РАВНЕНИЕ НА СЕРЕДИНУ!
Как я понимаю, эту команду подают каждый раз, когда перед строем появляется начальство или когда кого-то собираются награждать. Второй случай как раз подходит к любому нашему групповому тесту, а значит, и к этому тоже…
Ground Zero GZHC 13X | Eton PRO 140 | Focal 130VB | Polk Audio DB5251 | Rainbow SAX 230.20
На этом мы военную тематику быстренько сворачиваем и с ходу возвращаемся туда, где чувствуем себя не в пример увереннее. Кстати говоря, было бы очень неплохо, если бы вышеозначенную команду кто-нибудь почаще подавал разработчикам трёхполосной акустики. А то, знаете ли, если «серединка» провалена по уровню, аудиофильски выверенного звучания от такой трёхполоски обычными методами не добиться. Известен, разумеется, выход — воспользоваться поканальным усилением. Но этот вариант подходит по большому-то счёту для любого, почти случайного набора компонентов, вопрос только в том, можно ли набор головок, не вполне согласованных по чувствительности, считать компонентной системой? Впрочем, все эти россыпи мудрости к предмету настоящего теста, к счастью, не относятся. Сегодня, как вы уже поняли, у нас тест двухполосной акустики калибра 5 дюймов, причём той, что «подороже».
И тут нам придётся хотя бы несколько фраз посвятить финансовой тематике. Что такое «подороже» — когда-то было совершенно ясно, это когда мы пользовались американскими денежными единицами. В частности, применительно к предмету сегодняшнего исследования это звучало как «свыше 150 и до 230 долларов США». Потом от использования иностранных денежных единиц мы отказались по причине идиотского, но тогда общепринятого оптимизма. Зато теперь вследствие эксцентричного поведения рубля по отношению к тем денежным единицам, в которых осуществляются расчёты за импорт, предсказывать, как будут выглядеть рублёвые цены к тому моменту, когда журнал увидит свет, мог бы разве что Михайло Нострадамус, но и он, насколько мне известно, охотнее брался за долгосрочные прогнозы. Словом, приведенные в любом из наших тестов данные соответствуют ценам на момент подготовки материала (а это вскоре после Дня защитника — думаете, заголовок на пустом месте взялся?).
О том, в чём заключаются достоинства и в чём кроются недостатки системы каждого предыдущего (уменьшенного) типоразмера по сравнению с последующим (увеличенным), мы с вами обсуждали уже не раз и не четыре. Конечно, у периодических изданий есть свои законы, и мы не можем начинать тест каждого следующего класса техники, что называется, «с ходу», то есть обходясь без стадии более или менее обстоятельного и постепенного разгона. Но уж «пятёрки»-то мы обсуждали буквально в тесте прошлого номера, и довольно подробно, помнится, приводили какие-то проценты и децибелы. Я, конечно, могу (и впредь ещё буду) повторять известные вещи вновь и вновь — но не ежемесячно же? Словом, пропустим рассуждения плана «вот это лучше», а «вот это хуже», но избежать соблазна сделать некоторые выводы я не смогу, тем более что выводы получаются поучительные.
Да, уровень нелинейных искажений у «пятёрок» чуть выше, чем у «шестёрок», чувствительность и басовитость ниже. О чувствительности и искажениях было довольно говорено месяц назад. Что же касается басовитости… В первую очередь возможности головки по воспроизведению низкого баса определяются её резонансной частотой. (Свою роль играют и оставшиеся два «главных» параметра Тиля — Смолла, но это уже как бы роли второго плана.) И вот, если мы возьмём статистику по частоте собственного резонанса Fs мидбасов из первой части теста пятидюймовых, вычислим среднее арифметическое и точно так же определим аналогичный параметр из нынешней части, то получим соответственно 83,5 и 59,0 Гц. Допустим, что выборка сегодня не очень представительная, среднее значение могло бы оказаться чуть выше, но качественный вывод будет вполне определённым: более дорогостоящая акустика имеет и более солидный басовый потенциал. Приходится ли для этого жертвовать чувствительностью? В сущности, нет. Как было уже не раз отмечено, просто так, «в лоб», сравнивать чувствительность двух компонентных систем не очень честно, поскольку разброс может быть вызван неумеренно энергичным твитером, и если в домашней акустике твитеры и мидбасы в какой-то мере согласуют, то «у нас» это правило не действует. Так вот, памятуя о данном ограничении, всё же берём и сравниваем среднюю чувствительность, определённую на основании статистики прошлого теста и нынешнего. Получаем 87,4 дБ/Вт (месяц назад) и 87,8 дБ/Вт (сегодня). То есть как минимум чувствительность в жертву разработчики приносить не стали.
