МЫТЬЁ et КАТАНЬЕ
Загляните ради смеха в какую-нибудь книжку про крылатые выражения, найдите это и непременно удивитесь. Когда закончите удивляться, возвращайтесь, здесь у нас тоже есть чему подивиться.
Тем, кто поленился заглянуть или для кого мои скромные труды интересней изысканий профессора Ашукина Н.С.* (польщён, польщён, спасибо…), сообщу: ни профессор, ни его ученики так и не пришли к единому мнению, откуда взялось устойчивое выражение «не мытьём, так катаньем», хотя смысл его понятен и недоучившимся до профессорского звания. У нас эта формула выведена в заголовок, поскольку наиболее точно отражает технологию проведенного теста. А французский союз — для настроения.
* Крылатые слова: Н.С. Ашукин, 332,[1] с. ил. 20 см, М. Гранд ФАИР-пресс 1999.
Вначале предполагалось, всё будет по привычной схеме одиночного тестирования, предусмотренной для рубрики «На ковёр!». Но оказалось, что одним мытьём эту акустику не возьмёшь, «мытьё» выявило некоторые сюрпризы, пришлось дополнительно провести сеанс «катанья», что бы это ни означало, по мнению уважаемого профессора. Впрочем, обо всём — по порядку. Порядок требует для начала знакомства с анатомией новой модели акустики Focal.
То, что она новая, намётанному глазу видно сразу. Как и то, впрочем, что Focal. О принадлежности к фамилии громче всего говорят ослепительно-кевларовые диффузоры, знакомая по прежним моделям эксклюзивная металлообработка литых корзин и магнитопроводов, наконец — вогнутый купол пищалки. Едва ли не громче о том, что новая, заявляют не имеющая прецедента в модельном ряду фирмы диффузорная среднечастотная головка самого аудиофильского калибра 8 см и кевларовый, а не металлический, как было испокон веку, купол пищалки. Теперь — персонально.
У басового динамика прямо-таки сабвуферный магнит габаритами 120 х 22 мм. Диаметр звуковой катушки соответствующий — согласно фирменной спецификации, это 40 мм. Не американские 38, которые на деле — полтора дюйма, а настоящие, метрические 40. Ровно одна миллиардная длины парижского меридиана, не верите — можете сами померить и то и другое и поделить. Лучше поверьте: французы имеют больше прав, чем кто-либо ещё, стать первопроходцами путей отхода от дюймовых мер в акустике. В корпусе, как вы можете заметить, предусмотрены окошки для вентиляции катушки. Словом, понятно, что резерв мощности здесь совершенно нешуточный, хотя, наверное, столь же понятно, что владельца акустики такого класса не этот вопрос должен занимать в первую очередь. Кстати, при ширине подвеса 14 мм у басовой головки и ход диффузора должен быть более чем серьёзный. Осевое отверстие не очень широкое, диаметр 10 мм нам встречался и в головках с меньшими катушками. Диффузор смотрит на своего владельца кевларом, но характер у него не такой прямолинейный, фирменная композиция CMKV — это когда между слоями ткани из арамида и стекловолокна помещён вспененный полимер. Материал получился достаточно лёгким (благодаря использованию пены) и на редкость жёстким (за счёт большой толщины, а ещё больше — оптимального распределения по этой толщине удельной жёсткости). А вот колпачок (48 мм), наоборот, мягкий. Литой корпус баса в целом достаточно заглушён. Помнится, в каком-то из материалов я написал, что в корпусе шесть спиц, тогда один читатель меня поправил («уважаемый автор, как вы могли?»), теперь пересчитываю по нескольку раз. Сегодня я в форме: всяко получалось пять. И в басовой, и в среднечастотной головке. Пять, точно…
Уплотнительного кольца на внешнем ободе, как обычно, нет, однако мягкие колечки входят в комплект поставки. Рамка решётки отлита из магниевого сплава и при необходимости может обеспечить дополнительный барьер на пути акустического короткого замыкания (хотя, как я понимаю, у неквалифицированного установочного персонала и акустики Focal K2 Power мало шансов на встречу). Провода к катушке мидбаса (как и среднечастотника) подведены по второму способу и зафиксированы на внешней стороне конуса.
Памятуя о некоторой условности типоразмеров головок (которая лишь возрастает по мере уменьшения самих размеров), я бы определил калибр среднечастотника как 85 мм. Диффузор головки изготовлен из того же материала, что и диффузор мидбаса (но не такой же толщины, разумеется), а в центр его помещено фазовыравнивающее тело из алюминия. Подвес тканевый (5,5 мм) — большой ход диффузора здесь не требуется, а стабильность у ткани в общем случае выше, чем у резины.
