Михаил ЯНЧЕНКОВ, Владивосток
Умеете пользоваться Интернетом? Вот тогда зайдите на сайт avtozvuk.com и в окне поиска наберите мою фамилию. Только без ошибок, ладно?
ПОЛМИЛЛИОНА С ПРОЦЕНТАМИ
Получилось? Тогда вы знаете, как я вошёл в историю. Для тех, у кого сейчас Интернет не под рукой: в конце 2002 года я оказался полумиллионным посетителем сайта журнала «АвтоЗвук», прислал скриншот в редакцию и получил за это приз — сабвуфер Oris ASW 1244 с приложенными к нему индивидуально замеренными параметрами. С этим подарком я не расстаюсь и по сей день, во-первых, потому что это — реликвия, а во-вторых, потому что это в самом деле один из лучших когда-либо выпускавшихся сабвуферов, не только этой марки, а вообще. Теперь их уже не делают, а жаль…
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: JVC Exad KW-AVX900EE
- Усилитель: SPL-Dynamics S7006
- Акустика: AD MM2, 6 CX
- Сабвуфер: Oris ASW-1244
Давно собирался написать о проделанной работе с сабвуфером, но слишком долго раскачивался, в общем, про первую машину, где он стоял, так и не рассказал. Расскажу хотя бы про вторую.
Машина — Honda Civic 2001 года, пробег на момент покупки 36000, вроде как даже реальный. Руль — где у нас в Приморье принято, сами понимаете… Купил машинку в конце июня 2007 года. Первой целью было отъездить лето и продать в конце августа, но на удивление понравился этот Civic. Состояние офигенное, видок и динамика тоже ничего так, поэтому на семейном совете было решено на какое-то время машину оставить.
Так как машина не первая, даже с музыкой не первая, ездить со штатной акустикой не было никакого желания. Жестких ограничений по бюджету я себе не ставил, но и напрягаться особо не хотелось, поэтому по мере поступления денег решил подсобрать аппаратуру и потом установить всю самому.
Шестилетняя «Хонда» из Японии будет в лучшем состоянии, чем проездившая год в Москве. Я думаю…
Первым делом была произведена ревизия того, что есть дома и в гараже. Ревизия показала следующее:
1. Уже упомянутый «мемориальный» сабвуфер Oris ASW-1244.
2. Усилитель Xetec Gravity G-500.
3. Всякий мелкий шмурдяк в виде проводов, предохранителей и клемм.
И саб, и усилитель меня вполне устраивали, от них и решил плясать, потихоньку прикупая компоненты. Первоначально я хотел к этому усилителю добавить четырехканальный Xetec Gravity 4G-300, они одного размера с Xetec Gravity G-500 и очень удачно могли бы вписаться в багажник. Но не судьба. Посетив студию «Альтернатива», узнал, что Xetec канул в Лету. Разочарованию моему не было предела, но что делать. Деньги есть, желания — еще больше, начал искать замену. Руководитель «Альтернативы» Владислав Славов предложил на выбор две фирмы, которые он представлял: Ciare, Италия и SPL-Dynamics (не путать с SPL by Soundstream), Финляндия. На Ciare у меня как-то глаз не упал (внешний вид имеет значение), а SPL-Dynamics понравился. Четырехканальников не оказалось в наличии, и я, не раздумывая долго, прикупил красавца — шестиканального S7006.
Исходный вид торпедо и дверей Civic. Для последующего сравнения…
С головным устройством все было проще всего. Хотелось мультимедии с телевизором, mp3, DVD, карточкой, а еще лучше — с жёстким диском. Так как мне нравится фирма JVC, выборы были недолгими. В октябре 2007 года жена мне сделала подарок на день рождения — DVD-ресивер JVC Exad KW-AVX900EE. Я его доукомплектовал пультом на руль, адаптером Bluetooth KS-BTA200, жёстким диском Fujitsu Handy Drive 120GB и активной антенной для ТВ-тюнера Hitachi Mobile FANT-DA7. Позже ещё камеру заднего вида JVC KV-CM1K купил, но пока не устанавливал.
