КРАСАВЕЦ И ЧУДОВИЩА
Почти такой заголовок уже был, не надо мне напоминать. Но был по другому поводу. И вообще, мне разрешили, тем более что и тогда на приоритет никто не претендовал.
Я же про другое. Мы привыкли, что все (или почти все) технические ухищрения в автомобильном сабвуферостроении направлены на решение двух задач: обеспечить выживаемость головки при возможно более высокой (в идеале — при любой возможной) приложенной мощности и позволить ему выполнять свою задачу в как можно более компактном оформлении.
Первая задача выглядит наиболее логичной для сабвуфера, предназначенного для спортивных ристалищ, но по целому ряду технических причин в нашей отрасли именно эспиэльные монстры обладают не только наиболее совершенными конструкциями (для них это просто средство выживания), но и хорошими звуковыми задатками. Жёсткие диффузоры способствуют снижению искажений, повышенный ход диффузора означает и повышенную линейность при ограниченных амплитудах и так далее. Нет, никто не говорит, что такие сабвуферы безупречны, просто часто они оказываются очень неплохи для музыкальных целей.
Второе из приоритетных направлений как будто и нет смысла оспаривать, в машине лишнего места не бывает. Беда только, что решение как первой, так и второй задачи со всей определённостью накладывает ограничения на чувствительность головки. Получается так, что если головка допускает работу на чудовищной мощности, то, хочешь не хочешь, изрядную часть этого «чудовища» изволь ей предоставить.
Вопрос о качестве звучания на басах индустрией в последнее время ставится как-то неявно, исподволь и застенчиво. Отчасти для этого есть основания. Высшие гармоники (то есть продукты нелинейности) на среднем басе сабвуфер в немалой мере подавляет просто в силу ограниченности своего частотного диапазона. Скажем, третья гармоника от 80 до 240 Гц в мощном сабвуфере уже будет заметно подавлена. К «гармошкам» от низкого баса (40 — 50 Гц), как принято считать, человеческое ухо малочувствительно, к тому же у эспиэльного саба, рассчитанного на лютый ход диффузора, таких гармоник, как правило, немного. Отсюда следует естественный (вроде бы) вывод: к чему париться?
Однако сабвуферы богатырских пропорций небезупречны, как и было сказано. Есть ряд специфических искажений, присущих именно тяжело нагруженным головкам. Во-первых, так называемая динамическая компрессия: при нагреве катушки её омическое сопротивление растёт, в результате при том же напряжении уменьшается ток и, как следствие, падает звуковое давление. В лабораторных условиях, когда головка воспроизводит басовый тон непрерывно, звуковое давление начинает падать, мы это систематически видим при испытаниях. В условиях реальной эксплуатации на музыкальном сигнале это тоже сказывается на качестве звучания, просто обнаружить и оценить эффект труднее. Одно лекарство от этой «болезни» известно давно: четырёхдюймовые катушки нагреваются намного меньше, и при «нормальных» громкостях динамическая компрессия проявляется у них в меньшей мере. Значит, опять надо взять эспиэльный сабвуфер и ни о чём не беспокоиться?
А вот с этим что делать? С модуляцией магнитного поля в зазоре полем звуковой катушки? Через катушку течёт ток, согласны? (Если не согласны, давайте сюда сабвуферный усилитель, вам он не нужен, а мы найдём куда пристроить.) А если это большой ток, то создаваемое им магнитное поле может стать соизмеримым с полем, создаваемым магнитной системой, и тогда — прощай славная модель движения проводника в магнитном поле, искажение формы сигнала становится неизбежным.
Кстати, слышали, наверное, ортодоксальные аудиофилы прутся от древних головок с магнитами из сплава алнико? Это не от ностальгии (или не от неё одной), просто кривая намагничивания у алнико такая, что поле катушки на величину потока влияет намного слабее, так что не такие они уж и тёмные, ортодоксы-то… А вот для магнитов из феррита, и в особенности из неодима (на самом деле из сплава неодим-железо-бор), проблема модуляции вполне актуальна. И если в мидбасах высокого разбора не так уж редко принимаются конструктивные меры для ограничения упомянутого эффекта, то в сабвуферных головках этим, кажется, никто не занимался. До сих пор, по крайней мере.
Если пойти ещё дальше, то магнитное поле, воздействующее на катушку, можно трактовать как механический привод, связанный с диффузором посредством упругой связи; чем ниже чувствительность головки, тем меньше жёсткость упругой связи, тем, образно говоря, «пружина» мягче. Получается, что у головок с низкой чувствительностью точность «следования» диффузора за магнитным полем ниже, и у динамика, претендующего на высокую точность, чувствительность, должна быть по возможности высокой. И вот тут эспиэльным бас-машинам остаётся только курить табак.
