Дмитрий КРИВОГУЗОВ* (a.k.a. Wrangler_tt), Москва
* С благодарностью Сергею (а.к.а. Sergant D), Донецк, за дистанционное лечение и моральную поддержку.
НЕ ВЫЗВАЛИ…
«Скорую не вызывать» — так называлась первая статься про эту машину в «АЗ» №7/2007. Вот послушались, не вызвали, а теперь…
- Тип системы: аудио + видео
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Clarion HX-D2, VCZ-628
- Монитор: Alpine TME-M680
- Усилители: PowerAmper QA60X, PA150, Focal FP 1.800
- Акустика: ScanSpeak 6000, Focal Utopia 3W2, Genesis ABS 18.01
- Сабвуферы: Peerless XXLS 10
Теперь уже поздно, человека не спасти. Окончательный вердикт врачей: «Тяжелая форма аудиофилии». А так хотелось ещё пожить нормальной жизнью, просто музычку послушать, мр3 и многочисленные (но малообразные) ФМ-станции… Не судьба, значит.
В анамнезе звучали не очень обнадеживающие слова: ситуация тяжелая, неоперабельная. Рекомендации: оставить пациента в покое и тотальной тишине. Для сохранения душевного спокойствия периодически давать подержать в руках динамик, пусть даже беспробудно китайский, и кусочек провода. При обострении дать в руки усилитель. Самый простой. Стоваттный. Но обязательно с надписью на спине: «1,5 кВт на канал». На случай приступа иметь наготове альбом с фотографиями инсталляций и журнал «АЗ» — это успокаивает пациента.
Так вот. После той статьи надо было все-таки «вызвать скорую». Хотя вряд ли помогло бы, на момент публикации предыдущего диагноза… простите, статьи, в машине (и голове) уже произошли необратимые изменения.
В течение соревновательного сезона 2007 манипуляции с машиной носили суетливый и сумбурный характер. В частности, ВЧ-динамики Morel Supremo переехали из дальних углов торпедо на стойки, вернее, попытались переехать. Причина — судейские требования по сохранению обзора в автомобиле. Но, к сожалению, и на стойках эти «блюдца» ситуацию не улучшили, и тогда на смену им пришли Supremo Piccolo, существенно меньшего размера.
Однако получить желаемый звук я так и не смог: не зиграли они у меня. Совсем. Никак. Ни при каких обстоятельствах. Ну а эксперименты с настройками в разгар сезона тоже ничего хорошего не принесли, результаты оказались «ни о чём»: не первый, не последний… И хотя в планах была инсталляция звука в другую машину, явно и очевидно требующую этого, по окончании сезона не давали покоя ироничные слова некоторых товарищей по палате: «Что, ТТ так и не зазвучит? Не можешь? Или как?»
И вот тут спортивная злость (или болезнь?) окончательно взяла верх, и я твердо решил — буду делать. Зимой. К открытию. Назло всему. На радость ему же. Терапия всё одно не помогала.
Изменения не коснулись только головного устройства и сабвуферного звена. В роли ГУ остался всё тот же Clarion HX-D2 — очень не хотелось отдельного процессора, ну категорически не хотелось. Но так же, как и раньше, хотелось иметь возможность управлять поканально тремя полосами фронта и сабвуфером непосредственно с ГУ. Сабвуферы — прежние, неоднократно проверенные и, на мой (и далеко не только мой) взгляд, до сих пор остающиеся лучшими из существующих в реальном мире — два Peerless XXLS 10. Остался на рабочем месте и сабвуферный моноблок Focal FP 1.800, это то, что я не считал узким местом в системе.
Все остальное подлежало однозначной замене и модернизации, в том числе и интерьер. Как глубоко инфицированному, мне уж очень нравится звук старых усилителей PowerAmper, ничего не могу с собой поделать. Но чего-то не хватало в установленных двух QA450X. В частности, не устраивала работа четырёхканальника мостом на мидбас: вроде бы есть всё, но должно быть как-то не так… Решил попробовать усилители выше классом, вдруг поможет. И помогло! Не мне, правда, но система заиграла на порядок лучше!
