Студия: «Остров звука», г. Киев. Авторы проекта: Алексей ЯВОРСКИЙ, Геннадий ЗАХАРЕНКО
НОВЫЕ ЗАПОРОЖЦЫ
Нет-нет, это не новая модель, что было, то было, и незачем прошлое ворошить. Кавычек вокруг слова «Запорожцы» нет, видите?
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуферы (SQ/SPL)
- Источник: Pioneer DEX-Р90RS
- Процессор: Pioneer DEQ-P90
- Усилители: Sinfony Amplitude 90.2, Shadow SPX, Steg MS 1500
- Акустика: AD MM6, MM4, MM1
- Сабвуферы: Kicker Solobarik 12L7 (SQ), S15L7 (SPL)
Это, значит, в другом смысле. Как у вас «новые русские». А у нас — «новые украинцы». Хотя, если уж совсем дотошно подойти, то можно кавычки и поставить: Lanos здесь, на Украине (пишу нарочно по-вашему, «на», а не «в»), можно встретить под тремя именами: Daewoo, Chevrolet и… ЗАЗ. По месту сборки, так сказать…
У нас этот автомобиль считается отечественным, а является (а не только считается) — одним из самых популярных. Как в России — Logan, схема-то та же самая. Lanos стал выбором делового человека, которому нужна машина на каждый день, — таксиста, студента, торгового агента. Да мало ли еще кого. Всех, кто выбирает проверенное временем качество при доступной цене. Выбрал это и Алексей.
Да, пора представить наших героев. Алексей (владелец «Ланоса») любит музыку в автомобиле независимо от его марки. Машин разных моделей у него было много, и в каждой ставился звук. Начинал он череду таких проектов и проектиков ещё первоклашкой с монопроигрывателя «Юность-311». Геннадий (второй герой) до этого проекта уже лет семь занимался аудиотворчеством. В автозвук пришел, как многие, из «домашки». Делал колонки для себя, для брата, для знакомых. Однажды с помощью отвертки и молотка сделал брату сабвуфер. Кто надо услышал, как он работает, и предложил помогать в установочной студии. Заходил через день, потом чаще, чаще, и наконец это занятие стало способом существования.
По выражению Алексея, философия этого проекта — «удовольствие от прослушивания музыки и от самой машины, которая своим видом радует хозяина». Под такую концепцию просилась аудиосистема со звуком высокого качества. И ее решили воплотить в реальность.
Вы думаете, амбиции владельца этим были удовлетворены? Как бы не так! Даром что киевляне, соавторы проекта решили и письмецо султану набросать. Сразу же подразумевалось, что у проекта будет и SPL-измерение, причем Алексея интересовал прежде всего соревновательный момент (не просто «сносить крышу», а по правилам). В его понимании SPL — это шоу, удовлетворение от победы, движение и развитие. Ну а SQ, по его выражению, «это радость для ушей на каждый день».
Итак, с концепцией определились: качественный звук «для души» каждый день и SPL на соревновательной площадке. Головное устройство — CD-ресивер Pioneer DEX-Р90RS, который работает в связке с процессором Pioneer DEQ-P90. Тандем очень известный и уважаемый, недаром эту «голову» называют «выбором чемпионов».
Задача построения бескомпромиссного трёхполосного фронта с поканальным усилением вытекала из стратегической задачи — максимально возможное качество звука. Построили его на продуктах AD: мидбасы — ММ6, мидрейнджи — ММ4, твитеры — ММ1. Усилители марки Sinfony обеспечивают динамики музыкальным материалом. Брэнд не нуждается в рекомендациях, а наши герои выбрали эти аппараты потому, что очень понравилось, как они звучат. Чтобы получить максимум стереообраза, два двухканальных усилителя Amplitude 90.2, подающие сигналы на среднечастотники и пищалки, включены по схеме «левый/правый», то есть по усилителю на стереоканал, а не на группу полосных излучателей. Мидбасами же занялся отдельный двухканальный Sinfoni Shadow SPX.
СЧ и ВЧ-головки смонтированы максимально близко друг к другу
При шумоизоляции передних дверей были проблемы. Внутренние объемы их насыщены различными механизмами, оборудованием, тягами. Поэтому изолировать капитально двери оказалось очень непросто. Интересное решение нашли инсталляторы с картами передних дверей. Их (вернее, большую их часть) изготовили заново, так что карты стали подиумами для мидбасов. Материалы — дерево и композиты. Инсталляция НЧ-головок — не классический вариант. Карта выполнена как фронтальная часть домашней колонки — максимально жесткой, не считаясь с весом. Она надежно закреплена по периметру на металле двери. Работают динамики на объемы передних дверей, впрочем, установщики пришли к выводу, что двери всё же великоваты для этих головок, поэтому уже задумана переделка — для мидбасов решили изготовить «выделенные» корпуса.
Мидрейнджи установили в уголках торпедо. Там же на общих со среднечастотниками подиумах, выполненных из композита, и как можно ближе друг к другу смонтировали и твитеры. Среднечастотники работают на «подторпедное» пространство, но для них тоже уже задуманы и разработаны объемы. ВЧ-динамики излучают частично на отражение от стекла. При их инсталляции старались по возможности (насколько позволяют жесткие правила соревновательных организаций) направить излучение в салон.