Корпус тоже литой, и при таких его размерах говорить о каких-то следах звонкости не приходится. Винтовые зажимы надёжно фиксируют кабель, если он не очень тонкий. Неодимовый магнит находится внутри звуковой катушки. Литая рамка решётки тоже обеспечивает дополнительное уплотнение с опорой, для «серединки» это качество уже более существенно.
Пищалки похожи на классику марки только геометрией излучающей мембраны. Диаметр обращённого купола — те же 26 мм, но это уже не титановая фольга и не алюминиево-магниевая, а жёсткая кевларовая ткань. Именно по причине жёсткости подвес не является продолжением мембраны, а представляет собой самостоятельную деталь из вспененного полимера. Фазовыравнивающее тело — конус овального сечения. Литой корпус предназначен для монтажа пищалок «в тело». В комплекте предусмотрена пара «обтекателей», очень похожие корпуса иногда встречаются в домашней акустике — в них ось излучения пищалок направлена под небольшим углом (30 градусов) к поверхности опоры. Такие «фары» пригодятся при установке пищалок на панель приборов. Есть ещё пара почти уникальных принадлежностей (я по крайней мере в нашей технике что-то подобное встречал лишь однажды). Это пара корпусов, в которые монтируются и «серединки», и пищалки, благо первые почти так же компактны, как и вторые. В таких корпусах можно будет с минимальными хлопотами смонтировать эти головки в облюбованном месте, на торпедо или на стойке — теперь на многих машинах стойки в руку толщиной.
Кроссовер по качеству исполнения не уступает остальным компонентам. Из четырёх весьма представительных катушек две снабжены железными сердечниками. Два конденсатора из семи плёночные. Из этих семи два используются для изменения частоты среза двух «нижних» фильтров (фильтра НЧ канала Low и фильтра ВЧ канала Mid), остаются ещё пять. Один из них предположительно задействован в цепи Цобеля среднечастотника, и в качестве рабочей гипотезы примем такую формулу фильтра: II + (II + II(Zobel)) + II. Почему «предположительно»? А дело в том, что срисовать схему в данном случае оказалось затруднительно из-за присутствия многочисленных связанных между собой переключателей. Переключателей пять, четыре из них — на три положения: частота среза фильтра НЧ басовика, частота среза фильтра ВЧ среднечастотника, уровень СЧ и уровень ВЧ. Единственный переключатель на два положения — включение высокочастотной коррекции (Contour) пищалки. Жаль (как оказалось после завершения и мытья, и катанья — особенно жаль), что в конструкции кроссовера не предусмотрено подключение входа фильтров каналов Low, а также Mid/High к разным усилителям (би-ампинг).
Даже страшно подумать, сколько времени пришлось бы потратить на прослушивание этой акустики, не используя в качестве отправной точки результаты измерений — переключатели обеспечивают 162 варианта установок. То же самое, наверное, будет сделано и при реальной инсталляции — система такого уровня почти наверняка будет настраиваться с использованием анализатора спектра (RTA). Итак, в нашем варианте три переключателя изначально зафиксированы. Частота среза фильтра НЧ канала Low — на минимум (переключатель в положении 1). Частота среза фильтра ВЧ, а также уровень канала Mid — на максимум (положение 1). Осталось всего-то два переключателя.
Исходное положение: Contour включён, аттенюатор пищалки на максимум (там и там положение 1). Верх в избытке, с этим сразу всё ясно. Сложнее оказалось выбрать между двумя вариантами: Contour на 2, аттенюатор на 1 и Contour на 1, аттенюатор в положении 2. В первом, в итоге предпочтённом нами, варианте верх острее, но и детальнее. На этом подготовительную часть считаем законченной, можно и музыку послушать.
Динамика барабанов оказалась примечательной. С одной стороны, они немного замедлены, но в совокупности с медными ударными, действительно, образуют звучание ударной установки, а не его вольное переложение, как бывает чаще всего. Барабаны воспринимаются немного больше своих естественных размеров, такова авторская манера подачи материала ансамблем KRX3. Удар бубна слегка сглажен. Тарелки ясные и чёткие, у них с ударной стадией всё в порядке. Бас-гитара не очень глубокая, и атака прорабатывается не до конца. Низкие ноты мужских голосов иногда проявляют некоторую самостоятельность, однако голоса чётко артикулированы. Интонации могут показаться нарочитыми, но уж никто не скажет, что они передаются не полностью. Женский вокал звучит немного камерно, и при этом его приятно слушать, здесь нет и следа схематичности или даже недостаточного внимания к деталям. Скрипки сильные, звучные и довольно подвижные. Флейты плавные и очень музыкальные, кажется, такие я слышал в детстве в спектакле «Петя и волк». С саксофоном у этой акустики полное взаимопонимание, что, в общем-то, естественно: хотя тот и был изобретён в Бельгии, но преподавал д-р Сакс не где-нибудь, а в парижской консерватории.
- Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 200/100
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 105 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 91
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,15
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,52
Параметры Тиля — Смолла | НЧ | СЧ | ВЧ |
Частота собственного резонанса Fs, Гц | 65,2 | 249 | 2236 |
Эквивалентный объём Vas, л | 10,9 | 0,232 | — |
Полная добротность Qts | 0,435 | 0,778 | — |
С помощью могучего магнита басовой головки даже при крупной звуковой катушке удалось обеспечить силовой фактор 6,58 Тл м. Только у сабвуферов этот показатель бывает выше, но и масса «подвижки» там больше на порядок, а здесь всего-то 13 г. Соответственно, и чувствительность НЧ-головки 90 дБ, дай бог каждому. Чувствительность «серединки» несколько ниже (что ожидаемо, впрочем), её расчётное значение 88 дБ. С участием пищалки общая чувствительность системы оказалась на высоте, но некоторая рассогласованность отдачи на НЧ и СЧ подтолкнули нас потом к переходу от «мытья» к «катанью». Уровень КНИ на 250 — 500 Гц немного повышен — очевидно, для «серединки» это достаточно низкие частоты.
По форме графика импеданса ВЧ головки мы можем увидеть, что магнитная жидкость в зазоре не используется — похоже, такая особенность конструкции нынче стала правилом хорошего тона для пищалок высокого разбора. Резонанс СЧ-головки пришёлся почти на 250 Гц, в объёме нашего испытательного ящика (3 л) резонанс почти не изменился (8 Гц не в счёт).
Но вот теперь — внимательно. Если импеданс отдельных компонентов не вызывает удивления — классические 4 Ом для НЧ и СЧ-головок, традиционные для Focal 6 Ом — для пищалки, то характеристика системы в целом при подключении головок через кроссовер оказалась необычной: на частотах от 120 до 550 Гц полное сопротивление менее 2 Ом (минимальное значение 1,8 Ом), к тому же резко возрастает добротность и падает частота резонанса басовой головки. Что в кроссовере ответственно за такие необычные характеристики, признаюсь, нам неведомо, но именно это впоследствии побудило к дополнительным опытам. Кстати, отмеченная при прослушивании расплывчатость образов барабанов могла возникнуть как следствие неуверенной работы усилителя — у рабочих барабанов максимум спектра как раз приходится на проблемную область.
На графике характеристик (2) фильтров действие аттенюатора фильтра ВЧ пищалки мы показали лишь при включённой высокочастотной коррекции (Contour). Обратите внимание на низкодобротную характеристику этого фильтра. Из девяти возможных вариантов характеристики полосового фильтра канала СЧ мы показали лишь пять: частоту среза изменяли при переключателе уровня на максимум (положение 1), а уровень переключали лишь в верхнем положении (тоже на 1) переключателя частоты среза. Располагая данными о чувствительности басовой и среднечастотной головок, можно было предположить, что наиболее употребительным (в отсутствие хотя бы частично поканального подключения) будет вариант с максимальным уровнем среднечастотника. Что касается выбора частоты среза, то, исходя из величины перекрытия полос НЧ и СЧ-головок, было решено, что фильтр НЧ надо будет установить на минимум, фильтр ВЧ (Mid) — на максимум. Насколько наши предположения оказались справедливыми, увидим чуть позже. Частота среза фильтра ВЧ полосы Mid 230/200/160 Гц, что даже несколько ниже резонанса головки.
На последующих трёх графиках мы видим АЧХ каждого из компонентов системы (без вмешательства кроссовера, «в чистоте», как говорят строители) под углом 0, 30 и 50 градусов к оси излучения. Направленные свойства среднечастотника начинают проявляться выше 4 кГц — примерно на этой частоте его было бы оптимально стыковать с твитером. Наиболее примечательна характеристика басового динамика: благодаря достаточно высокому затуханию в материале диффузора верхний резонансный пик мало выражен, а под углом 30 градусов он и вовсе незаметен.
Характеристики тех же компонентов, но включённых через фильтры, выглядят совсем иначе, что, впрочем, естественно.
Благодаря низкодобротному фильтру канала High и вмешательству «контура» АЧХ пищалки приобрела восходящий характер во всём диапазоне, что, однако, легко устраняется выключением цепи коррекции, как потом будет показано. Спад характеристики СЧ-звена (поверху) происходит очень плавно, похоже, что используется фильтр первого порядка, и по канонам теории фильтров частота среза (-3 дБ) будет равна 3,6 кГц. (Возникает риторический вопрос: а как определить «частоту раздела» в такой системе?) Можно было догадаться, что при изменении частоты среза фильтра канала СЧ ниже резонансной частоты головки изменения будут незначительны. В данном случае мы видим, что характеристика меняется лишь при переходе с первого положения на второе, и то в диапазоне выше 150 Гц; когда частота среза уходит ниже граничной частоты динамика, естественно, ничего не меняется. По мере расширения полосы НЧ-звена на его характеристике увеличивается провал с центром около 350 Гц. Вероятно, это связанно с не разгаданными нами особенностями реализации кроссовера.
