Поединок Бундеслиги
Оказывается, после Второй мировой войны солдатам оккупационных войск союзников было категорически запрещено участвовать в любых единоборствах с жителями Германии. Бокс, разумеется, был помянут первым номером.
Отсюда и взялась Бундеслига: своим морду бить — пожалуйста, а воинам-освободителям — ни-ни. По совершенно иным причинам на нашем «Ринге» уже не первый раз германская акустика сходится с германской же, а топовым Eton особенно везёт: бились и со своими, и с итальянцами (с ними можно, не американцы…). Сегодня у нас вероломно жмут друг другу руки новый, безоговорочно топовый Eton и совсем не топовый Micro-Precision. Второй — вообще тёмная лошадка, его представим отдельно. А начнём с бойца знакомого. Хотя бы по фамилии.
Eton MGS 180
Команда Eton готовила и тренировала этого бойца очень долго, скороспелки вообще не в манерах Eton Gmbh. Задним умом (а этим видом ума очень удобно делать разнообразные заключения), зная, что перед нами Eton, можно обозначить фамильные черты. Наиболее заметная — диффузор из сотового материала Hexacone. Визитная карточка фирмы, с которой она вступила в ряды изготовителей акустических компонентов лет пятнадцать назад, однако, напечатана заново. Раньше, рассчитывая на безмерную жёсткость такой композиции, конструкторы позволяли себе делать диффузоры довольно плоскими, теперь же к жёсткости материала добавили и конструктивные меры: диффузор стал очень глубоким, с малым углом раскрытия. Что касается материала, изменился не только цвет, демпфирующее силиконовое покрытие теперь не собирает всю пыль, как в конструкциях прежних лет.
Диффузородержатель мидбаса в целом глухой, это литая конструкция с восемью узкими спицами. Диаметр полусферического и мягкого центрального колпачка 37 мм. Звуковая катушка увеличена до 32 мм, ну и размеры магнита соответствующие: 102 х 22 мм. Геометрия осевого отверстия выбрана достаточно экономно (для такой катушки), его диаметр 10 мм. Уплотнительного кольца на ободе корпуса нет, а рамка решётки монтируется снизу. Винтовые зажимы для подключения акустического кабеля имеют такую же конструкцию, как в кроссоверах, они рассчитаны на клеммы-«вилочки».
Другим фамильным признаком можно считать приверженность фирмы к экспериментам с ВЧ-излучателями. Это — если задним умом, потому что обычным, передним, надо признать: такой пищалки мы до сих пор не видели. Главная особенность новых пищалок — материал купола, у него тоже патентованное имя — Keronit. Это — керамическая оболочка, сформированная (надо думать, с помощью какого-нибудь мудрёного процесса в вакууме, а как ещё?) на 30-миллиметровом магниевом основании. Получается, по сути — металлокерамика, причём доля керамики в этом материале действительно высока, это не просто глубоко оксидированный лёгкий сплав. Поскольку гибкость купола нулевая, он установлен на гибком — тканевом — подвесе. (У обычных пищалок, даже с металлическими куполами, подвес чаще всего является продолжением мембраны, благо большого хода не требуется.) Расположенная перед куполом конструкция из кольца с двумя несущими и двумя свободными «лучами» выполняет защитные функции. Твитер помещён в прямоугольный, мало на что похожий корпус с фланцем и рассчитан на заглублённый монтаж, и никак иначе.
У кроссовера массивный корпус из алюминиевого проката, в нём две катушки на немагнитных сердечниках и два конденсатора, один из них — плёночный заказной (Clarity Cap). Формула кроссовера простая: II + II, но наиболее примечателен длинный ряд резисторов с джампером на девять (!) положений, обеспечивающий выбор уровня твитера от +4 до -4 дБ с шагом 1 дБ.
