Роман ТРЕТЬЯКОВ, г. Узловая Тульской обл.
Такой вот у нас уникальный город, с женской фамилией Узловая. На самом деле понятно, конечно: была станция, потом выросла в город, а название осталось.
УЗЛОВЫЕ ВОПРОСЫ
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-P88RS
- Усилители: Boston GT20, Boston GT24
- Акустика: Alpine SPX-177R, AD M35 Neo
- Сабвуфер: Alpine SWR-1042D
Между прочим: до 1877 года станция называлась Хрущёвская. Если бы вовремя не стала Узловой, в 1965-м точно бы переименовали в какой-нибудь Красносоветск. Впрочем, имя города для меня не было узловым вопросом, мне интереснее было решать другие…
Увлечение автозвуком у меня возникло лет шесть назад. Когда я получил права, у нас в семье уже был ВАЗ-2106. Автомобиль эксплуатировался мало, так что его состояние было близко к идеальному. Для озвучки я поставил туда компонентную акустику и усилитель Ivolga, сабвуфер Fusion, головным устройством было JVC восьмой серии.
Подбирать компоненты мне советовал знакомый, работающий в сфере car audio. Он же и давал полистать ваш журнал. В то время для меня это были просто картинки, а в тексте много непонятного. Чем больше номеров я просматривал, тем больше становилось понятно, тем сильнее становился интерес к автозвуку. Стал читать информацию в Интернете и форумы. Через некоторое время основами автозвука, можно считать, овладел, а это, как вам всем известно, означает: поначалу установленная музыка перестала устраивать, понял, что хочу чего-то большего. Но бежать в магазин за новыми компонентами я не торопился. Продолжал изучать статьи в вашем журнале и всевозможные форумы по данной тематике, посетил немало этапов соревнований по автозвуку, а также семинар EMMA, проходивший в Москве весной прошлого года. Вот теперь хочу рассказать об инсталляции, которая вобрала в себя опыт предыдущих.
Систему строил на компонентах добротных, проверенных, но не отличающихся заоблачной ценой. Цель работы — создание музыкальной системы, которая сможет не просто издавать звуки, а на которой будет не стыдно выступить на соревнованиях по SQ. Одно из условий — установить компоненты по возможности скрытно. Решено было действовать по схеме в 2,5 полосы плюс сабвуфер.
В автомобиле были проведены работы по вибро- и шумоизоляции. Обработке подверглись пол, двери, арки колес, багажник и крышка капота. Использовались материалы «Вибропласт М1» и «Сплэн». Всего легло около 20 листов. В результате машина стала заметно тише при любых оборотах двигателя.
Головным устройством выбран Pioneer DEH-P88RS, для установки которого было заново изготовлена центральная консоль. Основой новой консоли послужила штатная пластиковая. По её подобию элемент за элементом строилась новая, состоящая из 11 отдельных деталей из фанеры. Затем всё обтягивалось винилом двух цветов — серого и черного, это сочетание присутствует во всём оформлении салона. Рядом с ГУ расположился бортовой компьютер.
Сигнал от ГУ идёт по трём парам линейных кабелей в багажник, где находится усилительный блок. В качестве усилителей взяты Boston GT, отличающиеся от большинства высокой скоростью нарастания сигнала и умением воспроизводить мельчайшие детали фонограммы.
В багажнике был сделан фальшпол, состоящий из двух отделений — малого и большого. Оба отсека снабжены откидными крышками, обтянутыми карпетом, под остальное оформление багажника. При опущенных крышках вмешательство в багажное отделение выдаёт лишь поднятый на 140 мм пол. Материалом для изготовления короба послужила фанера. Малый отсек предназначен для хранения аптечки и огнетушителя. В большом разместились усилители, дистрибьюторы питания и буферная ёмкость. Пол здесь выполнен двойным: нижний отсек скрывает всю проводку. Акустические, силовые и линейные провода надёжно закреплены с помощью монтажных скоб к фанерному основанию. Минусовой дистрибутив — из медной пластины, на которую с помощью болтовых соединений закреплены провода в медных наконечниках. На кузов отрицательный дистрибутив заземляется кабелем сечением 4Ga под штатный болт, расположенный под задним сиденьем.
