Совершенствование технологий и неумолимость рыночных отношений постоянно устанавливают новые правила. Большинство из них кажутся подлинным подарком потребителям, по крайней мере на первый взгляд.
НОВАЯ ЭСТАФЕТА
Supra SRD-A4300 | JVC KS-AX4505 | Kenwood KAC-8404 | Kicx QS 4.95 | Power Acoustik LFA4-840 | Fusion EN-AM60040 | Audiotop AX 55.4 | SPLDK4-1000 | Magnat Tribal X Four Limited
Действительно, жесткая конкурентная борьба и (во вторую очередь) технический прогресс приводят к постоянному снижению цены готовой продукции. Если несколько лет назад нормальным казалось отдать за четырехканальный усилитель четыре сотни безусловных единиц, то теперь эстафета «4 по 100» для многих стала сродни мотовству. Даже абстрагируясь от набившего оскомину и многих ударившего по карману мирового финансового, можно утверждать, что мало кто любит совершать необдуманные траты. Нет, нам известно, конечно, что иной раз люди покупают не вещи, а некий статус. Но с целью приобретения (или подтверждения) статуса человек и купит Status, а если усилитель, то какой-нибудь McIntosh — а к усилителям стартовой ценовой категории все эти заморочки вряд ли относятся. Будем исходить из того, что типичный приобретатель такого продукта разбрасываться деньгами не привык. В результате известных глобальных процессов популярность приобретает эстафета антикризисная, которая называется «4 за 100». Коридор Центробанка тоже внёс свою лепту, но не в нём одном дело.
Понятно, что среди призов в «новой эстафете» редко можно встретить усилитель с каким-нибудь уж очень громким именем, однако своё право на существование они доказывали уже не раз. Интересно отметить, что младшие, двухканальные братья многих участников сегодняшнего теста побывали в нашей лаборатории в рамках смотра одноклассников в прошлом месяце. В тот раз они не вызвали у нас острой реакции отторжения, так что и к этому испытанию мы подходим с легким сердцем. Хотя, честно говоря, оснований для настороженности хватает. Чего греха таить, все мы знаем, как появляются продукты беспрецедентно низкой стоимости. В ход идут и спорные технические решения, и сомнительные комплектующие. Мы уже столько раз обращали внимание на недопустимо низкое значение переходного затухания во многих моделях бюджетных усилителей, что, кажется, должно бы поднадоесть. Но что делать, если этот показатель не слишком прогрессирует, а некоторые вновь появляющиеся модели могут не без оснований претендовать на звание рекордсменов по этому показателю (и не в хорошем смысле).
Открываем навскидку рекламное описание усилителя от всеми почитаемого производителя. И что мы там увидим? Там будет указана мощность в различных вариантах включения, а иной раз и измеренная по разным методикам, может быть приведено значение КНИ и наверняка будет указано отношение сигнал/шум. Приводимые параметры (кроме мощности) частенько кажутся будто взятыми с потолка, а показатель переходного затухания, как правило, в этот перечень вообще не входит. Хотя он как минимум не менее значим, чем относительный уровень шумов, и уж наверняка, важнее, нежели коэффициент нелинейных искажений для транзисторного усилителя, построенного без грубых ошибок. Вернее, точное значение всех этих параметров (включая и мощность, кстати) не столь важно, пока эти значения находятся в «рамках приличий».
Какие же технические характеристики современного четырехканальника мы считаем приличными, а какие нет? Итак, начнем по порядку. Для работы с фронтальной или тыловой акустикой максимальная мощность (которую мы всегда измеряем при КНИ, равном 1%) должна быть не ниже 60 Вт, в противном случае, учитывая невысокую отдачу «нашей» акустики и, наоборот, довольно высокий фоновый шум в наших «концертных залах», громкости может не хватить. По-хорошему, усилитель желательно настраивать так, чтобы до ограничения сигнала не доходило даже на максимуме громкости, но в том-то и дело, что настроить маломощный аппарат «по-хорошему» не всегда получается. А продукты ограничения сигнала (клиппирования) поначалу убивают музыку, а при дальнейшем наращивании громкости переходят к убийству пищалок. Если же мощность усилителя избыточная (скажем, от 120 Вт и дальше), то весьма «громкий» сигнал для акустики, заставляющий её работать на пределе возможностей, будет ещё «не громким» для усилителя. То есть мощность от усилителя вы всё равно снимаете среднюю, а эффективный уровень шума здесь будет повышен. Повышенными будут и ток покоя, и выделение тепла, и «поглощение» полезного пространства багажника (реже — салона). Вам это надо? Другое дело, когда усилителю придется работать с сабвуфером, тут уж желательно, чтобы мощность в мостовом режиме была не ниже 250 Вт (оптимально 140 Вт и более на канал с нагрузкой 2 Ом). Аппараты, обладающие большей мощностью, получают у нас дополнительные баллы, но в большинстве случаев резервы мощности актуальны только для работы с сабвуфером.
