзовой записи мелкие детали.
Не подсунуть системе с таким пристрастием к барабанам запись турецкого инструмента этой породы было бы поверхностно, и мы подсунули. Турецкий барабан в салоне «Форестера» прозвучал не без гулкости, но мощь инструмента производила впечатление, как был задумано, а разность в тональности первого и второго ударов, пусть несколько нивелированная, всё же была ясно слышна.
RTA
Басов, конечно, много, и это естественно — не Рахманиновский зал консерватории заказывали. При этом господство басов проявляется как бы в два этапа: могучее излучение сабвуфера, с горбом, конечно, на 45 — 50 Гц, но простирающееся к самым низким частотам без большого спада звукового давления; выше 80 Гц — заинтересованная работа мидбасов фронта. От 200 Гц АЧХ проходит существенно ниже басовой части, но, обратим на это внимание, вся, до самого верха, вписывается в допуск ±4 дБ, что очень неплохо для системы без тяжкой принудительной коррекции частотной характеристики и изначально не предназначавшейся для филармонических музыкальных экзерсисов.