Как это может быть, спросите? Собственно говоря, пути два. Либо облегчать подвижную систему, но тогда, чтобы не допустить роста частоты резонанса (а мы уже знаем, что она не только не растёт, но вовсе даже наоборот, снижается), надо увеличивать и эквивалентный объём Vas, а значит, объём оформления потребуется больше. Потом, не надо забывать про ещё один подводный камень — использование мягкого подвеса может повлечь за собой рост нелинейностей за счёт большого хода диффузора. Второй путь заключается в увеличении энергии магнита, конкретно — наращивании величины силового фактора Bl. Кстати, могу в очередной раз напомнить, что головки с большим эквивалентным объёмом требуют (при прочих равных условиях) и большего объёма акустического оформления (ящика). А головки с высоким Bl требуют, наоборот, более тесного ящика, а следовательно, частота собственного резонанса в ящике будет возрастать и тем самым лимитировать басовую границу динамика. И мы ещё раз убеждаемся в справедливости тезиса, гласящего, что нельзя создать басовый громкоговоритель одновременно с низкой частотной границей, высокой чувствительностью и компактным объёмом — какой-то из параметров вам обязательно придётся принести в жертву двум оставшимся. В частности, у эстрадных громкоговорителей нет и следа компактности, а в домашних колонках частично жертвуют и басовитостью, и чувствительностью. Разработчики головок для наших сабвуферов сознательно отдают на заклание чувствительность, дабы выиграть в компактности, а поскольку благодаря компрессионной работе салона в наших условиях нет смысла удерживать низкую граничную частоту, то бас-машины получаются похвально компактными.
Но, по-моему, мы опять отвлеклись. Давайте поглядим, что ещё произошло со статистикой при переходе от теста прошлого номера к нынешнему. Средний эквивалентный объём по выборке был 4,70, стал 6,92 л. И опять, даже с учётом ограниченной репрезентативности, всё равно ясно, что мидбасы «подороже» становятся и мягче, а значит, как можно предвидеть, они уже не так охотно пойдут в кикпанели, как их более «демократичные» коллеги. Впрочем, у нас такой вариант монтажа мидбасов в любом разе не пользуется большой популярностью, но знать это не вредно. А вот в отношении силового фактора сколько-нибудь обоснованные выводы сделать сегодня не удастся. Статистика по группе прошлого номера даёт 4,20 Тл м, по группе сегодняшней — 4,19 Тл м, с учётом возможного разброса показатели идентичны. Можно ещё попробовать сравнить средние показатели полной добротности, получим соответственно 0,769 (было) и 0,732 (стало). Впрочем, можно заметить, что в прошлой группе не было ни одного участника с полной добротностью ниже 0,6, а сегодня есть и ниже 0,6, и один даже ниже 0,5. Так что можем всё же сделать осторожный вывод, что у «продвинутых» мидбасов не только эквивалентный объём имеет тенденцию к росту, но и магниты становятся мощнее.