На акустику в первом варианте много денег не планировалось. Тут еще бумажник мой с приличной суммой был то ли потерян, то ли украден, непонятно. Короче, привело это к тому, что я взял два комплекта Fusion: NV-CM65 на фронт и NV-CM525 на тыл. Тыл я решил однозначно ставить, потому как система планировалась мультимедийная, а какое кино без тыловых динамиков?
Через какое-то время я у знакомого услышал, как звучит акустика AD. Жутко понравилось, и я стал внимательно присматриваться к этой фирме. Очень пришлись по вкусу комплекты MM, их хромированные грили и алюминиевые полированные корзины как нельзя лучше сочетались с купленным усилителем. Прочитав все отзывы на форумах, статью в «АЗ» (№12/2006), отбросил всякие сомнения и заказал себе в студии IntelAudio комплект AD MM2. Конечно, хотелось MM3, но — см. выше, денег было в обрез. Одно радует: у AD среднечастотники MM 4 можно приобрести отдельно, над этим я уже и задумался… На тыл был куплен комплект динамиков AD 6 CX.
Вот он, исторический скриншот
После этих покупок экономить на проводах было бы преступлением. Полистав каталоги, походив по Инету и, самое главное, по нашим местным магазинам и студиям, я собрал в машине следующее оборудование: силовые провода 2 и 4 GA (DAXX и Dietz), акустические посеребренные провода DAXX S94 для акустики и Phoenix Gold 12 GA для саба, сигнальные кабели DAXX R99.
Из прочего: клеммы аккумуляторов DAXX, дистрибьюторы Stinger и Oris из старых запасов (что-то пришлось просверлить, что-то подпилить под нужные мне размеры), три компьютерных вентилятора 40 х 40 мм, один Stinger SF 4. Дополнительный аккумулятор Optima Yellowtop дополнен конденсатором Stinger SHDAH12 (12 Ф). Все устанавливалось и собиралось долгими осеннее-зимне-весенними вечерами и выходными, начал работу где-то в ноябре 2007-го, а закончил — могу точно сказать когда: в 4 утра 25 мая 2008 года. То есть в день соревнований, так принято…
Как, собственно, всё делалось. Силовой провод прошел по правой стороне, сигнальные провода — по левой и акустические — по центру машины. Минусовой провод я решил не тянуть через всю машину, просто заземлил на корпус 2-м гейджем рядом с основным аккумулятором. Дополнительный аккумулятор заземлен в двух местах, один раз рядом с ним, второй — рядом с усилителем через дистрибьютор. Сделано так для того, чтобы дополнительный аккумулятор можно было снять при надобности.
Первым местом прописки призового Oris стал багажник Toyota Levin. Багажника давно нет, а с сабвуфером ни за что не расстанусь
Плюсовой провод идет до дистрибьютора в отсеке для усилителя, в него же заведен и плюсовой провод от второго аккумулятора. От этого дистрибьютора провод идет на блок предохранителей и далее в конденсатор. От конденсатора 20-сантиметровым кусочком провода 2-го гейджа подключен усилитель. Провод Remote от головного устройства идет также до конденсатора, у которого есть встроенное реле, и от него на усилитель. От конденсатора я запитал (через предохранители) вентиляторы охлаждения: канальный «Стингер» на выдув и три кулера 40 х 40 на приток, а также подсветку усилительного бокса.
Шумоизоляция была проложена в щадящем режиме, веса и так много ожидалось. Двери проклеены в таком порядке: Noisebuster VD-13, STP вибропласт, битопласт на внешнюю сторону двери, визомат, сплен, битопласт на внутреннюю. На пол салона и багажника, на колесные арки наклеен визомат, но только в промежутках между штатной изоляцией. Сверху всё закрыто сплэном. Потолок проклеен вибропластом и сплэном. В принципе, получилось все очень удачно, добавлять, на мой взгляд, ничего не нужно.