А теперь можно вернуться к тому, с чего начинали: вся серия Thesis (ещё с тех пор, когда она была не серией, а усилителем HV venti) создавалась с целью обеспечения бескомпромиссного качества звука, — все остальные соображения рассматривались как второстепенные. Естественно, сабвуфер, при разработке которого во главу угла были поставлены те же соображения, просто не мог быть «как все».
То, что не «как все», трудно не заметить. Такого красавца индустрия ещё не видела, здесь к курению табака могут приступить самые претенциозные проекты прошлого. Серия Thesis следует своей внутренней логике не только в конструкции, материалах и технологиях. Логика и в безальтернативности компонентов серии. Мидбас saxo («А3» №9/2008) — вот он, единственный, мидрейндж voce — тоже один. Общий принцип: задача решается один раз и капитально. По этой же логике единственный сабвуфер Thesis basso имеет калибр 10 дюймов. Всё просто и логично: для музыки, даже для громкой музыки, 10 дюймов хватает, и не одно поколение автозвуковых чемпионов это уже доказало.
Красавец, договорились. Только в этом ли дело? При внимательном изучении Thesis basso приходится признать: всё, что у него сделано красиво, сделано не для красоты. Вот, скажем, диффузор. Elettromedia любит и умеет работать с самым акустически честным материалом — целлюлозой. Мы с вами знаем немало конструкций сабов, где используется длинноволокнистая целлюлоза, правда такие диффузоры получаются довольно тяжёлыми. Для сабвуфера basso (и других головок серии Thesis) материал диффузора был разработан сызнова. Он носит название X-Pulp, состав — известный, химиков к работе не привлекали, это целлюлоза и стекловолокно. А вот технологов — привлекали, в результате родился процесс отливки целлюлозного диффузора на армирующий слой из неупорядоченного стекловолокна.
От такого материала удалось получить достаточную жёсткость при гораздо более скромной массе плюс редчайшие характеристики внутреннего демпфирования. Прозрачный центральный колпачок (75 мм), конечно, имеет V-образную форму и изготовлен из поликарбоната (фирменное обозначение Polycrystal). Это красиво, но, как мы увидим позже — тоже для дела. «Корзина» сабвуфера basso может так называться только в силу отсутствия другого названия. Может, попробовать supporto del cono suono? Как-то больше похоже на высокую моду…
Предмет высокой моды — сборная конструкция, включающая в себя точёный корпус магнитной системы и литой диффузородержатель. Между собой эти две детали соединены восемью шпильками, которые закрыты нарядными «полутрубками». Если кто ещё не понял, о резонансах в такой конструкции говорить попросту не имеет смысла, а «нарядные» на самом деле ещё и аэродинамически безупречные.
Магнит у головки basso выглядит очень внушительно, только… это не магнит вовсе. Магнит представляет собой сравнительно компактную шайбу из упомянутого сплава Ne-Fe-B, а всё то, что мы видим (и ощущаем на вес) сразу под полированным внешним корпусом — это магнитопровод.
Через прозрачный центральный колпачок хорошо видны 8 наклонных отверстий в теле керна, это одно из самых ярких нововведений в конструкции динамических громкоговорителей за последние годы. При движении диффузора V-образный центральный элемент диффузора гонит воздух по радиальным каналам непосредственно к звуковой катушке и обеспечивает её охлаждение значительно эффективнее, чем центральный канал. Такая конструктивная хитрость, несомненно, повышает резервы головки по допустимой мощности, но, думаю, я вас убедил, что эта цель у авторов разработки не была приоритетной. Более важно то, что именно интенсивное охлаждение звуковой катушки позволяет стабилизировать её температуру и избежать той самой тепловой компрессии, о которой мы говорили раньше.
Через прозрачный центр диффузора видно серое кольцо с надписью «Thesis». Для красоты? Надпись — да, а кольцо — нет. Это — одно из двух (второго не видно, оно — в самом низу магнитной системы) кольцо Фарадея — короткозамкнутый виток в зазоре вблизи звуковой катушки, радикально снижающее эффект модуляции поля в зазоре током в звуковой катушке. 65-миллиметровая звуковая катушка намотана плоским проводом — он обеспечивает максимальное заполнение зазора проводником (обычно говорят «заполнение медью», но здесь провод алюминиевый). Диаметр осевого отверстия 22 мм — при 2,5-дюймовой звуковой катушке это даже довольно экономично, а главное — возможно: значительная доля воздухообмена проходит через восемь отверстий по периферии, напротив наклонных каналов обдува звуковой катушки.
Подвес тоже не «как у всех». Мы привыкли к тому, что сечение подвеса представляет собой полукруг или полуэллипс. Такие подвесы обеспечивают большой ход диффузора, и линейность «в малом» у них достаточно высокая. Но как только перемещение диффузора растёт, возвращающее усилие становится несимметричным, поскольку при движении в одну сторону профиль подвеса сгибается, в другую сторону — разгибается. Полную симметрию обеспечивает лишь плоский подвес (как в твитерах и некоторых среднечастотниках), но он не может обеспечить значительного смещения диффузора. Хороший компромисс представляет собой подвес с несколькими мелкими гофрами, будь у них полукруглое сечение (именно такой профиль у центрирующих шайб), или же ломаный профиль — как в данном случае. Красиво? Кто бы спорил. Работает ли? Проверим, пока отметим, что свою работу конструкторы сделали.
