Автор проекта: Алексей «Аполлон» РОГАЧЁВ
СМЕНА ОКРАСКИ
Именно таким комментарием, про смену окраски, редакция снабдила снимок машины Алексея Рогачёва в репортаже с финала чемпионата EMMA Россия…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Carozzeria RS-D7X
- Процессор: Carozzeria RS-P70
- Усилители: Kicx KAP 45, KAP 10M
- Акустика: Kicx AL 8.3, PRO 5020
- Сабвуферы: Kicx GFQ 300
И, конечно же, имелось в виду нечто большее, нежели лакокрасочное покрытие кузова автомобиля, это было бы банально, но если настаиваете, в своё время обсудим. «Смена окраски» — это в другом, романтически-авантюрном смысле. «У меня было сорок фамилий, у меня было семь паспортов…» До рубежей, обозначенных у раннего Высоцкого, Алексею ещё далеко — фамилий всего две: врождённая и благоприобретенная, паспортов… Ну, раз за границу пускают, два как минимум есть. Но вот профессиональную окраску Аполлон умеет менять решительно.
Взять одну эту машину. Когда Алексей начал выступать с ней на соревнованиях, а он из тех, кто почти ради этого одного на машине и ездит, акустическое оснащение «Фокуса» состояло главным образом из компонентов DLS. Этот этап, ушедший в историю, на самом деле был важнейшим для становления соревновательного автомобиля, именно тогда Алексей поставил ряд любопытных экспериментов с акустикой, впоследствии их результаты, как положительные, так и (может, даже в большей степени) отрицательные, послужили руководством к дальнейшим шагам.
Вот, например: первую систему в «Фокусе» Алексей задумал как бессабвуферную, что с учётом не обсуждаемого даже прицела на участие в соревнованиях — шаг крайне смелый. Тогда в двери, весьма, надо отметить, своеобразные у «первого Фокуса», были вживлены 8-дюймовые басовики DLS Iridium в фазоинверторном оформлении: корпусами фазоинверторов служили двери. «Восьмёрки» были призваны отыгрывать весь положенный бас. Отыгрывали, но Алексея всё же не устроило, как они это делали. Настала пора второй редакции системы (с пока неизменной окраской). В двери были установлены опять «восьмёрки», но другие — фри-эйрные сабвуферы DLS OA8. Снова с тоннелями ФИ. Но теперь в подмогу к ним был инсталлирован и канонический сабвуфер на 12-дюймовой головке. Система снова заиграла, и грех бы жаловаться — как она играла и как это оценивали судьи на многочисленных соревнованиях, было написано ровно год назад, в «А3» №1/2007. И тут авантюрный ген, до сей поры не выдававший себя, заставил Аполлона решительно сменить окраску. В двояком смысле: машину он отогнал в Беларусь, где ему взялись выполнить роспись на очень привлекательных условиях: в соседней республике кое-где можно найти долларовые цены в местных зайчиках.
Но главное не экстерьер: оснащение новой системы стало базироваться на компонентах E.O.S. Эксперименты в дверными фазоинверторами Алексей решил завершить, в новом трёхполосном фронте эксплуатировалась басовая головка традиционного формата 6,5 дюйма. Окраска сменилась резко, а успех на соревнованиях ничуть не уменьшился. Что делает в таких случаях нормальный человек? Успокаивается и начинает методично пополнять коллекцию призовых кубков. Так ведь это нормальный, и то лишь отчасти: стопроцентно нормальных на соревнованиях вообще не бывает, успех ищет людей с флибустьерскими замашками. Вот, скажем, как Рогачёв. Показав, что призовые системы можно (вернее — он может) строить на таких непохожих брэндах, Алексей решает вновь сменить окраску, на этот раз — в пользу Kicx, марки, не похожей ни на одну из уже опробованных.