Фронтальные подиумы я сделал с разворотом. За основание подиумов взяты два пластиковых фланца от вентиляции диаметром 160 мм, после обрезки обшивки, удаления штатных решеток вошли как родные. После установки обшивки на место они были отрегулированы для плотного прилегания к металлу двери и зафиксированы саморезами. Далее обшивка была снята (ох, сколько раз приходилось снимать и ставить…), обклеена малярным скотчем, сверху обычным скотчем и по этому слою — стеклотканью. На получившуюся скорлупку с помощью клея под нужным углом было прикреплено опорное кольцо для мидбаса. На эту конструкцию я натянул ткань под названием Lycra, пропитал эпоксидкой, проклеил стекломатом сверху, ну и прошпатлевал-прошлифовал. Сверху все обтянуто серой кожей DLS. Подиум собран с обшивкой с помощью саморезов и клея. Для того чтобы устранить возможную вибрацию, с обратной стороны обшивки с помощью стержней и клеевого пистолета фланцы были просто залиты расплавленным полиэтиленом. Изнутри на фланцы и подиум наклеен визомат. Обшивка с подиумами притянута к металлу двери саморезами. Конструкция получилась достаточно жесткой, надежной и, на мой взгляд, довольно симпатичной.
На стойки лобового стекла по «чулочной» технологии я изготовил подиумы под пищалки. Из фанеры вырезал кольца, закрепил с помощью металлических полосок и саморезов к пластиковым накладкам, отрегулировал и обтянул чулками (они не такие упругие, как лайкра), пропитал эпоксидкой. Потом по очереди лайкра, стекломат и шпатлевка. Все с промежуточной шлифовкой. После доведения до состояния «яичко» я отдал стоечки на покраску, спасибо девочкам из мастерской «Белая ворона», они придали накладкам заводскую шагрень и цвет. Кроме этого, под шумок, я еще «зааэрографил» рамку центральной панели, подиум вольтметра (без него никак, я уже знаю!) и аэрбег на руле. Все получилось очень даже ничего. Это уже потом, на соревнованиях, с меня сняли баллы за то, что немного вытянул подиумы под пищалки, оказалось больше 4 см. Но я из-за этого не переживаю, самому-то нравится… Динамики в задние двери установлены простенько, через фанерные кольца, которые я вырезал фрезером. AD 6 CX имеют внешние кроссоверы, они были установлены там же на двери, на выпиленной из алюкобонда площадке.
Кроме как в багажнике, для усилителя места не было. Чтобы сохранить доступ к запасному колесу и место, я решил усилитель поместить в поднимающийся ящик над запаской. Вес немалый, и для облегчения подъема ящика установил газовые амортизаторы от капота Nissan Gloria. Ящик сделан из 10-миллиметровой фанеры, собран на жидких гвоздях с небольшими саморезами, для прочности все швы проклеены стелотканью с эпоксидкой.
Верхняя крышка также из фанеры 14 мм с выфрезерованными под стекла окнами. Для подсветки использованы 14 синих светодиодов. Для лучшего отражения светодиодов я установил металлические зеркала от потолочных панелей.
Сабвуфер выклеен из стеклоткани и эпоксидки по обводам багажника. Опорное кольцо под головку отфрезеровал из 20-миллиметровой фанеры и закрепил на заготовке под нужным углом. Сверху все обтянуто той же лайкрой и пропитано эпоксидкой. Далее обычная технология: эпоксидная смола, стеклоткань, шпатлевка-шлифовка. Ящик получился объемом 27 л, недостающие литры добрал, набив ящик синтепоном. Головка ASW 1244 двухкатушечная, каждая катушка запитана от своего канала усилителя. Для подключения проводов в ящик я установил два XLR разъема. Сверху все обтянуто карпетом в цвет салона.
В четыре утра на свои уши подстроил системку, заехал домой умыться и — вперед на соревнования. Судьи мою работу оценили 3-м местом в классе «Любитель 7 каналов», при замерах по звуковому давлению был показан результат в 130 дБ. Я думаю, неплохо для совсем не профессионала. Те давнишние «полмиллиона» принесли свои проценты…
Подиумы пищалок, «чулочная» классика. За лишние миллиметры потом судьи критиковали, но я не огорчаюсь
Фигуристые подиумы фронтальных мидбасов
Тыловые коаксиалы установлены по более простой схеме
Спасибо мастерицам из «Белой вороны» за наше счастливое… в смысле — за новый стиль интерьера
В подъёмном боксе расположились усилитель, буферная ёмкость, кроссы фронтальной акустики. В центре — канальный Stinger, на задней стенке — 40-миллиметровые кулеры
Новый корпус сабвуфера (для той же головки) — практически полностью стеклопластиковый