КНИ для усилителей, работающих в широкой полосе, при мощности в 10% от максимальной не должен быть выше 0,1%, дабы уровень вносимых усилителем искажений не оказывался сравнимым с уровнем искажений, вносимых динамиками. Ни к чему это, сами понимаете, а в отличие от случая с акустикой технических проблем с поддержанием низкого уровня искажений не возникает.
Есть один из параметров, в отношении которого претензии у нас возникают всё реже. Это диапазон регулирования чувствительности. Как известно, если минимальная чувствительность усилителя не выше 3 В, то могут встретиться такие головные устройства, которые при максимальном уровне громкости всегда будут перегружать усилитель, если предел перестройки чувствительности ещё ниже, то и вероятность встретить такое устройство становится выше. Но, похоже, азиатские изготовители всё же заучили: чтобы у дистрибьюторов не возникало лишних вопросов, регулировка чувствительности должна быть сделана широкой. Другое дело, что чем шире диапазон, тем ниже точность настройки уровня с помощью такого регулятора, но это всё же меньшее из двух зол.
Отношение сигнал/шум, представляющее собой отношение сигнала, соответствующего максимальной мощности, к сигналу шумовому, по канонам звукотехники измеряется с применением так называемого взвешивающего фильтра. Существует целое семейство взвешивающих фильтров, каждый из которых несколько по-своему преобразует спектр шумового сигнала. Среди них фильтр IEC A, возможно, не самый «правильный», однако так исторически сложилось, что практически все производители применяют именно его, поэтому и мы при измерениях пользуемся именно этим фильтром. По нашим критериям относительный уровень шума не должен быть выше -90 дБА.
О переходном затухании уже было сказано и прежде, и сегодня. Мы начинаем снижать оценку за технический уровень, если этот показатель (на частоте 1 кГц) хуже 60 дБ. Дело в том, что согласно закону электромагнитной индукции с ростом частоты растёт и величина наведённой помехи, на 10 кГц при тех же условиях переходное затухание составит уже 40 дБ. И, пожалуйста, не думайте, что это слишком жёсткое требование, у грамотно сделанных усилителей разделение каналов на 1 кГц бывает и 75 дБ, и даже выше.
Полосу пропускания усилителя мы считаем достаточной, если верхняя граница воспроизводимого диапазона частот (по уровню -1 дБ) находится не ниже 30 кГц. Я не буду утверждать, что человек каким-то непостижимым образом ощущает ультразвук (для начала он ещё должен присутствовать в исходном сигнале), всё гораздо проще: соблюдение упомянутого условия означает, что вносимые усилителем амплитудные искажения на высоких (звуковых) частотах будут минимальны. Устойчивость усилителя проверяется на нагрузке емкостного характера: параллельно резистору 4 Ом включается емкость 0,47 мкФ. Мы считаем оптимальным, если при воспроизведении меандра с частотой 20 кГц ток потребления меняется не более чем на 10%, а начальная амплитуда генерируемой высокочастотной помехи не превышает 0,1 от амплитуды полезного сигнала. По нашему опыту о проблемах с устойчивостью нужно говорить, когда ток возрастает вдвое (больше не получится в любом случае — защита блока питания устанавливается именно на этот рубеж) и/или когда амплитуда аддитивной помехи превышает 10%. Разумеется, в музыкальном сигнале меандр с частотой 20 кГц вряд ли можно встретить, но именно такой сигнал выявляет склонность усилителя к внесению отсебятины на более низких и более информативных частотах. Даже кратковременное «замешательство» аппарата на 4 — 8 кГц приведёт к потере динамики и размазыванию звуковой сцены.
Место, определенное под вводную речь, стремительно тает. Даже в XXI веке нет никакой возможности объять необъятное. Что ж, к вопросу о том, какими способностями должен и какими привычками не должен обладать современный четырёхканальник, мы вернёмся в следующем месяце в рамках теста усилителей с несколько более внушительными ценниками.
МЁД & ДЁГОТЬ
Интересно: несмотря на присутствие в тесте закалённых фирм усилительной специализации, лучше всех выступили два «головастика (смысл термина, вероятно, понятен: это кто более известен своими головными устройствами). Их имена: JVC и Kenwood. Kenwood получил победный балл за компоновку, этот балл как бы «легче» иных прочих. JVC — хорошо упакованный усилитель, однако в число не самых сильных его сторон входит и ограниченный частотный диапазон, а это тоже не «лидерская» особенность. Дать кому-либо из них звание «Лидера» рука не поднялась, хотя мы не раз подтверждали, что оценки в тестах ограничены пределами исследуемой группы, вынуждены отметить: в этой ценовой группе показатели скромны даже у лучших. Поэтому: «Лидера» сегодня не даём никому, имеем право, JVC и Kenwood оба становятся «Фаворитами».
Далее в рейтинге идут ещё три участника: Kicx, Audiotop и Magnat. Первые двое из этого списка выступили в тесте сходным образом, Magnat обошёл всех «коллег» по мощности, но реализация фильтров у него оказалась небезукоризненной. Все трое, однако, вполне заслуживают нашей «Рекомендации».