Сначала сменил усилитель на СЧ-ВЧ — установил PowerAmper QA60X (4 х 30 Вт). На мидбас в пару просто напросился (естественно, после многочисленных и пристрастных прослушек, мне попадались какие то «разные») двухканальный усилитель PowerAmper PA150 (2 х 75). Окончательное прослушивание показало исключительно положительные изменения. Вот, ещё один шаг к выздоровлению. Или от него… Остался фронт.
Тут мысли были, но какие-то не до конца оформившиеся… А какие они ещё бывают у не совсем нормальных людей? Сами, поди, знаете… Одно было ясно: купольных СЧ в машине больше не будет — только диффузорные. И никаких инсталляций в двери — только в торпедо.
Изучение возможности установки в торпедо не порадовало: даже при переделке воздуховода СЧ-головка могла быть максимум сантиметров восемь общим диаметром, с небольшим магнитом и способная работать в открытом пространстве или ПАС. Объём сделать, не распиливая половину машины на мелкие составляющие, показалось довольно затруднительным.
Выбор пал на Focal 3W2, после основательной прослушки в домашних условиях и в условиях, максимально приближенных к реальным они показались наиболее подходящими для моих задач. В итоге они и остались жить и играть в предложенных обстоятельствах:
— на маленьких подиумах (которые я несколько раз переделывал, подбирая угол и направленность);
— не закрывая обзор (что настоятельно требовали врачи… простите, судьи);
— в оформлении ПАС.
Последнее — очень удивительно, исходя из параметров головок, и частично противоречит как рекомендациям производителя, так и опыту счастливых пользователей. Однако ни то ни другое, на практике (в моём случае) оказалось совершенно неприменимым.
А вот подобрать ВЧ оказалось намного сложнее: они либо хорошие, но уж очень большие, либо по габаритам вменяемые (беспроблемно инсталлируемые), но со звуком в большинстве случаев беда полная. В общем, прослушав всё мне доступное и досягаемое, в итоге пришел к тем, с которых и начинал — ScanSpeak 6000.
Теперь осталось определиться с мидбасами. Вернее — басами, с серединкой уже всё сложилось. По-простому мы не можем: долго искал именно то, чего насмерть не было в продаже — Genesis ABS 18.01. Услышанные мной в нескольких системах, они обладали, на мой взгляд, великолепным сочетанием звука и акустических параметров. Чудом приобрел их, а одновременно с ними — новые проблемы. В дверных картах были установлены «агрегатные» подиумы под мидбас и купольная «серединка» с доворотом, а теперь требовался одиночный подиум, аккуратный и строгий. Вообще без доворота. Старые обшивки двери этого уже не позволяли: многочисленные лабораторные и студийные опыты привели их в безвозвратное состояние. Выручил знакомый из «Ауди ТТ клуба». Он только начинает болеть автозвуком и согласился поменять свои нетронутые рукой человека дверные обшивки, установив себе мои. Обмен прошел при обоюдном непротивлении и с явным интересом сторон. А в нашем мире появился ещё один инфицированный: ему практически сразу установили в эти подиумы приличные (по меркам вступающего в жизнь, естественно) динамики, и человек запал. Точнее — пропал…
С защитными грилями, которых для 18.01 не было, опять помогли знакомые: подарили решетки от Alpine Z-18, которые с минимальной переделкой подходят. Вообще я заметил одну немаловажную вещь: чем больше и дольше болеешь автозвуком, тем больше знакомых среди таких же откровенно больных готовы ради брата-аудиофила расстаться с последней рубахой (ну, или больничным халатом, на худой конец), и все проблемы решаются гораздо быстрее. Я и сам, когда это в моих силах, стараюсь помогать знакомым и друзьям.
К делу, однако. С проводкой разобрался оперативно и решительно: провода, входившие в прошлую систему, были вынуты оттуда и забыты. Взамен них куплены, нарезаны и отслушаны новые, и после примерки уже дома готовые жгуты распаяны, подписаны и оформлены по всем правилам сумасшедшего дома… в смысле соревнований — защита, заделка, ну и т.д.