В новой системе Алексей использовал опыт всех предшествующих. Во-первых (не обязательно в смысле важности, а просто по порядку следования сигнала по тракту): он раздобыл новое головное устройство и процессор к нему. И то и другое — японской фирмы Carozzeria. Кто не в курсе (хотя кто из наших читателей может быть не в курсе?), это — Pioneer для японцев. В Европе достать такие компоненты можно лишь по случаю или с большим трудом, Алексею случая не представилось, пришлось с трудом. В высокопрофессиональных кругах не утихают споры по поводу соотношения компонентов Pioneer и Carozzeria: что это, ребрендинг или разные изделия? Алексей, не вдаваясь в схемотехнические подробности, придерживается второй точки зрения: разные, и разница — в пользу того, что японцы делают для себя, а не на экспорт в страны, населённые «рыжебородыми варварами». Надо отметить: дефицитная Carozzeria потеснила из приборной панели отнюдь не копеечную магнитолку, до этого источником был Pioneer P9. Но вот такое было решение…
Конструируя новый фронт, Алексей переосмыслил результаты прежних опытов. Так, в басовом звене фронта он вновь вернулся к 8-дюймовому калибру, но без фазоинвертора. Именно увеличенные НЧ-драйверы на фронте, по его мнению, дают возможность идеально срастить и полосы, и интенсивность излучения фронта и сабвуфера, особенно когда сабвуфер предполагается мощный. С этой же целью один из двух четырёхканальных KAP 45 подключён к СЧ и ВЧ-головкам обычным образом, а второй превратился в двухканальный, работая на басовики фронта в попарно-мостовом включении каналов.
Внешне и со спины басовики фронта — вылитые НЧ-головки трёхполосного комплекта AL 8.3. Но лишь внешне и лишь со спины. Это на самом деле — прототипы новых головок, присланные изготовителями специально для этой установки, для проверки, так сказать, в бою. Пищалки — такого же происхождения, они созданы на базе серии PRO, но с 8-омной звуковой катушкой. Серия PRO (конкретно — модель PRO5020) была отправной точкой и для среднечастотников, но став специализированными мидрейджами, прототипы получили новые, более лёгкие диффузоры с изменённой геометрией и плоские текстильные подвесы. Рабочее название новой серии — Kicx Diamond, появится она под ним, или под иным, и насколько окончательный вариант будет близок к прошедшему спортивное горнило на машине Аполлона, покажет время. Но идея испытать новую акустику на соревновательной машине, которую уж точно будут слушать (и высказывать вразумительные замечания) самые квалифицированные эксперты Европы — отменная, трудно спорить.
Для установки НЧ-головок двери были существенно доработаны, даже по сравнению с прошлыми версиями системы: установлены мощные опорные кольца, радикально переделаны обивки, в панелях дверей все окна зашиты алюминиевыми листами, поверх которых легли два (а кое-где три) слоя вибропоглощающих материалов Kicx.
К нынешней схеме установки среднечастотников Алексей шёл тоже постепенно, но гораздо более последовательно. В самой ранней версии на СЧ работали головки DLS, но торпедо сохраняло заводскую геометрию. Впоследствии Алексей перенёс козырёк с приборами в центр, где он обитает и поныне. Но если в прошлом варианте (включая и версию на E.O.S.) для установки среднечастотников применялись поворотные кольца, позволяющие изменять направление оси излучения «по живому», в готовой системе, то теперь Алексей отдал предпочтение жёсткости базирования излучателей. Латунные кольца, на которых крепятся головки, после того, как было найдено их оптимальное угловое положение, жёстко скреплены с каркасом приборной панели, при этом обе головки играют в режиме free air, отдельных объёмов для них внутри приборной панели не выделялось.
При «смене окраски» пищалок их расположение осталось прежним (хотя в самых ранних версиях системы твитеры успели побывать и на стойках). Треугольники зеркал, таково убеждение Алексея — оптимальное место для пищалок в салоне автомобиля современной геометрии, особенно когда система — процессорная. Ориентация осей пищалок, впрочем, изменилась, теперь обе «смотрят» на центр крыши.
Наиболее зрелищная часть системы, разумеется, — багажник. Здесь царит сабвуфер, объём которого выбирался по принципу «патронов не жалеть». С учётом басовитого фронта сабвуферу отводилась лишь самая низкочастотная часть спектра, но уж её он должен был воспроизвести идеально. Поэтому когда расчёты и пробные включения дали объём 52 л на каждую головку, у Алексея не возникло трепета перед перспективой загрузки в багажник 100-литрового чудовища. Надо — значит надо. Следует, правда, отметить, что такой объём получился для оформления типа ФИ, в котором сабвуферы работали некоторое время. И даже не без успеха выступили на двух этапах чемпионата этого года. Но полной сатисфакции Алексей не испытывал и решил попробовать, как будут работать эти головки в том же объёме, но закрытом. Эксперимент оказался предельно удачным, по мнению автора системы, это — лучший сабвуфер, когда-либо ему удававшийся.