Сабвуфер сделан на одной 10 дюймовой головке Alpine SWR-1042D. Катушки соединены последовательно, в результате сопротивление составило 8 Ом, что благоприятно сказалось на демпфировании. С объёмом экспериментировать не стал, его оптимальное значение для этой головки давно известно: 14 л в оформлении ЗЯ дает идеально ровную АЧХ, что и требовалось. Стенки корпуса выполнены по сэндвичной технологии: на две стенки из 15-миллиметровой фанеры наклеены STP M1, далее этими сторонами стенки приложены друг к другу и стянуты. В итоге со всеми проставками ящик с динамиком нагрузил заднюю ось машины килограммов на тридцать, для заднеприводной машины это даже полезно. Корпус установлен на «ступеньку» в багажнике, а диффузор через отверстие в задней полке играет в салон. Заново была сделана накладка на заднюю полку и обтянута акустически прозрачной тканью. Увидеть динамик при установленной накладке невозможно, как будто ничего и нет. На раскачку сабвуферного звена отведен самый мощный усилитель в системе — Boston GT24. Фронт обслуживают два GT20, которых для этой роли вполне хватает.
Мидбасы в системе из комплекта Alpine SPX-177R. Это динамики с явно выраженной «ящичной» добротностью, требующие для правильной игры от 9 до 15 л закрытого пространства. В одной из предыдущих инсталляций динамики играли в дверях на объем 9 л с заполнением, но желаемого результата я от них так и не добился. Прослушивание в тестовых боксах объемом 12 л с наполнением из синтепона дало желаемый результат. На этом было решено остановиться. Однако такой объем на дверь вазовской «классики» уже не «навесишь», значит — ставим под сиденье. У такой установки тоже есть свои плюсы, тем более в трехполосной системе. Материал корпуса — 15-миллиметровая фанера, обтяжка — карпет.
Далее идут самые важные элементы системы: СЧ и ВЧ-звенья. Высокочастотники уже имелись от комплекта SPX-177R. Выполненные по технологии кольцевого излучателя, они меня вполне устраивали. Осталось определиться с СЧ-диапазоном. Считая, что данный диапазон является важнейшим, выбрал диффузорник AD M35 Neo.
Разносить в пространстве динамики не стал, стараясь приблизиться к точечному источнику. Для установки СЧ-динамика было выточено стальное опорное кольцо, для ВЧ — деревянное. Поиск оптимального положения занял около недели, затем подиумы приобрели нужную форму с помощью текстильной технологии и были перетянуты винилом. Крепление каждого подиума производится с помощью 3 болтов М5 под шестигранник непосредственно в металл стойки. Таким же образом крепится к опорному кольцу и сам СЧ-динамик. В результате крепление получилось очень жестким, и раннее затухание излучению динамиков не грозит.
В моторном отсеке установлен главный автомат системы номиналом 100 А, который соответствует сечению проводки в 4Ga. Вся силовая проводка защищена гофрированной трубкой. В местах прохождения из моторного отсека в салон кабель защищен пластиковой втулкой. Концы кабелей заделаны в промышленные медные луженые наконечники и термоусадочную трубку. В салоне все кабели проложены по полу и закреплены по всей длине полосками STP М1.
Настройка системы довольно стандартна: сабвуфер играет все, что ниже 60 Гц, мидбас от 60 Гц до 315 Гц, середина от 315 Гц до 3,5 кГц, все, что выше — отыгрывает твитер.
Систему доделал за два дня до начала регионального этапа EMMA в Воронеже, куда и отправился. Итог выступления: шестое место из восьми участников в категории «Любитель 5 каналов». Подвёл инстал, а точнее — невнимательное изучение правил. Несмотря на неважный результат, первое выступление оставило много положительных впечатлений. Познакомился с другими участниками, судьи дали несколько советов по улучшению как звука, так и инстала. Так что резерв появился…
Но решать все узловые вопросы придётся на новой машине, с этой все компоненты уже сняты, а сам автомобиль продан. В гараже уже стоит Ford Focus и ждет своего часа. С ним и буду решать…
Для начала «классика» была полностью шумоизолирована
Основа: 11 элементов консоли в сборе
Обтяжка деталей
Готовая консоль
Строительство корпуса сабвуфера
Устройство сэндвичных панелей
Корпус на «ступеньке» багажника
Примерка компонентов
Проводка на нижней поверхности монтажной панели усилителей
В окончательной версии усилители расположились по-другому
В нужных местах нужные провода выныривают из панели
Компоненты готовы к работе
Первый вариант установки мидбасов: ЗЯ объемом 9 л на двери
ЗЯ для мидбасов выполнены из 15-мм фанеры с ребрами жесткости внутри
Готовые боксы с опорными кольцами и заполнением
Вид на левый бокс при снятых сиденьях
Окончательный вид салона
Оптимальное положение опорных колец зафиксировано термоклеем
Кольца готовы к «текстильной обработке»
Головки к кольцам крепятся на винтах «под шестигранник»
Так же закреплены и подиумы к стойкам
Готовые подиумы СЧ/ВЧ-излучателей
Багажник ничем не выдаёт своей аудионачинки