Прослушивание мы начали в исходном, среднем положении аттенюатора, и здесь тарелок, как показалось, ровно столько, сколько надо, да и почерк у них получился выразительный. В поисках звуковой правды переставляем аттенюатор на максимум, +4 дБ. Много. Правда, музыкальность ничуть не пострадала, возможно, что звучание тарелок стало передаваться ещё точнее, но его уж слишком много. Ставим джампер на +2 и понимаем: свою «правду» мы нашли. Однако маракасы несколько ярче привычного, но это лучше, чем наоборот. Бубен и критиковать не за что, если не считать лёгкого шелестящего оттенка. Послезвучия рабочих барабанов порой немного затянуты. Рояль довольно напорист, на верхне-средних нотах ощущается определённый акцент, но он не очень мешает. Рельеф и атака баса передаются должным образом, хотя можно заметить, что партия бас-гитары ослаблена, да и бас неглубокий. Контрабас похож на себя по структуре, но не похож по басовитости и упорно держится на заднем плане. Скрипки вполне содержательные и одновременно лёгкие. Мужской вокал аккуратно артикулирован и собран. Подача женских голосов на таком уровне, что тут уже можно разбираться с эмоциональностью трактовки материала, и надо признать, что с передачей тонких материй Eton справляется очень достойно.
Micro-Precision 7.16i
Тёмная лошадка, как и было сказано. До сих пор эту акустику мы видели только в машинах европейских чемпионов, у нас она оказалась по совершенно неофициальным каналам, но уж очень было любопытно, что за зверь такой.
Фирма Micro-Precision — действительно «микро», весь личный состав можно увидеть у них на сайте, пять персон, включая главного специалиста и единоличного разработчика Томаса Хоффмана. В разделе «Контакты» на сайте рядом с номером телефона заботливо указано: «Спросить Томаса или Стива». И при этом — мировая или как минимум европейская слава.
Другая особенность фирмы и её продукции: представленная здесь и сегодня акустика серии 7, несмотря на очень солидный ценник, не топовая в модельном ряду. Она в этом ряду последняя, которую можно просто (пусть и недёшево) купить. Действительно топовую серию Z делают только по предварительным и персональным заказам. Ценник не берёмся даже предположить, уж очень дорогостоящий выйдет эксперимент.
В отличие от суперэксклюзива — серии Z, где какие-то невозможные диффузоры, вручную отформованные из алюминиевой фольги, и собранные из дюжины фрезерованных деталей корзины, эта акустика выглядит неожиданно традиционно. Диффузородержатель заглушён в достаточной степени, он представляет собой литую конструкцию с четырьмя «спицами». Диффузор — двухслойный, верхний слой — тонкая стеклоткань, нижний — целлюлоза, композит получился на редкость жёстким. Диаметр полусферического центрального колпачка 38 мм. Размер звуковой катушки самый распространенный — 25 мм. Магнит не слишком массивный и не слишком крупный, его габариты 90 х 17 мм. Калибр осевого отверстия (7 мм) показывает, что авторы разработки избегали тратить магнитный поток попусту. Ширина подвеса 11 мм. Уплотнительное кольцо на ободе корпуса не предусмотрено, вероятно, рамку решетки предполагается монтировать снизу. («Вероятно» — потому, что грили в комплект акустики не входят.) От клеммных контактов провода к звуковой катушке подведены по второму способу и зафиксированы на наружной стороне конуса. Диаметр мягкого купола твитера 30 мм. Пищалка помещена в крупный алюминиевый корпус («чашку») для монтажа в толщу материала и по идеологии, нельзя не заметить, сильно напоминает исключительно удачные (и потому исключительно популярные) «Сканспики» модели 6000. Однако здесь за эволюцией конструкции можно следить почти в режиме реального времени (на том же сайте). Нынешняя версия 7.28 MK III, например, выпускается с ноября 2007 года. В качестве опции можно приобрести корпуса с поворотной стойкой для монтажа на поверхность.
В кроссовере предусмотрен независимый подвод сигнала для цепи мидбаса и твитера, а его начинка составила мудрёную головоломку даже для привычной головы (моей, кто не понял). Здесь лишь одна катушка (правда, на редкость мощная) и четыре конденсатора, три из которых с полипропиленовым диэлектриком. Теперь попытайтесь представить себе схему фильтра, составленного из такого набора деталей — уверен, что не получится, если, конечно, не делать допущение, что два-три конденсатора включены в параллель. А такого допущения делать не надо, оно не будет соответствовать действительности.