Предмет удачи имеет весьма причудливую форму, отчасти перекликающуюся с обводами задней части автомобиля, в багажнике которого он установлен. Столь же непрост и состав использованных материалов. Плоские детали корпуса — это MDF, здесь ничего сложного. А вот для изготовления гнутой задней стенки было применено необычное технологическое решение. Формообразующая основа — это согнутые, а потом склеенные между собой в согнутом положении два листа 5-миллиметровой фанеры. Потом с внутренней стороны толщина получившейся стенки была доведена до 20 — 25 мм «гашёной» строительной пеной, поверх которой уложен мощный слой стеклопластика на основе стекломата. Получилась, по существу, сэндвичная конструкция с лёгким заполнителем, только материалы верхнего и нижнего слоёв — совершенно разные.
Для изготовления верхней, вогнутой части корпуса использовалась популярная «текстильная» технология: после отверждения смолы на верхнем слое синтетической ткани изнутри были наложены пять слоёв стекломата, пропитанного полиэфирной смолой. На образовавшуюся стеклопластиковую оболочку опираются жёсткие опорные кольца для двух 12-дюймовых головок.
Эта могучая конструкция, занимающая практически весь объём багажника, может быть откинута на петлях, открывая доступ к панели, на которой установлены два из трёх усилителей (третьему пришлось устроиться «на спине» сабвуферного короба) и блок процессора. Открывается и эта панель, под ней уже — законное место жительства запасного колеса.
В принципе, на место этого сабвуфера довольно быстро может быть установлен другой, имеющийся в арсенале Алексея, специально для ESPL. Там в одном агрегате собран сабвуфер на двух головках Earthquake и два моноблока Kicx KAP 10M. С ним Алексей выступал на нескольких этапах национального чемпионата, но в Австрию на Еврофинал брать не стал, сконцентрировавшись на SQ. Это для Алексея — привычная окраска, её менять он пока не намерен…
В Беларуси умеют делать аэрографию по долларовым ценам, но в зайчиках
Симметричная приборная панель досталась этой системе от прошлой «окраски»
Посадочные места для СЧ-излучателей пришлось-таки переделать, теперь латунные опорные кольца намертво вросли в основание
Вблизи правого подлокотника по традиции сооружено ложе для второго пульта ДУ
НЧ-головки в дверях снова стали 8-дюймовыми, но работают в закрытом объёме. Пищалки остались в треугольниках зеркал, но заметно развернулись
Рождение дверей: от зашивки окон алюминием до устройства влагозащитного козырька над басовой головкой
Один из усилителей решил поселиться на спине у сабвуферного корпуса
Два других делят кров с блоком процессора на нижнем этаже
Жутковатого вида оснастка позволила выдавить роскошного вида защитные сетки
Занимающий почти весь багажник сабвуфер сочетает разнообразные поверхности и столь же разнообразные технологии
Конечно, RUS, уж эту окраску Аполлон не сменит никогда…
SQ
В звучании первого трека «АудиоДоктора» сразу обращает на себя внимание динамичный мидбас, идеально слитый с суббасовым фундаментом, совершенно отсутствуют неопрятные басовые «хвосты», низкочастотные звуки имеют ясно обозначенное начало и окончание. Звуковые образы аккуратно прорисованы на сцене, каждый как будто окружён прозрачной оболочкой, не позволяющей им превратиться в мешанину. На семи барабанах лишь у первого из семи тональная окраска чуть отличалась от остальных. Соло на ударных произвело сильное впечатление: было почему-то очевидно, что у музыканта дорогие тарелки, что басовая бочка — не главное орудие ударника и должна знать своё место, и вообще что барабаны — не средство для нарушения тишины, а полноправный музыкальный инструмент.
RTA
Взглянув на АЧХ, мы на мгновение заподозрили, что с прибором что-то не так, и лишь когда один из столбиков RTA на самых низких частотах чуть «задышал», поняли: здесь мы имеем редчайший случай — от 20 до 40 Гц неравномерность частотной характеристики системы не превышает 0,5 дБ. Выше частоты раздела сабвуфера и фронта АЧХ колеблется вокруг воображаемой слегка наклонной линии, медленно спадающей к верхним частотам без ярко выраженных артефактов. А выше 3 кГц — снова почти чудо: до самых 16 кГц характеристика отклоняется от утопической горизонтали едва на 1 дБ, лишь на 20 кГц позволив себе спад, вполне естественный для шёлковой пищалки и знакомый нам по тестам акустики этой серии.