Контактные зажимы винтовые, трубчатого типа. В них надёжно зажимаются провода сечением до 10 квадратов (диаметр до 3,5 мм), а больше для звука и не надо, дальше идёт силовая арматура. А для TH 10 basso силовое — это не своё. Своё для него — звуковое…
- Номинальный импеданс, Ом 4
- Пиковая/непрерывная музыкальная мощность (по данным изготовителя), Вт 1000/500
- Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 89,3
- Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 – 100 Гц), дБ 1,8
- Средний КНИ (96 дБ, 50 – 125 Гц), % 1,06
- Нормированное акустическое усиление (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 2,5
- Нормированная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 91,8
- Условный объём оформления, л 20,5
Параметры Тиля — Смолла | Заявка | Факт |
Fs, Гц | 34 | 32,6 |
Vas, л | 49,0 | 50,3 |
Qts | 0,27 | 0,303 |
EBP, Гц | — | 98,8 |
Смотрим, что показали расчёты. Силовой фактор 12,7 Тл м — солидно, что уж там. Масса подвижной системы 72 г, что минимум процентов на 30 меньше типичного для сабвуферных головок такого калибра. Поэтому опорная чувствительность по меркам «наших» сабвуферных головок весьма достойная. Впрочем, и независимо от отрасли, честно, на 1 м и на 1 Вт, измеренные 89 дБ/Вт для «десятки» — это очень неплохо. Нелинейные искажения низкие по любому счёту, и, наверное, после всего того, что было сказано, это не должно удивлять. Что примечательно: даже на низких басах искажения нарастают довольно плавно — если выбрать диапазон 40 — 125 Гц, получим средний показатель КНИ 1,50% — такие цифры сделали бы честь даже «пятнашке». Значение EBP без малого 100, и по уже известным нам закономерностям головки с таким значением этого параметра должны обеспечить идеальную АЧХ в ЗЯ — это с одной стороны. С другой — акустическое усиление в ЗЯ будет отрицательным, величина его может составить от -1 до -2 дБ. В «фазике» на большое усиление рассчитывать тоже не следует, его величина может быть от 2,5 до 4,5 дБ, правда можно рассчитывать на «красивую» форму АЧХ и в этом оформлении. Немного забегая вперёд, скажу, что усиление действительно невысокое, но и при этом реальная чувствительность basso в салоне оказалась на высоте.
Ещё на тему корпоративного стиля: параметры головки в сопроводительных документах приведены самым исчерпывающим образом, включая её собственный объём, который надо учитывать при расчёте оформления (2,6 л, чтобы не забыть). Рекомендаций же не дано никаких, исходя из того, что кому без них труба, тому не время покупать basso, не дорос ещё.
Измеренные нами параметры по доброй традиции (только не знаем чьей, нашей или Elettromedia) оказались близки с точностью до поправок на температуру воздуха. И, исходя из этого, единственного, в сущности, набора параметров, мы заключили следующее: минимальный объём ЗЯ, в котором неравномерность АЧХ в зачётной полосе частот не превышает 2 дБ, составляет 14 л. Объективности ради скажем: это не рекордное значение, многие современные «десятки» живут и в 10 л. Объективности же ради скажем и другое: конструкторы задачу побить рекорд компактности и не ставили, мы уже говорили. Оптимальный с точки зрения частотного баланса ЗЯ выходит около 20 л, здесь неравномерность не превышает… 0,5 дБ. Отрицательное акустическое усиление при этом будет составлять от -2,2 до -1,2 дБ.
Если непременно надо, чтобы акустическое усиление было положительным, можно взять ФИ объёмом 30 л с настройкой на 33 Гц. Он получится великоват для 10-дюймовой головки, что уже можно было ожидать, но АЧХ славная и без ненужного сдвига в инфразвук.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Сабвуфер 25 см
- КТО
- Audison TH10 basso
- ПОЧЕМ
- 39780 руб.*
- *975 евро по курсу ЦБ на момент сдачи номера.
- ЭТО — ПЛЮС
- Низкие нелинейные искажения
- Серьёзная чувствительность в любом оформлении
- Идеальная АЧХ в ЗЯ
- ЭТО — МИНУС
- Требует сообразного своим достоинствам объёма ящика
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Красавец, в любом смысле
- РЕЙТИНГ
- Конструкция и исполнение 10
- Форма АЧХ в салоне 9
- Реальная чувствительность 9
- Искажения 9
- Компактность оформления 7
- Итог 44