На следующем графике мы наконец можем увидеть, как выглядит характеристика системы в целом и какой эффект наступает от многочисленных регулировок. Для твитера показаны все шесть возможных вариантов АЧХ. Подъём характеристики в диапазоне от 250 до 700 Гц связан с наложением (перекрытием полос) излучения НЧ и СЧ головок. Естественно, что с расширением полосы НЧ область подъёма расширяется и несколько возрастает по магнитуде. Переключатель частоты среза СЧ-звена оставили в положении, соответствующем наиболее узкой полосе, на графике показано лишь действие аттенюатора. Понятно, что уровень СЧ надо оставить в положении на максимум.
На графике 8 — характеристики акустики в штатном включении при различных углах отклонения оси излучения.
При монтаже басовых головок в объём двери полная добротность получится равной 0,49. Естественно, что при такой добротности нижняя частотная граница окажется формально высокой, но такова современная тенденция — разменивать уровень среднего баса на его импульсную корректность. В принципе, низкая добротность головки предполагает, что её можно монтировать и в компактный ящик, в объёме 2,8 л вы получите ту же граничную частоту (119 Гц), что и в двери, но добротность будет около 0,9, а это — не для акустики такого класса, сообщаю просто для ориентира. Для среднечастотника действует обычное правило: объём ящика любой. Точнее, почти любой, объём меньше 0,5 л начнёт влиять на частоту резонанса головки. Тут можно было бы поставить точку, но мы нутром или какой-то другой частью тела инженера почувствовали: не всё мы про эту акустику узнали. И если она не далась «мытьём», будем «катаньем».
Решено было проверить, а что можно получить от этой системы, если отложить штатный кроссовер в сторону и воспользоваться поканальным подключением с применением трёхполосного активного разделительного фильтра. Собственно, акустику этого класса таким образом включают чаще, чем штатным, таковы реалии автозвуковой жизни.
Отложив в сторону пассивный кроссовер, достали классический трёхполосный Macrom и стали подбирать его настройки. Наилучший найденный вариант (вместе с реальным соотношением уровней) вышел как на графике 9 (много их сегодня, да? По-другому не получалось…).
Уровень тем ниже, чем выше чувствительность головки (вот в чём прелесть «поканалки»). Частоты среза по полосам снизу вверх 215 Гц, 330/2800 Гц, 3100 Гц. Нижняя граница полосы среднечастотника теперь выше его резонанса, что должно избавить его от перегрузки.
На последнем графике показаны АЧХ каждого из компонентов системы, а также суммарная характеристика. На низких и средних частотах АЧХ приобрела «хорошо детерминированный» характер, ясно видно, что небольшой подъём на 1,4 кГц обусловлен особенностями поведения среднечастотника. Подъём с максимумом на 5 кГц вызван сложением излучения СЧ и ВЧ головок, при попытке «раздвинуть» частоты среза фильтров быстро растёт провал около 3 кГц. Как видно, оптимальным в данном случае был бы низкодобротный фильтр ВЧ, вроде того, который задействован в «родном» кроссовере. То есть налицо необходимость соединения достоинств активной фильтрации (единственный способ согласовать уровни отдачи головок) и пассивной, при которой фильтр подбирается под конкретный излучатель. Будь в штатном кроссовере возможность включения режима би-ампинга, «мытьё» и «катанье» реализовались бы одновременно и легко. Сейчас для этого надо дополнительно потрудиться, что, отметим, привычно для тех, кто работает с серьёзными компонентами и с серьёзными намерениями…
БЕСПЛАТНЫЙ СОВЕТ: эта акустика рождена для 2,5-полосной схемы.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Компонентная трёхполосная акустика
- КТО
- Focal K2 Power 165 KRX3
- ПОЧЕМ
- 42900 руб.*
- ЭТО — ПЛЮС
- Редкий запас мощности
- Широкий набор монтажных принадлежностей
- Мощный ассортимент настроек
- Достойная чувствительность
- ЭТО — МИНУС
- Несколько повышенные искажения на нижней середине
- Не предусмотрен би-ампинг (а он здесь нужен как нигде)
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Блестящие результаты — только в золотых руках
- РЕЙТИНГ
- Конструкция 9
- Частотная характеристика 8
- Чувствительность 9
- Басовый потенциал 7
- Звук 8
- Итог 41
- *На момент подготовки материала.