Есть опасение, что за математикой мы того и гляди потеряем суть. А суть оказалась небезынтересной. Частотный диапазон типичного пятидюймового мидбаса, пусть и не такой широкий, как у «четвёрки», по-любому шире, чем у «шестёрки». Учитывая неистребимое стремление авторов разработки к упрощению кроссовера (а иногда и просто неумение рассчитывать схемы чуть сложнее стартового уровня), нетрудно понять, отчего фильтры (конкретно — фильтры НЧ) частенько работают не самым лучшим образом. Как результат, четырёхдюймовые мидбасы заходят далеко в области работы пищалки, и взаимодействие двух излучений нередко является источником неприятных сюрпризов. Мидбасы калибра 6 дюймов, случается, даже и без всякого фильтра, до полосы твитера немного не доигрывают либо, бывает, слишком агрессивно себя ведут в переходной области. У мидбасов среднего калибра и полоса довольно широкая, и зонная «ломка» у них не так заметна. Вместе с тем полоса у них и не такая широкая, чтобы возникали серьёзные проблемы от взаимодействия с пищалкой. Поняли, наверное, куда я клоню? Что действительно равняться на середину — точнее, на мидбасы среднего калибра 5 дюймов (13 см, то есть) очень даже имеет смысл.
Теперь приготовьтесь к худшему. То есть к худшему для меня. Сейчас я буду перечислять те особенности конструкции, которые при описании компонентов акустики будут приниматься как само собой разумеющиеся. Ну а вам, конечно, проще: кто их уже выучил наизусть, может без ущерба для себя переворачивать страницу. До встречи на обороте.
Начинаем с пищалки — для разнообразия. По умолчанию считаем, что у неё купольная мембрана. Если про материал разработчиком ничего не сказано и мы говорим «мягкий купол», это означает, что материал представляет собой ткань из синтетического волокна, но вовсе не обязательно, что это синтетический шёлк. (Собственно, дистанция между «шёлком» и «не шёлком» порой довольно условна. Диаметр мы измеряем по куполу, а не по подвесу. В число монтажных принадлежностей пищалок так называемые «чашки» (для установки в толщу материала) входят практически всегда, поэтому, как мне кажется, мы имеем полное право о них не упоминать. Для корпуса, предназначенного для монтажа не поверхность, мы, как правило, указываем угол разворота оси — это тот угол, на который ось излучения разворачивается относительно перпендикуляра к поверхности опоры. Если при описании кроссовера тип конденсатора не указан, он оксидный (электролитический), если про сердечник катушки не сказано ничего, магнитного сердечника у неё нет. Корпус мидбаса считаем штампованным. Подвес по умолчанию резиновый (в разновидностях резины пусть разбираются химики, для всех остальных слово «бутилкаучук» информации почти не содержит), ширину считаем равной 9 — 10 мм. Если про материал и форму центрального колпачка ничего не сказано, то он: а) пластиковый, б) жёсткий, в) выпуклый. «Стандартная» высота магнита для данного типоразмера когда-то была 12 мм, но давно уже для «пятёрок», как и для «шестёрок», мы принимаем этот размер равным 15 мм. Если рамка решётки монтируется снизу, под обод корпуса, об этом будет упомянуто. По умолчанию, во-первых, обод ставится сверху и, во-вторых, дополнительной защиты от акустического короткого замыкания создать не может. Что-то забыл? Да — диаметр звуковой катушки 25,4 мм (фактически это диаметр каркаса, катушка получается чуть больше). Для подключения к акустическому кабелю должны использоваться клеммы типа «лопаточки», но, как и прежде, наиболее надёжным способом крепления остаётся пайка. Ну а теперь… Типа — смирно! Равнение на середину!
МЁД & ДЁГОТЬ
Участники сегодняшнего теста подобрались очень ровные. За одним исключением, впрочем: завершающий группу Rainbow выступил настолько мощно, что остальные одноклассники даже не смогли вставить слово в учёный спор за звание «Лидера». Удачная получилась акустика — басовитая, музыкальная, да и сделана на совесть. Из оставшихся четверых одноклассников трое набрали одинаковое число баллов: Ground Zero, Focal и Eton. Из этих троих звучание акустики Eton понравилось больше всех, если бы не некоторая жёсткость на верхах, было бы вообще замечательно. Поэтому второй представитель германской школы удостаивается звание «Фаворита». Ground Zero один из баллов получил за исключительное качество исполнения, а в наиболее сложных случаях мы считаем этот балл чуть менее весомым. Потому «Рекомендация» сегодня — представителю Франции, Focal, а вернувшийся в наши тесты после двухлетней отлучки «новый германец» с первого раза на пьедестал не взошёл.