Плюс ко всему в машине появились дополнительные устройства: очень долго выяснял, сможет ли Clarion HX-D2 принимать сигнал по оптическому кабелю аудио/видеочейнджера Clarion VCZ-628, а также управлять им. Выяснилось, что вроде бы может, но никто не помнил марку оптики. Нашел, казалось, подходящее. Купил. Попал. Потом ещё раз купил. И ещё раз… В общем, пока не нашел то что надо.
Ура, звук есть! А где же видео? Ну что ж ты будешь делать? Видео. Дожили… Всегда очень нравилась цветопередача и качество мониторов Alpine, так что решил приобрести что-нибудь из продукции именно этого производителя. Установить было решено вместо штатной пепельницы, перенеся прикуриватель за монитор: гнездо-то ни в чём не виновато, оно пользу организму приносит — телефон зарядить или еще что… А курить вредно. И вот я с монитором в 7,5 дюйма и сигаретой в зубах (пока не в машине), безмерно счастливый прихожу в гараж… Ой! А машинка-то совсем маленькая, я и забыл… И то, что мне мысленно подсказывало уверенным тоном: «Влезет!», теперь саркастически выдохнуло: «Не влезло…»
Пришлось включать логику и рациональный подход: все промерить и — в новый поиск. Поиск дал такой результат: у Alpine есть только одна модель поменьше, TME — M680, предназначенная для установки в подголовник. Но зато со своим блоком коммутации на 3 входа. От радости взял аж два… Куда второй — еще не придумал, брал на нервной почве. Зато первый замечательно влез на задуманное место, и это главное. Раз есть монитор и свободные входы, почему не поставить камеру заднего обзора? Поставил, остался еще вход. Теперь подумываю о навигации…
Предварительный итог: полноценная звуковая система 5.1 не получилась (да и не задумывалась), но на стоянке посмотреть концерт со стереозвуком — всегда пожалуйста!
Для контроля напряжения купил вольтметр Stinger, который, будучи разобран до кишочков, установлен в один из плафонов освещения. Вообще-то вольтметров в системе уже хватало: и на клемме под капотом, и на конденсаторе. А тут получился прям под носом, а благодаря подстроечному резистору он всегда показывает напряжение на клеммах аккумулятора, с компенсацией потерь. Включается — при открывании зеркала в солнцезащитном козырьке.
И вот, весь такой в себе уверенный, перед открытием соревнований заявил я машину в более высокий класс. Выступил отлично, но с замечаниями: недостаточно жесткое крепление мидбасов, твитеров, ну и много чего по мелочи… Любят эти док… э-э-э… судьи всякие мелочи, работа у них такая. А впереди были следующие этапы — Питер, Кубок Балтии… Срочная разборка, под мидбас — прокладки из 5-миллиметровой стали, рамка на ГУ — «из того же материала», твитеры намертво прикручены к кузову. В результате: инсталляция — почти на «отлично», претензий медперсонала — минимум!
Логическое завершение сезона, когда можно подвести определенные итоги: год прошел продуктивно, и даже очень. Все этапы стали призовыми, даже без третьих мест, вот только проблемы личного характера, к моему же огромному сожалению, помешали выступить в Финале ЕММА. Зато с удовольствием выступил в Финале IASCA, и также на «хорошо». К Финалу настрой стал таким мажорным, что заменил бессменную накладку номерным знаком (раньше она была «скептической» — всё равно ничего не получится»). А теперь — глубокий позитив и прямая цитата из Президента ЕММА Россия. Помогло, как считаете?
АКУСТИКА, изготовление (фото)
Подготовка стальной рамки ГУ
Прикуриватель — вещь полезная, а курить надо бросать
Готовые акустические провода «ручной работы»
Заготовка подиума монитора
Начало изготовления монтажной панели: примерка усилителей
Сабвуфер и его защита
Законченная монтажная панель: всё закреплено, защищено и промаркировано
Примерка фальшпанели с отверстиями под вентиляторы охлаждения
Не единственный, но самый нужный вольтметр в системе за стеклом потолочного плафона
Готовая вещь и её оценка судьями. Может, номер помог?
Раньше было так. Тоже неплохо, но, как выяснилось, позитива не хватало