Всё не так. Единственный электролит, как оказалось, образует фильтр ВЧ для… мидбаса, его можно обойти с помощью перемычки. А дальше в цепь мидбаса включена параллельная LCR-цепь, которая влияет и на АЧХ, и на ФЧХ фильтра, но только никак не ограничивает ширину полосы частот, в пределах которой работает НЧ-головка. Помните, мы такое недавно видели у двухполосного «Импакта» («А3» №1/2009)? Оставшиеся два конденсатора работают в цепи твитера. Но уж эти — в параллель? Тоже нет: когда задействованы резисторы аттенюатора (-2/-4 дБ), включается один конденсатор, когда аттенюатор не нужен, твитер подключается через меньшую ёмкость.
Вначале твитер подключили в обход аттенюатора. Сказать, что в таком варианте верхов много, я бы не решился, но звук тарелок нам показался несколько холодным. Включаемся через аттенюатор, установленный в среднем положении: тарелки становятся более аккуратными, хотя музыкальности им немного недостаёт. В нижнем положении аттенюатора драматических отличий в характере звучания не появляется, но бубен передаётся простовато. Решено: возвращаем перемычку на среднюю клемму. У рояля при желании можно обнаружить некоторую избыточную звонкость верхних нот, но эта особенность воспринимается лишь как несколько праздничное звучание. (Напомню, акустику мы всегда слушаем под углом 20 — 25 градусов к оси, если не сказано иного.) Благодаря достаточному количеству верхнего баса рояль воспринимается как самодостаточный и цельный инструмент. Рельеф бас-гитары передаётся очень натурально, атака избыточная. Женский вокал тёплый и детальный, хотя ощущается определённый акцент на свистящих звуках. В мужских голосах нажим на свистящие тоже присутствует, но интонации передаются очень аккуратно.
Но главная отличительная черта звучания этой акустики — не в тональной сфере, а в динамической. Микро- и макродинамика у Micro-Precision оказалась редкостной, перебор гитарных струн передаётся с исключительным драматизмом, а послезвучия барабанов чётко замирают в глубине сцены. В этом отношении Precision, действительно, налицо…
ИЗМЕРЕНИЯ Eton MGS 180
ИЗМЕРЕНИЯ Micro-Precision 7.16i
ХОД ТУРНИРА | |||
Участник | Eton MGS 180 | Исход боя | Micro-Precision 7.16i |
Номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт | 70 | — | — |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) | 92 — 22000 | > | 66 — 18000 |
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) | 89 | < > | 89 |
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % | 1,02 | > | 0,835 |
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % | 2,77 | > | 2,11 |
РЕЙТИНГ | |||
Участник | Eton MGS 180 | Преимущество | Micro-Precision 7.16i |
Конструкция | 9 | < > | 9 |
Частотная характеристика | 9 | < | 8 |
Чувствительность | 8 | < > | 8 |
Басовый потенциал | 7 | > | 8 |
Звук | 9 | < | 8 |
Итог | 42 | < | 41 |
СУДЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
Противники, надо отметить, очень и очень серьёзные, причём если про Eton уже многое знали и немало от него ожидали, то Micro-Precision выскочил аки чёрт из коробочки и впечатление произвёл изрядное. Не внешностью и понтами, выглядит он как раз обыденно, но сделан явно нестандартно мыслящими конструкторами, а некоторые характеристики звучания ставят его не в общий строй, а на шаг-два перед строем. По ряду технических характеристик, если посмотрите, Micro-Precision опередил соперника, однако мы пришли к выводу: Eton представляет собой более сбалансированную комбинацию достоинств, и ему присуждается победа в поединке. Формально проигравший в этом бою, однако, уступил победившему меньше некуда и подтвердил обоснованность выбора чемпионов.
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
|
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
|