SQ и SPL-сабвуферы — «солобарики» Kicker. Алексей может слушать любую музыку, но предпочитает все-таки рок, а, по его мнению, этот жанр лучше всего поддерживают именно продукты Kicker. SQ-cабвуфер, 12-дюймовый12L7, оформили в закрытый ящик объемом около 25 л, изготовленный из многослойной фанеры толщиной 25 мм. Для SPL сначала выбрали тоже 12-дюймовый динамик, но убедились, что этого мало, и использовали 15-дюймовый S15L7, а сейчас «в дороге» уже 18-дюймовый драйвер. Акустическое оформление этой сабвуферной головки — фазоинвертор, порт которого перестраивается с помощью специальных пластин. Корпус выполнен из такой же фанеры и усилен. Что у него внутри, кроме динамика, бог ведает. Это «ноу-хау» инсталляторов, своего рода «чёрный ящик» (он и в самом деле выкрашен в чёрный цвет, здесь у нас единство формы и содержания). «Чёрный ящик» устанавливают на заднее сиденье перед соревнованиями, уменьшая пассажировместимость ЗАЗ Lanos с пяти персон до двух.
P90: выбор чемпионов остаётся в силе
Головное устройство поставили на штатное место, процессор — в багажнике, рядом с усилителями, используя «домашнюю» технологию аппаратурной стойки, которую тоже изготовили из многослойной фанеры. Ее установили на герметик и закрепили на кузове с помощью уголков и саморезов. В полке размещены усилители и процессор, длина соединительных кабелей минимальна.
Монтаж проводов и кабелей выполнен отдельно от штатной проводки по правилам соревновательных организаций. От штатного «плюса» запитано только головное устройство. Питание подается отдельно на усилитель сабвуферного звена и усилители фронта. Сабвуферный усилитель поддерживает буферный конденсатор емкостью 2 Ф.
Салон тотально перетянули алькантарой. За исключением рабочих поверхностей подушек и спинок сидений, которые перешили автотекстилем. Цветовое решение интерьера выбрано не агрессивным, а смягченным, спокойным. Владелец не считает свою машину спортивной, по его мнению, она «живая». Новый интерьер перекликается с цветом машины — это сочетание зеленого и серого. Строчка всюду — «комплементарная»: зеленая по серому и серая по зеленому.
Все сиденья — не «родные», так же как руль и рычаг КПП. Сиденья — от Nissan SX 200, руль — марки Victor. Коробка передач тоже сборная. В рычаг КПП внедрили кнопку звукового сигнала, убрав клаксон с руля. Это стиль вождения владельца — правая рука неизменно на рычаге КПП. По его мнению, при этом не теряются драгоценные доли секунды при подаче сигнала. Логика такая. При опасности притормаживаешь, включаешь пониженную передачу и большим пальцем правой руки подаешь звуковой сигнал. Ну, типа, как гашетка управления огнем в истребителе. Под правой рукой (на центральной консоли) разместили и кнопки управления стеклоподъемниками передних дверей. В итоге в движении левая рука — на «баранке», а правая производит необходимые манипуляции, водитель не отвлекается от дороги.
Вот такой получился автомобиль. На каждый день в нем — аудиосистема, построенная в соответствии с представлениями об автозвуке авторов проекта. А на соревнованиях по SPL салон по-хозяйски занимает «черный ящик», построенный в расчете на другую философию — побеждать в звуковом давлении! Результаты — налицо. Первое место в соревнованиях по звуковому давлению в классе «ESPL Мастер» на финале чемпионата ЕММА Украина, а в соревнованиях по качеству звука — «серебро» в классе «Любитель» и «бронза» в категории «Мастер». На Еврофинале в Австрии в бескомпромиссной борьбе с лучшими спортсменами континента Lanos стал восьмым в классе «ESPL Мастер».
Известно, что автомобильный звук отличается от классического домашнего. Авторы проекта решили попробовать приблизиться к этой категории и поставить звук, не заточенный под автомобиль, а построенный по канонам домашних систем. Надо сказать, что удалось это им не на все 100%. Остается поле для деятельности, есть куда двигаться, над чем работать. Система развивается, совершенствуется. По мнению инсталляторов, сегодня есть проблема с мидбасами. При работающем на объем двери НЧ-динамике «сшить» его с сабвуфером практически нереально — есть провал в звуковом поле. Поэтому корпусные мидбасы — следующий этап. Установщики считают, что еще один большой плюс этого проекта в том, что он помог собрать команду. Если раньше это были любители, живущие и работающие сами по себе, то сейчас, по завершении работ, действительно, есть команда. Может, так и назвать, «Новые запорожцы»?
Основа «акустической двери» — её внутренняя обивка, предельно жёсткая и довольно тяжёлая
Выход для басов в салон аккуратно оформлен фланцами, на манер фазоинверторных
Эмблема на машине не принадлежит ни одному из трёх её законных брэндов
Под стать жёсткости обивки и крепление мидбаса
В SPL-поединках всю заднюю часть салона занимает «чёрный ящик»
Усилители, процессор и походную фонотеку разместили «как дома»
Музыкальный сабвуфер — 12-дюймовый «Солобарик» в закрытом ящике
SQ
Итак, послушаем, что получилось у инсталляторов. Все семь барабанов «АудиоДоктора» на своих местах, по ширине сцена виртуально воспринимается выходящей из салона. По мнению установщиков, в «Ланосе» трудно построить широкую звуковую сцену — таковы особенности салона. В нем лучше получается ее глубина, и в этой машине сцена уверенно уходит за нижнюю кромку лобового стекла. Лучшие условия при прослушивания — при максимально отодвинутых назад передних сиденьях.
12-дюймовый «Солобарик» дает плотный, убедительный бас. О драйве относительно сабвуфера говорить трудно, драйв больше зависит от мидбасов, чем от саба, который по быстроте и напору должен просто поспевать за мидбасом. Здесь поспевает и звучит вполне в оркестре. Очень хорошо проработана середина, спасибо за это мидрейнджам. Система успешно справляется с разными музыкальными жанрами, мы испытали её на джазе, роке, блюзе и хэви-метале и ни разу не были разочарованы.